стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
166
Dani Max 16 мая 2017, 21:47

Где делают двигатели для самолетов Sukhoi Superjet 100 (фоторепортаж)

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
Недавно мне удалось побывать в Рыбинске, что в Ярославской области, а здесь живёт одна из ведущих двигателестроительных компаний России — ПАО «НПО «Сатурн». Конечно же, я не удержался и заглянул к ним на огонёк. Между прочим, именно они сейчас собирают авиационные двигатели для самолетов Sukhoi Superjet 100, кроме этого разрабатывают, производят и оказывают последующий сервис и других газотурбинных двигателей (ГТД) для гражданской и военной авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, а также кораблей и судов. Про эти «Рыбинские моторы», скажу по секрету, я давно слышал, я же из Перми, а у нас свои моторы имеются. Так вот долгое время эта парочка сильно неравнодушна была друг к другу. Одеяло каждый на себя перетягивал, мирились-сорились, даже обзывались, короче, сильная конкурентная любовь у них была. Но это всё в прошлом, их помирила АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), куда вошли оба эти предприятия.

«НПО «Сатурн» ведёт свою историю аж с 1916 года, когда с высочайшего одобрения Николая II и на основе государственного кредита в Рыбинске был создан автомобильный завод АО «Русский Рено». В 1918 году большевики его взяли и национализировали, а впридачу поменяли и название. Стал он теперь называться «Государственный автомобильный завод № 3» (с 1920 года). Но и на этом решили не останавливаться, 1924 год предприятие отметило новой инициативой. Решением Совета Народных Комиссаров завод был передан в ведение Авиатреста для освоения и серийного производства новой для СССР продукции — авиационных двигателей. Завод вновь был переименован и теперь стал называться «Государственный авиационный завод № 26». В 1928 году была выпущена первая серия двигателей М-17 для самолетов-разведчиков Р-5 и тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Так и началась его славная двигателестроительная история. Между прочим, на рубеже 1930-1940 годов завод был признан лучшим предприятием точного машиностроения в Европе. В 1934 году рыбинские моторостроители приступили к выпуску двигателя М-100 для скоростных бомбардировщиков СБ. За это завод был награждён орденом Ленина. С 1937 года рыбинцы стали производить двигатели конвейерным способом. К началу 1941 года выпускалось 12-17 двигателей в сутки, в мае 1941 года уже 45 штук в сутки.

2. Центральная проходная

Прямо перед центральными проходными завода установлен памятник Павлу Александровичу Соловьеву. Поначалу я не обратил внимание, щёлкнул пару раз на свой фотик, а потом вдруг меня осенило — так это же Соловьёв, у нас в Перми есть даже улица в его честь. Ведь именно он является основоположником газотурбинного двигателестроения в нашей стране, а также автор легендарного турбореактивного двигателя-бестселлера Д-30 КУ/КП (самый массовый в отечественной гражданской авиации). Кстати, в название современного двигателя «ПС», как раз зашифрованы его инициалы — «Павел Соловьев». Поэтому предлагаю ещё немного заострить ваше внимание на этом выдающемся человеке.

Родился Соловьёв 26 июня 1917 года в деревне Алекино Кинешемского района Ивановской области. Потом наш двигателестроительный гений поступил в Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, который с отличием и закончил. По распределению судьба его в апреле 1940 года занесла к нам в Молотов (раньше так назывался наш город Пермь) на завод № 19 им. Сталина (сейчас «ОДК-Пермские моторы») где и начал трудовую деятельность в должности конструктора. В итоге уже в 1953 году он получил по заслугам, его назначали главным конструктором опытно конструкторского бюро завода № 19 имени Сталина (сейчас это «Авиадвигатель»), у руля которого он был на протяжении 35 лет (до 1988 года).

