стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
53
Nelton 05 марта 2019, 15:51

Детские технопарки «Кванториум»: растим инженеров

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

  •  © rostec.ru

Совместно с Агентством стратегических инициатив Госкорпорация Ростех с 2016 года развивает федеральную сеть детских технопарков, призванных стать инкубаторами новой инженерной мысли в России.

На данный момент открыто 89 технопарков в 62 регионах России, а также три мобильных технопарка «Кванториум» — в Калининградской и Нижегородской областях и Приморском крае.

Сегодня любой подросток практически во всех регионах страны может попробовать свои силы в инженерном деле и прикоснуться к самым современным технологиям. О предпосылках появления нового образовательного проекта и особенностях «Кванториума» — в нашем материале.

Образование ушло в отрыв

Раз в три года в разных странах международная Организация экономического сотрудничества и развития проводит тест, который позволяет оценить уровень знаний школьников и, самое важное — умение применять эти знания на практике. Согласно результатам 2015 года Россия по разным показателям занимает с 26-го по 23-е места. Сегодня разрыв между образованием и потребностями реального сектора экономики увеличивается. И если школьная система, призванная давать базовые знания, достаточно инерционна, чтобы быстро реагировать на запросы общества, то на дополнительное образование в этом плане возлагаются большие надежды. Проблема разрыва между качеством образования и насущными потребностями работодателей актуальна уже несколько десятилетий. В начале 2000-х как ответ на запрос возникают новые формы взаимодействия научной среды и индустрии. Крупные компании стали вкладывать ресурсы в корпоративные образовательные проекты. Особенно нехватка профильных кадров ощущалась в IT-индустрии, поэтому именно этот сектор первым откликнулся на веяние времени. Яркими примерами стали проекты в сфере образования таких компаний, как «Яндекс», ABBYY, «Лаборатория Касперского», 1С, Cisco, Mail.RuGroup. Опыт оказался успешным.

Ростех поддерживает новую модель

Проекты, о которых шла речь выше, были направлены в основном на студентов профильных вузов. А как быть школьникам, которые только начинают определяться с профессией? Для этого в 2015 году Владимиром Путиным была подписана стратегическая инициатива «Новая модель дополнительного образования детей», в рамках которой сегодня по всей стране создаются детские технопарки «Кванториум». Это совершенно новый формат внешкольной работы с учащимися от 10 до 18 лет, где подростки в проектной форме обучаются перспективным естественно-научным и техническим направлениям, осваивают инженерные навыки.

В октябре 2016 года Агентство стратегических инициатив, координатор проекта развития детских технопарков «Кванториум», и Госкорпорация Ростех подписали соглашение о развитии сети инженерных и бизнес-инкубаторов на территории России. Площадки существующих «Кванториумов» должны стать базой для создания инженерных инкубаторов.

  • 2581_1233267_big.jpg
  • 2581_1233267_big.jpg
  •  © rostec.ru

«Реализация стратегии ежегодного роста выручки Ростеха на 17% до 2025 года и увеличение доли гражданской продукции требует от нас формирования новой, современной среды, в которой юные таланты, молодые ученые и бизнес-ориентированные инженеры будут прорабатывать идеи и проекты по гражданскому использованию технологий двойного назначения и по практическому применению имеющихся и новых гражданских разработок», — отметила директор по организационному развитию Госкорпорации Ростех Анна Шарипова. — При том объеме разработок и интеллектуального капитала в военных технологиях, которым обладает Ростех, мы считаем оптимальным решением развитие площадок инженерных бизнес-инкубаторов".Таким образом Ростех поддержал мировой тренд по созданию новой образовательной модели, когда молодые люди изучают инженерное дело не в аудитории за партой, а сами проходят всю технологическую цепочку от зарождения идеи до ее реализации и выстраивания бизнес-процесса.

Детский технопарк — что это?

На данный момент открыто 89 технопарков в 62 регионах России, а также три мобильных технопарка «Кванториум» — в Калининградской и Нижегородской областях и Приморском крае. По сути детские технопарки в регионах заменили или, лучше сказать, усилили доставшуюся в наследство от Советского Союза систему Домов пионеров и Домов детского творчества.По словарному определению технопарк — это научно-производственный комплекс, совмещающий взаимосвязанные фундаментальные исследования, опытное производство, внедрение разработок и рынок, включая подготовку менеджеров и специалистов по маркетингу.Детский технопарк отличается от обычного в той же мере, что и научное исследование от исследования учебного. Для одного и для другого характерны схожие этапы, компоненты и содержание. Отличие взрослого исследования от детского — в масштабе и действительном уровне новизны открытия. Основной целью деятельности детских технопарков является вовлечение максимального количества учащихся в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в разных областях.

