Насосы объёмные ролико-лопастные и гидромоторы калужского завода «Гидротех» и НТЦ «Доролл»
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruОсобенности ролико-лопастных гидромашин — высокий КПД и надежность, способность развивать большие скорости вращения ротора, обусловленные следующими причинами:
- Весь объем рабочего тела совершает полезную работу;
- Минимальное количество вращающихся деталей и практически отсутствует трение между ними;
- Качество и точность изготовления деталей обеспечивают отсутствие протечек жидкости через щели между ротором с лопастями и корпусом на выход потока, а также через ролики в обратном вращению направлении;
- В гидромашине отсутствует интенсивное перемешивание рабочего тела — жидкости, на которое могла бы затрачиваться энергия. Практически вся энергия поступающей жидкости затрачивается только на вращение ротора.
Рабочий объем (V0), см3 • об-1 | Мощность (Nmax), кВт | Обороты (nmax), об • мин-1 | Масса (m), кг | Диаметр, мм | |
РЛГ-1 | 1 | 1 | 20000 | 0.5 | 100 |
ГМ-40 | 40 | 50 | 10000 | 6 | 120 |
ГМ-160 | 160 | 100 | 3000 | 19 | 165 |
ГМ-650 | 650 | 250 | 1500 | 40 | 280 |
НТЦ «DOROLL» разрабатывает и практически производит ролико-лопастные гидромашины (РЛГ) серий РЛГ-V0 и ГМ-V0 (единичные образцы) с рабочими объёмами V0 от 1 см3 • об-1 до V0 = 650 см3 • об-1 6-ого поколения.
Диапазон частот вращения ротора nmax • n-1min ≥ 5000 • 0,1-1 = 50000. Пять базовых образцов с V0мах = 1, 5, 40, 160, 650 на диапазон мощностей Nmax от 0,5 до 250 кВт практически охватывает все промышленные потребности в гидромашинах, т.к. изменением только одного размера по лопастям ротора обеспечивает получение любого рабочего объёма V0 гидромашины. Это создаёт высочайшую унификацию и значительную экономию при серийном производстве.
Изготовлена и находится в эксплуатации первая установочная партия гаммы таких универсальных (гидронасосов и гидромоторов) гидромашин.
Зависимость относительного крутящего момента на валу гтдромотора при нормальном перепаде давления от частоты вращения ротора.
Для реверса гидромоторов РЛ ГОТ в гидросистеме используются 5-и позиционный четырёхходовой оригинальный (элементарно простой) золотник плоского типа ( в данное время патентуется). Он обеспечивает ГОТ пять функций: движение «вперёд» — свободный выбег (имитирующий включение муфты сцепления в обычной КПП) — гидрообъёмное торможение с аккумулированием этой энергии в гидроаккумуляторе — свободный выбег и переход в движение «назад».
Отечественный высокооборотный ролико-лопастной гидромотор типа ГМ-16 на приводе цепной пилы фирмы «Oregon» (США) сучкорезно-раскряжевочной машины СМ-35. Частота вращения ротора ГМ-16 при пилении n ≈ 10000 об • мин-1. Передаваемая мощность N ≥ 25 кВт. Для сравнения: Аксиально-поршневой гидромотор фирмы «Volvo» (Швеция) аналогичного привода пилы развивает мощность nmax ≤ 7000 об • мин-1 и производит распиловку лесоматериалов значительно медленнее, чем быстроходный гидромотор ГМ-16.
Проект перспективной автомобильной трансмиссии на основе принципа «гидромотор-колесо»
Универсальный ролико-лопастной гидравлический привод типа ГОТр/Гидрообъемной трансмисии/-V0 предназначен для бесступенчатого регулирования частоты вращения приводов трансмиссий как мобильных (тракторов, танков, грузовых автомобилей, вездеходов, амфибий
Принцип действия ГОТр-V0 и его конструктивная схема.
ГОТр-V0 может быть выполнен в двух вариантах: с внутренним распределением (ВР) рабочей жидкости (РЖ) и с наружным распределением (НР) РЖ.
Принципиальные схемы ГОТр-V0 с ВР и НР. Вариатор типа ГОТр может применяться в качестве автомобильной трансмиссии нового поколения, созданной на базе выпускаемых и эксплуатируемых в различных отраслях промышленности гидравлических моторов и насосов ролико-лопастного (роторного) типа мощностью Nmax от 0,5 до 700 кВт.
Целесообразно применение ГОТр на транспортных средствах, требующих полной автоматизации управления трансмиссией. Управление всей трансмиссией объединяется и выполняется одним органом (рукояткой или педалью). Микропроцессор согласовывает режимы работы силовой установки и трансмиссии автомобиля. При этом обеспечивается минимальный расход топлива на 100 км пути. Применение ГОТр на автомобилях позволяет реализовать бесступенчатое оптимальное использование нагрузочных характеристик двигателя и легко поддерживать баланс мощности при изменении условий движения. Двигатель с ГОТр будет работать устойчивее с более высокими параметрами приспособляемости и приёмистости. Среднеэксплуатационная топливная экономичность повысится на 7-30%, а содержание токсических компонентов на основных скоростных режимах работы двигателя снизится на 20-25%.
- Сопоставление ГОТр с существующей широко распространенной механической трансмиссией и механическим вариатором представлено в сравнительной таблице. Можно ожидать, что создание автомобиля с ГОТр в сочетании с рядом других улучшений его узлов и агрегатов позволит получить принципиально новую модель с улучшенными основными характеристиками при примерно том же уровне цены.
