Лого Сделано у нас
20

Отечественные автокомпоненты и полный переход на электромобили

Основатель «Автотор» Владимир Щербаков в эфире регионального телевидения рассказал о перспективах и новых возможностях одного из крупнейших калининградских предприятий и отрасли в целом в сложившихся условиях.

О ситуации в автопроме

— В предыдущие годы (начало 2000-х гг.), еще когда министром промышленности был Христенко, было сделано несколько ошибочных шагов. В результате сегодня мы пожинаем плоды. Это касалось, в том числе, локализации автокомпонентов. Заниматься локализацией подлокотников, глушителей и т. д., конечно, можно. Но глушитель, если потребуется, можно сделать любой. Не будет такой обивки, сделаем другую. Центральный вопрос — это двигатель, коробка перемены передач и мосты, вот, что нужно локализовать, локализовать полностью — от металла до полной обработки. Мы отстаивали эту позицию всегда. В результате, что произошло сегодня? Да, создали двигатель в Ярославле и на КамАЗе, который соответствует Евро 6 абсолютно точно, за исключением одного — вся система управления и топливная аппаратура импортная. Импортную аппаратуру забрали — этот двигатель работать не может. Вынуждены опять перейти на Евро 2, Евро 0. Не создали подушки безопасности. Какое-то время автомобили будут выходить без подушек безопасности, пока не найдем решение. По Волжскому автозаводу — та же ситуация. Значительная часть поставщиков комплектующих разорена, с приходом Рено уничтожен научно-технический центр Волжского автозавода. Поставили французскую электронику. Теперь Волжский автозавод возвращается к анализу двигателя, который выпускали еще при мне, а я оттуда ушел в 1981 году.

Что касается локализации и обеспечения автокомпонентами в целом, ситуация тяжелая, но это не значит, что она безвыходная. Просто нужно сегодня сконцентрироваться на этом. Насколько я вижу, министр промышленности Мантуров практически круглые сутки этим занимается и очень серьезно этим занимается президент. Думаю, что через какое-то время мы эту проблему в стране решим.

Никаких сокращений

— Что касается «Автотора», мы попали под влияние политических аспектов. Германия приняла решение вместе с ЕС. Для BMW невозможно пойти против этого, поэтому мы пока приостановили производство. Обе стороны надеются, что мы его сможем восстановить, вопрос заключается в том — когда. На этот вопрос ответа, пока, к сожалению, нет. Ясно, что, по крайней мере, до сентября ничего не будет. Что касается Южной Кореи, то она никаких санкций нам не объявила, но Америка объявила, что все, что имеет «американский след» - патенты, изобретения, ноу-хау и т. д. все запрещено. В результате у нас лежит почти 10 тысяч комплектов без электроники, по той же причине. Ищем решения.

Пока мы никаких сокращений объявлять не будем. Мы будем действовать в соответствии с законом. Какое-то время будем подбирать остатки и всякими способами добывать комплектующие, которых у нас нет. В конце концов, мир большой, круглый. Я убежден, что мы решим эту проблему.

О переходе на электродвигатель

— С тем, чтобы выпускать автокомпоненты в России, в том числе, на территории Калининградской области, особых проблем нет. Если исходить из того, что нужно внедрять новое, а не повторять старое. Это тоже один их моментов наших противоречий с отдельными представителями министерств и ведомств. Была «большая драка» на тему того, что завод должен делать двигатели и обязательно у себя. Мы 3 года на эту тему спорили и доказывали, что не надо делать двигатель внутреннего сгорания, он ушел. Это — каменный век. С 2025-26 гг. половина стран еврозоны запрещает его производство, а с 2030-го года на автомобилях с ДВС запрещено будет въезжать в Европу. В Калининградской области 400 тысяч автомобилей, и в 30-м году они смогут ездить только внутри области. Может быть, если все сложится хорошо, дадут коридор на Белорусию. А может, и не дадут, потому что, все равно надо проехать по территории Литвы.

Мы полагаем, что значительную часть продукции надо просто заменить. И именно поэтому выход из сегодняшней ситуации мы видим в том, чтобы быстро — в этом, максимум в следующем году, — создать производство электромобилей. Мы подписали специальный инвестиционный контракт с правительством. В следующем году пилотную партию не менее 200 электромобилей произведем здесь, на территории Калининградской области. Произведем в том числе главные агрегаты — электродвигатель, металлургия, мех. обработка, сборка, испытания и т. д. Как вы знаете Росатом, исходя, в том числе, из наших планов производства, разместил здесь свой завод по производству батарей, что является краеугольным камнем в этом вопросе. Причем мощность этого завода соответствует нашим планам по объемам выпуска. Это примерно 50-60 тысяч автомобилей, которые должны быть укомплектованы этими батареями. Мы планируем с 2024 года полный переход на электромобили и ведем на эту тему переговоры. Губернатор работает сейчас на эту тему, чтобы создать пилотный проект для полной замены автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на электро и газо-поршневые варианты, которые приемлемы в Европе, с тем, чтобы любой человек из Калининградской области мог выехать туда. Это означает, что примерно за 4 года мы должны ( если только наши мощности брать) произвести для Калининграда примерно 300 тысяч легковых автомобилей. По коммерческим мы тоже собираемся поработать, но это не основное наше направление.

