стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
34

МС-21 — новости за сентябрь-2024

 © aviation21.ru

Традиционно в начале сентября во Владивостоке проходит Восточный экономический форум, на котором, как правило, происходит подписание важных документов в области гражданской авиации. На ВЭФ-2024 ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» и ПАО «Яковлев» подписали с авиакомпаниями Smartavia, «ИрАэро» и единой дальневосточной авиакомпанией «Аврора» рамочные соглашения на поставку самолётов отечественного производства.

Соглашение между «Яковлевым» и Smartavia предполагает поставку до 2035 года 45 самолётов МС-21-310. В дальнейшем стороны планируют провести переговоры с лизингодателем, который приобретёт лайнеры для их последующей передачи Smartavia в финансовую аренду. С «Авророй» подписано соглашение на поставку также до 2035 года пяти МС-21-310 и двух SJ-100. Это соглашение стало дополнением к ранее оформленному между авиакомпанией и ПАО «Яковлев» договору на поставку восьми SJ-100 и соглашению о намерениях на десять МС-21-310. ОАК и «ИрАэро» подписали соглашение на поставку 21 SJ-100, семи МС-21-310 и девяти Ту-214. Самолёты будут переданы авиакомпании на условиях финансового лизинга также до 2035 года.

Соглашения о намерениях (рамочные) не гарантируют заключения твёрдого контракта на поставку самолётов, но они направлены на понимание востребованности лайнера и позволяют производителю на годы вперёд планировать расширение и модернизацию производства и загрузку предприятия, а также вести переговоры с поставщиками о необходимом количестве комплектующих, агрегатов, самолётных систем, двигателей и формирования пула запасных частей. Таким образом, в твёрдые контракты, которые будут достигнуты в дальнейшем, могут быть преобразованы соглашения на изготовление ещё 57 самолётов МС-21.

* * *

Ставропольский радиозавод «Сигнал» корпорации «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) до конца года в рамках программы импортозамещения запустит серийное производство бортовой электроники для лайнеров SJ-100 и МС-21. Концерн будет изготавливать модули системы управления рулевыми приводами самолётов. Сейчас закупается оборудование, идёт оформление необходимой документации. КРЭТ уже поставил заказчику несколько комплектов для испытаний в составе опытных машин. До конца 2024 года планируется отправить ещё несколько самолёто-комплектов.

* * *

10 сентября в интервью газете «Ведомости» в правительстве заявили, что создание российских аналогов систем и авионики требует также адаптации под них самой конструкции самолётов МС-21.

«Вы знаете, что, к сожалению, наш флагманский проект МС-21, который должен составить конкуренцию среднемагистральным Boeing и Airbus, с 2014 года преследуют санкции. Сначала американцы отказались поставлять композиты для крыла, а в 2022 году целый пул зарубежных поставщиков перестал работать с Объединённой авиастроительной корпорацией, что повлекло необходимость замещения 36 систем самолёта. [В: какие варианты решения проблем, связанных с импортозамещением агрегатов?] Хорошим вариантом будет сделать дополнительно версию укороченного на одну секцию фюзеляжа самолёта. Это позволит авиакомпаниям более эффективно эксплуатировать самолёт с учётом получившихся весовых характеристик, сохранив исходные параметры по дальности полёта при загрузке 140-150 человек», — сказали в правительстве.

Эта часть интервью прозвучала, как признание вынужденной необходимости в процессе импортозамещения разрабатывать самолёт меньшей пассажировместимости, что некоторой частью наших граждан было воспринято как негатив, хотя это далеко не так. Инженерный центр им. А.С. Яковлева в составе корпорации «Иркут» ещё на начальном этапе проработки проекта МС-21 разрабатывал две версии самолёта: базовую МС-21-200, и увеличенную -300, которая планировалась в удлинённои варианте. Однако на стадии техпроекта тогдашнее руководство ОАК приняло решение сосредоточиться на версии МС-21-300. В импортозамещённом облике самолёты имеют соответственно индексы -310 и -210.

О старте работ над МС-21-210 в апреле текущего года говорил генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский во время встречи с руководителями подразделений предприятия в ходе представления коллективу Инженерного центра нового директора КБ Инженерного центра Андрея Барбина.

«Андрей Юрьевич обладает необходимыми профессиональными качествами и личностными компетенциями, которые позволят ему эффективно решать стоящие задачи по выводу в серию МС-21-310, старту проекта МС-21-210, модернизации Як-130, продолжению работ по Як-152, а также объединению двух КБ и повышению качества проектирования», — сказал 24 апреля Андрей Богинский.

