118

Новая ВПП Казанского авиационного завода

За несколько месяцев до выкатки обновленного бомбардировщика Ту-160 Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова завершает модернизацию аэродромного комплекса.

По своим размерам это один из крупнейших заводских аэродромов ОАК. По своему оснащению он сравним с аэродромом города-миллионника.

Параллельно с изготовлением самого крупного ракетоносца в мире в Казани 30 лет назад шло обустройство и летной инфраструктуры заводского аэродрома Казанского авиационного завода (КАЗ) им. С. П. Горбунова (филиал компании «Туполев»). Построили взлетную полосу протяженностью 3,2 км. На сегодня она является одной из наиболее протяженных среди заводских аэродромов предприятий ОАК в европейской части России. Аэродром КАЗ им. С. П. Горбунова по своей длине уступает лишь полосе Летно-исследовательского института им. М. М. Громова в подмосковном Жуковском — ее протяженность 5,4 км, и полосе «Ульяновск-Восточный» — 5 км.

Но почти три десятилетия спустя инфраструктура в Казани стала нуждаться в ремонте. Модернизацию аэродромного хозяйства начали обсуждать с авиационными властями еще в 2004 году. К лету этого года КАЗ им. С. П. Горбунова завершает основные работы, которые позволят получить один из самых крупных и обладающих современной инфраструктурой аэродромов.

Примем всех"Срок полноценной жизни взлетно-посадочной полосы при должном уходе — около двадцати лет. Аэродромный комплекс казанского авиазавода нуждался в обновлении ничуть не меньше цехов или оборудования предприятия", — отмечает генеральный директор КАЗ им. С. П. Горбунова Николай Савицких.Самый ответственный этап — реконструкция самой полосы. На ней демонтировали старое покрытие и положили новое — больше 3 км полотна, ширина которого 100 м и толщина 0,4 м.

«Размеры и характеристики взлетно-посадочной полосы отвечают всем современным требованиям. Она готова принять самолеты любой массы и размеров», — гордится Дмитрий Горев, директор по управлению ФЦП КАЗ им. С. П. Горбунова.

В рамках проекта полотно полосы прошло также реконструкцию в части специальных систем удаления воды — ливневок. Обновлено светосигнальное и светоосветительное оборудование. Комплексом реконструкции также предусматривалось восстановление рулежных дорожек и мест стоянок, на которых было полностью заменено бетонное покрытие общей площадью 60 тыс. м2. Кроме того, на стоянках самолетов построены специализированные колонки — электропитания, обеспечения воздухом.

На самом аэродроме и в радиусе нескольких километров расположили множество объектов радиотехнического обеспечения — радиолокационных станций, измерителей высоты и дальности полета. Самый мощный из них — отечественная радиолокационная станция «Сопка-2», способная обнаруживать и вести воздушное судно на удалении до 400 км. На аэродроме обновлено и метеорологическое оборудование — лазерные измерители высоты облаков, а также измеритель дальности и видимости.

Подобно тому, как на модернизируемые ракетоносцы устанавливается электроника нового поколения, новая взлетно-посадочная полоса оснащена десятками самых разных приборов для безопасности полетов.

Под особым вниманием находилась система орнитологического обеспечения. В восьми различных местах аэродрома оборудовали специальные системы: во время взлета и посадки самолетов они автоматически воспроизводятся звуки определенной частоты и даже изображения глаз хищных птиц — они отпугивают мелких пернатых.

Под контролем с новой высоты

Средоточие цифровых технологий — командно-диспетчерский пункт (КДП).

На КАЗ им. С. П. Горбунова еще до реконструкции работала собственная «башня управления». Но по мере роста требований авиационных властей пришлось коренным образом подвергнуть модернизации и КДП.

Новый КДП вместо шести теперь имеет семь этажей. В ходе реконструкции, согласно авиационным правилам, высота башни была увеличена.

Самое интересное, конечно, внутри.