О производстве автокомпонентов в Калининграде

— Сейчас в период бизнес-паузы, мы выводим значительную часть людей на проекты по возведению новых заводов. Строительная часть уже в основном сделана. Мы в этом году ее точно закончим. Более сложный вопрос, как притащить сюда оборудование. Такой технологии в России нет. Нам надо было ее найти и мы нашли. Теперь вопрос, как сделать так, чтобы ее сюда можно было привезти, поставить, а потом на ней еще и работать и при этом переделать под использование российских материалов в производстве, доработать. Поэтому мы рассчитываем, что в этом году, максимум в первом квартале следующего года мы запустим примерно 7-8 новых заводов, включая завод роботизированной техники, завод электродвигателей, завод пластмассовых изделий, завод компонентов из пластика и др.

О создании техники для маломобильных групп населения

— Одновременно мы хотим создать производство техники для маломобильных групп населения, которая пока еще не производится в России, создать всю гамму этой техники тоже на основе электродвигателя. Сегодня готовим такое производство и даже не сомневаюсь, что мы его сделаем. По нашим планам такой автомобиль мы должны сделать в 2024 году. Это обязательство, которое мы подписали с Правительством РФ и с правительством региона в рамках СПИК.

Автомобиль для маломобильных граждан должен решаться комплектно. Это должен быть автомобиль, в который человек сам может въехать на своей коляске, сам закрепиться, сам поехать — так, чтобы он не нуждался в сопровождении. Это специальные конструкции. Прообразы сегодня уже есть. Мы не знаем пока, какая будет денежная, валютная ситуация в стране, что будет происходить, будут ли покупатели, способно ли будет государство субсидировать маломобильным гражданам покупку таких транспортных средств, поскольку такой технологичный продукт — недешевый. Здесь много вопросов. Возможность субсидирования может и есть, просто машин таких нет. Раньше, если помните, была «Ока». Перед этим были еще схожие версии.

Мы создали специальное конструкторское бюро. В нем, в том числе, работают ребята, которые в свое время делали проекты для космической отрасли, в том числе самоходные установки на электрическом и на водородном двигателе. Сейчас они работают над тем, чтобы сделать хороший автомобиль для специальной группы населения.

О простое BMW и сохранении персонала

— Конвейер BMW не работает уже три месяца. Ни один человек за это время не был уволен. За исключением единиц, кто захотел уйти по собственному желанию. У рабочих на конвейере — особый график работы — два через два. Два дня работают, два — отдыхают. В это время многие нашли себе другую работу. Кто-то работает на двух работах. Когда остановился конвейер BMW и мы предложили большей части сотрудников перейти на работу на другой производственной площадке, в микрорайоне им. А. Космодемьянского, некоторые не захотели. Для тех, кто не перевелся, объявлен простой с выплатой 2/3 заработка (согласно трудовому законодательству).

В настоящее время коллектив вышел из отпуска. Производство частично ведется. Если в начале года выпускалось порядка 900 автомобилей в сутки, теперь — 200. Но продукция по большей части недоукомплектована.

Это означает, что некоторые товарные детали (комплектующие) используются как технологические. Скажем, не хватает автомобильных плат, мы платы проводим по всему конвейеру, тестируем готовый автомобиль, снимаем и снова возвращаем на конвейер. Когда получим платы, мы готовый автомобиль доукомплектуем, еще раз протестируем и машина будет готова. Пока таким образом работаем. Это конечно, мучение, а не работа. Но надо что-то делать, чем-то загружать персонал.

Остальных людей, которых мы не можем сегодня задействовать на площадке, мы направляем на проекты по созданию новых заводов, монтаж оборудования, инвентаризацию и др. Мы строим новый жилой квартал, предлагаем временно желающим устроиться на подработку на строительных работах, в том числе и тем, кто в перспективе заинтересован там приобрести жилье по более низким ценам, с хорошими скидками. Мы очень хотим, чтобы люди остались у нас, поэтому пользуемся всеми способами, чтобы сохранить коллектив.

О социальных проектах «Автотор» и «изобретениях» западной пропаганды

— У нас большое количество социальных программ, льгот и гарантий для сотрудников. Это и компенсация стоимости питания, и льготы по ипотеке, и выплаты на подготовку детей к школе, выплаты к юбилейным датам и т. д. Более 40 различных программ по Коллективному договору.

В нынешних условиях решили дополнить этот перечень. В собственности компании есть земля. Мы ее подготовили, вспахали и отдали в пользование работникам, по 10 соток каждому желающему. Бесплатно на пять лет. Чтобы они могли обустроить там свои огороды, поставить парники и вырастить что-то для себя и своей семьи.

