стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас

Запись Волновые гироскопы начали производить в Ижевске перенесена в личный блог модератором.

tumanova перенес эту запись 04.10.2019 19:34

по причине: Запись уже опубликована

Комментарий модератора: "https://sdelanounas.ru/blogs/94480/"

137

Волновые гироскопы начали производить в Ижевске

 © timeandnavigation.si.edu

Производство уникальных приборов — твердотельных волновых гироскопов — наладил концерн «Алмаз-Антей» на своем ижевском предприятии «Купол». Сейчас технологиями выпуска таких приборов обладают только три страны — Россия, США и Франция.

Волновые гироскопы относятся к изделиям двойного назначения и могут применяться как в военных целях, так и в гражданской сфере. В частности, эти приборы устанавливаются в системах управления ракетами и торпедами, используются в авиатехнике, бронетехнике, морских и подводных судах и даже космонавтике. К примеру, в танках гироскопы используются для стабилизации пушки и соответственно точности выстрела. В авиации такие системы называют «глазами и ушами пилота». Они помогают ориентироваться в пространстве, управлять автопилотом, определять высоту.

Как рассказал «РГ» главный конструктор гироскопических устройств и приборов Петр Мачехин, действие волновых гироскопов основано на новых физических принципах. В нем нет вращающихся частей, выход на режим происходит в течение одной секунды. «Прибор очень стабильный, у него небольшие габариты, он может выдерживать большие перегрузки, большие угловые скорости», — отметил конструктор. Этот прибор в первую очередь предназначен для ориентации, стабилизации и навигации управления.

Прибор состоит из блока электроники и чувствительного элемента, который изготавливается из кварцевого стекла. Он имеет форму полусферического резонатора, который на заводе в шутку назвали рюмочкой. В основе действия гироскопа лежит теория волн. В резонаторе возбуждается стоячая волна, которая и сохраняет ориентацию в пространстве. Большинство разработок по этой теме до сих пор находятся под грифом «секретно», поэтому от подробного описания действия волнового гироскопа конструкторы уходят. Известно лишь, что на его разработку ушло порядка 30 лет, и над проектом бились десятки конструкторов и математиков.

Каждый заказчик выбирает гироскоп в соответствии со своими потребностями.

— У заказчиков разные требования к гироскопам, кто-то хочет, чтобы он было точнее, кто-то — чтобы он выдерживал самые критические нагрузки, — пояснил Мачехин. — К примеру, на подводных лодках требуются точные гироскопы, ведь экипаж в основном по ним определяет положение в пространстве, для моряков это очень важно, поэтому на подлодках устанавливается не одна, а несколько таких систем.

В промышленности волновой гироскоп может быть применен для определения кривизны скважины и местонахождения забойной системы в процессе бурения, в судовых навигационных системах, системах контроля качества автомобильных и железных дорог.

— К примеру, идет по железной дороге поезд, оснащенный таким прибором, во время его движения можно проверить ровность полотна железной дороги, и если где-то просел грунт, то это информация оперативно передается соответствующим службам, — пояснил Мачехин.

Конструктор добавил, что в 2018-2019 годах прибор на основе гироскопа — твердотельный волновой измеритель скорости (ТВИУС) — уже прошел ряд успешных испытаний в космическом пространстве — в ходе запусков кораблей «Союз-ТМ».

"ТВИУС отлетал уже шесть раз на «Союзах», думаю вскоре, мы начнем серийное производство этих приборов", — отметил конструктор.

Говоря о потенциале прибора Мачехин отметил, что его можно совершенствовать еще минимум лет 30.

— Можно сказать, что мы в начале пути, есть перспективные идеи совершенствования модели, предстоят еще годы, чтобы довести его до совершенства, — резюмировал конструктор.

***

Ранее уже сообщалось, что Холдинг «Российские космические системы» представил на МАКС-2019 уникальный волновой твердотельный гироскоп.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 18
    Нет аватара Захарка
    04.10.1907:26:47

    Отличная новость!

    P. S. Франция приятно удивляет. Вроде не сумрачные тевтонские гениии (Гтипа немцев), а обладают, тем не менее, целым рядом эксклюзивных технологий. И реактивные двигатели свои делают, и тепловизоры одни из лучших в мире.

    Но мы тоже молодцы    , особенно в последние 5 лет.

    • 4
      shigorin shigorin
      04.10.1911:56:36

      Атомщики ещё там сохранились.

      • 4
        Нет аватара Захарка
        04.10.1917:07:03

        С учётом того, что французские атомщики недавно отказались от собственного проекта реактора на быстрых нейтронах, это не на долго.

        • Комментарий удален
    • Комментарий удален
  • 2
    Нет аватара КТ835
    04.10.1908:25:21

    Японцы не выпускают? Вроде серьёзно развитая страна. И Китай тоже не выпускает?

    • 2
      Нет аватара kerosene
      04.10.1912:28:43

      Многие выпускают. В России несколько предприятий не просто выпускают, а уже давно продают их. Например «Раменское Приборостроительное Конструкторское Бюро» выпускает и продает волновой гироскоп ТВГ-3. Свой волновой гироскоп разрабатывал серпуховской завод «Металлист». АО «НИИФИ» производит свой ТВГ для РКС. И т.д.

    • 1
      Нет аватара kerosene
      04.10.1912:34:16

      Куча японских фирм выпускает.