В середине сентября в «Яковлеве» прошли кадровые перестановки. Заместителем генерального директора ПАО «Яковлев» — директором программы МС-21 назначен Александр Долотовский. «Рассчитываю, Александр Викторович, что вы привнесёте в программу МС-21 стандарты и культуру управления, которые сформировались за годы разработки и производства самолёта SSJ100. Жду от вас взвешенных решений, направленных на получение результата», — сказал гендиректор «Яковлева».

Он также поручил Долотовскому в течение двух недель на основе состояния дел по опытным машинам МС-21 сформулировать предложения по кадровому составу Департамента координации программы МС-21 и актуализации состава команды управления проектом. Андрей Богинский добавил, что в рамках программы МС-21 открыт проект «укороченной» модификации — МС-21-210. Проект получит отдельного руководителя в составе дирекции, кандидатуры на этот пост рассматриваются.

При этом, ещё летом 2021 года генеральный директор корпорации «Иркут» Равиль Хакимов заявил, что на версии МС-21-200 и МС-21-400 разработана конструкторская документация. «Как только версия МС-21-300 начнёт летать в авиакомпаниях, в зависимости от спроса мы с большой долей вероятности возьмёмся прежде всего за проект МС-21-400, то есть это среднемагистральный самолёт, который сможет перевозить до 260 пассажиров. И в зависимости от спроса будем смотреть, как запускать МС-21-200», — сказал тогда Равиль Хакимов. Он пояснил, что это произойдёт не ранее 2024-2025 годов.

Из этого следует, что самолёту МС-21-210 сейчас в ПАО «Яковлев» уделяется повышенное внимание, но ничего нового в этом проекте нет. МС-21-210 будет представлять собой среднемагистральный самолёт с количеством кресел от 132 до 165 пассажиров, двигателями тягой 12500 кгс и дальностью полёта до 6400 км. В плане импортозамещения отдельных работ по -210 не требуется, так как по системам и оборудованию он будет полностью соответствовать импортозамещённой версии -310, работы над которой ведутся в данный момент. Укороченная версия самолёта необходима, чтобы закрыть нишу по пассажировместимости между МС-21-310 и SJ-100 и обеспечить беспосадочные рейсы на более дальних маршрутах.

* * *

По результатам кадровых решений в ПАО «Яковлев», директор программы МС-21 Александр Долотовский обозначил первостепенные задачи на ближайший год по завершению импортозамещения и запуска самолёта в коммерческую эксплуатацию. Он отметил, что первостепенными задачами являются прохождение сертификационных лётных испытаний импортозамещённых моделей МС-21, а также запуск создания МС-21-210. Также необходимо обеспечить ритмичное серийное производство и начало коммерческой эксплуатации самолётов МС-21-310.

Не принимая до последнего времени прямого участия в программе МС-21, но имея предыдущий опыт в программе Суперджет 100, Долотовский подчеркнул, что принципы управления и этапы жизненного цикла в авиационных программах едины, цепочка кооперации уже практически выровнялась, а с продвижением решения о создании единого Инженерного центра, техническая экспертиза и опыт, полученный на программе Суперджет 100 органично переплетутся на одной площадке с опытом и компетенциями, полученными на программе МС-21.

* * *

В ЦАГИ по заказу ПАО «Яковлев» прошли испытания кессона стабилизатора МС-21, изготовленного из отечественных полимерных композиционных материалов (ПКМ). Целью исследований стало подтверждение статической прочности конструкции при предельных нагрузках.

На изолированном стенде, ранее использовавшемся для аналогичных исследований агрегатов из импортных ПКМ, прошли эксперименты с кессоном стабилизатора на общую и местную прочность, в частности, определялся уровень напряжённого состояния узлов навески, руля высоты и механизма перестановки стабилизатора. Кроме того, на кессоне были реализованы нагрузки, превышающие расчётные значения более чем на 150 процентов. Это больше нагрузки, при которой разрушился агрегат из импортных композитов.

Для подготовки сертификационного заключения о прочности стабилизатора МС-21 результаты экспериментов переданы ПАО «Яковлев». В настоящий момент в ЦАГИ проходят прочностные испытания импортозамёщенных стёкол иллюминаторов пассажирского салона. В ближайшее время стартуют исследования стёкол кабины экипажа авиалайнера и элементов пола российского производства.

* * *

В сентябре 2024 года выполнен один полёт опытного самолёта МС-21-310 — 23 сентября, борт 73051 в Жуковском. Продолжительность полёта составила около 3,5 часов.

