Лого Сделано у нас
78

«АВТОВАЗ». Как делают самую народную марку автомобилей в России?

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

АО «АВТОВАЗ» — один из крупнейших автомобильных заводов в мире. За 55-летнюю историю на предприятии выпустили более 30 млн автомобилей. Корреспондент «Сделано у нас» побывал на легендарном производстве.

Более чем полувековая история

Волжский автозавод празднует свой день рождения 20 июля: именно в этот день в 1966 году было выпущено Постановление правительства СССР о строительстве в Тольятти автомобильного предприятия. На тот момент в стране производилось менее 150 тысяч легковых машин ежегодно, и автомобиль был роскошью. Новый завод, согласно постановлению, должен был изготавливать 600 тысяч легковых автомобилей в год.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Волжский автозавод был возведен в городе Тольятти всего за три года: в 1967 году началось строительство, а в 1970 — уже выпущены первые ВАЗ-2101, больше известные как «Жигули». Прототипом самой популярной в России машины стал автомобиль FIAT: итальянский концерн оказал помощь в создании Волжского автозавода в рамках протокола о научно-техническом сотрудничестве с СССР. В исходную модель было внесено свыше 800 конструктивных изменений, чтобы приспособить «Жигули» к российским условиям.

 © «АВТОВАЗ»

 © «АВТОВАЗ»

 © «АВТОВАЗ»

 © «АВТОВАЗ»

 © «АВТОВАЗ»

В 2008 году АВТОВАЗ стал частью международной компании Renault, что позволило предприятию выйти на новый технический и бизнес-уровень. Сегодня Группа «АВТОВАЗ» является частью бизнес-подразделения Dacia-LADA в структуре Renault Group. Компания производит автомобили по полному производственному циклу и комплектующие для 2-х брендов: LADA и Renault. Ежедневно АВТОВАЗ выпускает свыше 1500 машин.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Самый популярный автомобиль

Автомобили LADA составляют около трети российского автопарка. В день россияне приобретают более тысячи автомобилей этой марки: каждый пятый новый купленный в стране автомобиль — это LADA. Таким образом, предприятие продолжает выполнять изначально возложенную на него миссию — производство доступных машин и повышение автомобилизации страны.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Модельный ряд LADA подразделяется на несколько семейств. LADA Granta — самое многочисленное и самое продаваемое из них — объединяет 5 типов кузова и ряд малосерийных модификаций. На одном конвейере с автомобилями Renault производятся автомобили LADA XRAY и LADA Largus, созданные на международной платформе B0. LADA Largus cемь раз становился Автомобилем года в России, а в марте была запущена продажа модернизированной и более комфортной модели.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

В Ижевске, где находится дочернее предприятие АВТОВАЗа, ежедневно выпускается 500 автомобилей LADA Vesta — флагмана модельной линейки с современным уровнем безопасности, комфорта и управляемости, который не раз становился лауреатом отраслевых премий. Также"АВТОВАЗ" продолжает выпускать автомобили Niva — всем известную Niva Lеgend и внедорожник LADA Niva Travel, прежде реализуемый под именем Chevrolet Niva, но в прошлом году вернувшийся в семью LADA с обновленным стилем и системами комфорта.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Постоянное развитие

Согласно новой стратегии группы Renault — Renaulution, бренды LADA и Dacia объединились в одно бизнес-подразделение. Выпуск новых моделей будет сфокусирован на высококонкурентной по стоимости и гибкой глобальной платформе CMF-B. Это позволит добиться эффекта масштаба и сократить расход на компоненты. До 2025 года планируется представить четыре совершенно модели, включая новое поколение Niva и новый автомобиль сегмента С-SUV.

 © Радченко Андрей/Сделано у нас

 © Радченко Андрей/Сделано у нас

 © Радченко Андрей/Сделано у нас

 © Радченко Андрей/Сделано у нас

Переход на платформу CMF-B требует глубокой модернизации производства. На предприятии регулярно внедряются прогрессивные технологии и обновляется оборудование, что позволяет расширять модельный ряд и повышать качество автомобилей. Особое внимание уделяется улучшению условий труда, повышению безопасности и экологичности производства.

 © Радченко Андрей/Сделано у нас

 © Радченко Андрей/Сделано у нас

 © Радченко Андрей/Сделано у нас

 © Радченко Андрей/Сделано у нас

Крупный работодатель

Коллектив завода в Тольятти составляет около 35 тысяч сотрудников разных профессий. Предприятие активно привлекает молодежь, особенно — в Инжиниринговый центр. Заключены договоры о дополнительном профессиональном обучении с ведущими региональными вузами и установлены партнерские договоренности с ключевыми университетами в сфере инженерного образования, в частности — с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого.

