ЯАЗ-210. Грузовик с медведем на капоте
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruЯрославский богатырь
Ярославский автомобильный завод еще в довоенный период выпускал наиболее грузоподъемные в стране серийные автомобили: в 1925 году здесь освоили производство грузовиков Я-3, рассчитанных на 3 т груза, в 1934-1936 годах — грузовиков ЯГ-4, ЯГ-5 и ЯГ-6, рассчитанных на перевозку 5 т, а в 1931 году — трехосного ЯГ-10 с полезной нагрузкой 8 т. Поэтому не удивительно, что разработка следующего поколения отечественных тяжелых грузовых автомобилей было поручено именно ярославским автомобилестроителям. Правда, работа над ними, едва начавшись, была прервана нападением Германии на Советский Союз, но ее возобновили уже в 1943 году. При этом за образец будущего дизеля для оснащения перспективных автомобилей взяли американский двухтактный GMC 71, оборудование для производства которого в конце войны закупили в США.
Первенец нового семейства, двухосный ЯАЗ-200 грузоподъемностью 7 т, оснащенный 4-цилиндровым 110-сильным дизелем рабочим объемом 4,6 л, в качестве прототипа увидел свет в декабре 1944 года. Кстати, именно тогда на капот машины впервые поставили хромированного медведя — исторический символ Ярославля. В серию ЯАЗ-200 пошел в августе 1947 года и выпускался на протяжении пяти лет. В течение этого времени его производство параллельно осваивали на Минском автомобильном заводе, где оно началось в 1948 году и в 1951 году достигло 25 тыс. А в Ярославле освободившиеся мощности было решено передать под выпуск трехосных грузовиков семейства ЯАЗ-210, созданных на базе узлов и агрегатов ЯАЗ-200 и отличавшихся от него едва ли не двукратным увеличением
грузоподъемности и полной массы. Их первые опытные образцы увидели свет в конце 1948 года: в опытном цехе завода построили бортовой ЯАЗ-210, рассчитанный на перевозку 12 т по асфальту и 10 т по грунту, его модификацию ЯАЗ-210А с лебедкой тяговым усилием 15 т, балластный тягач ЯАЗ-210Г и седельный тягач ЯАЗ-210Д — у двух последних, рассчитанных на буксировку прицепов массой до 54 т, колесную базу уменьшили на 970 мм. Годом позже к ним присоединился созданный на аналогичном шасси самосвал ЯАЗ-210Е.То, что конструкторы Ярославского автозавода сумели вслед за двухосными моделями нового поколения создать семейство унифицированных с ними трехосных моделей, позволило значительно поднять эффективность всей транспортной отрасли, до этого из-за недостаточного тоннажа применяемого парка не способной эффективно обеспечивать решение вставших перед страной задач по интенсивному развитию промышленности.
Появление трехосника
Было бы неверно сказать, что трехосный ЯАЗ-210 получен из ЯАЗ-200 простейшим удлинением лонжеронов, установкой «раздатки» и добавлением еще одного ведущего моста. Действительно, унификация между двумя базовыми моделями оказалась весьма высокой — у них применялись одинаковые кабины, капоты, крылья и бампера, передние оси и подвески, 5-ступенчатые коробки передач, колеса и шины, рулевое управление и тормозные системы. Более того, поскольку у трехосного автомобиля крутящий момент от двигателя решили передавать к каждому из ведущих мостов отдельным карданом, передаточное отношение главных передач мостов удалось сохранить прежним, изменив общее передаточное отношение трансмиссии за счет редуктора раздаточной коробки.
Тем не менее, увеличение числа осей с двух до трех потребовало значительного пересмотра всей конструкции автомобиля. Начнем с того, что ЯАЗ-210 получил не 4-цилиндровый, а унифицированный с ним 6-цилиндровый дизель рабочим объемом 6,97 л, причем у шасси, грузовиков и самосвалов его максимальная мощность составляла 168 л.с., а у седельного и балластного тягачей была увеличена до 215 л.с. Сцепление сохранили однодисковым, но его диаметр увеличили на 3 см. В конструкцию демультипликатора ввели синхронизатор, облегчающий его переключение на ходу. У карданов увеличили расстояние между центрами подшипников и длину иголок. Возросли поверхность охлаждения радиатора (на 15%) и диаметр глушителя (на 20%). Все модификации ЯАЗ-210, за исключением самосвала, вместо одного топливного бака получили два общей емкостью 450 л. При среднем расходе топлива 55 л/100 км этого хватало для обеспечения радиуса действия в 800 км. А расход топлива на тонно-километр у трехосного грузовика составил 0,0458 — на 8% меньше, чем у ЯАЗ-200.
