стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
12

Кто на самом деле спроектировал гигантские заводы советской индустриализации? Это не Альберт Кан…

Анатолий Степанович Фисенко-архитектор советской индустриализации

 © archi.ru

Родился 6 (19) июля 1902 года в Москве в семье офицера-преподавателя 3-го Кадетского Корпуса; учился в кадетском корпусе. После октябрьской революции учился Московской артиллерийской школе имени Л. Б. Красина. В 1919 году поступил на фабрично-заводское отделение Инженерно-строительного факультета МВТУ. Преподавателями Фисенко в МВТУ были А. В. Кузнецов, А. В. Щусев, братья Веснины. Ещё во время обучения начал практическую деятельность под руководством А. В. Кузнецова — работал на сооружении павильонов Всероссийской сельскохозяйственной и  кустарно-промышленной выставки (1922—1923) и комплекса зданий ЦАГИ. После защиты в мае 1925 года дипломного проекта по теме «Чугунолитейный завод», начал работать ассистентом одновременно на двух кафедрах МВТУ — «Архитектурных конструкций» (проф. А. В. Кузнецов) и «Архитектурного проектирования промышленных сооружений» (проф. В. А. Веснин); с этого момента началась непрерывная преподавательская деятельность А. С. Фисенко. Входил в творческое объединение архитекторов-конструктивистов ОСА (с 1925 года), состоял членом редколлегии журнала «Современная архитектура»

В 1929—1935 годах работал главным архитектором Госпроектстроя, а после его реорганизации — Госпроектсроя-1 и Промстройпроекта и главным инженером его московского отделения; вёл проектирование крупнейших машиностроительных и металлургических заводов СССР — Магнитогорского, Кузнецкого, Нижнетагильского металлургических комбинатов, Днепростали, Азовстали, Краматорского машиностроительного завода, Харьковского и Челябинского тракторных заводов, реконструкции завод ЗИЛ и Горьковского автозавода и других.

На основе технологии ускоренного проектирования американского архитектора Альберта Кана разработал метод поточно-конвейерного проектирования.

История советской промышленной архитектуры почти никогда не упоминала вместе имен Анатолия Фисенко и Альберта Кана. Несмотря на то, что технология ускоренного проектирования Альберта Кана, переработанная под руководством Анатолия Фисенко в метод поточно-конвейерного проектирования Госпроектстроя, а также разработанные здесь же основополагающие конструктивные решения и схемы компоновки промышленных узлов, а также принципы проектирования генеральных планов заводов-гигантов, оказались решающими для выполнения планов первых пятилеток и базовыми для нескольких последующих десятилетий.Именно на плечах Анатолия Степановича лежала гигантская по объему организационная работа, с которой он блестяще справился, осуществив ее в кратчайшие сроки и параллельно с выпуском огромных массивов проектной документации.

В результате, в отечественную практику промышленного проектирования были привнесены жесткие требования использования деталей и узлов повторного применения, принципы модульной координации, была отработана и законодательно затвержена идея стандартизации чертежей. Разработан списочный состав их обязательного комплекта — фундаменты, каркас, ограждающие конструкции и т. д.; определены их форматы — что в какую часть входит и проч. Отработаны и зафиксированы единые правила оформления рабочих чертежей и т. п. «Стандартизация» и «унификация» — понятия, ставшие сегодня в профессиональном обиходе почти бранными — были жизненно необходимы в те годы для обеспечения, требуемых объемов промышленного строительства.

В отечественной литературе, посвященной истории промышленной архитектуры, практически никогда не освещалась роль архитекторов в формировании советского военно-промышленного комплекса. Считается о том, что автомобильные, тракторные, вагоноремонтные, локомотивные и др. заводы проектировались исключительно как автомобильные, тракторные, локомотивные и вагоноремонтные. За годы советской власти привычным для многих советских людей и уже не особо привлекающим внимание, стало знание о том, что на каждом из заводов мобилизационными планами предусматривался переход на выпуск военной продукции.

Анализ того, как проектировщикам удавалось в кратчайшие сроки решать сложнейшие задачи совмещения в одном генплане двух очень разных технологий производства, соорганизовывать в единой пространственной структуре процессы перемещения разных контингентов людских потоков (обычных и «засекреченных») и передвижения различных видов грузопотоков (гражданских и военных), решать бытовые вопросы и, при этом, обеспечивать изоляцию «военного» от «гражданского» и т. п., позволит вычленить уникальный опыт, имеющий сегодня не просто академический исторический интерес, но и огромное педагогическое значение.

В Госпроектстрое были спроектированы все советские шарикоподшипниковые заводы, вся металлургия. А ведь металлургические заводы — довольно специфическая область проектирования. Собственно, архитектура там играет совсем незначительную роль. Главное, не внешний вид строительной оболочки, а то, как она способна включать в себя оборудование и обеспечивать различные аспекты реализации производственного процесса — вентиляцию, аэрацию, освещение, гигиену, отдых рабочих и проч.; в какой мере изначально предусматривает перспективы развития технологии и периодическое переоборудование; как решает организацию горячих цехов металлургических комбинатов, в отношении которых и возникают основные сложности.В Госпроектстрое эти проблемы были решены. После того, как здесь завершается «черновая» отработка ключевых положений методики и основные процедуры проектирования, формируются образцовые комплекты проектной документации, выстраивается структура управления проектным производством, 22 марта 1931 г. приказом ВСНХ СССР № 158, опыт, накопленный в стенах Госпроектстроя, переносится на другие сферы промышленного проектирования - создается еще один головной проектный институт, на который возлагается проектирование сооружений других важнейших отраслей военно-промышленного комплекса: химической, авиационной, текстильной, резиновой промышленности — Госпроектстрой-2. Образуется он лишь после того, как собирается достаточное количество («критическая масса») специалистов, прошедших организационную выучку основного Госпроекстроя, способных составить кадровый костяк новой крупной проектной организации.