    • 4
      Нет аватара kerosene
      04.10.1912:35:50

      Разработкой и производством ВТГ за рубежом занимаются фирмы «Innalabs» (Ирландия), «Delco Electronics» (Индия), «Northrop Grumman», «General Motors Corp.» (США), «Marconi» (Италия), «Sagem», «Badin-Crouzet» (Франция) и др.

      Разработкой и производством ВТГ в России занимаются такие предприятия как АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» (РПКБ), ПАО «АНПП «Темп-Авиа», АО «НПК «КБМ» (г. Коломна), ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» (ОАО «ПНППК»), АО «Завод «Фиолент», ЗАО «НПП «Медикон», ОАО «ИЭМЗ» Купол».

      Наилучшими техническими характеристиками в настоящее время обладают ВТГ с полусферическим резонатором, изготовленным из неметаллических кристаллических материалов. Примерами таких ВТГ являются разработки фирмы «Sagem» и РПКБ (г. Раменское).

  • 8
    Нет аватара MusclePump
    04.10.1908:57:03

    Все ставьте новости палец вверх    

    на его разработку ушло порядка 30 лет, и над проектом бились десятки конструкторов и математиков.

    Вот это да ! И это всего один маленький приборчик, но сколько в нем науки и математики    

    Это очень сложное в разработке изделие и то, что их смогли разработать всего 3 страны это подтверждает.

    За успех России    

    Отредактировано: MusclePump~09:09 04.10.19
    • 3
      Нет аватара kerosene
      04.10.1912:31:50

      Это опять журналамеры не разобрались. На самом деле явление инертности стоячих упругих волн реализовал американский физик Линч еще в 1982 году. Но тогда элементная база электроники не позволяла создать портативный гироскоп.

  • 1
    Нет аватара хочу_техники
    04.10.1911:32:15

    Есть еще лучше (по точности) — оптоволоконный лазерный гироскоп. Или этот тоже ничего? Стабильность там, экономичность, способность выдерживать тысячи «Же»?

    • 0
      Clausson Clausson
      04.10.1912:06:52

      уже прошлое поколение.   

      Отредактировано: Clausson~12:07 04.10.19
      • 0
        Нет аватара хочу_техники
        04.10.1912:26:17

        Прошлое поколение что? Лазерно-оптоволоконный или твердотельный?

        • 2
          Clausson Clausson
          04.10.1912:41:09

          Лазерные гироскопы появились в начале 70-х годов.

          Волоконно-оптические в начале 80-х годов прошлого века.

          ВТГ (твердотельные) в принципе тоже появились в США в середине 80-х, но там были другие материалы использованы. Современные (как этот) делаются на кварцевом стекле или на монокристале. И да, добротность этих гироскопов много выше прошлых поколений.

    • 1
      Нет аватара kerosene
      04.10.1912:32:59

      Сравнимая точность. Дрейф 0,01 градуса в час. То же самое у лазерных гироскопов.

  • 0
    Нет аватара Tony
    04.10.1911:39:36

    В Гироскутерах какие гироскопы интересно.

    Отредактировано: Tony~23:02 04.10.19
    • 0
      Нет аватара MegaVaD
      04.10.1916:00:07

      mems

      • 0
        Нет аватара Tony
        04.10.1917:42:21

        А по русски?

        • 2
          Clausson Clausson
          04.10.1918:24:12

          Боюсь вас удивить, но русски это будет МЭМС    

          (МикроЭлектроМеханическая Система)

          • 0
            Нет аватара Tony
            04.10.1922:57:14

            не удивили)

            какой там принцип действия?

            • Комментарий удален
  • 5
    Нет аватара kerosene
    04.10.1912:39:48

    Из статьи за 2017 год:

    Лидерами являются фирмы «Sagem», «NortropGrumman», предлагающие ВТГ с полусферическим резонатором и фирма «InnaLabs», разработавшая и выпускающая ВТГ с цилиндрическим резонатором.

    Отечественные разработки ВТГ, несмотря на впечатляющие теоретические результаты, по некоторым характеристикам не достигли уровня ВТГ иностранных разработчиков. Для некоторых применений, в которых достаточен низкий и средний класс точности, имеются отечественные разработки ВТГ с полусферическим кристаллическим резонатором (РПКБ «Раменское») и с металлическим цилиндрическим резонатором («ПНППК», г. Пермь, НПП «Медикон», г.Миасс). В процессе совершенствования отечественных разработок ВТГ принимают участие вузы (МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, МИЭТ, ТулГУ и другие) в кооперации с научно-производственными предприятиями и серийными заводами, обладающими необходимой технологической базой.

    Для достижения мирового уровня развития ВТГ отечественным разработчикам необходимо, прежде всего, создать:

    — автоматизированные системы балансировки полусферических и цилиндрических резонаторов по всем формам массовых дефектов;

    — на отечественной элементной базе электронную систему управления параметрами стоячей волны, которая в зависимости от желаемого метода управления позволит стоячей волне свободно прецессировать (режим разомкнутого контура или полного угла — WholeAngle) или удерживать ее в фиксированном положении (режим замкнутого контура или компенсационный — ForceRebalance) при вращении резонатора;

    — программно-аппаратные средства для электронного демпфирования упругих колебаний резонатора, что равносильно управлению его добротностью, то есть изменению диапазона измерения ВТГ угловой скорости объекта.

  • 3
    Нет аватара DeConWork
    04.10.1922:25:00

     © glav.su

       

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,