Лого Сделано у нас
53

Мегастройки Тюмени: набережные

 © mail.ru

Прошло уже пять лет после последней публикации о тюменской набережной, за прошедшие годы развитие объекта не прекращалось, а её длина увеличилась почти на полтора километра. В этой статье я предлагаю познакомиться с городскими набережными, ведь их теперь в Тюмени три.

 © mail.ru

Набережная Туры в Тюмени — объект отнюдь не местечковый, а уникальный и выдающийся даже в масштабах страны. Набережная имеет четыре уровня и построена по оригинальному проекту, учитывающему сложный рельеф правого берега с перепадом высот в 22 метра и регулярно повторяющиеся многометровые паводки. Каждый год во время весеннего половодья нижние уровни набережной затапливаются, но уже к июню, когда уровень воды в реке снижается, все уровни набережной становятся доступными для прогулок.

 © mail.ru

Началось строительство городской набережной в 2005 году. Сначала была построена центральная часть протяженностью 1,7 километра. После 2012 года строители продолжали строительство других очередей набережной с двух сторон — со стороны Свято-Троицкого собора и со стороны Масловского взвоза. В 2017 году первая часть была увеличена на 900 метров, в 2019 году вторая — примерно на 500 метров.

 © mail.ru

Вопрос о необходимости строительства набережной и берегоукрепления реки обсуждался с 1980 года. Дело в том, что годом ранее в Тюмени случилось катастрофическое наводнение. Уровень воды в реке поднялся на 924 сантиметра и старую левобережную дамбу прорвало. Наводнение затронуло 15 тысяч человек, а ущерб составил 170 миллионов рублей — огромные деньги по тем временам! Обрушения берега происходили регулярно, с каждым паводком река отвоёвывала не только часть суши. В 1982 году центральный пролет деревянного моста через Туру сорвался с опор и упал в воду вместе с горожанами, один человек погиб. Стало понятно, что вопрос о проведении комплексных работ по укреплению берегов Туры назрел.

 © mail.ru

Интересен факт, что за 100 последних лет берег Туры подмыло настолько, что Благовещенский собор находился бы сейчас высоко в воздухе, не будь он взорван в 1932 году. Впрочем, одним из оправданий коммунистов тогда тоже была угроза обрушения храма в реку.

 © mail.ru

Первый участок начали строить в 1990 году в виде вертикальной стенки из железобетонного шпунта. Но из-за отсутствия финансирования все остановилось. Эта часть набережной осталась незаанкерованной, незасыпанной. Одним словом, все, что удалось построить, постепенно стало разрушаться… Вопрос строительства «ожил» в середине 90-х и в 1998 году была построена шпунтовая металлическая стенка длиной 400 м. на самом проблемном участке. Тюмень убедилась, что в принятом решении не ошиблась, а вывод однозначен — строить. И срочно!

 © mail.ru

В моём фотоархиве сохранились фотографии Тюмени 2009 года. Тогда берег Туры к западу от пешеходного моста был абсолютно дик.

 © mail.ru

На востоке очертания набережной уже угадывались.

 © mail.ru

 © mail.ru

Сегодня набережная впечатляет своей красотой! Горожане гордятся ею. Это настоящая визитка Тюмени…

 © mail.ru

 © mail.ru

 © mail.ru

 © mail.ru

Панорама предпоследнего участка набережной у Свято-Троицкого монастыря.

 © mail.ru

Самый новый участок набережной у Масловского взвоза.

 © mail.ru

Масловский взвоз — старинная дорога, покрытая брусчаткой и ведущая к берегу Туры, тихая и загадочная. Надо пройти по улице 25-го Октября (бывшей Ильинской) мимо женского монастыря — и вот он, пологий спуск к реке.

 © mail.ru

Ещё до середины XX века это было очень многолюдное место, товары и продукты питания ввозили в Тюмень по Масловскому взвозу. На берегу стояли пакгаузы, ходили поезда. Это было уникальное место в Тюмени. В конце XIX века в нескольких метрах друг от друга стояли железнодорожный и речной вокзалы. Не всякий город России имел столь удобную транспортную магистраль: путник от Екатеринбурга добирался до уездной Тюмени, делал несколько шагов по набережной, пересаживался на пароход и направлялся по судоходной Туре в губернский Тобольск или Обдорск.

 © mail.ru

Сегодня домик железнодорожной станции Тура (ул. Пристанская, 13) огорожен высоким забором, памятник истории ждёт своего возвращения к туристам. Мемориальная табличка на его стене повествует, что летом 1890 года проездом на родину, в Тобольск, здесь побывал Д.И. Менделеев.

