Росавтодор в 2023 году: модернизация дорожного хозяйства и повышение уровня безопасности
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruНаучно-исследовательская работа по стандартизации битумных вяжущих материалов в РФ проводится Росавтодором впервые и направлена на увеличение межремонтных сроков службы асфальтобетонных покрытий, повышение безопасности движения автомобильного транспорта.
Кроме того, введение новых межгосударственных стандартов на минеральные материалы потребовало расширения действующих нормативных документов, регламентирующих технические требования и методы испытаний холодного асфальтобетона и холодных асфальтобетонных смесей.
В связи с этим Росавтодор разработал ГОСТ Р 70648-2023 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси холодные асфальтобетонные и асфальтобетон. Общие технические условия»
В прошлом году Росавтодор впервые разработал требования к проектированию мостов, которые предусматривают вероятное превышение допустимых норм автомобильных нагрузок и сейсмические колебания.
Четыре принятых в 2023 году ГОСТ Р были посвящены требованиям к качеству выполнения работ по содержанию систем безопасности, пожарной безопасности, вентиляции, связи, громкоговорящего оповещения и часофикации автодорожных тоннелей.
В 2023 году на федеральных дорогах были завершены работы по установке комплексных постов наблюдения за метеорологическими и мерзлотными условиями. Они появились на 1050-м км трассы А-360 «Лена», участках км 710 — км 730 и км 1955 — км 1960 дороги Р-504 «Колыма», отрезке км 145 — км 150 трассы А-331 «Вилюй».
Еще одним знаковым трендом научно-технической деятельности Росавтодора является внедрение технологий искусственного интеллекта (ИИ) в дорожное хозяйство. Cпроектирована пилотная модель с элементами ИИ для оценки безопасности дорожного движения на отдельных участках федеральных автомобильных дорог, а также предоставления рекомендаций по повышению безопасности (определения перечня оптимальных мероприятий). В 2022-2023 годах модель обучали по имеющемуся банку данных фото и видео с участков трасс протяженностью около 2 тыс. км. Имеющийся дата-сет дополнялся статистическими (характеристики дороги, элементы обустройства), историческими (скорость транспортного потока) и динамическими (погодные условия, интенсивность движения) данными.
В настоящее время модель ИИ для процессов оценки безопасности дорожного движения прошла приемо-сдаточные испытания. Решение о тиражировании модели на всю протяженность сети федеральных трасс будет приниматься на этапе эксплуатации модернизированного модуля информационной системы.
Вместе с тем научная деятельность Росавтодора неразрывно связана с экологией и проработкой вариантов снижения негативного влияния дорожного хозяйства на окружающую среду. Например, изучаются свойства компоста, питательных грунтов и древесной мульчи при проведении работ по озеленению придорожных обочин и откосов.
В июне 2023 года с этой целью был организован пилотный участок на строящемся обходе Усолья-Сибирского в составе трассы Р-255 «Сибирь» в Иркутской области. В течение полугода в работе по анализу применения питательных грунтов на пилотном участке принимали участие ФАУ «РОСДОРНИИ», ФГБНИ «Всероссийский научно-исследовательский институт фитопатологии», ФГБОУ ВО «ИРНИТУ», ФКУ Упрдор «Прибайкалье».
Промежуточный опыт показал, что добавление древесной мульчи в компост позволило создать наилучшие условия для прорастания и всхода трав, а также обеспечило защиту поверхности откоса от дальнейшего размыва. В мае 2024 года планируется рассмотреть итоги проведенной работы с учетом изменения климата, а также рассчитать экономическую составляющую применения питательных грунтов.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