стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
155

В России успешно испытали ключевой элемент космического ядерного двигателя

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Наиболее важный элемент создаваемой в России космической ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) мегаваттного класса, ее система охлаждения, успешно прошла наземные испытания, следует из материалов, размещенных в открытом доступе на сайте госзакупок

  •  © ic.pics.livejournal.com

«Работы выполнены в полном объеме. Результаты соответствуют требованиям технического задания», — говорится в акте приемки работ.

Как следует из материалов, испытания выявили закономерности функционирования элементов и узлов перспективных систем отвода тепла ЯЭДУ мегаваттного класса в наземных условиях, максимально приближенным к условиям космического пространства. Заказчик работ — госкорпорация «Роскосмос», головной исполнитель — Государственный научный центр «Исследовательский центр имени Келдыша».

Ядерные энергодвигательные установки, которые могут обеспечить полеты в космосе на дальние расстояния, сильно нагреваются, поэтому им требуется эффективная система охлаждения. При этом тепло от них нужно отводить во внешнее космическое пространство, и только в виде излучения. Традиционным способом решения этой задачи стали выносимые во внешнюю часть корабля панельные радиаторы, по трубам которых циркулирует жидкость-теплоноситель, «сбрасывающая» лишнее тепло в космос. Но такие радиаторы, как правило, имеют большой вес и размеры. Кроме того, они никак не защищены от попадания метеоритов.

Специалисты из ряда предприятий Роскосмоса и вузов разработали новое решение в виде так называемого капельного холодильника-излучателя. Это установка, похожая на душ, в которой жидкость не циркулирует в трубах, а распыляется в виде капель прямо в открытое космическое пространство, там отдает тепло, а затем улавливается заборным устройством и проходит цикл заново. Благодаря этому жидкость охлаждается гораздо быстрее (из-за большей площади поверхности капель), а конструкция становится значительно легче, вдобавок повышается ее живучесть — метеорит, пролетевший через жидкость, никак не повредит системе охлаждения.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 11
    Нет аватара yaapelsinko
    29.10.1806:55:28

    Да ты ж, итить твою, я только побежал публиковать, думал, оне там в Москве ещё спят, первый успею.

    • Комментарий удален
    • Комментарий удален
    • Комментарий удален
    • 9
      Нет аватара alanish
      29.10.1817:02:21

      в России, а точнее в СССР давно создан и успешно испытан ядерный космический двигатель РД-0410 производства КБХА, он был создан для освоения глубокого космоса, все технологии давно отработаны, к сожалению не использовался по причине отсутствия программы освоения солнечной системы и соответствующего космического аппарата.

      • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
        • 7
          Нет аватара guest
          29.10.1818:59:55

          Потому что капиталистическая реакция началась, в связи с чем начался переходом обратно к капиталистической форме экономики. Благодаря резкому развороту, экономика неизбежно хряпнулась, не выдержав нагрузки в переходный период, в итоге куски союза «феодализировались» по национальному признаку, что при капиталистической системе вполне естественно (у нас сейчас все страны распадаются потихоньку на самостийные хутора в зависимости от степени неэффективности собственной экономики, это нетрудно заметить, если посмотреть на глобус).

          Как это связано с наукой в Союзе — не понятно.

          Отредактировано: Александр Жигульских~19:12 29.10.18
      • 9
        Нет аватара vlTepes
        29.10.1817:47:07

        в России, а точнее в СССР давно создан и успешно испытан ядерный космический двигатель РД-0410 производства КБХА

        Этот двигатель совсем по другой схеме, другому принципу.

        Он (РД-0410) — ЯРД — ядерный реактивный двигатель, где реактор (открытого типа) нагревает рабочее тело, которое выбрасывается из сопла и создает реактивную тягу.

        Основной минус — реактивная струя фонит.

        Плюс — мощность высокая (около 200МВт)

        А то, что создают сейчас, это ЯЭДУ — Ядерная электро-двигательная установка, всего 1 МВт, но зато это по сути просто большая батарейка с ионными(например) двигателями, которые хоть и дают ничтожную тягу, но зато обладая ОГРОМНЫМ удельным импульсом позволяют более экономно расходовать рабочее тело.

