Большие колеса для Армии России
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruМожем и тяжелоеУмение строить гигантские вездеходы всегда было визитной карточкой отечественной промышленности. Достаточно вспомнить легендарный ЗиЛ-135 и широкую линейку минских тяжеловозов. Два ключевых конструкторских бюро — СКБ в Москве (ЗиЛ) и Минске (МАЗ) стали родоначальниками всей советской техники повышенной проходимости.Достаточно сказать, что Брянский автомобильный завод считается детищем Завода имени Лихачева.
Погибший не так давно Курганский завод колесных тягачей ведет родословную от Минского автозавода. «Уралы» и КамАЗы в той или степени разрабатывали в Москве, а только потом их перенесли в Миасс и Набережные Челны. Тяжелые «проходимцы» требовались всем и всегда.В свое время гораздо проще было соорудить четырехосную полноприводную машину, чем строить дороги в условиях хронического переувлажнения.
Дорожная сеть в России постепенно расширяется, но необходимость в проходимой технике не ослабевает. Прежде всего, за счет глобального потепления, отчего Крайний Север становится не таким уж и крайним.Оттаивает Северный морской путь, а вместе с ним и побережье. Требуется много техники геологам, строителям, нефте- и газодобывающим компаниям. Арктика и Крайний Север обнажают беспрецедентные запасы полезных ископаемых. Охрана «оттаявших» рубежей Родины становится как никогда актуальной задачей — слишком много стран точат зубы на российские недра.
Специфические условия Крайнего Севера требуют специфическую технику. Например, армейский ДТ-30 «Витязь» в арктическом исполнении. Но, как и любая гусеничная техника, тем более в сочлененном исполнении, машина очень недешевая. Хотя и отличается выдающейся проходимостью и мореходностью.
В сегменте относительно недорогих вездеходов на колесном ходу для Арктики в Российской Армии ничего не предусмотрено. Все тяжелые вездеходы, например, четырехосные «Мустанги» от КамАЗа, отличаются слишком высоким давлением на подстилающую поверхность. Это приемлемо в умеренных широтах, но там, где круглый год зима, машинам будет тяжело.
Для противостояния низким температурам у отечественных инженеров давно придуманы решения — двойное остекление, емкие аккумуляторы, мощные тепловые пушки, электроподогревы топливной системы, утепленные кабины и моторные отсеки. Но конструктивно машины остаются лишь вариантами обычных грузовиков. Например, Урал-4320-31 из серии «Мотовоз-1» в исполнении ХЛ (холодное климатическое). Далеко на таком не отправишься — лишь по строго определенным маршрутам с твердым дорожным покрытием.Решение проблемы видится в создании машины на так называемых «свербаллонах» и с объемными кузовами, способными на длительную автономную работу.
И такие машины уже построены. Правда, они пока в ранге экзотических экспонатов.Для диких морозовСразу стоит оговориться, описываемые грузовики относятся формально к разряду гражданской техники. Но даже взгляд дилетанта уловит явно двойное назначение подобных изделий — прежде всего, для Пограничной службы ФСБ.Первый в очереди «Урал-Арктика» из Миасса.
Как водится в отечественном автомобилестроении, у машины имеется лютый индекс — 425702. Знаменит гигант тем, что недавно экспонировался на «Армии-2023», и это недвусмысленно намекает на военное будущее машины.Основным предназначением арктического «Урала» является перевозка людей по зимникам и слабонесущим грунтам при экстремально низких температурах. Инженеры из Миасса уверяют, что вахтовый грузовик рассчитан на работу при температуре до минус 50 градусов.У машины полностью российский дизель ЯМЗ-536 мощностью 310 л. с. и такая же доморощенная КПП с девятью ступенями. Невиданное дело — мосты также собственные из Миасса. На «Урале», наконец, научились самостоятельно строить дефицитные ранее мосты. Для этого пришлось организовать собственное производство и освоить два миллиарда рублей от Фонда развития промышленности. Теперь никаких «китайцев» HanDe на конвейере.
К слову, работу над суверенными узлами в Миассе начали еще до спецоперации. В исполнении для «Урала-Арктики» мосты способны работать при температурах до минус 65 градусов. В традиционном «северном пакете» двойное остекление, многослойные сэндвич-панели кузова, дорожный просвет 60 см и просто гигантские колеса. Задние — 800/65 R32, передние — 800/65 R32. «Сверхбаллоны» изготавливают в Барнауле.Представленный на «Армии-2023» «Урал» третий в своем роде. Первый появился на рубеже 2021-2022 годов как результат государственной программы «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации».
Машина представляла собой лишь утепленную капотную вахтовку с каркасно-панельной кабиной от военного «Торнадо».Позже появилась вторая версия на «свербаллонах», но с прежним двухобъемным кузовом. Это очень неудобно — водитель со штурманом вынуждены выходить на лютый мороз, чтобы просто попасть в кузов к пассажирам. И колеса у второго прототипа были «всего лишь» 28-го размера.Третий «Урал-Арктика», представленный на «Армии-2023», имеет единое пространство кабины и пассажирского салона на 21 место. Из удобств имеется вакуумный туалет в хвосте кузова.Вопрос относительно эксплуатации один — как менять в полевых условиях проколотое колесо?
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