  • 0.jpg
  • 0.jpg
  •  © rostec.ru

Детские технопарки «Кванториум» — это прежде всего уникальная среда для развития универсальных навыков и предметных компетенций через решение реальных кейсов от промышленных партнеров программы. Можно сказать, что здесь детей «учат учиться», то есть педагоги не дают готовых знаний, а предлагают задавать вопросы, самостоятельно работать с информацией, осмыслять большие объемы данных и верифицировать их. Работа строится на основе развития четырех важных компетенций, или 4К: креативность, коммуникативность, критическое мышление, командная работа. Так «Кванториумы» воспитывают поколение детей, способных обеспечить будущий технологический прорыв в нашей стране.

Как работают детские технопарки

Обучение в «Кванториумах» ведется по 13 направлениям или, как их называют в технопарках, квантумам, каждый из которых соответствует одному из приоритетных направлений инновационного развития:

  • автоквантум (наземный транспорт),

  • аэроквантум (летательные аппараты),

  • биоквантум (биология),

  • геоквантум (геоинформационные технологии),

  • космоквантум (различные области космонавтики),

  • наноквантум (работа с наноматериалами),

  • промдизайнквантум (проектирование объектов массового производства),

  • промробоквантум (промышленная робототехника),

  • энерджиквантум (энергетика),

  • IT-квантум (прикладные информационные технологии),

  • VR/AR-квантум (виртуальная и дополненная реальность),

  • data-квантум (анализ информации),

  • хайтек (умные технологии).

  • MAKL3281.jpg
  • MAKL3281.jpg
  •  © rostec.ru

Образовательные программы детских технопарков «Кванториум» рассчитаны на возрастную категорию от 10 до 18 лет. В некоторые квантумы можно поступить на обучение только с 12 лет, что связано со спецификой работы с оборудованием.Работа в технопарках строится проектно, то есть все полученные знания дети могут применить в деле. Процессом руководят наставники-тьюторы, обладающие знаниями в той или иной области. Педагоги проходят многоступенчатый отбор. Большая часть сотрудников технопарков — увлеченные люди, молодые ученые или работники предприятий реального сектора.Важно отметить, что обучение в «Кванториумах» принципиально бесплатное. Это государственный проект, который существует на бюджетные деньги с привлечением средств партнеров-промышленников. Количество учащихся ограничено только числом свободных мест, никаких дополнительных требований к поступающим не предъявляется. Самое важное — это желание ребенка получать новые знания и раскрывать свои таланты.

Через 7-10 лет, когда сегодняшние «кванторианцы» станут молодыми специалистами, обладающими компетенциями видеть весь цикл проекта от зарождения идеи до финального результата, умеющими эффективно работать в команде, ставить себе цели и креативно подходить к решению новых задач, тогда мы поймем, что наша цель достигнутаМарина Ракова, замминистра образования РФ, создатель сети «Кванториумов"Региональная поддержка

В каждом регионе «Кванториум» заручается поддержкой местных промышленных предприятий. Партнеры не только помогают создать инфраструктуру технопарка, но и курируют научную деятельность детей, организуют экскурсии, предлагают реальные проекты для разработки.

Большинство предприятий-партнеров проекта входят в Госкорпорацию Ростех. Так, например, участники детского технопарка в Калининградской области сотрудничают с Калининградским янтарным комбинатом и занимаются вопросами автоматизации процессов производства янтаря в регионе. Тульский «Кванториум» стал частью креативного индустриального кластера «Октава», созданного под эгидой Ростеха. Рыбинская двигателестроительная компания «Сатурн» поддерживает местный технопарк, создавая технологические кейсы для юных изобретателей. Сотрудники холдинга «КАМАЗ» вошли в наблюдательный совет одного из первых «Кванториумов» в Набережных Челнах. В Удмуртии детские технопарки создаются с участием концерна «Калашников».

Каждому городу — по «Кванториуму»!

Сегодня в научную деятельность федеральной сети «Кванториум» на постоянной основе вовлечено 80 тысяч детей и около 600 тысяч охвачены мероприятиями, проводимыми сетью. В соответствии с планами развития нацпроекта «Образование» к 2024 году в каждом городе с населением более 60 тысяч человек будет функционировать как минимум один детский технопарк «Кванториум».

