30

В 862 году началось княжение Рюрика, которое считается началом российской государственности.

В 862 году в северные земли, занимаемые племенными союзами словен, кривичей, чуди и мери, морских путем прибыла делегация суровых и воинственных мужчин. Старший, оглядев ожидавших его аборигенов и присмотревшись к окрестностям, сделал вывод: жить можно!

«Приходите княжить и владеть нами»

На это событие, произошедшее где-то на богом забытых задворках Европы, тогдашний цивилизованный мир не обратил внимания. А зря: ведь с прибытия этого мужчины началась великая история государства, теперь известного как Россия.

Реформатору Российской империи Петра Столыпину приписываются такие слова: «Начало России есть великая тайна». С этим трудно спорить — и по сей день нет единого мнения о том, что же на самом деле произошло в 862 году и кто, собственно, прибыл на земли северных славянских племен.

Главный и чуть ли не единственный источник информации о тех событиях, знаменитая «Повесть временных лет», гласит: «В год 6370 (6370 год от сотворения мира или 862 год от рождества Христова) изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Сегодня специалисты готовы оспаривать здесь каждое слово, и даже сам факт подлинности этого документа. Но чтобы не погружаться в такие дебри, давайте предположим, что Рюрик и его братья действительно были приглашены племенами для нужд управления.

Ничего необычного в подобной практике не было не только в IX веке, но и много столетий спустя. Если то или иное государство не могло выбрать князя или монарха, во избежание распрей кандидата начинали искать за рубежом.

Классический пример времен русской Смуты начала XVII века — тогда Россия была очень близка к приглашению на трон польского королевича Владислава. Настолько близка, что сам королевич половину жизни считал себя русским монархом, и воевал за «утраченную корону».

Во времена «Славной революции» в 1689 года англичане пригласили на трон правителя Нидерландов Вильгельма Оранского. В 1714 году, когда умерла бездетная королева Анна, англичане нашли себе нового монарха в Ганновере, уговорив занять трон курфюрста Георга, абсолютного немца, приходившегося правнуком английскому королю Якову I. Аналогичным образом французский принц Филипп Анжуйский становился королем Испании, занимая трон после двоюродного дедушки.

  • Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век)
  • Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век)

Было, что делить

С тем, что ничего странного в этой практике не было, определились. Теперь о том, куда пришел Рюрик. Главная фраза: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет».

Очевидно, что Рюрик приходил не на пустое место. То, что буквально несколько десятилетий спустя заложенная им держава заявит о себе в полный голос и начнет грозить самой Византии, свидетельствует о том, что, образно говоря, фундамент уже был заложен. То есть некая основа государственности на этих землях уже существовала. Распри, которые привели к необходимости искать лидера на стороне, говорят о том, что было что делить.

Самый острый и болезненный вопрос: кем был Рюрик?

  • Призвание варяг
  • Призвание варяг

«Норманисты» все объяснили…

В XVIII веке, когда изучение русской истории впервые вышло на государственный уровень, оно оказалось в руках немецких ученых. Произошло это не по злому умыслу, а в результате отсутствия собственных кадров.

Именно тогда Готлибом Байером и его последователями были заложены основы того, что теперь известно как «норманская теория». В самом простом изложении суть ее сводится к тому, что основателями русской государственности являются норманны, то есть представители воинственных скандинавских племен.

В первых договорах руссов с Византией можно найти следующие имена: Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Ингвар. Даже знаменитая княгиня Ольга изначально была известна византийцам как Хелга.

Византийский император Константин VII Багрянородный в трактате «Об управлении империей» указывал названия порогов на Днепре, приводя их варианты как на «росском», так и на славянском языках. Росские названия были чрезвычайно близки к скандинавским.

…но Ломоносов был против

Норманская теория выходила стройной, но тут, к ужасу ее адептов, на сцене появился суровый человек, которого не пугал даже пеший переход от Белого моря в Москву в составе рыбного обоза — Михаил Васильевич Ломоносов.

Первый русский ученый стал основателем «антинорманизма» — исторической концепции, отрицающей «внешнее вмешательство» в возникновение русского государственности. Ломоносов разделял варягов-скандинавов и варягов-русов. Последние проживали на берегах Балтики, и являлись такими же славянами, как и те, кто пригласил Рюрика.