Все оборудование КДП — цифровое. Появились новые системы — планирования воздушного движения, диспетчеризации, контроля над всеми объектами радиотехнического оборудования, фиксации и расшифровки речевой информации. Данные стекаются с точек, расположенных за много километров от завода, в современный комплекс обеспечения полетов и контроля за воздушным движением.

Появилось множество вспомогательных помещений: комфортные комнаты для отдыха летчиков и для метеоролога, учебные классы и рабочие места аварийно-спасательных служб, медицинского персонала.

С комфортом

Но самые теплые отзывы о завершенном строительстве — у сотрудников инженерно-технических служб аэродрома. Раньше после окончания сборки или ремонта самолета в производственных цехах наземную отработку и испытания приходилось выполнять в различных климатических условиях… прямо на улице, на открытых аэродромных стоянках.

Один из ключевых этапов реконструкции как раз был связан с созданием закрытых ангаров.

Теперь в Казани есть сразу два больших ангара, где можно обслуживать воздушные суда практически любой размерности, вплоть до транспортных самолетов Ил-76. Ангар состоит из двух автономных постов, которые имеют в ширину и длину 66 м, а в высоту — 21 м. Ангар оснащен современными средствами наземного обслуживания и отработки воздушных судов. В здании располагается три этажа административно-бытовых помещений.

«По своим масштабам реконструкция аэродромного комплекса сравнима со строительством нового микрорайона. При правильной эксплуатации и обслуживании еще лет двадцать аэродром в Казани будет одним из самых крупных и в техническом обеспечении „продвинутым“», — говорит Дмитрий Горев.

  • 7
    Нет аватара
    30.06.1718:18:40

       

  • 12
    Евгений Образцов
    30.06.1718:29:00

    ПАК ДА будет неплохо смотреться на новенькой впп    

  • 8
    Нет аватара
    30.06.1719:33:35

    Вот это правильно, про заводской аэродром не забыли. Системный подход

  • 0
    EyeSauronn .
    30.06.1720:08:46

    а что? для ту 160 уже восстановили производство двигателей?

    • 24
      ШАНС
      30.06.1720:17:53

      «Мы восстановили производство этих двигателей, делаем новую серию. НК-32 — уникальный двигатель. Мы используем новые конструкторские и инженерные решения. Проектная основа этого двигателя опередила свое время, он будет использоваться и в будущем. Самолет мы перевооружим и с точки зрения современного ракетного вооружения, и с точки зрения силовой установки, автоматизированных систем управления, связи. В перспективе бомбардировщик получит еще более новый двигатель — турбореактивный трёхвальный НК-65 с тягой под 30 тонн

    • Комментарий удален
    • 7
      Гвардеец
      01.07.1713:02:56

      -

      В Самаре приступили к выпуску двигателей НК-32 для ракетоносцев Ту-160

       https://sdelanounas.ru/blogs/84920 

      -

  • 6
    shigorin
    01.07.1700:25:01

    города-миллионера

    Вообще-то миллионника     А так да, радует!

  • Комментарий удален
  • 3
    Нет аватара
    01.07.1716:32:16

    Молодцы татарстанцы! Так держать! В последние годы Татарстан прям локомотив экономики стал!

    Отредактировано: Rash~16:34 01.07.17
    • 1
      Kolyda
      02.07.1700:01:51

      В советские времена не преминули бы отметить еще и строительство жилого микрорайона и социалки для самолетостроетелей.

      В последние годы Татарстан прям локомотив экономики стал!

      Что и напрягает… Как только становятся «локомотивом», так и пытаются уехать куда-то вдаль.

      • 1
        Нет аватара
        02.07.1717:53:40

        Да куда нам с подводной лодки то, в центре России считай находимся   , а вот хороший опыт передать и что-то новое внедрить мы с радостью.

        • 0
          Kolyda
          03.07.1712:45:34

          Да куда нам с подводной лодки то, в центре России считай находимся…

          Вот все бы так думали. Лично я ни в каких богов не верю, но приходится наблюдать процесс использования различных религий для передела собственности в мире. В том числе и в Татарстане такое начинает появляться.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,