стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
71

Газотурбинный двигатель напечатали на принтере

И сделал это совсем молодой человек — Григорий Шанин, выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана.

  • Фото: Пресс-служба "ТВЭЛ"
  • Фото: Пресс-служба "ТВЭЛ"

Этот двигатель стал настоящим открытием четвертого дня работы МАКС-2017, хотя, казалось бы, все новинки уже показали в первые три дня работы авиасалона. Просто двигатель привезли на авиасалон только сегодня, в первый день массовых посещений.

Изготовленный с применением аддитивных технологий двигатель демонстрируется в павильоне С3 в рамках большой экспозиции «Сделано в Москве».

Как сказал Григорий Шанин, он не пытался сделать двигатель лучше конкурентов — а ими сегодня являются поляки и чехи, которые уже много лет на этом рынке. Он пошел другим технологическим путем, и его подход оказался эффективным.

Речь идет о малогабаритных ГТД. В нашей стране их, увы, не выпускают, покупают у тех же поляков и чехов. Двигатели, существующие на рынке, имеют высокий расход топлива и низкий ресурс — менее пяти часов работы. Выпускаются они по обычным технологиям. Первым в мире решил такой двигатель напечатать именно Григорий Шанин. И ему это удалось.

На сегодняшний день разработан прототип газотурбинного двигателя, на котором отработаны технологические моменты аддитивного производства. Естественно, не все удалось напечатать. К примеру, лопатки и вращающиеся части турбины изготовлены классическим методом. Тем не менее, 70% всего ГТД получены методом послойного синтеза. Прочностные испытания деталей показали, что они выдерживают все нагрузки, характерные для газотурбинных моторов небольшой мощности.

Двигатель, разработанный и собранный Шаниным, имеет максимальную для своего типоразмера удельную тягу, значительно более низкий расход топлива и более высокую надежность.

Самое удивительное в создании двигателя на базе аддитивных технологий, наверное, то, что он уже нашел своего производителя. На Григория Шанина обратили внимание, и сделал это Росатом.

Накануне открытия МАКС-2017 Госкорпорация Росатом в седьмой раз провела финал Турнира молодых профессионалов ТЕМП-2017. В нем участвовали 120 студентов и 45 специалистов предприятий, отобранных дивизионами Росатома.

Разработку Григория Шанина, выпускника бакалавриата «Бауманки» по специальности «управление робототехническими системами», компетентное жюри во главе с гедиректором Росатома — Алексеем Лихачевым признало безоговорочным лидером турнира.

По оценке вице-президента по развитию бизнесов общепромышленной деятельности АО «ТВЭЛ», входящего в Росатом, Андрея Андрианова, «газотурбинная установка, разработанная Григорием Шаниным, может быть востребована на мировом и российском рынках беспилотников. Готовый прототип, который представляется на МАКС-2017, по сравнению с конкурентами, обладает на 40% улучшенной топливной эффективностью и в 10 раз увеличенным ресурсом работы». Это очень высокая оценка крупного руководителя и специалиста.

Стоит отметить, что на Новоуральской промышленной площадке топливной компании «ТВЭЛ» сейчас создается первый в России промышленный 3D-принтер. Поэтому проблем с выбором производства, способного печатать газотурбинные моторы, не будет. Руководство «ТВЭЛ» пообещало молодому специалисту максимальную поддержку.

Малогабаритные ГТД имеют большой коммерческий потенциал. Они могут использоваться как в военных разработках, так и в гражданской сфере. И замечательно, что такие моторы мы теперь можем не закупать за границей, а производить собственными силами.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 4
    Нет аватара bayzet
    22.07.1719:03:52

    Умничка!

  • 4
    Е.Юрий Е.Юрий
    22.07.1720:25:15

       Ждем результатов испытаний!

  • 0
    Нет аватара silicoid
    22.07.1722:34:43

    Бойан, конечно. год назад уже подобный образец представили спецы из ВИАМ

     https://sdelanounas.ru/blogs/79611/ 

    Но все-равно респект за трудолюбие

  • 2
    Антон Валерьевич Антон Валерьевич
    23.07.1705:12:48

    А Игорь Негода собрал газотурбинный двигатель из турбокомпрессора от Камаза.    

  • -4
    Igor Gorbachev Igor Gorbachev
    23.07.1708:31:13

    У великих и могучих хохлопидоров слямзили.

    • 4
      Siberian Siberian
      23.07.1710:35:51

      Зачем демонстрировать такую злобу? Забудьте о них, мы в России живём и важно то, что построили у нас, а не то, что разрушили у партнёров.

  • 2
    Ипполит Дронов
    23.07.1713:02:20

    Менеджмент Росатома радует!

  • 3
    Samboris Samboris
    23.07.1715:22:18

    Вот дополнения, возможно Вам пригодится для дополнений или комментариев:

    ТВЭЛ планирует производить газотурбинные двигатели по аддитивной технологии

    В темпе отрасли

    Двигатель разработан Г. Шаниным в Лаборатории интеллектуальной механики «Аудит Аналитик». Сергей Журавлев — Генеральный директор.

    Двигатель который ждали. Миниатюрный ГТД для малой авиации

    «Линейка представлена 3 двигателями с номинальной тягой 200, 400 и 800 (Н). На базе каждой установки существуют несколько типов модификаций:

    -Прямоточный воздушно-реактивный двигатель

    -Турбовинтовая установка

    -Гибридная газотурбинная система

    -Отдельным сегментом разрабатывается мобильная энергоустановка для выработки электроэнергии."

    Линейка газотурбинных двигателей малой тяги

    От пользователя Лес

    Отредактировано: rvk~07:21 24.07.17
  • 0
    Андрей Цветков Андрей Цветков
    23.07.1716:05:35

    С статье сказано, что лопатки напечатать не получилось, здесь на ресурсе есть статья о питерском ИЛИСТ, судя по видео, там лопатки освоили. Может договорятся?

    • -1
      Нет аватара zavod.brasero
      24.07.1700:57:25

      Там не лопатки освоили, а лопаты. Землеройные,но по виду они из бронзового века.

  • Комментарий удален
  • 0
    Андрей Семёнов Андрей Семёнов
    20.07.1817:52:54

    Очередной лохотрон и развод, напечатать не получиться — это раз, два — мальчик брешит какие 5 часов ресурса у конкурентов, там 25-50 часов межсервисный интервал если чо, и как это он снизил расход топлива на 40%, если не изменил систему смазки, на фото видно, что этой копия обных авиамодельных ТРД? А потом еще ТВЭЛ даёт задание проводит тэндер на НИОКР по разработке микро ГТД с невыполнимыми условиями да еще и с контактным лицом в виде заинтересованного Шанина, классно ребята работают))))))))))

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,