Битва «норманистов» и «антинорманистов» длится более 250 лет, и конца ей не видно. Умеренные историки полагают, что истина лежит где-то посередине.

Проблема еще и в том, что к моменту написания «Повести временных лет» (начало XII века) летописец обладал неполными сведениями о событиях IX века, и мог что-то додумывать от себя.

Правда, в действиях Ломоносова тоже выделяется «политическая составляющая». Теория возникновения русской государственности от скандинавов была крайне непопулярна при дворе императрицы Елизаветы. Мы не знаем (и, скорее всего, никогда не узнаем), действительно ли Ломоносов считал «норманнскую теорию» заблуждением. Но совершенно точно, что Михаил Васильевич, будучи не только великим ученым — химиком, был известен и как «партаппаратчик от науки» и серьезно влиял на то, какие научные измышления получат ход и будут донесены до «высочайших ушей», а какие — нет.

Столица в Ладоге

Итак, в 862 году в землях северных славянских племен появился воин знатного происхождения по имени Рюрик. Вместе с ним были два его брата — Трувор и Синеус.

Версия о том, что Рюрик сразу стал князем Новгорода, маловероятна. По данным археологии, более достоверным выглядит предположение, что первой столицей Рюрика стало поселение Ладога, ныне известное как Старая Ладога. Во времена появления Рюрика там строится первая деревянная крепость.

Два года спустя братья Рюрика умирают, а сам он становится князем Новгорода. Здесь источники дают полет для фантазии — по одной версии, Новгород был основан Рюриком, по другой — он был приглашен в уже существующий город на княжение.

  • Памятник Рюрику и Вещему Олегу в Старой Ладоге
  • Памятник Рюрику и Вещему Олегу в Старой Ладоге

«Отщепенцы» Аскольд и Дир

Чем мог заниматься суровый князь-воин IX века? Если отбросить в сторону пиры и женщин, до чего Рюрик, несомненно, был великий охотник, князь решал две задачи — защита уже имеющихся земель от покушений соседей, а также расширение владений. Рюрик занимался этим достаточно активно, но вскоре его дружинникам захотелось большего.

Двое из них, Аскольд и Дир, добились у Рюрика разрешения отправиться на юг, дабы совершить поход на Константинополь, он же Царьград. На пути к этой цели они заняли город Киев, обосновавшись в нем, и превратив в собственное владение.

Это самоуправство прекратится в 882 году, когда Олег, выполнявший роль регента при малолетнем сыне Рюрика Игоре, доберется до Киева, предъявит права на город и расправится с Аскольдом и Диром.

Основатель династии

Закрепившись на новых землях, Рюрик, по примеру других приглашенных на княжение, покидать их не собирался. О его семье мало что известно. По некоторым данным, у него было несколько жен и детей, но известно имя лишь одной — Ефанды, норвежской княжны, которая в 878 году родила ему сына Игоря.

Русский историк Василий Татищев считал Ефанду сестрой Олега, приближенного Рюрика. Это и стало причиной того, почему умерший в 879 году Рюрик доверил регенство при годовалом сыне именно Олегу.

Регентство Олега продлится более 30 лет, и его усилия по расширению державы позволяют некоторым исследователям отдавать пальму первенства в реальном основании Древнерусского государства именно ему.

Но династия, которая будет править русскими землями вплоть до конца XVI века, пошла все-таки не от Олега, а от Рюрика.

Родоначальник русский Гостомысл и Рюрик

Фульденские анналы сообщают о гибели князя славянского племени ободритов Гостомысла и начавшейся у славян смуте и распрях в 844 году. Никаких других сведений там нет. Но по русским летописям известно, что у Гостомысла было четыре сына и три дочери. Старший сын — Вадим, предводитель новгородцев, убит Рюриком. Младший, Словен, отошел от отца в Чудь и там основал город Словенск. Все сыновья умерли еще при жизни Гостомысла.