Главная роль — самосвал
Наиболее востребованной моделью семейства трехосных ярославских грузовиков предсказуемо стал самосвал ЯАЗ-210Е. Не удивительно: к моменту его появления самым тяжелым самосвалом, предназначенным для движения по дорогам общего пользования, в распоряжении строительных и горнодобывающих организаций страны был МАЗ-205 грузоподъемностью 5 т с кузовом емкостью 3,6 м3. Вот что вспоминал об их использовании главный конструктор Ярославского автозавода Виктор Васильевич Осепчугов: «В марте 1951 года я ездил на строительство Волго-Донского канала, где наблюдал погрузку камня в МАЗ-205 экскаваторами „Уралец“ с 3-кубовыми ковшами. Экскаваторщик осторожно опускал ковш почти до дна самосвальной платформы и затем, открыв замок днища, медленно его поднимал чтобы камни вываливались постепенно, без ударов, ведь некоторые из них весили более тонны! Погрузка сырой глины шла тяжелее: она ссыпалась на платформу не постепенно, а сразу всей массой, когда ковш уже шел на подъем. Все это приводило к поломкам рессор, рам, надрамников и платформ МАЗов…». Появление на стройке ЯАЗ-210Е, способных перевозить в своем 8-кубовом кузове до 10 т груза, сразу же изменило картину: описанные поломки стали встречаться гораздо реже. Кроме того, трехосные самосвалы позволили значительно повысить эффективность проведения работ. Осепчугов отмечал: несмотря на то, что в ЯАЗ-210Е экскаватор «Уралец» грузит два ковша против одного в МАЗ-205, время погрузки
увеличивается не вдвое, а всего на треть, а время рейса возрастает лишь на 6,5%, что позволяет вдвое уменьшить число занятых водителей и существенно разгрузить дорогу.Можно добавить, что в 1952 году на базе ЯАЗ-210Е Институт горного дела Академии наук УССР построил опытный самосвал-троллейвоз, а в 1955-1956 годах проходил испытание опытный ЯАЗ-218 с самосвальной платформой боковой разгрузки. Производство трехосных самосвалов, как и других модификаций семейства, на Ярославском автозаводе велось до 1959 года, после чего их выпуск передали в Кременчуг, а предприятие перепрофилировали под изготовление двигателей.
Сегодня мало кто помнит, что Ярославский моторный завод в начале минувшего века замышлялся как автомобильный. Он был построен промышленником Владимиром Александровичем Лебедевым в рамках государственной программы по созданию в стране нескольких автомобильных заводов в первую очередь для снабжения участвующей в Первой мировой войне царской армии. Официально был открыт в октябре 1916 года, ровно 100 лет назад, но до революции так толком и не заработал.
В первые революционные годы предприятие занималось ремонтом разномастного импортного парка, получив название Первый государственный авторемонтный завод. К изготовлению автомобилей решили вернуться в 1925 году, когда Страна Советов взяла курс на автомобилизацию. В 1926 году предприятие стало называться Ярославский государственный автомобильный завод № 3.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, Я-3
1925 год. Построен первый ярославский грузовик Я-3 грузоподъемностью 3 тонны.
- Я-3, Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель
Я-3 оснащали 4,4-литровым 35-сильным двигателем от АМО Ф-15. Конечно, для трехтонки, по грузоподъемности превосходившей АМО Ф-15 в два раза, его мощности явно не хватало. При полной массе 4,3 тонны Я-3 разгонялся максимум до 30 км/ч и расходовал около 40 л/100 км.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, Я-4
1928 год. На смену Я-3 приходит Я-4: до конца 1929 года он был сделан в 137 экземплярах.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, Я-5
Я-4 оснащали более мощным двигателем Mercedes-Benz и вакуумным усилителем тормозов. Рост мощности позволил увеличить грузоподъемность Я-4 до 4 тонн, а максимальную скорость — до 45 км/ч.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, Я-5
В 1929-1934 годах завод делал Я-5 — модификацию Я-4 с американским двигателем Hercules. Мощность «американца» в 94 л.с. позволила поднять грузоподъемность Я-5 до 5 тонн и увеличить максимальную скорость до 53 км/ч.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯГ-10
1931 год. В Ярославле начато производство первого в стране трехосного грузовика ЯГ-10.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель,
ЯГ-10 стал развитием Я-5: за счет появления третей оси грузоподъемность машины подняли до 8 тонн.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯГ-10
Из-за сложностей с закупкой моторов в США с 1932 по 1940 год было сделано всего 333 ЯГ-10.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯГ-3
ЯГ-3, будучи аналогом Я-5, получил отечественный двигатель АМО-3, который развивал мощность в 60 л.с. К сожалению, из-за снижения количества «лошадок» под капотом некоторые характеристики ЯГ-3 оказались заниженными.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯГ-12
1932 год. Создан первый в стране четырехосный грузовик ЯГ-12. К тому же полноприводный!
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯГ-12
Под капот ЯГ-12 поставили американский 8,2-литровый двигатель Continental-22R мощностью 120 л.с.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯГ-12
По дорогам с усовершенствованным покрытием ЯГ-12 мог перевозить до 12 тонн, а по грунтовке — до 8 тонн различных грузов.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, Я-2
1932 год. Выпущен первый ярославский автобус ЯА-2. Вместимость — 100 пассажиров.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯГ-4
1934 год. Грузовик ЯГ-3 получил форсированный до 73 л.с. двигатель ЗИС-5 и стал называться ЯГ-4.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯС-3
1935 год. На базе ЯГ-4 построен первый в стране самосвал ЯС-1 с гидрофицированным кузовом грузоподъемностью 4 тонны.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯГ-4, ЯГ-5, Коджу
Экспортный ЯГ-4 (его выпускали как ЯГ-5) с разработанным специалистами завода опытным 90-сильным дизелем «Коджу» (расшифровывался как Коба Джугашвили).
