Вышло в свет полиграфическое издание — «Мифологическая карта Коми-Пермяцкого округа»
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruВ минувшую субботу вышло в свет небольшое полиграфическое издание под названием «Мифологическая карта Коми-Пермяцкого округа».Карта формата А2 складная и удобна для путешественников и искателей «кладов».На карту вместе с героями легенд и мифологическими персонажами нанесены и отметки заветных мест коми-пермяков — священных родников, культовых деревьев, почитаемых камней.
Каждую отметку на карте сопровождает описание персонажа или достопримечательности.В эпосе коми-пермяков присутствуют как известные всем персонажи — водяной, леший, так и уникальные, например, вижлоки и кыйи. У каждой этнографической группы коми-пермяков, а также в разных поселениях есть свои священные места и являющиеся людям мифические существа или герои преданий. У зюздинских коми-пермяков — богатырша Зюздя, в Юсьвинской стороне разбойница Чина, у кочёвцев культовая Чёрная берёза.Организаторы надеются, что эта карта заинтригует и местных жителей, и гостей, повысит интерес туристов к Коми-Пермяцкому округу.Безусловно, для организации путешествия по этой карте всё-равно придётся обращаться к краеведам и проводникам, но авторы карты преследуют, прежде всего, популистские цели и сами готовы в дальнейшем оказывать содействие в организации туров по Коми-Пермяцкому округу на основе мифологической карты.
КОМИ-ПЕРМЯКИ — коренные жители Верхнего Прикамья, один из финно-угорских народов Приуралья. Ближайшие коми-пермякам родственники — коми-зыряне и удмурты. В составе коми-пермяков выделяются этнографические группы: иньвенские коми-пермяки, которые составляют основное ядро этноса и которых еще называют южными, косинско-камские или северные коми-пермяки, зюздинцы (коми-зюздинцы ) и язьвинцы (коми-язьвинцы). Сами коми-пермяки называют себя «коми морт», «комиэз», «пермичи», «пермяккез». Считается, что коми-пермяки как этнос сформировались на основе родановской археологической культуры IX—XV вв.В состав Московского государства коми-пермяки вошли в 1472 г. В 1925 г. основные территории проживания коми-пермяков были объединены в Коми-Пермяцкий национальный округ.В настоящее время коми-пермяки считаются православными, но правильней было бы отнести верования коми-пермяков к христианско-языческому синкретизму, так как наравне с христианскими обрядами они соблюдают традиционные культы, главнейшим из которых является культ предков.
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА КОМИ-ПЕРМЯКОВ
По древним поверьям, мир создан птицей, из помёта или пера которой возникает земная твердь. Человек, по одной из версий, появляется из гриба.Вселенная поделена на три части: небесный мир, земной и подземный. Небо населено богами и божественными животными (Бог — Ен, Солнце — Шондi и его дочь Зарань, небесные лоси, радуга-енöшка, владыка Севера Ойпель; в среднем, земном мире живут люди и животные, а также духи — хозяева разных мест (чУды, лешие, домовые); нижний мир и его пограничье — это мир опасных существ, будь то духи, животные или существа иного плана (водяные, Ёма (схожа с русской Бабой Ягой), ящерицы, змеи, кули — разного рода недобрые духи).
Изба коми-пермяка повторяет трёхъярусное строение мира: крышу поддерживают конструкции с изображениями птиц, на чердаке подвешиваются обереги, в подполе живёт кикимора, выращивается икöта, часть дома, «отведённая» человеку, тоже поделена на стороны света («красный» южный угол, женское место у печи в северном углу).
Человек — часть мира и по-своему ответственен за порядок в нём, который поддерживается исполнением ритуалов и календарных обрядов. Отношения с мифологическими существами — хозяевами природных объектов и стихий выстраиваются по принципу «не тронь — и он тебя не тронет», «чтобы взять, надо отдать».
Отношения между людьми осторожны и наполнены магией. С кем только ни встретишься: колдуны белые и тёмные, знахари и «знающие», оборотни, вампиры, людоеды, люди с «чёрным глазом», икотницы и пр. Поэтому жизнь человека со всех сторон защищена оберегами — на теле, на одежде, обуви и головных уборах, во всех частях дома, на предметах быта, а также в ритуалах и обрядах в доме и за его пределами.
С приходом христианства картина мира трансформируется. Мир делится на доброе и злое, появляются ритуалы изгнания нечистой силы, освящения, меняется символика и обрядовая атрибутика. Но до нынешних дней коми-пермяки живут в синкретической реальности, где наряду с православными традициями всё ещё сохранились отголоски древней мифологической картины мира — вера в домовых, леших, икотку, силу деревьев, общение с умершими предками…И часть того, что сохранилось, мы и публикуем в этой карте.
2. Ойпель (Войпель, Войпöль). Владыка севера, четырёхликое мужское или женское божество северного ветра, ночи, луны. Встречается в мифологии наряду с другими божествами: Кушпель, Кöспель, Кульпель, Сюрапель, Ошпель, Ыджытпель, Вӧрпель. Особо почитаемый бог. Капище Ойпеля было на горе Изъюр. По преданию, его деревянный идол стоял выше других, со всех сторон он был обложен камушками и раковинами из всех рек, на которых жили люди, поклоняющиеся ему. В пасмурную погоду и ночью Ойпель оберегал людей от злых духов. Есть предположение, что бог изображался с птицей на груди или появлялся в образе филина. Сын бога Ена и богини земли Му мам.
14. Икотка (шева). Дух, сущность, подселённая в человека. Икотки выращивались колдунами в берестяных туесах. К ним относились бережно, как к малым детям. Кормили густым свежим квасом «дзолько», ещё не приправленным закваской. Икотка похожа на прозрачную плесень, если запустить её в квас кому-нибудь, то человек даже не заметит, что проглотил икотку. Чаще подселяли к смертельно больным, ведь икотка до последнего будет бороться за жизнь своего хозяина. В здоровом человеке икотка, как правило, не приживалась. Хорошая икотница могла предсказать непогоду, различные катаклизмы, уберечь от беды, найти вора и убийцу, определить болезнь.
31. Кам. Богатырь, жрец, хранитель огня. По преданию, с рождения от него исходил свет. Люди назвали его Кам, что значит сильный, многознающий, волшебный. По одной из легенд о происхождении реки Камы, однажды на земле после долгих дождей случилось наводнение. Кам взял огромный камень и пробороздил им русло, в которое стеклась вся вода. По другой версии — случилась засуха. Кам сплёл из ивовых веток венок на голову и пояс и стал медленно кружиться. В том месте, где ветки загнулись к земле, Кам топнул ногой, и из-под земли побежал ручей, ставший истоком Камы.
Проект реализован Центром поддержки культурных и социальных проектов «АРТкад» (Время создавать) при поддержке Министерства по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края.
Полную версию карты можно увидеть по ссылке https://disk.ya.../aqT-ibN6MmeyIw
ФОТО И ТЕКСТ-Марина Белавина
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
26.10.2118:15:25
26.10.2120:19:12
26.10.2121:30:09
27.10.2112:21:59
27.10.2113:58:14
27.10.2115:31:08
27.10.2116:15:04
27.10.2117:58:07