Есть надежда, что с помощью такого качественного и целенаправленного влияния на молодые умы при поддержке крупнейших предприятий и корпораций в России будет создан кадровый резерв будущих инженеров, технических экспертов, изобретателей, рационализаторов в самых современных областях науки и производства.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме


  • 13
    Нет аватара termometrix
    05.03.1916:41:30

    Надо развивать усиленно и центры дополнительного образования,интегрировать с «Кванториум»,школами,колледжами,лицеями,вузами и РАН.

    Отредактировано: termometrix~16:42 05.03.19
  • 7
    Птичка Грач Птичка Грач
    05.03.1919:06:44

    нужное дело … радует что количество Кванториумов растет   

    • 0
      Нет аватара yaapelsinko
      08.03.1912:58:52

      Через 15 лет будет орда молодых специалистов по программированию, робототехнике и беспилотной технике.

      Если какие-нибудь плазменные коммунисты устроят революцию к тому моменту, то будут потом, как обычно, рассказывать, что это всё благодаря им заколосилось.

  • Комментарий удален
  • -1
    Нет аватара guest
    06.03.1901:15:11

    Это все конечно красиво и наверное полезно будет когда-нибудь.

    Но в данный момент это просто досуг.

    В стране бесплатное высшее образование и масса инженерных вузов, которые на 100% заполняются студентами и ежегодно выпускают тысячи инженеров. Даже наверное — десятки тысяч. То есть проблемы отсутствия инженеров — нет. Есть две другие проблемы:

    1. Знания, даваемые в вузах воообще не бьются с современным состоянием техники. Бесспорно — вузы учат думать и развиваться (а также крутиться, контачить, искать подходы и прочие полезные навыки). Но профессиональная составляющая тоже не помешала бы — это сэкономило бы 3-7 лет (в зависимости от отрасли) на получение специалиста.

    2. Несмотря на декларируемый спрос на ИТР, их доходы находятся на достаточно низком уровне. Исключение составляют некоторые специализации в сфере разработки ПО в некоторых городах страны. Причем далеко не все из них полезны в контексте всеобщего технологического развития, просто очень успешны в плане коммерциализации создаваемых ими продуктов.

    То есть — по простому. Государство кнутом (армией) и пряником (бесплатно) загоняет людей в инженерные вузы, где их толком ничему не учат и хочет чтобы они потом задешево работали. А молодые люди — не хотят (почему-то). Финансисты/аудиторы/всяческие консультанты/экономисты/юристы… в общем почти все не-технари, зарабатывают больше чем ИТР. А стать не-технарем, любой выпускник инженерного вуза может очень легко и делает это с завидной регулярностью.

    И как эту проблему решат детские кружки — я чет не очень догоняю. Все равно такой ребенок (условно вдохновленный детским кружком) поступит там в МИФИ, Бауманку и пр., за 6 лет обучения поймет что в большой четверке аудиторам платят на старте в 2 раза больше (чем молодому инженеру), а через 5 лет при переходе в банк — в 5 раз больше (чем опытному инженеру) — пойдут в большую четверку.

    У меня одногруппники вон вместо того чтобы радары разрабатывать — в Сколково в стартап вилладже рассказывают хипстерам как правильно «коммерциализовывать инновации» из серии приложенек, в которой на деваху кликнул, а она тебе подмигнула, а ты ей смайлик послал…

    Отредактировано: A S~01:21 06.03.19
    • Комментарий удален
      • -1
        Нет аватара guest
        06.03.1907:35:21

        Обычная ошибка москвича судить всё по Москве.

        Ну — Вы как бы правы, с одной стороны. С другой — вся описанная Вами благостная картина жизни ИТР в регионах порой лежит в том диапазоне доходов, который московские студенты не рассматривают даже в виде подработки. Те есть если взять и увеличить ту область доходов в которую мы даже не смотрим — то да, там так и есть наверное. Что говорить, если даже в Подмосковье, где я живу — меня, на тот момент достаточно опытного инженера, на полном серьезе звали работать на компенсацию, которая была ниже моего заработка на последнем курсе вуза процентов на 30.

        С чем соглашусь — так это с тем, что среди не-технарей в регионах конкуренция на рынке труда — сильно выше. Потому что в регионах полно всякого гособоронзаказа и мелкого частного бизнеса. Ни первым ни вторым корпоративный менеджмент не нужен. ОДнако заработок не-технарей — в целом выше и в регионах.

