стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
42
termometrix 04 декабря 2023, 13:18

Российские инженеры создали прототип установки для производства современной микроэлектроники

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

 © habrastorage.org

В Институте прикладной физики Российской академии наук (ИПФ РАН) ведётся разработка первой отечественной установки литографии для производства микроэлектроники по современным технологическим процессам.

Сейчас, как говорят сами разработчики, создан демонстрационный образец, который они сами называют «прототип прототипа». На этой установке получены отдельные изображения на подложках с разрешением до предельных 7 нм.

Сейчас в нашей стране в промышленных масштабах могут работать с микроструктурами только более 65 нанометров (а в основном это 90 нм и более). Тем не менее, пока говорить о грандиозном прорыве немного рано, нужно пройти три этапа разработки за 6 лет до появления полноценного промышленного оборудования.

В 2024 году должна быть готова «альфа-машина». Уже с этого момента установка станет рабочим оборудованием и будет рассчитана на проведение полного цикла операций. Однако упор на этом этапе будет сделан не на высокую скорость её работы или разрешение, а на полноценную реализацию всех систем. Однако и этого должно быть достаточно, чтобы разработка стала привлекательной для инвесторов и фабрик, особенно с учётом конкурентной стоимости самой установки и её обслуживания.

 © avatars.dzeninfra.ru

Демонстрационный образец

На втором этапе в 2026 году появится «бета-машина». Системы будут улучшены и усложнены, увеличится разрешение, повысится производительность, многие операции будут роботизированы. Установку уже можно будет применять на масштабных производствах, что и будет сделано — на этом рубеже важно интегрировать её в реальные технологические процессы и отладить, «подтянув» соответствующее оборудование для других этапов производства.

Наконец, на третьем этапе (2026-2028 годы) русский литограф получит более мощный источник излучения, улучшенные системы позиционирования и подачи, станет работать быстро и точно. Вот тут, возможно, мы и дойдем до «наших 7 нанометров».

Мировой технологический лидер в литографии компания ASML использует систему EUV-литографии уже около 20 лет. Специалисты отмечают сложность данной технологии плюс большие размеры используемого ультрафиолетового источника излучения. У иностранцев фотолитография заточена под массовое производство очень больших объёмов. В России стоит задача не захватить мировой рынок, а первоначально обеспечить запросы своего. Поэтому для нашего проекта важно качество. Российские физики уже в этом плане создали демонстратор технологии на другом источнике излучения — рентгеновском. При этом наш источник излучения в разы компактнее и чище в работе, что значительно влияет на стоимость, размеры и сложность оборудования. Оптическая система демонстратора, собранная в ИПФ РАН, уже превосходит все аналоги, существующие в мире на сегодняшний день. А на выходе при равной мощности оборудованию ASML источника излучения русская установка будет в 1,5-2 раза эффективнее того, что создано мировым лидером.

Добавим, что сегодня большинство микроэлектронных компонентов, которые используются в автомобильной, космической и промышленной сферах находится в пределах технологических норм 65-360 нм. Такие компоненты Россия в состоянии изготавливать самостоятельно, и часть из них у нас уже делают. Но есть и более миниатюрные техпроцессы, по которым, например, делают микропроцессоры (7-28 нм) для мобильных устройств и компьютеров, которые являются настолько ценными ноу-хау, что ими никто не будет делиться даже в отсутствии санкций.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈


  • 11
    Jorjio774 Jorjio774
    04.12.2313:32:38

    Надеюсь, что всё получится. Сказать, что это критическая технология, значит ничего не сказать. Удачи.

    • 9
      Нет аватара termometrix
      04.12.2313:45:20

      Качественная отладка и промышленное освоение технологии будут наиболее сложным этапом при разработке комплекса.Культура изготовления электронных компонентов — также очень важный процесс.

      Очень сложная программа, сравнимая с космонавтикой.

