Арт-центр «Хлебозавод № 9» в Москве
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruБыло
Уникальная производственная система Марсакова
Данная схема предполагала следующие технологические этапы:1) Мука со склада, находившегося в подвальном этаже, транспортером подавалась на четвертый этаж, где находилось заквасочное отделение.2) Отсюда готовая опара поступала на третий этаж в тестомесильное отделение, состоявшее из трех жестких кольцевых конвейеров, где происходил процесс брожения.3) После окончания брожения куски теста попадали в тесторазделочное отделение на втором этаже, а оттуда — в расположенное рядом на этом же этаже печное отделение, состоящее из трёх кольцевых печей.4) После выпечки хлеб выгружался из печей и по наклонным спускам поступал в хлебохранилище на первом этаже.
В ходе реконструкции и модернизации 80-х и 90-х годов классическая схема Марсакова была изменена, и функции этажей расширились. Так, например, на 4-м этаже были представлены все отделения цикла и часть хлеба изготавливалась непосредственно там.К нашему приходу на четвертом этаже уже ничего не было — все попилили. Вся самая красота и мякотка осталась на третьем и втором, ну и слегка на первом. Их-то я и покажу вам в этой записи.Начали мы осмотр наоборот производственному процессу — с первого этажа. На нём почти ничего нет, кроме нижней части прикольных гравитационных спусков, упаковочных станков и тележек для перевозки и погрузки готовой продукции
Так как двери были заперты, наверх пришлось лезть по этой спирали
Следующий полуэтаж оказался техническим — всякие вентустановки и прочее — поэтому после него продолжаем ползти наверх
И вот мы на втором этаже завода. К слову, если посмотреть с улицы на пристройку лестничных клеток, то кажется, будто этажей не 4, а шесть. Просто некоторые этажи выше, чем другие, и на них приходится по четыре лестничных марша, а не по два.Так вот, на втором этаже нас ждало разнообразное довольно современное импортное оборудование для производства мучных вкусняшек: чаны для дрожжей и теста, всякие просеивалки муки, тестомесилки, делители, круглители и прочее. На третьем этаже — другие установки, там готовились всякие сиропы, закваски, туда подавались продукты с подвального этажа.
Как это часто бывает, люди ушли и бросили горшечные растения мёрзнуть :(
А еще на третьем этаже нас ждала лаборатория — чистая, приятная, аккуратная. Здесь производили анализы исходных компонентов, тестировали типы теста и новые рецепты, проверяли итоговые продукты из партий.
Есть у меня несколько любимых экскурсоводов по Москве, с которыми каждая прогулка — праздник. И Москва глазами инженера входит в их число. Когда я читаю витрину «инженеров», меня прямо расколбашивает, куда бы пойти, жаль последнее время очень туго со средствами и какой-то сплошной непопаданец с датами. Но в Хлебзаводе я отказать себе не смогла. Он был в ноябре, деньрожденный хлебзавод практически.
И сейчас
Хлебозавод можно считать местом силы для любителей российских дизайнеров и неочевидных международных брендов одежды и аксессуаров. На его территории расположены флагманские магазины таких локальных марок, как: верхняя одежда S H U, Novaya и Krakatau, удобная и лаконичная casual wear от Cocos и NNedre, романтические «Уста к Устам», универмаги «Юность» и «Хлебный» с полной подборкой топовых брендов российского street wear, отдельно магазин уже известного в Европе лейбла «Волчок», одежда для путешественников «МЕЧ», почти вечные джинсы от Plan B и прочее. Также есть иностранные бренды — в частности, единственный в России монобрендовый магазин датских плащей и дождевиков RAINS, современная китайская мода от JNBY, культовый комиссионный магазин люксовых и авангардных дизайнеров Second Friend Store, концептуальные дизайнерские оптики Refaced и PYE и другие.
На Хлебозаводе парковка вынесена за пределы территории, и вся территория доступна только для пешеходов. Еще есть велодорожки — для людей с велосипедами, самокатами, гироскутерами и прочим. Здесь приятно встречаться, болтать, фотографироваться, заниматься спортом и гулять — друг с другом, детьми или друзьями.
Хлебозавод — важный памятник эпохи архитектурного конструктивизма. Он был построен в 1934 году как один из семи хлебозаводов-автоматов, спроектированных инженером Георгием Марсаковым. Он первым вышел на 100% уровень автоматизации производства и вместе с остальными хлебозаводами Марсакова решил проблему с нехваткой хлеба в Советском Союзе. После 1991 года производство пришло в упадок.