        Отредактировано: vlTepes~18:13 29.10.18
        • 4
          Doc Doc
          29.10.1818:11:07

          Нет. Это не ЯРД. Здесь ядерный реактор не разгоняет непосредственно рабочее тело, а всего лишь вырабатывает электричество. А уже электричество идёт на разгон ионов в электрореактивном двигателе (ЭРД). Который есть отдельный продукт, и для которого всё равно, откуда брать электричество. Вот только ядерный реактор может выдать мегаватты (ну, сотни киловатт в первых итерациях) в отличие от солнечных батарей, которые выдают единицы киловатт.

          А по ЭРД Россия — первая. И большинство ЭРД на космическом рынке — именно российские. Пока ещё.

          • 10
            Нет аватара vlTepes
            29.10.1818:16:01

            Нет. Это не ЯРД.

            А я что написал?

               

            А РД-0410 я видел своими глазами — и он то уж точно ЯРД.

            • 1
              Нет аватара Lyudov
              29.10.1821:35:56

              А РД-0410 я видел своими глазами

              Ого, ничего себе

      • 4
        Doc Doc
        29.10.1818:00:21

        Не отработаны. Были. Всё, что было перед этим — химические двигатели. Основанные на реакции окисления. А вот теперь — структурный, качественный сдвиг. Не реакция окисления, а электрореактивные двигатели, что имеют НА ПОРЯДОК большую эффективность.

        Вот только бы не зависли. Вот только бы пустили в серию, чтобы снизить себестоимость. Чтобы остальные догоняли. И чем больше серия — тем больше отрыв от догоняющих.

        Тут никаких денег не жалко, только бы дать серию. ПЕРВУЮ серию.

        • 5
          Нет аватара alanish
          29.10.1819:28:18

          Зайдите на сайт КБХА и почитайте kbkha. ru/?cat=11&p=8&prod=66

          РД0410 Ядерный ракетный двигатель выполнен по замкнутой схеме.

          Назначение: Для разгона, торможения космических аппаратов и коррекции их орбиты при освоении дальнего космоса.

          1. Выполнена отработка агрегатов ПГС «холодного» двигателя с тепловым имитатором ядерного реактора. Количество пусков — 230, суммарная наработка 169900 с.

          2. Проведены исследования нейтронно-физических характеристик реактора и защиты в ФЭИ и ИАЭ на реакторе «нулевой» мощности.

          3. Проведена серия огневых испытаний реактора на Семипалатинском ядерном полигоне.

          Тяга в пустоте, тс (кН) — 3,59 (35,2)

          мощность реактора, МВт — 196

          Годы разработки 1965-1985

  • 16
    Михаил Усоцкий Михаил Усоцкий
    29.10.1809:59:36

    Радует прогресс в этой области для космоса. Наши разработчики как и обещали, рассказали результат испытаний в конце 2018 года. И результат обнадёживает. Надеюсь, что увидим новые космические корабли с мощным источником энергии, бороздящие космические просторы.

    • 8
      Нет аватара erothm
      29.10.1813:06:49

      Надеюсь что все космические грузовики будут нашими

      • 7
        Нет аватара Vlady78
        29.10.1813:57:36

        А я надеюсь, и пассажирские тоже   .

  • 6
    aleco aleco
    29.10.1810:31:25

    это очень круто

  • 8
    Евгений Образцов Евгений Образцов
    29.10.1810:51:17

    видно эксперимент «капля-2» довели до ума!

  • 1
    Нет аватара siberia2012
    29.10.1814:22:01

    а какой принцип движения такого двигателя, профану на пальцах поясните?

    • 4
      alex4spb alex4spb
      29.10.1815:00:15

      а какой принцип движения такого двигателя, профану на пальцах поясните?
      электро-реактивный.

      «рабочее тело» (ионизированный газ) разгоняется в электромагнитом поле и выплёвывается в космос.

      а для того чтоб ионизировать и разогнать — нужен источник энергии мегаваттного класса.

      • 0
        Нет аватара RavenD
        29.10.1815:48:46

        дык Йод же был рабочим телом? или это уже другой двигатель?

        • 0
          alex4spb alex4spb
          29.10.1815:51:28

          дык Йод же был рабочим телом?
          не принципиально.

        • 1
          Нет аватара хочу_техники
          29.10.1817:01:52

          До сих пор был ксенон, но кто-то додумался использовать йод, что, якобы, практичнее.

      • 0
        Нет аватара siberia2012
        31.10.1807:33:51

        а газ откуда брать в вакууме? Если его с собой таскать, он же кончиться и видимо довольно быстро. Или его как-то по кругу гоняют?

        Отредактировано: siberia2012~07:34 31.10.18
        • 0
          alex4spb alex4spb
          31.10.1813:08:38

          а газ откуда брать в вакууме?
          из баков.