  • 10
    Badassgoliath Badassgoliath
    04.12.2314:00:06

    Критическая важность, сравнимая с ядерной триадой.

    • 5
      Нет аватара BRO
      04.12.2315:36:20

      Полностью с вами согласен. Тот кто сможет делать современные чипы в товарных количествах будет управлять миром!

      • 4
        Нет аватара termometrix
        04.12.2317:28:30

        Тот кто сможет делать современные чипы в товарных количествах будет управлять миром!

        Пока никто не освоил всю производственную цепочку самостоятельно.Тайвань- контрактная электроника,Китай- массовое производство продукции с иностранными полупроводниками, то же самое в Корее,США- дизайн микросхем и программное обеспечение, а нидерландский литограф — нидерландский только на словах.

        Вся мировая электронная промышленность создавалась в рамках широкого и глубокого международного сотрудничества.

        Нам опять будет нужно нестандартное,относительно простое,ассиметричное и одновременно эффективное решение.Как всегда бывало.Надо включить мозги.Чем больше отечественных разработок и предложений-тем лучше.

        Отредактировано: termometrix~15:52 05.12.23
        • 4
          Нет аватара BRO
          04.12.2320:03:20

          США может и не могут, но все страны носители ключевых технологий вассалы США. У России вассалов нет, все придется делать самому, нам никто технологий не даст, даже Китай.

          • 5
            Сергей Котенко Сергей Котенко
            04.12.2320:17:43

            С другой стороны это надёжней.

          • 0
            Нет аватара termometrix
            05.12.2313:46:51

            США может и не могут, но все страны носители ключевых технологий вассалы США. У России вассалов нет, все придется делать самому, нам никто технологий не даст.

            Согласен.

            Отредактировано: termometrix~15:54 05.12.23
  • 0
    Нет аватара Orchard
    04.12.2314:07:50

    Новость годичной давности.

    • 4
      Jorjio774 Jorjio774
      04.12.2314:20:00

      Работы, просто, шли поэтапно. Я, краем глаза, видел эти новости.

  • 2
    Сергей Котенко Сергей Котенко
    04.12.2315:33:31

    Пока это планы. Надеюсь, они не будут сдвинута «вправо».

    И упор на качество можно только приветствовать.

    • 1
      Нет аватара termometrix
      04.12.2316:14:26

      Надеюсь, они не будут сдвинута «вправо».

      Не должно быть.Это приоритетное направление.Техпроцессы, по которым, например, делают микропроцессоры (7-28 нм) для мобильных устройств и компьютеров, которые являются настолько ценными ноу-хау, что ими никто не будет делиться даже в отсутствии санкций.

      Научный руководитель Национального центра физики и математики Александр Сергеев рассказал о сроках появления в России отечественного литографа. По словам учёного, первый демонстрационный образец оборудования для производства микросхем будет готов в течение двух лет, а промышленный вариант появится в течение пяти лет. Для этого страна располагает практически всеми компетенциями, сообщает информационное агентство ТАСС.

      Отредактировано: termometrix~16:23 04.12.23
  • 5
    Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
    04.12.2320:16:54

    У страны две стратегические уязвимости:

    демография и микроэлектроника. Обе не так просто устранить.

    По-моему, все-таки проще вторую, но нужно не экономить денег и работать-работать!!!

    • 0
      Сергей Котенко Сергей Котенко
      04.12.2321:13:40

      У страны две стратегические уязвимости:

      демография

      Временные трудности. До 2028 года.

      • 0
        Нет аватара siberia2012
        05.12.2307:35:03

        Временные трудности. До 2028 года.