Источник сайта «Авиация России» в ЛИИ им. Громова рассказал, что в сентябре по программе импортозамещения на самолёте 73051 были установлены новые российские топливные фильтры. «Основная задача полёта: определение тяги ПД-14 на взлётном режиме. Экипаж работал над ВПП в диапазоне высот от 30 до 2200 метров, а также — в зоне не выше 2000 метров», — уточнил источник. Он добавил, что в комплексе проверялась работа интегрированной системы резервных приборов (ИСРП-21) отечественного производства (АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», КРЭТ).

ИСРП предназначена для автономного определения пространственного положения летательного аппарата: крен, тангаж, магнитный курс, а также высотно-скоростных параметров: барометрическая высота, приборная скорость, вертикальная скорость. Кроме того система предоставляет экипажу пилотажно-навигационные данные, сведения о параметрах двигателя, координатах местоположения воздушного судна, текстовую аварийную, предупреждающую и уведомляющую сигнальную информацию.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме


  • 1
    Badassgoliath Badassgoliath
    01.10.2408:54:23

    Хорошим вариантом будет сделать дополнительно версию укороченного на одну секцию фюзеляжа самолёта. Это позволит авиакомпаниям более эффективно эксплуатировать самолёт с учётом получившихся весовых характеристик, сохранив исходные параметры по дальности полёта при загрузке 140-150 человек", — сказали в правительстве.

    Что за косноязычие? Нельзя сказать, мол, надо ещё более лёгкий самолёт, который сможет либо на то же расстояние летать за меньшие деньги, либо за бо́льшие деньги летать на большее расстояние (имеется ввиду расход топлива)?

    Вы знаете, что, к сожалению, наш флагманский проект МС-21, который должен составить конкуренцию среднемагистральным Boeing и Airbus, с 2014 года преследуют санкции.

    Не «к сожалению», а «к счастью», иначе никакого импортозамещения даже и не начинали бы, а только мусолили бы. Кто там интервью раздаёт? Вышибить с должности или как минимум взять на заметку за непонимание момента. Ты должен думать об открывающихся возможностях развития, а не сожалеть об отменённых поставках. Надеюсь, что интервьюируемый не руководит чем-то важным, а, например, приносит скрепки и расставляет стулья.

    В середине сентября в «Яковлеве» прошли кадровые перестановки.

    Давно пора.

    Отредактировано: Badassgoliath~09:18 01.10.24
  • -4
    Das Schwarz Das Schwarz
    01.10.2414:11:53

    Всё так загорожено частоколом слов о том, почему самолет укоротили. Нет бы сказать кратко и правдиво о том, что из-за импортозамещения вес самолета увеличился и у самолета упала дальность полета. Поэтому решили сделать укороченный самолет,который будет летать на то же расстояние, но возмет меньше пассажиров и двигатель не надо будет новый, вместо ПД-14. ИМХО.

    Отредактировано: Das Schwarz~14:17 01.10.24
    • Нет аватара logobobah
      03.10.2413:25:50

      Как такое возможно? Если самолет станет меньше, то он и топлива возьмет меньше, и дальность будет меньше. Для того чтобы летать дальше, надо не уменьшая размера самолета, уменьшить полезный груз. То есть, достаточно увеличить шаг кресел, и вместо 211 взять например 150 человек. Думаю, это гораздо проще, чем проектировать более короткую версию.

      • Das Schwarz Das Schwarz
        03.10.2413:47:49

        Еще уберут одну секцию фюзеляжа, чтобы уменьшить вес,т.к. то, что вы предлагаете тоже уменьшает вес, но видимо недостаточно, чтобы летать на ту же дальность. Тут еще экономика играет очень важную роль, должна быть прибыльность в эксплуатации самолета.Это будет еще один вариант, который не отменяет старую версию, а дополняет ее.

        Пример: А-319 и А-320. Но дело в том, что он не только имеет укороченный фюзеляж, основанный на базовом A320, но и в том, что эксплуатация самолёта началась в апреле 1996 года, примерно через восемь лет после A320. Так что срок значительный на запуск в эксплуатацию укороченного самолета. Нам это подходит? В нормальных условиях может быть, но не нынешней ситуации, когда даже импортозамещенные узлы на мс-21-300 не прошли испытвния и сертификацию. Сроки могут затянуться и на 10 лет на укороченный мс-21. Не все так просто.

        Есть еще А-321 удлиненный. Эксплуатация самолёта началась в 1994 году, примерно через шесть лет после A320.

        Всё говорят, а сроков никаких нет, значит и веры нет. Видимо понимают, что быстро не сделать укороченную версию. Примеры я привел. ИМХО.

        Отредактировано: Das Schwarz~14:19 03.10.24
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,