          а Если его с собой таскать, он же кончиться и видимо довольно быстро.
          не так быстро как химическое топливо в ЖРД.

    • 5
      Нет аватара guest
      29.10.1815:47:26

      Принцип следующий: ядерный реактор вырабатывает электроэнергию для питания систем корабля и его электрореактивного двигателя (преобразующего энергию электрического поля в кинетическую, испуская заряженные частицы).

  • 9
    Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
    29.10.1815:05:54

    Вот так и делаются великие свершения   , а то какой-то негр заокеанский что-то про бензоколонку рассказывал!   

  • 0
    Нет аватара sdelano
    29.10.1815:09:38

    а если она упадет при старте? радиоактивного загрязнения не будет?

    • 6
      shrpv shrpv
      29.10.1815:15:49

      В космос уже не один реактор слетал.

    • 1
      alex4spb alex4spb
      29.10.1815:54:58

      а если она упадет при старте? радиоактивного загрязнения не будет?
      будет.

      не обязательно при старте.

      читай про «Космос-954».

  • 0
    Нет аватара guest
    29.10.1815:27:06

    Вообще-то и аэропланы с ядреными бомбами летают и никто не пужается (своих конечно)

  • 6
    Нет аватара guest
    29.10.1815:36:17

    Интересен состав этой жидкости. Она должна быть очень теплоемкой, хорошо при этом распыляться и одновременно не испаряться в вакууме, чтобы исключить потери теплоносителя. Последний пункт чрезвычайно труден в реализации, все жидкости в вакууме интенсивно испаряются.

    • 1
      Нет аватара guest
      29.10.1818:48:49

      Гелий-ксеноновая смесь, вроде. Хотя так раньше писали, поэтому может это и совсем не так)

      Отредактировано: Александр Жигульских~18:50 29.10.18
      • 5
        RadiantConfessor RadiantConfessor
        29.10.1819:29:03

        Гелий-ксенон в первом контуре. Второй контур должен быть из неизвестного вещества, которое и будет протекать в капельном холодильнике.

  • 17
    Doc Doc
    29.10.1817:42:34

    Это, пожалуй, лучшее сообщение про космическую программу, что я читал за последние несколько лет. Вот не скрою: с трепетом и придыханием несколько лет следил за созданием ядерного реактора мегаваттного класса для космических двигателей. И самая большая проблема при их создании был именно теплоотвод. Насколько я себе представляю, там работало несколько команд, в том числе — из МГУ, и МГУ-шные ребята рассчитывали именно капельный теплоотвод.

    Не, братцы, вы поймите: была решена КОЛОССАЛЬНАЯ техническая проблема, в которую упиралось всё развитие ядерной энергетики в вакууме. Решена нетрадиционным, парадоксальным и виртуозным способом.

    Трижды, пятикратно и 100500 кратно УРА.

    Жаль, что не удаётся сэкономленные плюсы бросить все разом.

    • 1
      Нет аватара guest
      29.10.1818:47:17

      Это да, вообще мало кто знает насколько остро в космосе стоит проблема теплоотвода. «Он же холодный!"©    

      • 2
        Нет аватара hvt
        29.10.1819:53:26

        Да, еще бы вакуум убрали из космоса и не надо было голову ломать, над отводом тепла.)))

    • 2
      Нет аватара guest
      29.10.1820:32:46

      А ведь «Звезда КЭЦ» становится реальностью, если кто-то читал Беляева. Весомый сдерживающий фактор орбитального строительства больших объектов тоже пропадает. Хотя с таким «грязным» двигателем ее лучше строить на орбите луны.

  • 3
    Нет аватара guest
    29.10.1819:37:45

    К этой атомной платформе можно привязать различное оборудование: пучковое, лазерное,электромагнитное оружие, а также гражданское производство какого либо материала или вещества!!!   

    • Комментарий удален
  • 1
    Нет аватара guest
    30.10.1801:53:18

    С чего вообще взяли, что с капельным холодильником что-то вышло? Новость появилась благодаря контракту на госзакупках zakupki. gov. ru/epz/order/notice/ok44/view/common-info. html?regNumber=0995000000216000188 а там ничего подобного не сказано, только про испытания в космосе. Не исключено, что в итоге применили обычные радиаторы.

    • 0
      Нет аватара guest
      30.10.1804:28:17

      Там еще фото у «риа новостей» зачетное.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,