Сообщение Иоакима, епископа Новгородского, о Гостомысле и его детях: «Гостомысл имел четыре сына и три дочере. Сынове его ово на войнах избиени, ово в дому измроша, и не остася ни единому им сына, а дочери выданы были суседним князем в жены. И бысть Гостомыслу и людем о сем печаль тяжка, иде Гостомысл в Колмогард вопросити богу о наследии и, возшед на высокая, принесе жертвы многи и весчуны угобзи.

Весчуны же отвесчаша ему, яко боги обесчают дати ему наследие от ложеси его. Но Гостомысл не ят сему веры, зане стар бе и жены его не рождаху… Единою спясчу ему о полудни виде сон, яко из чрева средние дсчере его Умилы произрасте древо велико плодовито и покры весь град Великий, от плод же его насысчахуся людие всея земли,

Востав же от сна, призва весчуны, да изложат ему сон сей. Они же реша: „От сынов ея имать наследити ему, и земля угобзится княжением его“. И вси радовахуся о сем, еже не имать наследити сын больныя дочери, зане негож бе».

Заметим, радовались, что не будет править сын старшей дочери, который «негож бе». Из некоторых русских летописей выясняется, что сын старшей дочери — великий князь Святослав.

«Негож бе»?

Сравним сон Гостомысла и сон Рагнхильд.

«Рагнхильд снились вещие сны, ибо она была женщиной мудрой. Однажды ей снилось, будто она стоит в своем городе и вынимает шип из своего платья. И шип этот у нее в руках вырос так, что стал большим побегом. Один конец его спустился к земле и сразу пустил корни, другой же конец его поднялся высоко в воздух. Дерево чудилось ей таким большим, что она едва могла охватить его взглядом.

Оно было удивительно мощным. Нижняя его часть была красной, как кровь, выше ствол его был красивого зеленого цвета, а ветви были белы, как снег. На дереве было много больших ветвей, как вверху, так и внизу. Ветви дерева были так велики, что распространялись, как ей казалось, над всей Норвегией и даже еще шире.

Рагнхильд родила сына. Мальчик был окроплен водой и назван Харальдом. Он скоро стал статным и очень красивым. Так он рос и рано стал человеком во всем искусным и умным.

Мудрые люди говорят, что Харальд Прекрасноволосый был самым красивым, могучим и статным из всех людей, очень щедрым и горячо любимым своими людьми. В юности он был очень воинствен. И люди думают, что это предвозвещалось тем, что нижняя часть того большого дерева, которое его мать видела во сне перед его рождением, была красной, как кровь. А то, что выше ствол этот был красивым и зеленым, знаменовало расцвет его государства. А то, что верх дерева был белым, предрекало, что он доживет до глубокой старости. Сучья и ветки дерева указывали на его потомство, которое распространится по всей стране. И действительно, с тех пор конунги Норвегии всегда были из его рода».

Таково первое совпадение между русскими и шведскими легендами.

А вот что сказано в «Изборнике» А. Н. Попова по списку хронографа 1679 года «О пространстве земли Руссия и о княжении князя Гостомысла»: «И тако нача расширятися страна Руская вельми и общим именем прозывахуся старейшаго князя Гостомысла сына его младшаго Словена. Сей убо отъиде от отца своего в Чудь и тамо постави град во имя свое над рекою на месте, нарицаемом Ходницы, и нарече имя граду Словенск, и княжи в нем три лета и умре. Сын же его Избор змием уяден умре. Земля же русская тогда сверже с себе ризы сетованныя и паки облечеся порфиру и виссон, и к тому уже не вдовствуя, ниже сетуя, но паки по сем и дети расплоди, и на многа лета опочивая пребывши с премудрым Гостомыслом. Егда же сей в глубоку старость прииде и не могий уже разсуждати, ниже владети таковыми многочисленными народы, ниже уменшити многомятежных кровопролитий в роде своем; тогда убо сей премудрый муж, седый умом и власы, призывает к себе вся властеля русския, иже под ним, и рече к ним осклабленным лицем: „О мужи и братие единокровницы, се аз уже состарился вельми, крепость моя исчезает, и ум отступает, но токмо смерть приближается.

