стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
40
rvk 30 сентября 2023, 17:09

Не конец истории

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Чего уж там, то что многие советские заводы в девяностые, нулевые, а иногда и позже, были закрыты, а какие-то превратились в руины, или вовсе стали торговыми центрами и жилыми комплексами — это горькая правда. У каждого из них своя грустная история, свой клинический диагноз, и тут не стоит упрощать. Никто по приказу заводы не разрушал, все они, так или иначе, пытались выжить в новых условиях. Одни упорно пытались производить уже никому не нужную продукцию, другие осваивали новые направления, пытаясь вписаться в рынок.

Но глядя в пустые глазницы оконных проёмов мертвых корпусов советских заводов, кому могут быть интересны подробности их борьбы за жизнь, если итог один — смерть. Люди любят истории со счастливым концом, а вникать в детали грустных историй никогда не хочется, если печальный итог известен.

К счастью, все чаще и чаще истории, которые казалось бы уже закончены, вдруг получают свое продолжение. Я в своих поездках частенько теперь встречаю примеры, когда в полуразрушенных цехах советских заводов вдруг возникает новое производство. В условиях роста промышленности, становится выгодным возрождать старые площадки, вместо строительства корпусов в чистом поле. Из последнего могу вспомнить завод «МодернГласс» в Челябинске, «Бурлак» в Кургане, «ОДК- Газовые турбины» в Рыбинске. И вот вчера я увидел еще один такой пример.

В Советское время в Таганроге на «Таганрогском комбайновом заводе» (ТКЗ) производили легендарные комбайны СК-6 «Колос». И хотя завод ведет свою историю с дореволюционных времен, именно как производитель сельскохозяйственной техники он стал развиваться в послевоенное время: В 1946 году начинается выпуск культиваторов и жаток, а уже в 1947 году здесь началось производство чуда техники — самоходных комбайнов.

 © Фото из открытых источников

Конечно, в нашей стране все знают Ростсельмаш, а вот ТКЗ не так известен. Но, вероятно, для многих будет неожиданностью узнать, что комбайны, которые производили в Ростове-на-Дону, включая самый массовый комбайн в мире, были разработаны в Таганроге, под руководством гениального конструктора Ханаана Ильича Изаксона. Именно в Таганроге были созданы самоходные комбайны СК-3, СК-4, СК-5 «Нива» производившиеся на Ростсельмаше. Многие из этих машин пользовались спросом не только в СССР, но и в мире и были удостоены престижных международных наград. Эти машины, для своего времени, были на вершине технического прогресса, вызывая зависть и восторг на Западе. И получается, что долгое время столицей советского комбайностроения был вовсе не Ростов, а Таганрог.

СК-3 и СК-4СК-3 и СК-4 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Ну и легендарная "Нива"! Все эти машины были разработаны в ТаганрогеНу и легендарная "Нива"! Все эти машины были разработаны в Таганроге © Роман Ковригин/Сделано у нас

Но пришли 90-е. Я помню как тяжело было Ростсельмашу, как повально увольняли людей, как заводу уже пророчили скорую гибель. Но к счастью, в Ростов пришли грамотные и ответственные инвесторы, поставившие цель не просто сохранить завод, но сохранить и его профиль — как производителя сельскохозяйственной техники. Таганрогу так не повезло. В 1997 году производство комбайнов на ТКЗ было прекращено. Позже на части мощностей завода было организовано производство автомобилей ТагАЗ, а после банкротства завод и вовсе остановился. Казалось история славного предприятия закончена.

Но, к счастью, оказалось — это не конец истории. В 2021 году то что оставалось от ТКЗ выкупил Ростсельмаш, и уже в 2022 году он взялся за восстановление завода.

Один из реконструируемых корпусовОдин из реконструируемых корпусов © Роман Ковригин/Сделано у нас

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

На данный момент проведена реконструкция одного из цехов (на фото слева), где уже организовано раскройно-заготовительное производство.

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Цех пока выглядит пустым, потому что его реконструкция продолжается параллельно с производством, заливаются полы, поэтому оборудование постоянно перемещается. К тому же, сейчас здесь производят лишь одну модель — это косилки серии Strige. Со временем цех будет насыщаться оборудованием. Но уже сейчас здесь есть всё необходимое: установлен дробеструйный комплекс отечественного производства, станки лазерной резки, лентопильные, фрезерные, листогибочные станки, сварочное оборудование.