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯГ-6
1936 год. После модернизации (немного расширенная колея и ряд небольших усовершенствований) грузовик ЯГ-4 получил марку ЯГ-6. До 1942 года сделано 8,1 тыс. единиц.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯС-3
В 1936 — 1943 годах на базе ЯГ-6 Ярославский автозавод изготавливал самосвалы ЯС-3.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯТБ-1
С 1936 по 1941 год завод сделал 932 троллейбуса. Первенцем стал 55-местный ЯТБ-1 (по 1937 год изготовлено 450 ед.), следом за которым в Ярославле выпускали ЯТБ-2, ЯТБ-4, ЯТБ-4А и ЯТБ-5.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯТБ-3
В 1938-1939 годах завод изготовил 10 двухэтажных троллейбуса ЯТБ-3 вместимостью 100 человек, которые эксплуатировались в Москве до начала 1950 годов.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯГ-7
1938 год. Опытный ЯГ-7 грузоподъемностью 5 тонн должен был пойти в серию в 1942 году, после завершения начатой, но так и не оконченной из-за начала войны реконструкции предприятия. Двигатель и коробка передач — ЗИС-16.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯС-4
1939 год. На базе ЯГ-7 создали опытный самосвал ЯС-4 грузоподъемностью 4,5 тонны.
- Я-12, Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель
С 1943 по 1946 год завод делал предназначенные для буксировки артиллерии большого калибра тягачи Я-12 со 110-сильным американским дизелем GMC 4-71: для ярославской транспортной техники началась дизельная эра! Один из 1270 сделанных тягачей Я-12 сегодня водружен на постамент на внутризаводской площади.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯАЗ-200
Еще во время войны, в 1943 году, на Ярославской автозаводе начали разработку двухосных грузовиков ЯАЗ-200 с уже хорошо изученным дизелем GMC 4-71.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯАЗ-200
1947 год. Первый серийный дизельный автомобиль в стране ЯАЗ-200 грузоподъемностью 7 тонн запущен в серийное производство.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯАЗ-200
ЯАЗ-200 оснащали аналогом GMC 4-71 — двухтактным дизелем ЯАЗ-204 (110 л.с.) — завод успел до начала Холодной войны закупить за океаном необходимое технологическое оборудование и развернул его производство. В Ярославле ЯАЗ-200 выпускали 5 лет, после чего передали на Минский автозавод, где его продолжили изготавливать под обозначением МАЗ-200.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯАЗ-200
Созданный на базе ЯАЗ-200 опытный образец самосвала задней разгрузки
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯАЗ-210
1948 год. Построен первый образец трехосного ЯАЗ-210 — тяжелый заднеприводный грузовик грузоподъемностью 12 тонн.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯАЗ-210
ЯАЗ-210 оснащали тоже двухтактным, но уже 6-цилиндровым дизелем ЯАЗ-206 мощностью 168 л.с. Он был максимально унифицирован с дизелем ЯАЗ-204. В сравнении с ЯАЗ-200 трехосный грузовик получил увеличенный на 3 см диск сцепления. В конструкцию демультипликатора ввели синхронизатор, облегчающий переключение на ходу. Конструкторы также увеличили поверхность охлаждения радиатора (на 15%) и диаметр глушителя (на 20%). Все модификации ЯАЗ-210, кроме самосвала, получили не один, а два топливных бака общей емкостью 450 л.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯАЗ-210
При среднем расходе 55 л/100 км запаса топлива хватало для обеспечения радиуса действия в 800 км. Расход горючего на тонно-километр у ЯАЗ-210 составил 0,0458 — на 8% меньше, чем у ЯАЗ-200.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯАЗ-210
1950 год. ЯАЗ-210 запущен в серийное производство. Модификация с лебедкой получила обозначение ЯАЗ-210А.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯАЗ-210Г
Балластный тягач ЯАЗ-210Г, который получил укороченную на 970 мм колесную базу и форсированный до 215 л.с. дизель. Он был рассчитан на буксировку прицепа массой до 54 тонн.
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯАЗ-210Д
Седельный тягач ЯАЗ-210Д также с укороченной колесной базой и форсированным до 215 л.с. дизелем буксировал полуприцеп максимальной массой 30 тонн (нагрузка на ССУ составляла 12 тонн).
- Ярославский автозавод, ЯАЗ, история ЯАЗ, ярославский грузовик, ЯМЗ, Ярославский моторный завод, Автодизель, ЯАЗ-210Е
1951 год. В серийное производство запущен самосвал ЯАЗ-210Е грузоподъемностью 10 тонн — он стал самой массовой модификацией ярославского трехосника.
FeniksHoly23.11.1722:19:48
24.11.1705:07:37