Сравнительная таблица существующих серийныхмеханических трансмиссий и трансмиссий нового поколения
Параметры | Существующая механическая трансмиссия | Механический вариатор | Гидростатическая ролико-лопастная трансмиссия (ГОТ) | Гидрообъёмный вариатор (гидротрансформатор) типа ГОТр |
Передаточное число, i | от 6:1 до ≈1:1 | от 6:1 до ≈1:1 | от 200:1 до 1:1 | от бесконечности до 1:1 |
Наличие муфты сцепления | есть | есть | нет | нет |
Наличие карданной передачи в трансмиссии | есть | есть | нет | есть |
Наличие механизма заднего хода | есть | есть | нет | нет |
Общий КПД трансмиссии | ≈0,90÷0,95 | ≈0,80÷0,93 | ≈0,94÷0,97 | ≈0,94÷0,97 |
Особенности трогания автомобиля с места | Работа с педалями сцепления и газа | Возможность трогания даже на холостом ходу двигателя | ||
Характер разгонных характеристик (приемистость) | Есть разрывы силы тяги при переключении скоростей и «просадка» оборотов двигателя | Есть разрывы силы тяги и «просадка» оборотов двигателя | Нет разрывов силы тяги во всем скоростном диапазоне. Используя гидроаккумулятор, приёмистость увеличивается. Можно использовать менее мощный ДВС | |
Особенности движения автомобиля на малых (ползучих) скоростях | Ограничение по времени по причине перегрева двигателя и надежности узла сцепления | Движение с любыми скоростями в пределах i, удобное управление при движении в городских пробках | Реализация любых скоростей в пределах i, удобное управление при движении в городских пробках | |
Торможение | двигателем | возможно | ||
колодочное, фрикционное | возможно | |||
Гидростатическое | нет | нет | Есть. Энергия торможения, запасается в гидроаккумуляторе | |
Количество заливаемого в трансмиссию масла, л | 3÷4 | нет | 2÷3 | 1,5÷2 |
Требование охлаждения вариатора | - | есть | - | - |
Наличие экономии топлива при неблагоприятных городских условиях эксплуатации | Экономии топлива нет | Экономия топлива ≈4% | Экономия топлива ≈30% | Экономия топлива свыше 50% |
Возможность применения автоматизированных систем управления автомобилем | Осуществить сложно | Имеется возможность микропроцессорного управления |
Некоторые недостатки механической трансмиссии и механических вариаторов:
- узкий диапазон передаточного числа i. Трудность получения больших передаточных чисел (i ≥ 10:1);
- дискретная разгонная характеристика с разрывами силы тяги;
- худшая приёмистость первичного двигателя с нагружением через коробку перемены передач;
- невозможность длительной работы на малых «ползучих» скоростях движения;
- требование обязательного применения муфты сцепления и сложность управления;
- необходимость в дополнительном механизме заднего хода;
- низкая долговечность (наличие многих узлов трения, требующих качественной смазки);
- низкий КПД трансмиссии;
- отсутствие устройств для предохранения от перегрузок.
Преимущества гидрообъёмного вариатора ГОТр:
- передача обладает высоким моментом страгивания на стоповом режиме (практически равном 100% от теоретического);
- малая удельная металлоемкость (порядка 0,3 кг•кВт-1 против существующих аксиально-поршневых передач с металлоемкостью в 1 кг•кВт-1);
- отсутствие в схеме узлов трения «металл — по металлу» и гидравлическая разгрузка всех основных деталей обеспечивает высокую надёжность в эксплуатации и бесшумность в работе. В среднем долговечность возрастает более чем в 10 раз;
- работа по закрытой схеме питания на небольшом (порядка 1-3 литра) количестве минерального масла не требует отдельной системы охлаждения, так как КПД вариатора достигает величины ≈97%;
- по сравнению с аксиально-поршневыми гидравлическими машинами трудоёмкость изготовления ролико-лопастного гидровариатора в 2 — 3 раза меньше. К тому же более 95% деталей вариатора могут быть изготовлены на станках с ЧПУ по «безлюдной» технологии;
- возможность применения принципов подобия для получения типоразмеров с любыми необходимыми мощностными и скоростными параметрами;
- универсальность, технологичность, простота конструкции, компактность, низкая стоимость изготовления (практически на уровне обычной серийной механической КПП);
- имеется дополнительная возможность работы навесного и вспомогательного гидрооборудования машины от гидросистемы ГОТр-V0 (привод винтового движителя, пилы
и т. п. ); - выполняет функции ГИДРОТОРМОЗА, запасая энергию торможения в гидроаккумуляторе, что позволяет решить проблему рекуперации и последующего полезного использования энергии торможения для быстрого разгона автомобиля (машины) и повышения её приёмистости. Это преимущество позволяет не только обеспечить продолжительность работы тормозных колодок или вообще исключить их использование, но и снизить мощность первичного двигателя машины на 20-30% и увеличить его долговечность;
- в ГОТр-V0 удобно компонуется простая автоматика, управляющая производительностью насосной части и простое устройство заднего хода (ЗХ);
- ГОТр-V0 выполняется в едином блоке, который легко компануется вместо КПП или АКПП, после их демонтажа. Присоединительные размеры ГОТр-V0 унифицированы с широкораспространёнными КПП и АКПП.
Изготовлен действующий макетно-экспериментальный образец
Возможность производства ГОТр-V0 и ГОТ-V0 опирается на уже имеющийся опыт производства подобных машин и расходомеров на ряде предприятий страны (ЗАО НПП «Импульс», г. Химки, Московской области; Ковровском электромеханическом заводе, г. Ковров, Владимирской области; Экспериментальном заводе научного приборостроения, пос. Черноголовка, Московской области и др.). Для начала производства серийных образцов необходимы поэтапные финансовые вложения в размере не менее 400 000 € (экспериментальный и опытный образцы, первая промышленная партия, серийное производство). На каждый из этих этапов требуется не менее 100 000 €.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
24.09.1917:56:20
24.09.1923:21:31