В 1960 году под руководством Соловьёва был разработан двигатель Д-20П для самолёта Ту-124, ставший первым в СССР двухконтурным турбореактивным двигателем. В последующие годы в КБ Соловьёва были разработан ряд двигателей для Ту-134, Ми-10, Ил-76, Ту-154, МиГ-31. И тут мы опять возвращаемся к Д-30. Этот мотор разработанный в Перми в 1971 году было решено производить на мощностях в Рыбинске, более того наши пермяки не только предоставили всю документацию, но и помогли наладить соответствующее производство (в 1972 году началось серийное производство этого двигателя). Этим поступком сильно помогли рыбинцам, а себе в перспективе усложнили жизнь. Его последней разработкой стал двигатель Д-90, который в 1987 году получил в его честь название ПС-90. За заслуги в развитии советского моторостроения в 1966 году Соловьёву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Скончался он в Перми 13 октября 1996 года. Памятник в его честь в Рыбинске установили в 2001 году.

3.

В октябре 1941 года, в связи с началом Великой Отечественной войны было принято решение часть оборудования и тысячи работников предприятия эвакуировать в Уфу. Правда уже весной 1942 года началось активное восстановление авиационного производства в Рыбинске, причём уже спустя несколько месяцев было запущено сначала ремонтное, а вскоре и серийное производство так необходимых фронту моторов. Новый-старый завод, получил порядковый № 36. В 1944 году в Рыбинске начат выпуск поршневого двигателя АШ-62ИР. До 1947 года такие двигатели производили для самолета Ли-2, а в 1947-1949 гг. для Ан-2.

4.

В послевоенный период завод начал производить вначале ТР-1 (1947 год), первый советский турбореактивный двигатель, а с 1948 года и поршневые двигатели АШ-73ТК для бомбардировщиков Ту-4. В конце 1950-х годов был освоен выпуск нового типа авиационной продукции — турбореактивных двигателей. Так, рыбинскими конструкторами разработаны двигатели серии ВД-7, устанавливавшиеся на стратегические бомбардировщики 3М, М-50, сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22. В 1960 году запущены в серию турбореактивные двигатели АЛ-7Ф-1 (конструктор А.М. Люлька) для истребителей бомбардировщиков Су-7Б, истребителей-перехватчиков Су-9. С начала 1970-х годов основу гражданского направления деятельности «Сатурна» составили двигатели разработки П. А. Соловьева — Д-30КУ и Д-30КП для самолетов Ил-62М и Ил-76, а с начала 1980-х годов — двигатель Д-30КУ-154 для пассажирского лайнера Ту-154М. Семейство двигателей Д-30КУ/КП/КУ-154, как я уже писал выше, стало самым массовым в авиационном гражданском секторе страны. В целом за историю существования рыбинским моторостроительным комплексом было спроектировано порядка 40 видов изделий, выпущено почти 50 тысяч авиационных двигателей для истребителей, бомбардировщиков, транспортных самолетов и пассажирских лайнеров. Правда, в непростое время 90-х завод выпускал: снегоходы, лодочные моторы, запасные части для сельхозтехники, станки с ЧПУ и т. д.

В 1992 году Рыбинский моторостроительный завод преобразован в АООТ «Рыбинские моторы». А с 2008 года предприятие работает под крылом АО «ОДК», что позволило предприятию выйти на новые высоты.

5. Сборочный цех

6. Сборка Авиационного двигателя SaM146 для самолётов Sukhoi Superjet 100Турбовентиляторный двигатель со смешением потоков SaM146 — это уникальный пример сотрудничества российского и западного бизнеса. Объясню почему. В июле 2004 года была создана компания PowerJet, которая на паритетных началах принадлежит российской НПО «Сатурн» и французской компании Snecma Moteurs. Да, теперь они в радости и в горе договорились быть вместе, так что и убытки только пополам (надеюсь мы их и не увидим) и прибыль. В этой кооперации «НПО «Сатурн» отвечает за разработку и производство холодной части (вентилятора и компрессора низкого давления, турбины низкого давления), а также общую сборку двигателя и его испытания, а Safran Aircraft Engines — за горячую часть (газогенератор), а также коробку приводов, систему управления и осуществляет интеграцию силовой установки. И всё у них отлично получается.

7.