 © Радченко Андрей/Сделано у нас

 © Радченко Андрей/Сделано у нас

 © Радченко Андрей/Сделано у нас

 © Радченко Андрей/Сделано у нас

 © Радченко Андрей/Сделано у нас

Молодым сотрудникам предлагают один из лучших коллективных договоров в отрасли, зарубежные стажировки, компенсацию затрат на питание и отдых, а также на аренду жилья для приезжих специалистов. Эта политика дает свои плоды: с 2017 года на завод устроилось работать более тысячи молодых сотрудников из разных регионов России.

Текст и фото: Бионышева Елена

Фото: Радченко Андрей

  • 11
    Нет аватара termometrix
    01.06.2115:50:07

    Спасибо!

  • 7
    Kolyda Kolyda
    01.06.2118:41:32

    Спасибо, хороший репортаж. Видно что производство современное.

    Приятель в командировках год с лишним работал на монтаже завода в 69-70 годах и в 72 году ему пришла знаменитая «копейка». Он на ней ездил до 2019, пока не умер.

  • Комментарий удален
    • Комментарий удален
  • 0
    Нет аватара yocto
    02.06.2110:33:30

    Сам завод модернизируется, конечно. И это хорошо. Но все модели переводят на одну румынскую платформу, что не так уж и позитивно для конструкторской школы ВАЗа. В авто очень много импортных компонентов, что снижает добавленную стоимость, созданную в России, и удорожает сами машины. В общем, смешанные чувства по отношению к стратегии главного акционера — Рено.

    • 1
      alex-in-lj.livejournal.com alex-in-lj
      02.06.2112:25:30

      смешанные чувства по отношению к стратегии главного акционера — Рено

      У мирового автогиганта стратегия направлена только на одно — получение прибыли. И всё подчинено именно этому.

      Соответственно, хотим меньше импортных компонентов — надо, чтобы у нас создавались аналоги не дороже импорта по стоимости, со стабильным высоким качеством и прогнозируемыми и стабильными сроками поставок. Не можем — тогда локальные интересы главного акционера волновать не будут, когда речь идёт о прибыли. Иначе не надо было способствовать становлению Рено главным акционером.

      конструкторской школы ВАЗа

      А она осталась как самостоятельная конструкторская школа? Или всё же уже интегрирована в соответствующее подразделение Рено?

    • 2
      Sergio Buk Sergio Buk
      02.06.2112:26:08

      Возьмём к примеру движок H4M, что сейчас стали ставить.

      Для него в России изготавливаются коленвал, поршни, маховик, поддон картера, отливаются блок и головка блока цилиндров и кое-что по мелочи. Разработка не российская, но двигатель то фактически из российских комплектующих. Импортное там в основном электроника, ПО к ней и навесное. Ну теперь еще японский вариатор, помимо российской механики. Ну электроника, по элементной базе это не самое дорогое, любой одноплатник типа Оранж куда круче, чем те блоки, что в авто, а стоит 2-4 тыс. руб.

      Раньше ставились два ВАЗовских движка. Не в курсе, останутся ли комплектации с ними.

      Так что вряд ли можно говорить о том, что импортных компонентов слишком много. Если потихоньку локализуют навесное, то будет вообще здорово.

      А те же японские вариаторы не гнушаются ставить и европейские крупные автопроизводители и ничего, не страдают за добавленную стоимость. Может когда-нибудь альянс сподобится от КАТЕ ставить АКПП на производимые в РФ модели.

      Отредактировано: Sergio Buk~12:30 02.06.21
      • 0
        Нет аватара MegaVaD
        04.06.2100:58:39

        Orange не заточена под RTOS, весьма много специфики, если интересно — g OSEK/AUTOSAR

    • Комментарий удален
      • Комментарий удален
  • 0
    Нет аватара MegaVaD
    04.06.2101:08:55

    Я так и не понял, начало ли выполняться постановление правительства в каком-либо году, о 600к авто в год. И любопытно, почему при таком планируемом насыщении рынка не затронули инфраструктуру. 66 год!

    А мотивировать сотрудников надо деньгами, а не суперколлдоговорами. Метр2 нынче стоит >100к, а зарплата у молодых специалистов, подозреваю, меньше.

  • 0
    Jon Jon
    15.06.2111:55:19

    Хорошо делают автомобили. Только на ВАЗе собирать их скоро не кому будет, люди бегут с завода т.к в связи с оптимизацией, работяги работают за двоих, за ту же копеечную заработную плату, и люди увольняются. 1500 человек не хватает, идти не кто не хочет, а люди всё уходят, полный бордак твориться. Всем на плевать на это. Кто у руля, президент Автоваза,чиновники хорошо живут да и ладно, что им до нас то. Не просто так же Французы пришли сюда, т.к платить не надо, и профсоюз ручной, что скажут то и делают.

    Отредактировано: Jon~11:57 15.06.21
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,