Лого Сделано у нас
135

Ракетоносцы-бомбардировщики и спецборты: как в Казани строят и модернизируют самолеты «Туполева»

Фото и текст: Бионышева- Абрамова Елена

Фото: Олег Заводов

Фото и текст: Бионышева- Абрамова ЕленаФото и текст: Бионышева- Абрамова Елена © Бионышева- Абрамова Елена

Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев), которому более 90 лет, сейчас вступает в новый этап своего развития: на предприятии проходит модернизация и техперевооружение в рамках федеральной целевой программы. Мы посетили производство и поговорили со специалистами завода, чтобы узнать, какие перспективы ждут единственного в стране производителя стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков и самолетов специального назначения.

Фото и текст: Бионышева- Абрамова ЕленаФото и текст: Бионышева- Абрамова Елена © Бионышева- Абрамова Елена

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

История Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова, как ни странно, началась в Москве, когда 14 мая 1927 года Совет Труда и Обороны постановил организовать в столице государственный авиационный завод № 22. В 1934 году в Казани в рамках ударной стройки пятилетки был построен свой авиазавод № 124, получивший имя Серго Орджоникидзе. В ноябре 1941 года, во время Великой Отечественной войны, московский авиазавод № 22 был эвакуирован на территорию казанского авиазавода № 124 и они были объединены. В декабре 1941 года Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название — «Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова».

В военные годы Казанский авиазавод выпускал дальний бомбардировщик Пе-8 и пикирующий бомбардировщик Пе-2, ставший основным бомбардировщиком советских ВВС — ежедневно на фронт отправлялось 10-12 таких самолетов.

После войны на заводе был налажен выпуск ряда инновационных моделей самолетов — в частности, дальнего тяжелого бомбардировщика Ту-4 — первого советского носителя атомного оружия и пришедшего ему на замену Ту-16 с турбореактивными двигателями, а также бомбардировщиков и ракетоносцев Ту-22, Ту-22М и его модификаций — Ту-22М2 и Ту-22М3.

Казанский авиазавод стойко пережил распад Советского Союза — в середине 1990-х стартовало производство пассажирского самолета Ту-214, продолжились и разработки в области военной авиации. С 1 июня 2014 года КАЗ им. С.П. Горбунова стал филиалом ПАО «Туполев». Здесь ведется масштабная модернизация производственного комплекса, внедряются новейшие технологии и отечественное оборудование, что позволит КАЗ им. С.П. Горбунова стать качественно новым предприятием.

Фото и текст: Бионышева- Абрамова ЕленаФото и текст: Бионышева- Абрамова Елена © Бионышева- Абрамова Елена

Фото и текст: Бионышева- Абрамова ЕленаФото и текст: Бионышева- Абрамова Елена © Бионышева- Абрамова Елена

Фото и текст: Бионышева- Абрамова ЕленаФото и текст: Бионышева- Абрамова Елена © Бионышева- Абрамова Елена

Фото и текст: Бионышева- Абрамова ЕленаФото и текст: Бионышева- Абрамова Елена © Бионышева- Абрамова Елена

«Сейчас мы внедряем единую информационную среду, которая позволит отказаться от бумажного документооборота, — рассказывает заместитель технического директора КАЗ им. С.П. Горбунова. — Параллельно у нас идет техперевооружение завода по федеральной целевой программе: проводится поставка нового оборудования, замена старых станков на станки числового программного управления, в цехах делается ремонт».

 © Бионышева- Абрамова Елена

 © Бионышева- Абрамова Елена

 © Бионышева- Абрамова Елена

ПРОДУКЦИЯ

КАЗ им. С.П. Горбунова — единственное в стране предприятие, способное выпускать современные стратегические ракетоносцы-бомбардировщики. При этом в производстве военных самолетов используются только отечественные комплектующие.

Особая гордость авиазавода — один из мощнейших боевых самолетов в истории авиации и самый крупный в мире сверхзвуковой стратегический ракетоносец- бомбардировщик Ту-160. У летчиков он получил неофициальное название «Белый лебедь». Свои высокие летные характеристики самолет подтверждает 44 мировыми рекордами, в частности, по продолжительности полета и максимальной дальности. Сейчас на КАЗ проводится капитальный ремонт, модернизация и глубокая модернизация «Белого лебедя».