 © mail.ru

Сейчас территория, где раньше были железнодорожные пути вымощена плиткой. Площадь используют для массовых мероприятий.

 © mail.ru

 © mail.ru

 © mail.ru

Исторические здания на площади восстановлены.

 © mail.ru

Контора пароходства.

 © mail.ru

 © mail.ru

Водонасосная станция.

 © mail.ru

С левого берега новые городские кварталы подступают к берегу всё дальше оттесняя застройку Бухарской слободы и цыганских кварталов.

 © mail.ru

За 12 лет Тюмень серьёзно выросла.

 © mail.ru

Сложно угадать, что обе фотографии сделаны с одного ракурса.

 © mail.ru

Получив отличную набережную горожанам захотелось большего. Городские форумы пестрели сообщениями, что пешеходный мост ведёт в никуда. Так возникла идея создать на левом берегу что-то пешеходно-привлекательное, и она воплотилась в жизнь.

 © mail.ru

К работам над левым берегом набережной приступили в августе 2019 года и состояли они из двух этапов: берегоукрепления и благоустройства участка протяженностью 916 метров с тремя зонами (спортивной, детской и прогулочной).

 © mail.ru

Для начала рабочие вырубили старый ивняк и высокорослые деревья. От постоянных паводков многие деревья пришли в негодность.

 © mail.ru

 © mail.ru

В сентябре 2020 г. стройка была в самом разгаре.

 © mail.ru

 © mail.ru

Строительство левобережного участка завершилось к концу 2020 года.

 © mail.ru

В спортивной части устроен скейт-парк.

 © mail.ru

 © mail.ru

Детская зона.

 © mail.ru

Прогулочный участок.

 © mail.ru

 © mail.ru

 © mail.ru

 © mail.ru

Вот уже год как в Тюмени установился «аридный климат». Из-за практически полного отсутствия осадков Тура обмелела, повсеместно обнажилось дно. С таким маловодьем Тюмень не сталкивалась никогда.

 © mail.ru

 © mail.ru

На левом берегу вода отступила на полтора десятка метров.

 © mail.ru

Справа обнажились, ранее скрытые в воде трубошпунты.

 © mail.ru

 © mail.ru

В 2020 году завершилось строительство набережной в Заречном микрорайоне.

 © mail.ru

 © mail.ru

Благоустройство началось с берегоукрепления Туры, 555 метров дамбы проложены от ул. Астраханской до аквапарка. Теперь набережная, выполняет роль защитного сооружения, ведь раньше Заречный парк во время паводков заливало водой вплоть до улицы Щербакова.

 © mail.ru

 © mail.ru

 © mail.ru

На дамбе благоустроена прогулочная зона с велодорожкой, балкончиками, террасами.

 © mail.ru

 © mail.ru

 © mail.ru

 © mail.ru

Скоро одно из любимых мест отдыха горожан — парк Заречный ждут большие преобразования. На его месте вырастет ландшафтный парк с развитой инфраструктурой. По задумке авторов проекта на площади 7 гектаров планируют разместить спортивные и детские игровые площадки, современный памп-трек, зоны отдыха для взрослых, центральную площадь с «сухим» фонтаном, водопады и водные комплексы для детей, огромную поляну для массовых гуляний со сценой, собачьи площадки.

 © mail.ru

 © mail.ru

 © mail.ru

 © mail.ru

Набережная Туры давно и незаметно стала любимой горожанами и гостями города — сначала из-за моста Влюблённых, затем — из-за фонтанов и цветов, уличных кафе и источающих аромат лета зеленых кустарников. Сейчас можно с полным правом сказать слова, которые любят повторять экскурсоводы, — если вы не побывали на набережных, значит вы не были в Тюмени.

 © mail.ru

 © mail.ru

 © mail.ru

В публикации использованы личные фотографии и 6 фото из открытых источников.

P. S. Рекомендую почитать:

— Мегастройки г.Тюмени: кольцевая автодорога

— Мегастройки г.Тюмени: реконструкция ул. М.Мельникайте

— Тюмень — 430 лет на волне успеха (часть 1)

— Тюмень — 430 лет на волне успеха (часть 2)

Другие публикации о тюменской набережной:

— Набережная Туры в Тюмени

— В Тюмени продолжается строительство уникальной набережной

— Новый участок набережной построен в Тюмени

  • 7
    Владимир Китайгородцев Владимир Китайгородцев
    14.10.2110:08:52

    круто! действительно достойный пример оформления набережных! Ещё-бы чуть-чуть деревьев вечнозелёных добавить каких-нибудь, типа голубых елей или пихт

  • 4
    Нет аватара william blake
    14.10.2116:27:36

    Отличный фоторепортаж. Побольше б материалов подробных прямо здесь, чтобы по ссылкам не бегать. Тюменцы-то довольны?    