        конечно же нет. Вы ссылаетесь на волнообразность нашей демографии и что текущий провал сменится подъёмом, но ведь самое главное тренд. А тренд нисподающий. Наши подъёмы даже не приводят к уровню фертильности 2.1 на женщину, и предстоящий также будет лишь небольшим всплеском, в лучшем случае до уровня 1.6-1.7 (это кстати цель нашего государства — достичь фертильности 1.7, хотя раньше цель была выше 2, то есть даже на таком уровне наконец признали, что не могут решить проблему, хотят её хотя бы сгладить). И это никак не компенсирует провалы, лишь несколько отдаляет конец. Даже в относительно благополучные 2012-2015 года, наша фертильность достигла максимум 1.78 на женщину, что никак не компенсирует смертность. Лишь благодаря миграционному притоку мы были в небольшом плюсе. Именно демография наша самая критическая проблема и её не решить текущими методами. Необходим завоз мигрантов (деваться некуда), необходим переход к более социалистической экономике и перераспределении благ от единиц к массам (условно квартиры, дома, машины за большое количество детей, уменьшение разрыва между бедными и богатыми), возможно налог на бездетство, и конечно же координальная смена 90% культурной, развлекательной политики. У нас до сих пор идёт сплошное разложение семейных ценностей в масс-медиа. Основные популярные каналы, передачи — это всякий развлекательный тупой треш. Так проблему не решить. И кстати повышение пенсионного возраста в ту же копилку, усугубляет проблему, так как дедушки/бабушки не могут помогать ухаживать за детьми. У меня есть опыт проживания в Казахстане (страна схожего уровня жизни, где с демографией всё прекрасно, ежегодный прирост по 200-300 тысяч населения) и я понимаю что главный корень нашей проблемы — утеря традиционных ценностей семейных (тупо даже в общественном транспорте перестают уступать старикам и родителям с детьми), дикая урбанизация, депрессивные настроения в обществе под влиянием пропаганды типа «пора валить» и стагнации или даже падения уровня жизни. Без решения этих проблем — демографию не исправить. Пока у нас пытаются только заливать проблему деньгами и то это делается как-то очень разрознено. Чтобы получать всю эту социалку нужно бегать по инстанциям, собирать бумажки. Это должно быть сокращено до 2-3 пособий, но очень занчимых. Максимально цифровизовано. Ну и огромные льготы на жильё, авто, отмена налогов для многодетных. Пока что все ипотечные программы дико раздули цены, что ставка компенсируется ценой и платёж один фиг очень высокий. Значит нужно не через ипотеку это делать. У нас огромная масса народа живёт в мегаполисах, но так как цены взлетели безумно, то молодая семья тупо не способна приобрести себе 2шку, идёт застройка студиями и однушками. Соотвественно рожать больше 1 ребёнка будут немногие. Маткапитал настолько мал в сравнении с ростом цен, что уже не играет особой роли в приобритении недвижимости, может только в очень отдалённых небольших населённых пунктах. Соответсвенно у нас и низкая рождаемость в мегаполисах типа Санкт-Петербург. В Тюмени например получше, так как лучше соотношение доходов и цен, да и народ адекватнее, менее западнизирован.

        Отредактировано: siberia2012~09:02 05.12.23
        • 1
          Нет аватара cmc
          05.12.2318:14:53

          Люди всегда много рожали в деревнях. Систему совхозов разрушили в середине 90-х. И все люди фертильного возраста переехали в города.Пока не создадут много рабочих мест с высокими зарплатами в деревнях, сушественно повысить рождаемость не удастся.

    • -2
      Нет аватара siberia2012
      05.12.2307:47:31

      По-моему, все-таки проще вторую

      Вторую намного проще решить, первую ещё никто не научился решать. Нигде и никогда в истории. И это пугает. В Японии например по прогнозу население более чем ополовинится к 2100 году. Они полюбому откроют двери для мигрантов.

      Отредактировано: siberia2012~08:23 05.12.23
      • 2
        Нет аватара Spoonout
        05.12.2309:23:40

        К сожалению, чем больше прав и свобод у женщин, тем ниже рождаемость.

        Ж — лень, институт нахлебничества через алименты.

        М — не хотят связываться с возможными проблемами, раздел имущества и т. п.