К этой ситуации все по-разному относятся. Я сколько читал отзывов — в основном издевательские. Кто-то использует это и в политических целях. Пишут: вот посмотрите, до чего Россия докатилась, голод, промышленность остановилась. Занимались производством BMW, а теперь пошли капать картошку. Эта идея понравилась и иностранной прессе. Недавно даже в New York Times вышла целая статья на эту тему, что, мол, санкции в отношении России настолько действенны, что там вообще все развалилось. Был завод BMW, а теперь — колхоз по выращиванию картошки.

В условиях информационной войны еще и не такое «изобретают». Я не хочу, чтобы нас использовали в качестве таких вот примеров. Сегодня не знаешь, как твое слово отзовется. Поэтому не хотелось бы вдаваться в подробности по поводу наших перспектив. Скажу только, что «Автотор» за свою историю пережил не один кризис. И время перемен мы всегда использовали для выхода на новый технологический уровень.

  • 4
    Badassgoliath Badassgoliath
    10.06.2219:25:29

    не надо делать двигатель внутреннего сгорания, он ушел.

    Ну да, конечно.

    С 2025-26 гг. половина стран еврозоны запрещает его производство, а с 2030-го года на автомобилях с ДВС запрещено будет въезжать в Европу

    А электричество берётся из розетки.

    Сейчас энергия, которая движет все эти стада автомобилей, заключена в самом ископаемом топливе. Если всё это количество транспорта перевести на аккумуляторы, то имеющихся электростанций будет маловато для их (аккумуляторов) регулярной зарядки.

    Легко рассуждать о зелёной энергетике, когда в твоём распоряжении труба с дешёвым газом из России.

    В общем, это ещё вилами по воде писано, что там в 2030-м будет.

  • 4
    Shadow Flash Shadow Flash
    10.06.2222:36:36

    Тут большой-большой вопрос — хватит ли аккумуляторов для того, чтобы всех на электромобили перевести. А ведь аккумулятор весит полтонны минимум, служит пять лет максимум, утилизация — дело муторное и с точки зрения той самой экологии, за которую они якобы так борются — очень хреновое дело. И да, где электричество брать, где столько зарядок ставить. Бензин заливается максимум 2 минуты, аккумулятор заряжается очень долго.

    Еще вопрос безопасности — бензиновые и дизельные автомобили всмятку бьются и не загораются, электрические — смял эту пачку заряженных аккумуляторов, воздух попал — всё, пошла чудовищная цепная экзотермическая реакция с температурой в тысячи градусов, когда три загоревшихся ячейки поджигают остальные. в 2 минуты машина выгорает полностью, у пристегнувшегося человека, словившего подушку в морду шансов успеть выбраться мало, а непристегнувшийся будет с огромной вероятностью без сознания.

    Усугубляется это тем, что при горении компонентов литиевых аккумуляторов выделяется ядовитая, очень едкая дрянь, которая раздражает слизистые и органы дыхания. Каждый, кто неудачно попытался припаять провода к CR2032 на всю жизнь запоминает этот запах (поэтому никогда не паяйте, если нет станка для точечной сварки — покупайте батарейки с выводами или гнёзда под обычные), а аккумулятор электромобиля — это по массе полмиллиона-два миллиона таких батареек. То есть шансы выбраться из машины уменьшаются еще больше.

    По мне так массовый переход на электромобили будет возможен тогда, когда другие источники электроэнергии для них придумают, а не будут кататься на батарейках, как в 1898 году, с той лишь разницей, что тогда пробегали 20км, а сейчас могут в лучшем случае 600 на одной зарядке.

    • 2
      Сергей Турчин Сергей Турчин
      10.06.2222:43:46

      Аккумулятор для фуры с эквивалентным дизелю пробегом будет весить около 10-15 тонн.

  • 4
    Сергей Котенко Сергей Котенко
    10.06.2222:49:34

    Конечно количество электромобилей будет постепенно расти.

    Но слова о том, что ДВС — «это каменный век» — это несколько … рановато

    Пример быстрого перехода Европы на зелёные технологии у всех перед глазами    

    А Россия с традиционными технологиями нефти и газа пока чувствует себя куда лучше.

    Так что неизвестно кто раньше в каменном веке окажется.

  • 0
    Нет аватара vlad_i_slav
    12.06.2203:40:45

    Может двс и не имеет перспективы, но электромобиль на аккумуляторах — просто тупик.

    Либо водородные топливные элементы, либо вообще ядерное топливо. Ядерные «электробатарейки».

    P. S. Сразу прошу — не надо всякую безграмотную чушь про радиоактивность писать в ответ — 1.5 метра атмосферного воздуха достаточно, чтобы полностью поглотить излучения того уровня, которые работают в данных устройствах. Т. е. на расстоянии 2 метра от разгерметизированного элемента можно ставить палатку и жить. При этом, чтобы добиться разгерметизации, надо черезвычайно сильно постараться с помощью тротила, например.

    Отредактировано: vlad_i_slav~03:44 12.06.22
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,