стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
36

БЦВМ на основе принципов интегрированной модульной авионики боевых комплексов для ИУС Су-57

  •  © ic.pics.livejournal.com

Старая БЦВМ «Багет» (слева) и новая БЦВМ ИМА БК

В настоящее время авиастроительными предприятиями активно ведутся разработки по созданию перспективных авиационных комплексов различного применения. Важнейшим отличием перспективных от существующих авиационных комплексов является значительное расширение круга и качества выполняемых ими задач. Решение последних в свою очередь обеспечивается за счет применения новых вычислительных си¬стем, не только отвечающих современным требованиям эффективности и надежности, но и специально спроектированных с учетом перспектив масштабирования и модернизации системы без необходимости кардинального пересмотра архитектуры и переработки программного обеспечения.

На сегодняшний момент наиболее активно развивающейся технологией построения вычислительных систем такого типа является концепция Интегрированной Модульной Авионики Боевых Комплексов (ИМА БК), являющаяся параллельной ветвью эволюции гражданской технологии Интегрированной Модульной Авионики (ИМА), широко применяемой производителями гражданских ЛА уже более 10 лет. Она и была применена при создании бортовой цифровой вычислительной машины на основе принципов интегрированной модульной авионики боевых комплексов (БЦВМ ИМА БК), предназначенной для построения информационно-управляющей системы перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации — самолета Су-57 (Т-50).

  •  © ic.pics.livejournal.com

Многофункциональные индикаторы для ПАК ФА

Основным постулатом концепции ИМА БК с точки зрения аппаратуры является отказ от понятия БЦВМ как отдельной сущности вычислительного комплекса в пользу набора унифицированных стандартизированных модулей, объединенных в единую детерминированную резервированную сетевую среду.

C программной точки зрения ИМА БК декларирует принцип абстрагирования программного обеспечения (ПО) не только от специфики исполняющего его процессора средствами стандартизированного интерфейса с операционной системой реального времени (ОС PB), но и от специфики системной аппаратуры (контроллеры, сопроцессоры и др.) путем введения понятия абстрактных драйверов и стандартизации интерфейсов с ними. Эти два основных принципа ИМА БК, дополненные рядом других, менее значимых, обеспечивают возможность создавать эффективные, надежные и в то же время хорошо масштабируемые вычислительные комплексы нового поколения.

  •  © ic.pics.livejournal.com
Тестирование ИМА БК в научно-техническом центре информационно-управляющих систем компании «Сухой»

В настоящее время именно на основе технологии ИМА БК ПАО «Компания «Сухой» разработало информационно-управляющую систему (ИУС) перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации — самолета Су-57. Основой для построения данной ИУС является бортовая цифровая вычислительная машина на основе принципов ИМА БК (БЦВМ ИМА БК), созданная АО «ГРПЗ» по техническому заданию ПАО «Компания «Сухой».

В ИУС самолета Су-57 входят две БЦВМ ИМА БК, связанные в единую высокоскоростную резервированную сеть на основе последовательного интерфейса Fibre Channel со специально разработанным детерминированным профилем.

Каждая БЦВМ ИМА БК содержит следующие модули:

— 2 модуля процессора данных на основе многоядерного процессора;

— модуль графического контроллера на основе многоядерного процессора и графического сопроцессора;

— модуль ввода-вывода на основе многоядерного процессора;

— модуль коммутатора Fibre Channel;

— 2 модуля источника питания;

— корпус с кроссплатой (КП).

Для взаимодействия БЦВМ ИМА БК с внешними системами бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) самолета обеспечивается поддержка следующих интерфейсов:

— многоканальный оптический дуплексный интерфейс Fibre Channel (24 канала, 1 Гбод);

— выходные оптические каналы графической информации Fibre Channel (2 канала, 1 Гбод);

— входные оптические каналы графической информации Fibre Channel (3 канала, 1 Гбод);

— РКИО по ГОСТ 18977 — 79 (ARINC — 429, 8 ПРД/16 ПРМ);- PK по ГОСТ 18977 — 79 (16 ПРД/24 ПРМ);

— МКИО по ГОСТ P 52070-2003 (MIL-STD 1553 В, 4 канала с резервом);

— сервисная шина на основе интерфейса ARINC 825.Наличие развитой системы внешних интерфейсов (в том числе оптических) позволяет обеспечить эффективное интегрирование отдельных элементов БРЭО в единую систему, отличающуюся, в том числе, повышенной надежностью за счет реализации различных методов аппаратно-программного резервирования элементов ИУС.

БЦВМ ИМА БК выполнена в малогабаритном герметизированном корпусе с принудительным воздушным охлаждением и предназначена для эксплуатации в жестких механо-климатических условиях в соответствии с требованиями, предъявляемыми к авиационной аппаратуре военного назначения. Электропитание БЦВМ осуществляется от сети постоянного тока (бортсети) +27 В в соответствии с требованиями, предъявляемыми к приемникам I категории.

В настоящее время БЦВМ ИМА БК прошла предварительные и межведомственные испытания с положительными результатами, успешно проходит летные испытания в составе ИУС самолета Су-57.

Разработка данной БЦВМ на основе концепции ИМА БК позволило создать на ее основе информационно-вычислительную систему самолета Су-57, отличающуюся широким спектром решаемых задач, повышенной надежностью и возможностью дальнейшей глубокой модернизации, что позволило, в свою очередь, в значительной степени обеспечить высокие летно-технические и боевые характеристики самолета в целом.