Дробеструйный комплексДробеструйный комплекс © Роман Ковригин/Сделано у нас

Станки лазерной резкиСтанки лазерной резки © Роман Ковригин/Сделано у нас

Листогибочные станкиЛистогибочные станки © Роман Ковригин/Сделано у нас

Посты сваркиПосты сварки © Роман Ковригин/Сделано у нас

Фрезерные станкиФрезерные станки © Роман Ковригин/Сделано у нас

Заготовительное производство с лентопилыми станкамиЗаготовительное производство с лентопилыми станками © Роман Ковригин/Сделано у нас

Тут уже организован полный цикл производства: приезжает металлопрокат — листы, трубы, а на выходе — готовая продукция.

Сборка косилкиСборка косилки © Роман Ковригин/Сделано у нас

Кожух косилкиКожух косилки © Роман Ковригин/Сделано у нас

 © Роман Ковригин/Сделано у нас

Но это только начало. Ростсельмаш планирует освоить около 70% той площади, которую ранее занимал КТЗ. Проект реализуется в 3 этапа, и по итогу тут будет создано даже собственное литейное производство. Сейчас почти готов первый корпус, но уже к ноябрю планируется завершить реконструкцию второго корпуса. Вся территория должна быть освоена к 2025 году. При выходе на полную мощность здесь будут работать 1,5 тыс. человек. По планам на площадке будет выпускаться более 5 тыс. единиц техники в год. Планируется вложить в это производство более 1,5 млрд. рублей.

В Таганроге будет выпускать кормоуборочную, почвообрабатывающую, зерноперерабатывающую технику, самоходные и прицепные опрыскиватели и адаптеры для комбайнов. А теперь напомню то с чего я начал эту статью: «В 1946 году в Таганроге начинается выпуск культиваторов и жаток». История завода повторяется, теперь здесь снова будут производить именно то, с чего завод и начинал свое развитие как производитель сельскохозяйственной техники.

А Ростсельмаш продолжает своё мощное развитие. При этом четко прослеживается политика в рамках которой завод, в процессе своего роста, занимается заодно возрождением некогда заброшенных площадок. Напомню, что РСМ в Ростове-на-Дону строит тракторный завод на базе закрытого завода «Копнитель» — там будут производиться как сельскохозяйственные трактора, так и дорожно-строительная техника. Планируется выход и в нишу коммунальной техники.

Так что, это еще не конец истории.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈


  • rvk
  • 26
  • 5
    Badassgoliath Badassgoliath
    30.09.2317:56:08

    Никто по приказу заводы не разрушал

    По приказу не разрушал. Просто запад, ведя свою колониальную политику, привел к управлению страной разнообразное местное жульё, которому позволял страну грабить в обмен на лояльность. А то, что награбленное вывозилось на тот же запад, означало, что вывозилось в их карман. Так что да, прямых приказов не было. В них просто не было нужды. Веками обработанная схема колониального грабежа по умолчанию не могла привести к расцвету промышленности.

    Так что разрушение промышленности СССР произошло не само по себе, хоть и без прямых приказов.

    • 1
      rvk rvk
      30.09.2318:11:49

      Россия никогда не была ничьей колонией. Прекратите оскорблять Россию.

      • 11
        Нет аватара nick62
        01.10.2300:52:14

        В 90-е фактически была. И, я считаю, величайшая заслуга Путина, что он шаг за шагом освобождал нашу страну от колониальной зависимости.

        • -3
          rvk rvk
          01.10.2310:06:28

          Нет. Не была. Я напоминаю о пункте 0 правил сайта о недопустимости оскорбления России. И напоминаю, что все последователи т.н. НОД тут банятся как русофобы.

          Россия не уничтожила саое ядерное оружие, как-то сделала бы колония, не отдала Черноморский флот, хотя Украина настаивала, вернула хоть сто смогла из базировавшихся на Украине Ту-160, хотя США хотели порезать все, ну и «Разворот над Атлантикой» показал уже совершенно точно, что Россия суверенная страна.

