Философы России. Выпуск 1: М.А. Розов
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruВступительное слово к серии, если вы ещё не читали.
Об М.А. Розове я случайно узнал в начале марта этого года -- к сожалению, больше чем через год после его смерти. Особенно если учесть, что до этого три года подряд у меня была возможность с ним познакомиться и чему-то у него научиться.
Вот, вкратце, основы его теории. Представьте себе эстафету: один человек бежит, пока не добежит до своего товарища, которому эту эстафету и передаст -- и бежать теперь должен он. Как оказалось, по этой схеме работает много что. Мастер в цеху, который готовит подмастерье себе на смену, тоже передаёт своеобразную эстафету. Когда бюрократ уходит с работы и на его место приходит кто-то другой, кто будет заниматься этой же деятельностью, -- это тоже эстафета. Поэтому Розов ввёл термин "социальная эстафета" для описания всего этого набора явлений, когда один субъект совершает некоторое действие, которое будет образцом для другого субъекта, а его действие -- для третьего и т.д. Эти элементарные образцы поведения, передающиеся социальными эстафетами, никогда не существуют как нечто обособленное, они всегда находятся в контексте других образцов. Поэтому когда человек воспринимает новый образец, он будет воспроизводить его в рамках того контекста, который был у него раньше, то есть никогда не воспроизведёт точно. Таким образом, само действие может измениться до неузнаваемости: древний ритуал, о котором знать могли только избранные, может стать просто делом вредной привычки, как это стало с курением. Может радикально различаться отношение к нему и его цель: так, один человек может просто зарабатывать леньги на стройке, а другой -- строить великолепное архитектурное сооружение, хотя делать они будут ровно то же самое.
Социальные эстафеты -- элементарные представители более общего класса явлений, которые Розов называл "социальными куматоидами" ("волновиками"). Представьте себе волну, идущую по поверхности воды: сама волна остаётся прежней, хотя частицы воды, которые её составляют, каждый раз новые. То же и в социуме: воспроизводиться может один и тот же комплекс образцов, хотя исполнители будут каждый раз разные.
Идея социальных эстафет -- основа теории Розова. На них он строит и всё остальное: и теорию познания, и философию науки, и социальную философию. Так, например, наука предстаёт для него большим социальным куматоидом: есть принципы организации научного сообщества, есть научные методы, есть текущая научная парадигма -- и всё это образцы, которые передаются от учёного к учёному. И изменения в науке происходят, когда накапливается критическая масса несовпадений между исходными образцами и тем, как их воспроизводят.
Что касается моего собственного мнения, то должен заметить, что теория Розова очень хорошо проработана и отлично справляется с описанием таких социальных явлений, где очень сильны именно подобные подражания образцам. Это применимо, прежде всего, к любой бюрократической организации, ведь бюрократы зачастую действуют не потому, что они так хотят, а потому, что так заведено. Один и тот же чиновник, например, может слушать то же "Эхо Москвы", во всём с ним соглашаться и критиковать своё ведомство, но он никогда не будет обсуждать это на службе -- как будто его сознание переключается между обычной деятельностью, где он критикует, и служебной, где его позиция резко становится нейтральной.
Вот ссылка на страницу, где есть список публикаций Михаила Александровича, некоторые из них можно скачать прямо оттуда:
http://cumatoid.narod.ru/...sonalia/rozov_m_a.htmКстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
13.03.1215:23:40
13.03.1216:17:24
13.03.1216:21:28
13.03.1223:45:31
13.03.1223:46:57
14.03.1200:07:48
18.03.1201:08:56
18.03.1209:37:01
18.03.1214:18:42
18.03.1222:57:06
09.05.1419:30:00