Команда Хлебозавода старается сохранять память места. Сегодня здесь можно купить свежий хлеб в пекарне «Хлебница» и кафе Melt Me.
Завод пущен в 1934 году под названием «Хлебозавод № 9 имени XVII партсъезда». Так как все процессы были автоматизированы, он считался 100% заводом-автоматом. Его даже называли первым в этом смысле, но с первенством есть сомнения — первый завод по такой технологии был Хлебозавод № 5, но известно, что после пуска в конструкцию и инженерию вносились корректировки. Первым бросается в глаза ленточное остекление. Окон как таковых нет — сплошная стеклянная стена по всему периметру. Это экономит строительные материалы и экономит электричество на освещение. Здание выполнено из железобетона, внутри стержень, как основная несущая конструкция, перегородок нет — это обеспечивает свободную планировку. Отопления как такового не было, хлебное производство даёт достаточно тепла.
Массовый отъем у крестьян зерна, а начале 20-х годов, привел к острой необходимости обзавестись элеваторами и хлебозаводами. До этого момента вся хлебопекарная область состояла из частных небольших лавок, плюс хлеб пекли дома. В середине 20-х годов стала очевидной необходимость строительства автоматических хлебозаводов. Первая попытка была осуществлена в 1924 году, в Москве, путем переоборудования пекарни на Серпуховской площади, в результате чего эффективность ее возросла с 15 до 70 тонн хлеба в сутки. Это был первый хлебозавод в городе. Почти тут же построили второй, мощностью 140 тонн ежедневно. В 1928 году строятся Хлебозаводы номер 3 и 4, мощностью по 180 тонн в сутки. Заводы построены по стандартной для тех времен технологии, оборудованы завезенными хлебопекарными комплексами. Но эти 4 завода не покрывали потребности стремительно растущего города в хлебе. Индустриализация породила заводы, множество рабочих мест и потребность в хлебе. И к 1937 году было построено еще восемь хлебозаводов, два в Питере, остальные в Москве. Но, эти заводы отличались от предыдущих и как! Эти заводы строились по оригинальной системе инженера Марсакова. Учился Марсаков в Томском техническом университете. На курс старше учился Никитин — разработчик Останкинской башни. Университет давал очень хорошее образование. А наш герой по специальности — инженер холодильного оборудования. Так как тема хлебозаводов настолько популярна, что ею озабочены все, то и Марсаков берется за нее, придумывает спиральный конвейер и получает на него патент. Пытается дать изобретению ход. Ему удалось убедить в своей правоте директора Московского городского треста хлебопечения Моспотребсоюза, а впоследствии наркома пищевой промышленности Зотова. Прекрасные времена — никому не известный молодой инженер с патентом получает для экспериментов старый заводик, мощность которого 15 тонн в сутки. За 6 месяцев он переоборудует и перестраивает производство так, что мощность становится 60 тонн в сутки. После этой демонстрации принимается решение все последующие Хлебозаводы строить по технологии Марсакова, что и было сделано. Оригинальность его конструкции была в использовании системы кольцевых конвейеров, обеспечивавших непрерывное автоматизированное производства хлеба по вертикали сверху вниз.
Мука со склада, находившегося в подвальном этаже, транспортером подавалась на четвертый этаж, где находилось заквасочное отделение. Отсюда готовая опара поступала на третий этаж в тестомесильное отделение, состоявшее из трех жестких кольцевых конвейеров, где происходил процесс брожения. После окончания брожения куски теста попадали в тесторазделочное отделение на втором этаже, а оттуда — в расположенное рядом на этом же этаже печное отделение. Хлеб выпекался в трех кольцевых печах. После выпечки хлеб выгружался из печей и по наклонным спускам поступал в хлебохранилище на первом этаже.
Хлебозаводы Марсакова: как кольцевой конвейер изменил Москву
На днях на территории городского пространства «Хлебозавод» открылся минималистично-футуристичный универмаг концептуальных марок «Марсаков», названный в честь великого советского инженера и изобретателя. Русина Шихатова вспоминает, чем знаменито имя Георгия Марсакова и почему о его наследии так важно говорить.