8.В итоге SaM146 стал первым производимым в России газотурбинным двигателем, получившим международный сертификат типа EASA. Лётные испытания двигателя проходили на «летающей лаборатории» Ил-76ЛЛ, в ходе которых было выполнено 28 полётов. Сертификационные испытания были завершены 27 мая 2010 года. Европейская сертификация была пройдена 23 июня 2010 года. Коммерческая эксплуатация самолетов SSJ100 с двигателями SaM146 началась в апреле 2011 года.

9.

Для любителей статистики:Максимальная тяга двигателя на взлетном режиме (NTO) — 7 311 кгс, на чрезвычайном режиме (APR) — 7 900 кгс.Удельный расход топлива на крейсерском режиме — 0.629 кг/кгс.ч.Степень двухконтурности — 4.43.Сухая масса (с мотогондолой) — 2150 кг.

10.

11. Производственные мощности позволяют собирать восемь таких двигателей в месяц, а если партия скажет, то и десять.12. Понимая, что это машиностроительное предприятие, если честно, я не ожидал такой красоты, чистоты и современности, поэтому, раз удивили — получайте от меня ЗаводычЛайк!13. Едем дальше по территории от цеха к цеху, гляньте сами, как тут всё показательно чисто и к чему тогда придираться :)14. А это уже Цех по обработке валов, рабочих и статорных лопаток15.16. На предприятии трудится свыше 12 000 сотрудников.17. Собственная вертолётная площадка18. Здания Испытательного стенда19.20.21. Испытательный стенд22.23.24. А ещё здесь есть потрясающий выставочный комплекс, но, к сожалению, на него совсем не осталось времени, пора было бежать. Очень надеюсь, что сюда я ещё вернусь и тогда за мной не заржавеет…25.26.27. В настоящее время компания ежегодно выпускает порядка 600 двигателей различной тематики.28. Большое спасибо организаторам Ломоносовского обоза-2017 за, что я попал в Рыбинск, очень здорово отработали пресс-службы АО «Объединённая двигателестроительная корпорация» (АО «ОДК») и ПАО «НПО «Сатурн», которые выполнили все мои хотелки, в очень не простой ситуации (кто в курсе тот поймёт) и отдельный респект, конечно, Любовь Калининой за экспресс экскурсию по заводу! Кстати, меня просили передать привет в Пермь коллегам, что я публично и делаю!

Автор: Игорь Ягубков

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 17
    Нет аватара guest
    16.05.1721:53:10

    Отличный репортаж. Спасибо.

  • 14
    Нет аватара marmish
    16.05.1722:00:01

    Спасибо за прекрасный репортаж)

  • 8
    Samboris Samboris
    16.05.1722:09:36

       

  • 7
    Нет аватара commodore
    16.05.1722:19:41

    Спасибо огромное, и со знанием дела, и с теплотой написано

  • 9
    Нет аватара Евгений Медвежонков
    17.05.1701:35:54

    Ну есть в России заводы, которые мирового уровня? Есть.

  • 3
    Eugene Samarev Eugene Samarev
    17.05.1701:47:33

    ЗдОрово! Заслуженный знак сложения!

  • 3
    Нет аватара gritsevsky
    17.05.1707:05:47

    Справедливости ради.

    Первые газотурбинные двигатели в СССР сделал все же Люлька. Еще перед войной собирать начали. В связи с войной законсервировали. И назывался движок ТР-1 — турбореактивный первый.

  • Комментарий удален
    • 2
      Нет аватара Bars
      17.05.1712:36:44

      Я не думаю, что горячую часть в России не могут делать, скорее всего поделили между собой кто что делать будет. А так если буржуи доминируют в уставном капитале, то они сливки будут забирать на свои производства, как это выглядит на примере асинхронных двигателей для электровозов на «Уральских локомотивах».

    • -6
      Нет аватара guest
      17.05.1721:26:31

      Совершенно верно. Горячей части на этот движок в России делать не умеют. Да и сам самолет только процентов на 30% Российский. В общем как всегда гора родила мышь, хотя могла вообще ничего родить.

