Лого Сделано у нас
2

Роскосмос признал надёжность Фрегата

Завершила работу аварийная комиссия РОСКОСМОСА под руководством Олега СКОРОБОГАТОВА, заместителя генерального директора ЦНИИИмаш, которая изучала причины нештатной ситуации пуска 28 ноября 2017 года с космодрома ВОСТОЧНЫЙ ракеты-носителя (РН) «Союз-2.1б» с разгонным блоком (РБ) «Фрегат», космическим аппаратом «Метеор-М» и попутной полезной нагрузкой.

Рассмотрев материалы и проанализировав телеметрическую информацию, специалисты комиссии пришли к выводу, что к нештатной ситуации привело непрогнозировавшееся поведение разгонного блока после его отделения от ракеты-носителя. Это выявило скрытую проблему в алгоритме, которая не проявлялась десятилетиями успешных пусков связки «Союз-Фрегат».

Ракета-носитель «Союз-2.1б» отработала штатно, ошибок в полётных заданиях РН и РБ не выявлено. Космическая головная часть (КГЧ — разгонный блок и полезная нагрузка) была выведена в расчётную точку.

После отделения космической головной части от ракеты-носителя система управления разгонного блока начала выдавать управляющее воздействие на разворот орбитального блока в требуемое угловое положение — начался процесс пространственной ориентации разгонного блока. В этот период средства телеметрии зафиксировали нештатное угловое положение разгонного блока, который ушёл с расчётной траектории после включения маршевых двигателей.

«Фрегат» — надежный универсальный разгонный блок, который 61 раз успешно выводил полезную нагрузку с трёх космодромов (БАЙКОНУР, ПЛЕСЕЦК, КУРУ — Французская Гвиана) и доставил на целевые орбиты более 200 космических аппаратов. Баллистическая траектория выведения с космодрома ВОСТОЧНЫЙ прошла необходимую экспертизу и была рассчитана в строгом соответствии с регламентами, существующими в отечественной ракетно-космической отрасли.

При этом сложилось такое сочетание параметров стартового стола космодрома, азимутов полета ракеты-носителя и разгонного блока, которое не встречалось ранее. Соответственно, не было выявлено при проведённой наземной отработке баллистической траектории согласно действующим методикам.

Проведя всесторонний анализ, члены комиссии считают, что проявление этой некорректности алгоритма могло и не произойти при запуске с космодрома ВОСТОЧНЫЙ этой же полезной нагрузки с этим же разгонным блоком, на этой же ракете-носителе. Пуск прошёл бы штатно, например, летом, либо в случае, если бы районы падения отделяемых частей ракеты-носителя лежали в стороне от выбранных.

Для немедленного исправления ситуации будет проведена корректировка алгоритма системы управления пространственной ориентацией разгонного блока «Фрегат» и существующих регламентов, уже даны поручения по разработке новых современных комплексных методик имитации и контроля полетных характеристик средств выведения.

Отдельная комиссия детально разберет организационные вопросы и подготовит предложения по оценке ответственности должностных лиц за принятие или непринятие решений, повлиявших на полноту предстартовой отработки миссии.

Читайте также...

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • KJA
  • 11
  • 4
    Нет аватара Инженер2015
    12.12.1710:42:39

    Интересно, но не по теме сайта

    Поэтому минус

  • 3
    SergeySeverny SergeySeverny
    12.12.1710:56:32

    в этот раз косяк программистов…исправили, и жизнь пошла дальше, не остановилась…при каждой неудаче давать умейте сдачи, иначе вам удачи не видать!

    Отредактировано: SergeySeverny~10:57 12.12.17
    • 2
      Нет аватара Ил-2
      12.12.1715:32:45

      Один из самых дорогих косяков в ПО в истории(

  • 1
    Нет аватара NeoGeography
    12.12.1711:25:20

    Баллистическая траектория… была рассчитана в строгом соответствии с регламентами, существующими в отечественной ракетно-космической отрасли.

    При этом сложилось такое сочетание параметров стартового стола космодрома, азимутов полета ракеты-носителя и разгонного блока, которое не встречалось ранее. Соответственно, не было выявлено при проведённой наземной отработке баллистической траектории согласно действующим методикам.

    Имеем в итоге никуда ни годные регламенты, если они непригодны за рамками ранее встречавшихся «сочетаний параметров».

    Отредактировано: NeoGeography~11:25 12.12.17
    • 1
      Виктор Гюго Виктор Гюго
      12.12.1711:41:52

      Вангую что с регламентами всё хорошо. Просто традиционно озвучиваемые на публику причины формулируются так, что понять их решительно невозможно, а лезть читать многостраничный отчёт мало у кого есть желание.

      • 0
        Нет аватара NeoGeography
        12.12.1712:57:11

        с регламентами всё хорошо.
        Исключено. Официальная комиссия прямо заявила, что именно правильное исполнение регламентов стало причиной аварии.

    • 0
      Tezen44 Tezen44
      12.12.1721:30:45

      Есть у меня большое подозрение: Вращение идёт с ограниченной угловой скоростью. Сейчас надо было довернуть на 3 градуса, а из-за заданного обратного направления, пришлось доворачивать на 363. Доворот не уложился в заданный временной интервал, двигатель включился до его завершения и ошибка стала фатальной. А если при старте с Байконура надо было доворачивать не на 3 — а на 180 градусов (или около того)? Тогдаобщий угол поворота при ошибке был бы сопоставим с правильным, и укладывался бы во временной интервал отведённый на отработку этого действия. То есть ошибка была бы — но она не была бы фатальной. А так… Я думаю временной интервал даётся с запасом, вероятно в разы. Но не в 121 раз же?!

      Я кажется понимаю что хочет сказать Роскосмос. И вполне понимаю почему они это пропустили. Нашли бы глюк — орден бы им дать, но не нашли.    

      • 0
        Tezen44 Tezen44
        12.12.1721:40:06

        У самого как-то постпроцессор для написания программ к станку заглючил, Стал в одной плоскости вместо движения по дуге по часовой стрелке — писать против. Дооолго я работал не замечая этого. Поскольку в той плоскости идут очень малые и быстрые перемещения при переходах инструмента. А потом попалась деталь такой формы что при этой ошибке инструмент врезался бы в неё на ускоренной подаче миллиметров на 30. И слава богу что что я проверяю свои программы на симуляторе, вовремя заметил и исправил. А у них симулятора видимо нет…    

  • 2
    Артём Клюкойть Артём Клюкойть
    12.12.1712:46:56

    Радует, что так, а не неправильно размещенные контакты. Новый космодром, новые проблемы, Надеемся, что дальше такого не будет.   

    • 1
      Нет аватара Ил-2
      12.12.1715:33:46

      Про контакты версия для совсем наивных, а космодром в этом случае вообще не при делах

  • -2
    Нет аватара NeoGeography
    12.12.1717:10:15

    Роскосмос признал надёжность Фрегата

    Да что там «признал»… Проверил, убедился )

    Отредактировано: NeoGeography~17:10 12.12.17
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,