По существу, БЦВМ ИМА БК для ИУС самолета Су-57 — это лидерный проект по созданию вычислительной системы в соответствии с принципами ИМА БК, успешная реализация которого открывает широкие возможности для применения в перспективных авиационных комплексах, в том числе в перспек-тивном авиационном комплексе дальней авиации (ПАК ДА) и самолете шесто¬го поколения.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме


  • 2
    Нет аватара Захарка
    16.08.1819:58:34

    А правда, что внутри этой БЦВМ стоят процессоры «Эльбрус 4С»?

    • -3
      Нет аватара bambambigaloSM
      17.08.1819:17:51

      Правда в том, что будут новые контракты на СУ30СМ, Т72, а Су-57, Т14 так и останутся единичными экземплярами =( Сколько раз уже на одни и те же грабли наступаем. Действительно, не дети же Борисова в устаревшей технике гибнуть будут.

      • 1
        Нет аватара yaapelsinko
        17.08.1819:20:23

        Мистер, вы палитесь на попытке говорить «мы», что у вас за неуёмная тяга вещать от имени нас вместо нас?

        Где вы там собрались гибнуть, не поделитесь?

        Или вы, может, профессиональный юродивый просто?

        Отредактировано: yaapelsinko~19:20 17.08.18
        • -2
          Нет аватара bambambigaloSM
          17.08.1819:47:34

          Посмотрите на конфликт 08.08, на Сирию — сколько людей потеряли из-за технической отсталости используемой техники. И это конфликты далеко с не передовым противником.

          Массовые поставки и использование высокоточного оружия, беспилотных ударных аппаратов, средств космической разведки, бортовых средств обороны позволили бы многим парням вернуться домой.

          • 1
            Нет аватара yaapelsinko
            17.08.1819:50:55

            Мистер, либо расскажите, где вы там в сирийских степях погибали на Т-72, либо не косите под дурачка.

            • -1
              Нет аватара bambambigaloSM
              17.08.1820:01:31

              В Сирии много т-72 потеряно, пусть и не с нашим экипажем. Вам он этого легче? Вы думаете Т72Б3 принципиально лучше в плане обороны? Сколько уже было разработано комплексов активных и динамических защит в нашей стране и сколько стоит на технике?

              Молчали бы.

              • 0
                Нет аватара yaapelsinko
                17.08.1820:11:23

                А вот если бы в России было 100500 армат, то в Сирии бы чудесным образом Т-72 стали бы птуронепробиваемыми, да, мистер?

                Между тем, мистер, вы так и не сказали, где вы там погибали.

              • -1
                Нет аватара zu1
                17.08.1821:43:24

                Вам он этого легче? Вы думаете Т72Б3 принципиально лучше в плане обороны?

                А еще много где горят когда-то хваленые Леопарды, абрамсы и прочие западные образцы техники. У тебя этот факт будет вызывать изжогу, бедолага. Ибо ты явно в Абрамсе и горел, Емеля.хехе

                И только конченая жнертва ЕГЭ способна всерьез рассуждать о «в плане оборны» без учета и оценки экипажа,условий боевых действий и знания поставленных задач.

                Беги скулить на кухню. Тут тебе рановато стонать об «оборонах».

                Отредактировано: zu1~21:46 17.08.18
                • -1
                  Нет аватара bambambigaloSM
                  17.08.1822:45:53

                  Вам не помешало бы проявлять больше уважения к собеседникам.

                  Ту22 потеряли не из-за «учета и оценки экипажа,условий боевых действий и знания поставленных задач»? Разгильдяйства в любой армии хватает…

                  Насчет западных танком молчали бы: тех же 72 куда больше потеряно от прямого столкновения с абрамсами, чем наоборот. Основные же потери, указанные вами, они понесли от партизанских вылазок.

                  • -1
                    Нет аватара zu1
                    18.08.1800:42:52

                    Основные же потери, указанные вами, они понесли от партизанских вылазок.

                    Емеля унылое, основная потеря- терять время на твое убогое нытье.Откуда ты такое вылезло, дитЁ не здоровое? Западные танки у него видите ли от партизанских действий горят- и это оказывается все объясняет в том, что позавчерашнее пендосовское железо воевать умеет плохо. А Т-72 видите ли — потому что он плохой танк.

                    Был бы у тебя мозг, ты бы ощутил позорность собственных «объяснялок». Поскольку из них следует, что твои абрамсы под силу сжечь любым «партизанам». Тогда как, ежели следовать твоей, убогой логике, для борьбы с Т-72 нужны усилия регулярной армии. Слейся и не смеши людей.

                    Отредактировано: zu1~00:47 18.08.18
      • 0
        s-t-a-l-k-e-r s-t-a-l-k-e-r
        17.08.1819:56:47

        Прелесть этой системы в том то и состоит, что её не сложно интегрировать и в Су-30 и даже в Су-24. Хотя в последнем случае следует подумать о целесообразности такого шага, имея ввиду массовый переход ВВС РФ на Су-34. Кстати не исключено, что Су-35 уже вооружён подобной балалайкой.

        В конечном счёте речь в данном материале идёт даже не о железе, а о новом подходе организации управления боевым комплексом, который в разы превосходит, как аналоговый вариант, при котором всё управление замыкалось на пилоте, так и закрытую архитектуру, где всё или почти все необходимо начинать заново при любой мало мальски серьёзной модернизации.

    • Комментарий удален
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,