      • 5
        Нет аватара guest
        17.05.1722:25:08

        >Да и сам самолет только процентов на 30% Российский.

        И не надоело вам эти мифы повторять? Ведь всё давно посчитано — есть отчетность ГСС, есть Сатурна. Не хотите читать отчетность, есть сайт, посвященный Суперджету. Российская доля в себестоимости самолета — 57%. Доля российских комплектующих — 45% (движки грубо считаем наполовину российскими). А откуда ваши 30% взялись?

        • 1
          Vovantro Vovantro
          18.05.1716:54:45

          >А откуда ваши 30% взялись?

          Вестимо откуда, из методичек «Овального» и «Камикадзе».    

  • 3
    Игорь Эйдельман Игорь Эйдельман
    17.05.1707:35:04

    Спасибо.

    Хороший репортаж.

  • 4
    Нет аватара монархист
    17.05.1712:37:51

    Поразительно чистые и светлые цеха. Аж завидно стало. Была у меня возможность после универа туда пойти.

  • 0
    Нет аватара Toplevel
    17.05.1713:01:28

    Маловато, как-то фотографий, не совсем понятно что изготавливают на заводе, что приходит готовым. По фотографиям сборочного цеха создалось впечатление что в нем только трубочки прикручивают, или это так и есть?

    Отредактировано: Toplevel~13:01 17.05.17
    • 0
      Нет аватара mmx
      18.05.1714:35:13

      В любом сборочном цеху «только трубочки прикручивают», на то он и сборочный. Там 12 тысяч человек делают 600 двигателей в год. А на фотках сборка суперджетовских, которых 8 штук в месяц.

  • 2
    Нет аватара Bars
    17.05.1713:14:54

    Всё конечно Вам не покажут, сборочные цеха — это конечная точка, а так очень много сопутствующего до сборки. Вроде бы такой маленький движок, а сколько цехов на него трудиться надо видеть.

  • 7
    Elvin007 Elvin007
    17.05.1713:59:29

    Одногруппница там практику проходила,все очень понравилось, правда как обычно не доверяют молодым и не дают ничего трогать,ну у меня также было точь-в-точь)Вот такой вот барьер старого поколения,ну ничего,мы уже подрастаем,уже скоро будет наше время))

  • 0
    Нет аватара evge1986
    13.06.1714:08:17

    Сложилось мнение, что порядок в производстве немыслим без порядка на территории завода. Завод чистый, красивый, инструменты и оснастка свежая и покрашенная. Плюс

  • 0
    Нет аватара guest
    13.06.1715:55:58

    Российское авиастроение «на замену» — трата денег государства впустую. Есть прекрасные возможности аренды Airbus.Да — их очень много — но это просто — взял и полетел. Airbus конечно старые сдаёт в аренду судна — но они под строгим контролем проверены в Европе. Вообще ничего не мешает просто экономить на авиаперевозках — делая свой самолёт. А кстати — где авиакомпания Red Wings ?? )) — закрылась. А ведь так было приятно летать на ТУ.Причём совсем недавно… жаль… Кто теперь полетит на новых жвигателях дешевле чем на европейских… Обидно.

    • 0
      shigorin shigorin
      18.06.1722:22:31

      Вот и покупайте себе airbus и supermicro, а мы как-нить сами.

    • 0
      Jonatan01 Jonatan01
      19.06.1716:04:58

      Вы не видите дальше носа… «Трата денег» внутри страны для развития отрасли и денежка остается у наших людей. Есть и другие моменты, которые почему-то не хочется вам разжёвывать.

      Отредактировано: Jonatan01~16:05 19.06.17
  • 0
    Jonatan01 Jonatan01
    19.06.1715:59:35

    Яб там поработал.

  • 0
    Нет аватара guest
    12.05.2013:30:00

    Мое мнение. Если бы мы не отдали «горячую» часть двигателя разрабатывать французам, мы бы никогда не получили международный сертификат типа EASA. Даже если рыбинские или пермские КБ спроектировали и изготовили бы лучший, экономичный и экологически чистый двигатель, превосходящий параметры европейских производителей.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,