 © Бионышева- Абрамова Елена

 © Бионышева- Абрамова Елена

 © Бионышева- Абрамова Елена

Другой значимый проект авиазавода — модернизация Ту-22М3, дальнего многорежимного ракетоносца-бомбардировщика, способного поражать морские и наземные цели на любой скорости и высоте в любое время суток. В 2018 году состоялся первый полет первого глубоко модернизированного ракетоносца-бомбардировщика с улучшенными характеристиками, получившего название Ту-22М3М. Сейчас самолет проходит испытания.

 © Бионышева- Абрамова Елена

 © Бионышева- Абрамова Елена

Также, на предприятии ведется производство самолетов специального назначения на базе пассажирских лайнеров Ту-214 для нужд государственных ведомств и организаций.

 © Бионышева- Абрамова Елена

 © Бионышева- Абрамова Елена

 © Бионышева- Абрамова Елена

 © Бионышева- Абрамова Елена

 © Бионышева- Абрамова Елена

 © Бионышева- Абрамова Елена

 © Бионышева- Абрамова Елена

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

В связи с расширением производства Казанский авиационный завод особенно заинтересован в привлечении квалифицированных сотрудников. Чтобы готовить молодых специалистов на высоком уровне, предприятие наладило взаимодействие с Казанским национальным исследовательским техническим университетом. В настоящий момент в университете проходят обучение 270 целевиков авиазавода, остальные учащиеся также знакомятся с предприятием с первых месяцев обучения. КАЗ организует для студентов КНИТУ-КАИ учебно-ознакомительную, производственную и преддипломную практики, помогает в подготовке курсовых и дипломных работ и дает возможность совмещать работу с учебой на последних курсах.

 © Бионышева- Абрамова Елена

 © Бионышева- Абрамова Елена

 © Бионышева- Абрамова Елена

Аналогичным образом Казанский авиазавод сотрудничает с КАТК им. П.В. Дементьева. В соответствии с разработанной на 2017-2021 годы программой взаимодействия осуществляется профориентационная работа, методическое сопровождение разработки учебных программ с учетом требований завода, предоставление учебно-производственных участков, а также обеспечение инструментом, материалами, заготовками для учебно-производственных работ при освоении первоначальных навыков по профессии. Внедрена дуальная форма обучения — теоретическую базу учащиеся осваивают в колледже, а практика проходит на заводе. Ежегодно производственную практику на авиазаводе проходят более 250 студентов КАТК, а в 2018 году на Казанский филиал «Туполева» был трудоустроен 231 выпускник.

 © Бионышева- Абрамова Елена

Для студентов казанских вузов и старших школьников проводятся экскурсии на завод, совместные спортивные, праздничные и иные мероприятия, организуется отдых на корпоративных базах и в детских оздоровительных лагерях.

Подобные мероприятия позволяют молодежи лучше узнать о потенциальном месте работы и развенчать стереотипы — например, о том, что работа на заводе — не женское дело. Более сорока процентов персонала КАЗ им. С.П. Горбунова — представительницы прекрасного пола, они трудятся по более чем 200 специальностям. Преимущественно это инженеры-технологи и инженеры-конструкторы, мастера участков, контролеры, но есть среди женщин и представительницы других профессий — монтажник электрооборудования, слесарь-инструментальщик и слесарь-испытатель, дефектоскопист, фрезеровщик.

В связи со спецификой авиационного производства новые работники — как вчерашние выпускники, так и опытные специалисты — нуждаются в дополнительном обучении.