        Касательно квалификации ИТР в регионах… Скажем так — мой личный персональный опыт в моей отрасли показывает, что её просто нет в сравнении с теми, кто работает в Москве. Не потому что мы все тут такие умные и клевые, а потому что большинство ребят с квалификацией и мозгом — сюда переезжают чтоб хоть что-то зарабатывать.

        И что за утверждение, что в вузах не учат современной технике? Тоже какой то персональный единичный опыт, который вы субъективно обобщаете на всю страну и все отрасли?

        Ну персональный — не персональный. У меня диплом Бауманки. Среди тех, кто в ней не учился — она считается прям крутым техническим университетом и вообще из первой десятки. Дык вот — преподают там хорошо, но то что не нужно. Я реально помню вузовскую программу и понимаю её, но почти все эти знания — оказались не нужными. У нас там было полно специальностей, которые вообще нафиг не нужны — не понятно зачем Бауманка их из года в год плодит. А из тех что более менее нужны — степень актуальности даваемого материала застряла в районе 80х годов. Ну то есть в принципе о чем профессия — понятно, но доучиваться от 3 до 7 лет на месте работы ей все равно придется.

        И работаю я почти по специальности. Почти потому что прям по специальности можно работать либо на п/я либо на кафедре, а моя профессия — это максимально близкое что можно за уши притянуть к записи в моем дипломе. 5 человек с потока суммарно работают в моей области. Из 30 примерно. Выучили 30 инженеров, из них 25 ушли в корпоративный менеджмент. Причем, что забавно — в специальности в основном троечники. Встретить у нас тут красный диплом — это прям надо постараться. Но связано это конечно со спецификой получения красного диплома. Просто забавно.

        Инженеру есть куда пристроиться.

        Ну вот как бы даже это словечко, которое Вы употребили — говорит о том, что ИТР это фу в стране. Пристроиться… Я когда школьником был у меня бабушка любила поговаривать — иди сыночек в ГПТУ, и я тебя к себе в школу пристрою потом. тьфу

        В целом я бы сказал так. Плюс бытия ИТР в том, что да — в принципе найти работу на некий средний уровень дохода — почти всегда можно. Свои 50-70 тыщ (это кстати нормальный расход семьи из 2 человек без ипотеки/аренды, на случай если кто-то решил что это много) в Москве найдет практически любой ИТР, даже самый дубовый. Ну и плюс возрастным кандидатам от ИТР как-то проще чем от других профессий.

        Минус в том — что с вероятностью 90% так и будете болтаться на этом среднем уровне всю дорогу, который в абсолютном выражении — достаточно низкий.

        Отредактировано: A S~08:53 06.03.19
        • 0
          Andrei N Andrei N
          06.03.1908:46:53

          Я с вами полностью согласен. Я отучился 15 лет, еще при СССР, а все, что мне нужно для работы узнал где-то в 6 классе.

          Система образования безнадежно отстарела и даже не на 30 лет, а на все 60-70. Сейчас все можно найти в интернете, а большинство расчетов делают программы. Теоретические познания нужны очень ограниченному кругу людей, которые будут заниматься разработкой подобных програм. Инженерам же нужны практические и прикладные знания, которые мы все получаем на производстве.

          На западе есть такая система как апринтершип. Что-то вроде учеников у мастера. Отец, рассказывал, что когда он после института пришел в КБ там работало много инженеров, кторых просто набрали с улицы и их там в КБ изначально обучали инженерному ремеслу. По его словам те инженеры дали бы фору выпускникам институов.

        • Комментарий удален
        • Комментарий удален
        • Комментарий удален
        • 0
          Нет аватара Strompok
          08.03.1920:53:40

          Это правильно, что Бауманка консервативна. Там дают обилие различных технических примитивов. Из которых можно слепить что угодно в последствии. И даже техническое рисование у нас было не зря. Я жалею, что латыни и логики не было. Все вносит свою лепту в кругозор и навык адаптировать знания под профессию. И даже М-Л философия с историей партии)

  • Комментарий удален
    • -5
      Нет аватара guest
      06.03.1909:32:29

      А конструкторы самолета Сухой Су-57 не являются «выпускниками» кванториума (их не было тогда).

      Хорош прикалываться.

      Это такой хороший и годный досуг для детей. Не стоит его за уши к чему-то там притягивать.

      Отредактировано: A S~09:33 06.03.19
      • Комментарий удален
        • 0
          Нет аватара guest
          06.03.1912:28:53

          Конструкторы Сухого ходили на школьный кружок по физике

          С чего Вы взяли?