Асе вижу, яко земля наша добра и всеми благами изобильна, но не имать себе властодержца и государя от роду царскаго; сего же ради в вое мятеж велик и неутешен и междуусобица зла; молю убо вас: по смерти моей идите за море в Прусскую землю и молите тамо живущих самодержцев, иже от рода Кесаря Августа, кровницы суще, да идут к вам княжити и владети вами; несть вам срама таковых покоритися и в поддании у них быти“. И возлюбиша вси речь старейшинску, и егда сей умре, то всем градом проводиша до гроба честно, до места, нарицаемаго Волотово, и погребоша его. По смерти же Гостомысла послаша всею русскою землею послы своя в Прусскую землю; они же шедше и обретоша тамо курфистра или князя великаго, именем Рюрика, рода суща Августа, и молиша его, да идет княжити к ним; и умолен бысть князь Рюрик и поиде на Русь с двема братома с Трувуром и с Синеусом, а третий с ними Олег, и от того времени начата княжити первый великий князь Рюрик».

К празднованию официального юбилея 1862 года «Тысячелетие Земли Русской» была издана одноименная книга, в коей указывалось, что Рюрик был сыном финской королевы Умилы.

«Имел Рюрик неколико жен, но паче всех любяше Ефанду, дочерь князя урманского, и егда та роди ему сына Ингоря, даде ей обесчаный при море град с Ижорою в вено.

Славяне, живусчие по Днепру, зовомии поляне и горяне, утесняеми бывши от казар, иже град их Киев и протчии обладаша, емлюсче дани тяжки и поделиями изнуряюсче, тии прислаша к Рюрику преднии мужи просити, да послет к ним сына или ина князя княжити. Он же вдаде им Оскольда и вой с ним отпусти. Оскольд же повоевав первое казар и иде к Царюграду в лодиях, но буря разби на море корабли его» (Иоакимова летопись, по В. Н. Татищеву).

У Кс. Мармьеприведена так называемая мекленбургская легенда, которую я пересказываю по книге В. Чивилихина «Память» (1984).

«Другая традиция Мекленбурга заслуживает упоминания, поскольку она связана с историей великой державы.

В VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годпав, отец трех юношей, одинаково сильных, смелых и жаждущих славы. Первый из них звался Рюриком Кротким (Rurikpaisible), второй — Сиваром Победоносным (Sivar-victoriex), третий — Трувар Верный (Truwar-fidele). Три брата, не имея подходящего случая испытать свою храбрость в мирном королевстве отца, решили отправиться на поиски сражений и приключений в другие земли. Они отправились на восток и прославились в тех странах, через которые проходили. Всюду, где братья встречали угнетенного, они приходили ему на помощь, всюду, где вспыхивала война между двумя правителями, братья пытались понять, кто из них прав, и принимали его сторону. После многих благих деяний и страшных боев братья, которыми восхищались и которых благословляли, пришли в Руссию. Народ этой страны стонал под бременем долгой тирании, против которой больше не осмеливались восставать. Три брата, тронутые его несчастием, разбудили в нем усыпленное мужество, собрали войско, возглавили его и свергли власть угнетателей.

Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к своему старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Тогда Рюрик получил княжество Новогород, Сивар — Плесков, Трувор — Билэезеро, спустя некоторое время, поскольку младшие братья умерли, не оставив детей, Рюрик присоединил их княжества к своему и стал главой династии, которая царствовала до 1598 года».

Известен Рюрик и по германским источникам — как Hrorekr Raungvanbaug. Геррауд-Сокол Людбрандович Победоносный Заслуживающий доверия, родился (по русским летописям) в 780 году. У немцев он несколько моложе. Вот что рассказывают о Рюрике германские источники.

Рюрик происходил из скандинавского рода Скьелдунгов. Отец Рюрика, Людбрант Бьёрн, был изгнан из Ютландии и стал вассалом Карла Великого, от которого получил в лен Фрисландию (это произошло около 782 года).

Людбрант Бьёрн женился на Умиле, дочери ободритского князя, от которой имел сыновей: первенца Харальда и младшего сына — Херрауда-Рюрика.

В 826 году Людбрант умер, и лен переходит к старшему брату Харальду. Харальд принимает в этот год крещение в Ингельхейме около Майнца вместе со всем родом.