    • 3
      Андрей Степанов Андрей Степанов
      15.10.2110:13:25

      Мы очень довольны. Регулярно хожу или еду на велосипеде на набережные.

    • 2
      lapshin-89 lapshin-89
      15.10.2113:31:57

      Спасибо. Довольны.

      У меня множество таких обзорных статей, в каждой стараюсь всё подробно преподнести. Читатели вроде довольны. На эту статью были большие ожидания, но что-то на наших форумчан она особое впечатление не произвела.    

      • 2
        Сергей Котенко Сергей Котенко
        15.10.2114:40:07

        Статья отличная. Просто народу на сайте последнее время меньше стало.

        • 1
          lapshin-89 lapshin-89
          15.10.2115:47:28

          Я заметил, но тот-же Усть-Кут и аэропорт Ремезов легко за сотню перевалили.

  • 2
    Нет аватара burovik
    15.10.2114:16:00

    Отличный репортаж    

  • 2
    Нет аватара Alexei_T
    15.10.2114:54:04

    Когда сухо и тепло — очень востребованное место. Недавно законченный левый берег для «колёсных экстремалов» грохочет с завидной регулярностью (в прямом и переносном смысле, когда прыгают по этим горкам). Подсветка моста, освещение вполне достойное. А вот когда холодно и мокро — там, как правило, никого нет. Эта зима была долгой и холодной. В этот период времени там редко кого встретишь. Погреться или спрятаться от дождя там негде. Приехать туда можно на машине. Стоянки есть. Какие-то платные, но ещё не все. Общепит работает в основном в виде быстрого питания «на колёсах». Есть стационарные, но мало. В допандемийное время частенько проводили массовые мероприятия(день города и пр.). Сейчас очень скромно. Видел работающий летний кинотеатр. Давали «Мери Поппинс, до свидания». В районе «контора пароходства» остались еще жд пути и два здания. Одно очень сильно пострадало от времени. Будут восстанавливать или нет, не знаю. Второе, судя по всему, в аренде у частников. В не очень приглядном виде. Сама концепция — одеть всё в камень (лично моё мнение) весьма спорная. Бюджет как по материалам, так и по видам работ колоссальный. Левый берег по первоначальной смете — почти 1 млдр.р.(950млн.р.) Итоговую стоимость нигде не нашёл.

    Правый берег — только отрывочные данные. Поскольку длиннее раза в три — можно прикинуть.

    Отредактировано: Alexei_T~14:56 15.10.21
    • 1
      lapshin-89 lapshin-89
      15.10.2115:45:37

      Шла речь, что те два здания тоже восстановят. Ждём.

  • 1
    Нет аватара Denys
    15.10.2121:37:24

    Да, набережная шикарная, мы северяне, периодически любуемся, гуляя пл ней! Скоро и у нас — в Тарко-Сале достроят 2-ю очередь набережной, надеюсь автор этой статьи сделает и про неё прекрасный репортаж!

    • 1
      lapshin-89 lapshin-89
      15.10.2123:01:35

      Конечно. Открою секрет, что Тарко-Сале скоро засветися на сайте.

      • 0
        Нет аватара Denys
        16.10.2107:19:41

        lapshin-89, спасибо большое! Сейчас наш город, регион и страна прям на глазах благоустраивается, становится комфортнее, красивее, удобнее!

        Наш 20 тысячный город как заново рождается, чуть ли не каждый день гуляем и замечаем новый тротуар, парковку, подсветку, скамейку, качели и т. д. и т. п.

        Сносятся бараки, строятся дома и соцобъекты, парки и площадки, в общем есть о чём рассказать и что показать!

        Скоро откроется 3-я очередь парка Прибрежный, засветится архитектурная подсветка некоторых зданий и ждём засветку этого на этом сайте)))

  • 1
    Нет аватара yocto
    16.10.2114:42:08

    Хорошо, что облагораживают, но то, что деревья повырубали — расстраивает. Как-то голо теперь берега смотрятся.

    • 0
      lapshin-89 lapshin-89
      17.10.2117:32:37

      Деревья регулярно стояли в воде, здоровья и красоты им это не добавляло. Молодые деревья высадили в безопасной зоне, обновление тоже нужно.

       © Фото из открытых источников

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,