стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
13

Философы России. Выпуск 1: М.А. Розов

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Вступительное слово к серии, если вы ещё не читали. 

Об М.А. Розове я случайно узнал в начале марта этого года -- к сожалению, больше чем через год после его смерти. Особенно если учесть, что до этого три года подряд у меня была возможность с ним познакомиться и чему-то у него научиться.

Вот, вкратце, основы его теории. Представьте себе эстафету: один человек бежит, пока не добежит до своего товарища, которому эту эстафету и передаст -- и бежать теперь должен он. Как оказалось, по этой схеме работает много что. Мастер в цеху, который готовит подмастерье себе на смену, тоже передаёт своеобразную эстафету. Когда бюрократ уходит с работы и на его место приходит кто-то другой, кто будет заниматься этой же деятельностью, -- это тоже эстафета. Поэтому Розов ввёл термин "социальная эстафета" для описания всего этого набора явлений, когда один субъект совершает некоторое действие, которое будет образцом для другого субъекта, а его действие -- для третьего и т.д. Эти элементарные образцы поведения, передающиеся социальными эстафетами, никогда не существуют как нечто обособленное, они всегда находятся в контексте других образцов. Поэтому когда человек воспринимает новый образец, он будет воспроизводить его в рамках того контекста, который был у него раньше, то есть никогда не воспроизведёт точно.  Таким образом, само действие может измениться до неузнаваемости: древний ритуал, о котором знать могли только избранные, может стать просто делом вредной привычки, как это стало с курением. Может радикально различаться отношение к нему и его цель: так, один человек может просто зарабатывать леньги на стройке, а другой -- строить великолепное архитектурное сооружение, хотя делать они будут ровно то же самое.

Социальные эстафеты -- элементарные представители более общего класса явлений, которые Розов называл "социальными куматоидами" ("волновиками"). Представьте себе волну, идущую по поверхности воды: сама волна остаётся прежней, хотя частицы воды, которые её составляют, каждый раз новые. То же и в социуме: воспроизводиться может один и тот же комплекс образцов, хотя исполнители будут каждый раз разные. 

Идея социальных эстафет -- основа теории Розова. На них он строит и всё остальное: и теорию познания, и философию науки, и социальную философию. Так, например, наука предстаёт для него большим социальным куматоидом: есть принципы организации научного сообщества, есть научные методы, есть текущая научная парадигма -- и всё это образцы, которые передаются от учёного к учёному. И изменения в науке происходят, когда накапливается критическая масса несовпадений между исходными образцами и тем, как их воспроизводят.

Что касается моего собственного мнения, то должен заметить, что теория Розова очень хорошо проработана и отлично справляется с описанием таких социальных явлений, где очень сильны именно подобные подражания образцам. Это применимо, прежде всего, к любой бюрократической организации, ведь бюрократы зачастую действуют не потому, что они так хотят, а потому, что так заведено. Один и тот же чиновник, например, может слушать то же "Эхо Москвы", во всём с ним соглашаться и критиковать своё ведомство, но он никогда не будет обсуждать это на службе -- как будто его сознание переключается между обычной деятельностью, где он критикует, и служебной, где его позиция резко становится нейтральной.

Вот ссылка на страницу, где есть список публикаций Михаила Александровича, некоторые из них можно скачать прямо оттуда:

 http://cumatoid.narod.ru/...sonalia/rozov_m_a.htm   

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях


  • 0
    Нет аватара burovik
    13.03.1215:23:40
    Надо почитать, несколько лет назад мне тоже пришла в голову мысль что жизнь это эстафета, сначала бежишь ты потом бежишь вместе с детьми, помогая им далее еще и внуков толкая вперед, отдавая знания, опыт, материальные ценности, конечно я воспринял это на простом уровне, например мне чтобы добратся до места работы бывает надо потратить несколько дней, непрерывная череда самолет-поезд-машина или вахтовка-вертолет или вездеход все это с постоянными ожиданиями нестыковками и довольно сильно утомляет, но всегда думаешь о тех кто прошел этой дорогой до тебя, когда не было никакой даже слабой инфраструктуры -геологи, исследователи, охотники, все те кто брел и брел по бесконечной тайге, прокладывая тропы, оставляя заимки, острожки, которые потом превращаются в города... в общем эстафета продолжается.
    • 0
      Нет аватара sobolevna
      13.03.1216:21:28
      Большое спасибо! Сейчас вставлю в пост
  • 0
    Нет аватара imperskij@pes
    13.03.1223:45:31
    издалека смахивает на ролевые теории "игр" Берна. благодарю, почитаю.
    • 0
      Нет аватара sobolevna
      13.03.1223:46:57
      Вы имеете в виду транзакционный анализ, что ли?
      • 0
        Нет аватара imperskij@pes
        14.03.1200:07:48
        сам по себе т.а., как метод психотерапии, к делу отношения не имеет. а вот развитые Эриком Берном концепции описания судьбы и стиля поведения через наборы явных и скрытых ролей и Сценарии - да.
  • 0
    Нет аватара Dmitry_K
    18.03.1201:08:56
    Если вы знаете философа, который подходит к указанным требованиям ("современности" и "отечественности" -- об этом я писал выше), свяжитесь со мной через личку или напишите об этом в комментариях к любому посту серии
    Могу порекомендовать Георгия Фенерли (1939-1995):
    Филипп Нэрль – псевдоним русского поэта, художника, философа, мистика и визионера Георгия Фенерли (1939-1995). Влияние не только книг Фенерли, которые в рукописном виде были широко известны в 80-е годы, но и самой его личности на тех, кому посчастливилось его знать, было настолько сильным, что еще при жизни он стал легендой. Свое учение Георгий Фенерли изложил в цикле из пяти книг под общим названием "Звезда Кротонус", куда вошли следующие книги: 1. "КРОТОНО СУМУС. Элементы Фантастического Учения", 2. "ЛУЧИ КРОТОНУСА", 3. "ЗВЕЗДНАЯ ПОМОЩЬ", 4. "КНИГА РАДОСТИ" Тингуама Ойнакеды", 5. "В СТОРОНУ КРОТОНУСА. Аспекты Запредельности".
    Все книги я не читал (тем более, что не все из них можно найти в сети). Но вот некоторые моменты из книги "Кротоно Сумус. Элементы фантастического учения" оказали влияние на моё текущее мировоззрение. Приведу несколько цитат:
    2. Человек хочет узнать, как устроен мир, что он такое и что ему делать в этом мире. И вот, прочитав все книги и выслушав все мнения, он убеждается, что любому мнению может быть противопоставлено противоположное. Рано или поздно, он поймет, что всё есть МНЕНИЕ. И если он одно мнение предпочитал другому, то не потому, что первое правильнее, а лишь по тому, что так сложились обстоятельства его жизни. Даже если он скажет верю только своим глазам, то в конце концов поймет, что видит мир определенным образом потому, что его научили так видеть. Когда же в своем искании Истины он дойдет до отчаяния, кто поможет ему освоиться в невесомости, взамен утраченной устойчивости? [...] 3. Реальный мир – это лишь то, что мне о нем сказано. Насколько прекраснее мир несказанный, который не от слова! [...] 8. Все философские учения правильны. Формально они различаются полнотой и разносторонностью, неформально – степенью приближения к цели - выражение невыразимого. [...] 10. Путь к Истине - это путь разоблачения заблуждений, иллюзий не только почти очевидных, как иллюзия взаимопонимания, но и других - фундаментальных, в силу традиции принимаемых за аксиомы. Необходимо осознанно-критическое отношение к любым установкам, как бы глубоко не въелись они в сознание. [...] 11. Метод осмысливания мира (если цель - Истина) должен быть основан на честном, непредвзятом и бескомпромиссном - "объективном" отношении к объекту исследования. Такой метод мироосмысливания (но не философскую систему) уместно назвать объективным методом, или ОБЪЕКТИВИЗМОМ. [...] 14. "Кредо объективиста" - минимальный свод правил объективного мышления: * Пользуясь словом, в первую очередь уясняй себе его значение. Множество рассуждений связано с недостаточно сознательным употреблением слов (что значит "быть"? Что значит "значить"?). * Рассуждение ценно лишь тогда, когда оно повышает ясность понятий и представлений. * Минимум насилия над мыслью. Принуждая мысль двигаться в "нужном" направлении, мы можем пройти в двух шагах от открытия, которого ждали тысячелетиями. * Безоговорочно признавать субъективность любого мнения - единственная возможность быть объективным. * Ничто не следует принимать как само собой разумеющееся. Ни какое мнение не должно быть признано окончательным. На всякое суждение возможно аргументированное возражение. * Гипотезы не подлежащие экспериментальной проверке (например, Примат материи и примат сознания) следует считать равноистинными (но не обязательно равноправными),даже если они окажутся взаимоисключающими. * Все традиционное и косное подлежит уничтожению, если оно может стать препятствием на пути к Истине. Ограниченность - враг номер один. Приветствуй всякоеизменение и обновление мировоззрений. Чем смелее и неожиданнее мысль, тем вероятнее,что она ведет к Истине. * Не бойся крайностей: крайность соседствует с запредельностью. Граница не только разделяет, но и соединяет. Нет пределов на пути к беспредельному.
    • 0
      Нет аватара sobolevna
      18.03.1209:37:01
      Так-так... даже не в хайдеггеровском ключе... Вы сможете на основе этого написать содержательную рецензию -- хотя бы на уровне той, что я написал про Розова? Как сделаете, присылайте, я её отредактирую и мы с вами её опубликуем.
      • 0
        Нет аватара Dmitry_K
        18.03.1214:18:42
        Не уверен, что потяну - мне еще осмысливать и осмысливать - у него в той книге, отрывки из которой я привел, над многими тезисами надо задумываться и размышлять - читать бегло не получится.     Книга состоит из нескольких частей. Философские построения завёрнуты в мистическо-эзотерическую обёртку. К тому же, по Фенерли, к сожалению, в сети информации буквально кот наплакал. Как-то обобщить и вычленить суть всего учения я сейчас не смогу, пожалуй. Но я работаю над этим.     Так что... как только - так сразу.    
      • 0
        Нет аватара Dmitry_K
        18.03.1222:57:06
        Кстати, в продолжение темы "формирования смыслов" гляньте статью "Век глобальных корпораций" http://www.wara...ies/view/67800/ Про рыночную экономику и ТНК можно спорить, а вот тема "экономики знаний" перекликается с темой вашего первого поста и книгой Матвейчева.
  • 0
    Нет аватара Knup
    09.05.1419:30:00
    "Особенно если учесть, что до этого три года подряд у меня была возможность с ним познакомиться и чему-то у него научиться."

    Вы можете познакомиться с супругой М.А. Розова - со Стальной Сергеевной Розовой     Она читает лекции студентам и аспирантам Новосибирского государственного университета по философии науки, основа которых - Терия социальных эстафет Розова. Ей 81 год, но работу она свою любит и часами готова студентам рассказывать о социальных куматойдах    

     [ссылки отключены] 
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,