Бросить рельсы на ролики
«Огромное здание цилиндрической формы со всех сторон открыто солнцу, дневному свету. Круглые залы выложены сияющей белизны кафельной плиткой. Почти не ощущается мучная пыль, хотя завод перерабатывает в сутки несколько сотен тонн муки. Весь производственный процесс, начиная выгрузкой муки из железнодорожных вагонов и до выдачи продукции — механизирован и автоматизирован, переходя по конвейеру с этажа на этаж. Сложные операции, которые казались доступными лишь проворной человеческой руке, безукоризненно выполняют замечательные машины и приборы, сконструированные советскими специалистами и образующие уникальный кольцевой конвейер», — писал журнал «Огонек» об одном из хлебозаводов-автоматов Марсакова в 1952 году.
Там и появился в 1929 году первый экспериментальный хлебозавод-автомат, о котором современники писали как о венце инженерной мысли: «В то время как на трех этажах хлебопекарни, оборудованной машинами германских конструкций, производят в сутки 12 тонн хлеба, наверху, в одной комнате, производят 50 тонн».
Одна концепция, две задачи
Изначально концепция хлебозаводов времени НЭПа задумывалась с тем, чтобы прокормить стремительно растущее население Москвы и Ленинграда.
«В первое десятилетие после революции Советский Союз переживал исход населения из сел в столицы, — рассказывает Александр Ермолин, гид образовательного проекта „Москва глазами инженера“. — Между 1915 и 1930 годами население Москвы увеличилось с 1,2 млн до почти 3 млн человек. В городе возник недостаток жилья и пропитания — хлеба из городских пекарен на всех не хватало. Чтобы решить проблему, советское правительство запускает в 1928 году первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР, который включает в себя производство механизированных хлебозаводов и заводов по производству консервов». Разработка инженера Георгия Марсакова пришлась как раз кстати: система колец по-новому организовала производство, начиная от склада и последовательно во всех цехах. Новый тип конвейера позволял наладить непрерывный и полностью автоматизированный процесс изготовления хлеба. К тому же благодаря цилиндрической форме здания материалов на такое строительство требовалось существенно меньше.
Так в первую пятилетку — с 1928 по 1932 год — в Советском Союзе появляется совершенно новый, уникальный для мировой практики тип механизированного хлебопекарного завода. На заводе, разработанном Марсаковым, мука со склада в подвале поднималась на верхний, четвертый этаж, а оттуда, спускаясь по кольцевой конвейерной цепочке, замешивалась в тесто, которое затем запекалось в кольцевых печах, а готовый хлеб по наклонным спускам сгружался в хлебохранилище — все без использования ручного труда. Инженер Герман Красин говорил об этом так: «Если бы Форд узнал о системе кольцевого конвейера, он ухватился бы за нее».
В ноябре 1931 года состоялся пуск первого хлебозавода кольцевой системы: 250 тонн хлеба в сутки, которые производил Хлебозавод № 5 на современной Ходынской улице, позволяли прокормить порядка 400 тыс. человек. Хлебозавод № 9 на Новодмитровской улице стал четвертым из семи «круглых» хлебозаводов, построенных до 1936 года, — всего их пять в Москве и два в Ленинграде — которые смогли полностью покрыть нужды в хлебе жителей двух столиц. Форма главного здания каждого из этих заводов напоминает круглый каравай, и это сходство не случайно — согласно идее конструктивизма, внешний облик здания всегда следует за содержанием.
«Кольцевому производственному потоку суждено произвести переворот в промышленности», — писал Карл Гальперн в 1933 году в своей книге «Дела и идеи инженера Марсакова» и оказался прав.
У хлебозаводов нового типа была и другая задача: освободить советскую женщину от «кухонного рабства». Весной 1917 года советские женщины на всей территории страны получили право голосовать и быть избранными. Вслед за этим событием началось освобождение женщин от бытовых забот: в 1920-е годы под лозунгом войны с домашними обедами строятся фабрики-кухни, назначение которых — снабжать горячим питанием советских тружеников. Хлебозаводы, как и фабрики-кухни, были призваны избавить женщину от необходимости выпекать домашний хлеб, позволяя ей работать на производстве полный рабочий день наряду с мужчинами
Хлебозавод им. А.И. Микояна, 1941 го
Хлебозавод им. А.И. Микояна, 1982 год
Поддержи проект "Сделано у нас": подпишись на Дзен-Премиум. Все собранные деньги пойдут исключительно на развитие и продвижение проекта
Другие сервисы:
Sponsr: https://sponsr.ru/sdelanounas/
Boosty: https://boosty.to/sdelanounas
Подробнее о том зачем нужно поеддерживать проект в моей статье на Дзен
24.09.1900:05:20
MusclePump24.09.1907:44:36
24.09.1911:26:53
24.09.1912:46:39
24.09.1912:47:48