К концу 1931 г. ВСНХ СССР объединяет в своих руках самые передовые поточно-конвейерные технологии «промышленного» и «градостроительного» проектирования. Талант — вещь редкая и в отсутствии профессионализма не проявляющаяся.

Анатолий Степанович был профессионалом. Профессионалом высочайшего класса. Для страны большой удачей стало то, что именно такого человека руководство ВСНХ назначило на этот важнейший пост. Благодаря его организационному таланту и интеллектуальным усилиям американский опыт был всесторонне осмыслен в рамках коллектива Госпроектсроя-1 — адаптирован к советским условиям, переработан, применительно к российскому менталитету, приспособлен к техническим возможностям отечественного строительного комплекса, переведен в нормали и нормативы, зафиксирован в стандартах проектных решений, отжат до оптимальных комплектов чертежей, переведен в типоразмеры конструктивных элементов и принципы их сборки в целое, привит конкретным людям …. Анатолий Степанович сформировал основы всей системы промышленного проектирования в СССР. Хотя и изначально об этой задаче не подозревал, и потом, никогда не осознавал себя в подобной роли.

Постановление СТО от 26 ноября 1931 г. «О мероприятиях по упорядочению проектирования капитального строительства промышленности» реформирует всю существующую систему институтов и контор технологического проектирования всех отраслей промышленности, предписав сделать это на основе организационного устройства и принципов максимальной специализации, типологизации и конвейерного изготовления проектно-сметной документации, выработанной в стенах Госпроектстроя. В начале 1932 г. по образцу Госпроектстроя реорганизуются все проектные организации промышленного проектирования всех отраслей промышленности (!). Образуются единые «конторы строительного проектирования» — Машиностройпроект, Химпроект, Вузстройпроект, Сантехпроект, Водоканалпроект, Промтранспроект и др. Это настоящие проектные гиганты в своих отраслях промышленности. Один лишь Машиностройпроект, обеспечивающий потребности строительных организаций среднего и легкого машиностроения, обслуживает такие объединения и тресты, как: Союзтекстильмашина, Союзпродмашина, Дормашобъединение, Союзтранстехпром, Госшвеймашина, Союзмельмаш, Насоснокомпрессорное, Станкообъединение, Союзинструмент, Союзстроймашина, Нефтемашина, Союзформолитье, Оргаметалл, Реммаштрест, ВАТ, ВОКО, Метизобъединение, ВЭО, ВЭСО, ВОТИ, «Техника безопасности», ВОМП, ВОВИП, и «Авиационная промышленность». Сам Госпроектстрой-1 постановлением Наркомтяжпрома СССР № 119 от 21 февраля 1932 г. реорганизуется в трест Металлострой-проект, который обслуживает такие объединения тяжелого машиностроения (т.е. военно-промышленного комплекса), как: ВОМТ, Восхим, «Локомотив», Вагонотормозное, Дизельное, «Котлотурбина», ВАТО, Союзверфь, Речсоюзверфь, ВОАО, РУЖ, Снарядный трест, «Патрубвзрыв» .

Кстати, после этого, иностранные архитекторы оказываются ненужными и неуместными, особенно в ходе дальнейшего развертывания ВПК. Поэтому от их услуг, фактически, одновременно (по команде свыше) отказываются Металлостройпроект, Союзстандартжилстрой, Востоксоюзстрой, Союзтранстехпром и др. организации.

Архитектурное проектирование промышленных предприятий: (Учебник для вузов) / Ред.: С. В. Демидов, А. С. Фисенко, В. А. Мыслин и др. — М.: Стройиздат, 1984. — 392 с.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 0
    Нет аватара kuffa
    14.10.1913:28:58

    >>> Архитектурное проектирование промышленных предприятий: (Учебник для вузов) / Ред.: С. В. Демидов, А. С. Фисенко, В. А. Мыслин и др. — М.: Стройиздат, 1984.

    Вы тогда уже сразу агитки для детей 30-х годов публикуйте.

  • 1
    Олег Бахарев Олег Бахарев
    14.10.1915:28:37

    Очень интересные и важные сведения в условиях информационной войны, когда заявляют — что это добрые американцы вам-дикарям построили ДнепроГЭС и всю сталинскую индустриализацию.

    • 2
      Нет аватара termometrix
      14.10.1917:37:59

      Да.И Фисенко даже придумал новый метод проектирования!

      что это добрые американцы вам-дикарям построили ДнепроГЭС и всю сталинскую индустриализацию.

      Это вранье конечно.А закупленное оборудование выплачивалось зерновыми и золотом.Таким образом именно Запад и США умышленно устроили голод в СССР в 1933 г. Это давно доказано.Механизм известен.

      Отредактировано: termometrix~18:41 14.10.19
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,