        Это прослеживается во всех странах.

        • 1
          Нет аватара siberia2012
          05.12.2311:06:56

          есть несколько аномалий в мире. Например Казахстан опять же. У женщин там прав полно, не меньше нашего, но общество более традиционное. Бабушки, дедушки, братья, сёстры, дяди, тёти помогают, ездят на праздники к друг другу и т. п. И в целом отношение к детям нормальное. Никто не будет косо смотреть, если дети дурачаться в кафе или ресторане к примеру. Место в общественном транспорте тут же уступят. Школы и детсады кстати отремонтированы, обновлены в большом количестве. Вообще я бы назвал общество более здоровым психологически. А у нас частенько в масс-медиа звучит что «дети обуза», что надо «жить для себя», про сильную независимую женщину, всякие извращения типа семейста Пугачёвой или Кирокорова (суррогатное материнство и прочую муть) и т. п. бред навязанный с запада. И вот как это изменить я не знаю. На это нужны десятки лет активной работы государства в культуре, школе, масс-медиа. А это за собой тянет целый шлейф необходимых решений по статусу учителя, врача, учёного, воспитателя. Вот это должно делаться всё, а не просто «дадим очередные 10000 р малоимущим и детей начнут рожать». Глобально я бы сказал нам не хватает оптимизма в обществе. Не видит народ светлого завтра. Не сказать что мрак видит, но некую серость без особых перспектив изменения.

          Отредактировано: siberia2012~11:09 05.12.23
          • 0
            Сергей Котенко Сергей Котенко
            05.12.2311:58:49

            есть несколько аномалий в мире. Например Казахстан опять же.

            «Всё пройдёт. И это тоже».

            Не видит народ светлого завтра

            Ну вы-то точно.    

            • -1
              Нет аватара siberia2012
              05.12.2312:46:04

              Ну вы-то точно.

              в отличие от вас, я многодетный отец, не верил бы в свою страну, не заводил бы столько детей. Но я не бросаюсь шапками, в отличие от вас, а вижу картину как она есть, в том числе в плане помощи многодетным. У нас например до сих работает идиотская система, что статус многодетной семьи разный в разных регионах. Например, будучи в Москве мне отказали в продаже льготных билетов на электричку до Парка Патриот так как я многодетный не в их регионе. Как вы думаете себя должен чуствовать гражданин в такой ситуации?

              "Всё пройдёт. И это тоже".

              безусловно по мере урбанизации и западнизации общества в Казахстане так же упадёт рождаемость, по прогнозу примерно с середины 21 века начнётся стагнация и потом спад. Но до этого там будет уже 30 млн человек, а сейчас почти 20, рост идёт стремительный. Да и собственно каким образом остановка роста в Казахстане поможет нашей демографии? Скорее наоборот. Если будет избыток населения в Средней Азии, то это будет поддреживать нашу демографию за счёт миграции. Если избыток закончится, то нам совсем тяжко будет. Не откуда будет привлекать мигрантов. Роботы нас спасут? Сколько у вас детей? А детей у ваших детей?

              Отредактировано: siberia2012~10:19 06.12.23
        • -1
          Нет аватара cmc
          05.12.2318:18:50

          Много детей рожают необразованные сельские женщины. Среди городских женщин много детей рожают хасиды, живущие общинами. У них даже школы и ВУЗ-ы свои. В городских условиях умудряются рожать вплоть до 23 детей.

          • 2
            Нет аватара siberia2012
            06.12.2310:19:01

            И? Это плохо что ли что сельские больше рожают? Или вы предлагаете в угоду непонятным сиюминутным ценностям вымереть через 100 лет? И нам надо сельских максимально мотивировать рожать, остановить рост урбанизации развивая пригород и сельскую местность. Хасидов своих тоже надо заводить, старообрядцы называются. Может хоть они займутся делом, детей заведут, а не будут в сериальчики втыкать и по кафешечкам ходить ныть.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,