 © Бионышева- Абрамова Елена

 © Бионышева- Абрамова Елена

«Сегодня, в условиях роста производства и освоения новых горизонтов предприятие «Туполев» особенно заинтересовано в специалистах, профессионально подготовленных в короткие сроки, — рассказывает заместитель директора по персоналу КАЗа. — Такую подготовку можно получить только в условиях успешно реализованной системы адаптации персонала». Помимо вводно-ознакомительного обучения с 2016 года программа включает в себя систему наставничества. Для вновь назначенных наставников и мастеров производственных участков организованы «Школа наставника» и «Школа мастера». Как показала практика, такое взаимодействие полезно не только для обучаемого, но и для наставника, который также повышает свою квалификацию, получая навыки руководящей работы, планирования и контроля. Введение новой системы адаптации персонала позволило усовершенствовать систему материальной мотивации наставников, увеличив размер их денежного вознаграждения и расширив перечень категорий работников, за которыми закрепляется наставник. В 2018 году для повышения престижа роли наставника и освещения достижений и опыта самых успешных из них был проведен конкурс «Лучший наставник».

 © Бионышева- Абрамова Елена

 © Бионышева- Абрамова Елена

 © Бионышева- Абрамова Елена

 © Бионышева- Абрамова Елена

 © Бионышева- Абрамова Елена

 © Бионышева- Абрамова Елена

По словам заместителя директора по персоналу КАЗ им. С.П. Горбунова, на авиазаводе сильно развита преемственность поколений. Среди старейших династий предприятия — Назаровы, Фроловы, Перцевы, Батталовы, Кармаенковы, Салаховы.

Очевидно, что немалую роль в том, что сотрудники задерживаются на предприятии надолго, играет целый ряд действующих здесь социальных программ.

В их числе:

— материальная помощь;

— компенсации (обеды, содержание детей в ДОУ, проживание в общежитии, найм жилья);

— оздоровительные программы (профилакторий, ДМС, здравпункт).

По мнению руководства КАЗ им. С.П. Горбунова, хорошие условия труда и амбициозные проекты должны поддержать мотивацию работников и привлекать на одно из ведущих отечественных предприятий авиационной отрасли новых специалистов. Благодаря модернизации производственных мощностей, внедрению современного оборудования, инновационных технологий коллектив Казанского авиационного завода нацелен успешно справляться с задачами и вызовами современности.

 © Бионышева- Абрамова Елена

  • 12
    Glass Glass
    22.08.1916:44:47

    Хорошо, что есть такие предприятия и держаться на плаву.

  • 7
    юрич юрич
    22.08.1921:45:54

    на сайте появился еще один классный блогер! Но завсегдатаи опять продинамили репортаж…

    Ещё!

    Ещё таких репортажей!

    Алена, продолжайте, даже если нет откликов, это не значит, что Вы что-то не так делаете. Позитивной и ПРОВЕРЕНОЙ информации не так много, тем более с фото. Даже если нет лайка, лично от меня -спасибо!

    • 1
      Нет аватара bidask
      22.08.1922:45:23

      Август — все в отпусках, я сам при помощи отельного вайфая читаю сайт. Но про завсегдатаев в принципе согласен, обронзовевшие немного, факт

      Отредактировано: bidask~22:46 22.08.19
      • 0
        Нет аватара siberia2012
        23.08.1909:25:54

        что вы пургу гоните. Уже 85 пальцеввверх. Далеко не каждый репортаж столько набирает.

  • 1
    Нет аватара vikdik
    22.08.1922:07:33

    Нет лучше секса, чем репортаж о производстве топ вооружения

  • 1
    Yuriy Sobeshchakov
    23.08.1919:31:25

    История Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова, КАК НИ СТРАННО, началась в Москве, когда 14 мая 1927 года.

    А что тут странного? Кто-то может объяснить?

  • 0
    Kolyda Kolyda
    23.08.1921:46:09

    К производству новых Ту-160 похоже ещё не приступили, в репортаже только ремонт/модернизация…

    Интересно, а ПАК ДА то же здесь будут выпускать?

    • 0
      Falsa Ramires Falsa Ramires
      24.08.1914:51:53

      К ПРОИЗВОДСТВУ давно приступили, к ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ сборке первого экземпляра еще нет.

      • 0
        Kolyda Kolyda
        24.08.1915:20:38

        К ПРОИЗВОДСТВУ давно приступили, к ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ сборке первого экземпляра еще нет.

        Я, наверное, не так выразился — именно в этом фоторепортаже фотографий сборки (изготовления) нового Ту-160 нет, только модернизация старых машин. Интересно когда этот процесс пойдет?

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,