          И напоминаю, это не вопрос дискуссии. Спорящий с этим и настраивающий на том, что Россия была колонией, получает на этом сайте бан.

          • 0
            Нет аватара nick62
            02.10.2322:28:16

            Ядерное оружие ничего не дает, если страной управляют купленные западом люди. Это не оскорбление России, а правда. А вот ложь оскорбляет Россию. Когда люди замалчивают минусы, это идет во вред России. Это все равно, что скрывать наличие гнойной раны, которая приведет к смерти. Поэтому такие люди являются фактически врагами России, хотя некоторые из них это не понимают.

            • 1
              Сергей Котенко Сергей Котенко
              03.10.2310:06:16

              Зря вы свои эмоции пытаетесь выдать за исторические факты.

              Ни Хрущёв, ни Горбачёв, ни Ельцин не были куплены Западом.

              Да, они были слабыми правителями, недостойными Великой Страны, но это другая история.

              Дружески предлагаю вам не педалировать эту тему.

              • 0
                Нет аватара nick62
                10.10.2301:12:19

                Конечно, это не так. Практически все правительство Ельцина — это были купленные ставленники Запада, которые принесли большой вред стране. Дружески советую не искажать истину.

    • 2
      Нет аватара termometrix
      30.09.2319:56:19

      Так что разрушение промышленности СССР произошло не само по себе, хоть и без прямых приказов.

      Есть объективная причина событий того времени:тогда мы просто потеряли свои рынки сбыта, наш огромный внутренний советский рынок и наши внешние рынки,открывая их для западных высокоэффективных транснациональных компаний.Большая часть нашей продукции, производимой в условиях замкнутой экономики, стала ненужной и неконкурентоспособной в новых условиях по объективным причинам,это произошло со всем бывшим социалистическим лагерем,со всеми восточноевропейскими странами.По этой причине часть наших заводов-гигантов, к сожалению, резко сократила свои объемы или была закрыта как ненужная для экономики.Без рынков сбыта любое производство нерентабельно,а внедрение инноваций бессмысленно.Именно это произошло в 90-х.

      У нас отобрали рынки,тот же Запад отобрал, как победитель в холодной войне,но этот проигрыш в холодной войне был сознательным выбором советских граждан, в конце 80-х ,они хотели именно этого.Советский народ вместе с политической верхушкой уничтожили СССР и всю социалистическую общность,полагая, что бывший СССР равноправно интегрируется в западную систему разделения труда в качестве высокотехнологичного центра, увы, произошло нечто совершенно иное, хотя и достаточно хорошо предсказуемое.

      • 1
        Сергей Котенко Сергей Котенко
        30.09.2320:21:24

        тогда мы просто потеряли свои рынки сбыта,

        Это только одна из причин.

        Чёрная и цветная металлургия без проблем прошли лихие 90е. А цветная металлургия даже наращивала производство по ряду позиций.

        • 2
          Нет аватара termometrix
          01.10.2306:38:54

          Некоторые отрасли были конкурентоспособными и тогда.Цветная и черная металлургия, например, как высокоэнергоемкие производства, из — за гораздо более дешевой энергии в России и девальвации рубля в 98 году.Затем металлургические заводы провели техническое перевооружение и теперь являются исключительно современными, конкурентоспособными и наукоемкими с точки зрения производства. Но многие обрабатывающие отрасли пострадали тогда,а некоторые почти исчезли,например,легкая промышленность и бытовое машиностроение,станкостроение, позже стали работать с импортными компонентами, а их советские поставщики были закрыты.

      • 6
        Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
        30.09.2322:24:25

        Советский народ вместе с политической верхушкой уничтожили СССР и всю социалистическую общность

        Вы правы.

        Развал СССР это была величайшая трагедия, которую люди далеко не сразу осознали.

        • -6
          Нет аватара sergelec
          30.09.2322:36:45

          А что трагедия ?! Дом был основан на песке…

          • 7
            Нет аватара nick62
            01.10.2300:56:14

            Да, дом на песке, но люди вложили огромный труд, чтобы его построить. Нужно было укрепить фундамент. Отказаться от догм коммунизма, разрешить фактическую свободу религии, свободу слова (кроме откровенно антироссийских сми)и т.д. За нашу страну наши предки проливали кровь от Бреста до Камчатки.