          Это мое поколение в основном — 30+.

          Не ходили мы ни на какие кружки.

          Да и если бы ходили — толку с них. Профессиональная инженерная деятельность ничего общего с кружками не имеет.

          Это как вот есть радиолюбители (которые как раз из кружков вышли), а есть разработчики электроники. Хоть и похожи — но совсем разные. И вторые зачастую вообще не подозревали когда школу заканчивали, что они будут этим заниматься. Так сложилось просто. И кстати что у американцев, что у азиатов, что у израильтян — точно также.

          Отредактировано: A S~12:46 06.03.19
          • Комментарий удален
            • 0
              Нет аватара guest
              06.03.1923:05:29

              А мотивация, а мечта, а ощущение что это твоё и ты хотел бы заниматься этим всю жизнь?

              Я в школе играл в компьютерные игрушки. Не — ну я хорошо учился (за плохие оценки меня отлучали от компьютера просто), получил медаль, в каких-то олимпиадах побеждал. Но ничем особо не увлекался.

              В Бауманку пошли, потому что туда была тропа протоптана — трое моих приятелей классом старше туда поступили до этого.

              Поступал в четыре захода — завалил три собеседования (первое естественно туда — куда хотел планировал, остальные два куда получалось в порядке убывания привлекательности) и в итоге сдавал экзамены на факультет, на который даже в страшном сне не планировал идти. Кстати тот факультет на который я хотел планировал попасть (РК — роботехника) на поверку оказался какой-то жестью из деталей машин, сопромата и кучи черчения. В общем — я в итоге не пожалел что не попал туда. А моя кафедра оказалась самой расслабленной во всем ВУЗ и одновременно самой приземленной к жизни — у нас не было ни сопромата, ни детмаша, зато было немного электроники, такой почти настоящей. Просто она некрасиво называлась, а факультет еще некрасивее.

              На 3м курсе вуза я с друзьями открыл свой компьютерный клуб — тогда была эпоха кантер-страйоков, бойцовских клубов и прочего — в общем популярная была тема, а своих компов у всех подряд еще не было. Через два года его продал и пошел заниматься дизайном (верстка там, сайты — тогда это было модно и хорошо оплачивалось). К 6 курса вуза я уже был директором по рекламе в ресторанном бизнесе. В основном благодаря знакомствам и искусству коммуникации.

              Так получилось что контору разорили, рейдеры.

              Потом я на спор устроился по специальности. Пошел, нашел первое попавшееся объявление на кафедре и пошел туда на собеседование.

              Причем, так как я нифига не знал — мне предложили выбрать, хочу я в отдел ПО идти или аппаратных средств. Я пошел в туалет и кинул там монетку.

              Так я стал схемотехником. Им и работаю уже 13 лет. За это время позанимался авионикой, немножко — космосом. Получил медальку «лучшего молодого специалиста радиоэлектронной промышленности» от МинПрома. Потом суперкомпьютерами (ну с медалькой стало как-то проще работу найти повеселее), точнее одним, но зато самым навороченным у нас в стране. Сейчас разрабатываю серверы и хранилки. Ну точнее я уже давно инженерный руководитель, но это детали уже.

              У вас получается случайные люди случайно пришли в случайный вуз и случайно стали конструктором.

              Как видите — да.

              Ну точнее, я не то чтобы случайный. Я вполне себе на своем месте в данный момент. Но само мое попадание на это место — это эдакое стечение обстоятельств.

              Был например момент(я уже в тот момент работал на оборонку и грустил), когда я прошел отбор в Шлюмберже и уже готовился ехать куда-то там обучаться, а Австрию что-ли, как выяснилось что для заграна нужна справка из военкомата, а военкомат мне её давать не особо собирается. Так я не стал нефтяником, например. А был бы у меня загран — стал бы. И там в принципе тоже наверное было бы все нормально.

              А мотивация,

              Моя — сосет титьку и какает в подгузник. Вот и вся мотивация.

              Отредактировано: A S~09:45 07.03.19
  • 3
    Нет аватара guest
    06.03.1912:19:16

    Отличная новость! Рад, что этот проект не отпускают восвоясь! Развития и Успеху данному очень нужному проекту!!!

  • -3
    Нет аватара Nguyen
    06.03.1912:53:46

    Windows-10? ПОЗОРИЩЕ.

    • 0
      Нет аватара yaapelsinko
      08.03.1912:59:47

      С точки зрения психбольных — безусловно.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,