Ученые ИМАШ РАН впервые испытали подшипники качения для МКС с твердосмазочными покрытиями
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruИспользование твердосмазочных покрытий вместо пластичных смазок может повысить надежность работы подшипников качения на внешней стороне МКС.
Пластичные смазки, которые на сегодняшний день рекомендованы к применению в подшипниках качения, неэффективно функционируют при низких температурах в космическом пространстве — их вязкость резко повышается, что негативно влияет на момент страгивания подшипников качения и ограничивает их использование. Покрытия же работают как при экстремально высоких, так и при криогенных температурах.
Антифрикционные твердосмазочные покрытия представляют собой тонкие пленочные материалы, содержащие высокодисперсные частицы твердых смазочных веществ. Они успешно применяются в узлах трения скольжения космической техники, однако в подшипниках качения ранее испытаны не были.
В ходе исследований были проведены триботехнические испытания подшипников качения с покрытиями MODENGY, без смазочного материала и с пластичной смазкой, рекомендуемой для применения в узлах МКС.
Результаты экспериментов доказывают, что эффективность исследуемых покрытий MODENGY не уступает эффективности пластичной смазки в узлах трения качения в условиях наземной окружающей среды — согласно сравнительным данным сопротивления качению для покрытий и смазки.
Интенсивность изнашивания покрытий MODENGY в узлах трения качения остается на уровне, характерном для режимов скольжения твердосмазочных покрытий, применяемых на космических станциях.
Исследования проводились при поддержке Российского научного фонда по проекту № 22-49-02010 «Проектирование, разработка, теоретические и экспериментальные исследования „умных“ трибологических покрытий для космического применения».
Результаты исследований впервые были освещены на научной международной конференции «Трибология-машиностроению 2024» и в сборнике научных трудов конференции: Броновец М.А., Буковский П.О. Твёрдосмазочные покрытия для подшипников качения // Трибология — машиностроению: Труды XV Международной научно-технической конференции — М.: ИМАШ РАН, 2024. — С. 26-28.
Следующим этапом исследования эффективности покрытий MODENGY для узлов трения космической техники (спутники, космические аппараты, луноходы, космические телескопы
Поддержи проект "Сделано у нас": подпишись на Дзен-Премиум. Все собранные деньги пойдут исключительно на развитие и продвижение проекта
Другие сервисы:
Sponsr: https://sponsr.ru/sdelanounas/
Boosty: https://boosty.to/sdelanounas
Подробнее о том зачем нужно поеддерживать проект в моей статье на Дзен