            • -6
              Нет аватара sergelec
              01.10.2308:22:29

              Не надо было пытаться разрушать всё «до основания». Отказаться от догм? Так на них большевики и въехали. Гордыня не позволила.

          • 5
            Нет аватара Лексур
            01.10.2306:28:59

            Разговор не об основании, а о людских потерях, например. Сами знаете, сколько народу умерло от отсутсвия своевременной медицинской помощи, «палёного» алкоголя, роста наркомании и самоубийств. От роста преступности тоже погибло очень много людей. Это не трагедия? Очень интересно. Что же тогда трагедия?

            • 1
              Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
              01.10.2313:11:11

              Та же Украина, тот же Карабах, преследование русских в Прибалтике и т. д.

              А с другой сторны, пример Китая.

              Отредактировано: Roman Wyrzykowski~13:12 01.10.23
          • 0
            Нет аватара knyz_sedmmi
            01.10.2314:30:44

            Строился он не на песке. Просто грунтовые воды сделали свое. Надо это принять как данность. По поводу оценки «трагедия или нет» — это субъективная категория.

            • 1
              Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
              01.10.2316:03:09

              Не очень согласен с Вашим «как данность».

              История показывают что Россию никто не сможет победить кроме ее самой. Так было в 1612, 1917 и 1991.

              Вся надежда в том что народ, вклюячая основную часть элит, усвоил этот урок.

              • 0
                Нет аватара knyz_sedmmi
                01.10.2316:45:41

                Факты вещь упрямая. Глупо отрицать. Что касаемо элит точно подмечено. Усвоили, слились за бугор. Что подтверждает 1917, 1991 и 2022.

                • 2
                  Сергей Котенко Сергей Котенко
                  01.10.2316:55:44

                  Что-то вы не в ту степь пошли.

                  Элиты «слились» ну может только после 1917 года. Вернее часть их истребили, часть оказала вооружённое сопротивление. Остатки уцелевших да, ушли за рубеж под угрозой жизни.

                  Те, что ушли за рубеж после 1991 и 2022 года, трудно назвать элитами, разве в качестве насмешки.

                  Особенно после 2022 года. Скоморохи и клоуны всегда на Руси по статусу были даже ниже крестьян.

                  Это со второй половины 20-го века «деятелей культуры» почему-то в элиты определили. Вернее они сами себя назвали элитами.

                  «Элита» страны это всегда её руководители, воины, учёные.

                  А не кривое зеркало, возомнившее себя пупом земли. Без них только воздух чище.

                  Отредактировано: Сергей Котенко~16:58 01.10.23
                  • -2
                    Нет аватара knyz_sedmmi
                    01.10.2317:06:35

                    Согласен с Вами. Но только «воины, учёные» и валили (покупали) из страны.

                  • 1
                    Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
                    01.10.2318:49:32

                    Российские элиты (руководители, воины, учёные, писатели …)

                    по-своей воле из страны не «сливались» — в основной массе, всегда случаются исключения.

                  • 0
                    Нет аватара termometrix
                    01.10.2319:50:21

                    Незначительное меньшинство культурной элиты страны отправилось за границу,и большая часть вернется обратно в Россию.Они и до 2022 г. жили преимущественно

                    за границу хотя они зарабатывали свой хлеб благодаря России.

                    Отредактировано: termometrix~20:01 01.10.23
  • 7
    Жан Ковальчук Жан Ковальчук
    30.09.2320:23:36

    Эти золотые слова можно отнести и к «Калужскому двигателю» сохранившему ценой самоотверженного подвига дирекции и трудового коллектива производство газотурбинных двигателей для танка Т-80

    Отредактировано: Жан Ковальчук~20:25 30.09.23
  • 0
    Нет аватара Лексур
    01.10.2306:30:13

    На «Колос» если честно, жаловались и предпочитали старенькую «Ниву».

    • 1
      rvk rvk
      01.10.2310:12:47

      Оба комбайна были разработаны одним конструктором. А про качество производства я могу многое рассказать, про то как брали 10 Нив, 5 в поле 5 на запчасти.

      Но Колосов было сильно меньше в хозяйствах, это правда.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,