После крещения Харальд переходит под покровительство Людовика Благочестивого и получает другой лен — Рустинген во Фрисландии. По смерти брата этот лен достается Рюрику, но в 843 году лен переходит к Лотарю.

Рюрику около 40 лет, и он не у дел. Тогда Рюрик становится вольным разбойником, викингом, участвуя в набегах на север Франции (845 год). В 850 году 350 кораблей грабят английское побережье. Затем нападают на устье Рейна и на Фрисландию.

Лотарь вынужден пойти на компромисс и передает Рюрику Фрисландию на условиях защиты его земель от остальных викингов. Теперь уже Рюрик не мог грабить побережье Европы и начал посматривать на восточное побережье Балтики. Было известно о том, что в 850 году датский отряд напал на Ладогу и получил от князя Ладоги большой выкуп. Было подозрение, что в этом набеге на Ладогу участвовал и Олег, прибивший свой белый щит на врата Ладоги (символ того, что город сдается без боя). После этого подвига Олег становится приятелем Рюрика, на дочери которого он женится. В 854 году Лотарь заменяет лен и вместо Фрисландии дает Рюрику Ютландию. Вскоре происходит «призвание» Рюрика на княжение в Ладогу, где он правит до 867 года, когда Рюрик совершает неудачную попытку возвратить свой лен во Фрисландии. Ладога ему явно не нравится, его тянет в Европу. В 869 году умирает Лотарь, и Рюрик обращается к Карлу Смелому с предложением своих услуг. В 873 году он получает лен, но уже в следующем, 874 году умирает.

По русским летописям, умер Рюрик в 879 году в возрасте около ста лет в Корелах: «Ходил князь великий Рюрик с племянником своим Олегом воевати лопи и корелу. Воевода же у Рюрика Валет. И повоеваста и дань на них возложиша… Лета 6387 (879) умре Рюрик в Кореле в войне; тамо и положен бысть в городе Кореле, княжил лет 17, у него же остался князь Игорь млад, 17 лет».

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • -2
    Нет аватара termometrix
    22.09.1719:29:12

    Можно было построить небоскреб или высотное сооружение высотой 1155 метров,в честь сотворения Руси.

    • 7
      Вова-Н Вова-Н
      22.09.1719:41:16

      Ну возможно в какую ни будь новую круглую дату и построят, например высотой в 1200 или 1300 метров.

      А если серьёзно, то памятник в тысячелетие России в 1862 году действительно монументальный построили, массой в 10 000 тонн.

  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
  • 1
    Победа
    22.09.1722:31:24

    События второй мировой трактуются по разному, а прошло всего лишь 72 года. О том что было 1155 лет назад останется навсегда тайной, которую невозможно будет разгадать, если только мы не научимся путешествовать во времени.

    • 0
      Вова-Н Вова-Н
      22.09.1723:06:46

      Согласен. Историю пишут победители и выжившие трусы, ибо смелые первыми умирают.

      А ещё историю постоянно переписывают в угоду власти.

  • 2
    Нет аватара Игорь C.
    23.09.1703:39:16

    И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси.

    Эх, такая красивая сказка была

    Но тут приперлись генетики и все опошлили

    Абсолютно достоверно ими было доказано, что Рюрик и все его потомки были исключительно природными славянскими князьями.

    Кому интересно, тот найдет .

    Так что повесть временных лет оказалась всего лишь сказкой

    правда писали ее спустя 200 лет после Рюрика.

    За 200 лет что только не придумаешь

    Отредактировано: Игорь C.~03:39 23.09.17
  • -1
    VV Axntv VV Axntv
    23.09.1712:44:06

    Рюрик мифический персонаж, как король Артур или Одиссей. О нём нет упоминаний в других источниках.

  • 0
    Нет аватара Lyudov
    23.09.1713:35:35

    Кстати, насчет призвания.

    Надо заметить, что в Новгороде всегда приглашали к себе князей на княжение. Выборные они были. Как, например, в Польше — короли. Александра Невского тоже ведь приглашали на княжение Новгородское, а насколько это позднее было Рюрика.

    Так что и до Рюрика князья были пригашённые, просто в это время (с 862 года) началось объединение племён в одно большое государство и становление института великого княжения.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,