Тюмень - столица деревень?
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
Что за богатый край сия Сибирь,
что за мощный край.
Потребны еще века, но, когда она будет заселена,
она предназначена играть большую роль
в анналах мира.
А.Н.Радищев
Тюмень – административный центр Тюменской области, город
основан в 1586 году.
Заложен воеводами Василием Сукиным и Иваном Мясным в июле 1586
года на месте древнего городища, столицы Тюменского ханства,
находившейся рядом с татарским городом Чимги-Тура. В русских
летописях XVI в. Тюменское ханство именовалось «Великой Тюменью».
Тумэн (тюмян) на тюркских языках означает «низовье реки»,
«низменность». Этим же словом обозначалось и войсковое соединение
в 10 тысяч человек племени. Название было взято русскими в
качестве имени нового, первого в Сибири города.
Тюмень - первый русский город в Сибири, поставленный казаками и землепроходцами, шедшими на восток, "за Камень" (Уральские горы). Путь им преграждало могучее Сибирское ханство, образовавшееся в результате распада Золотой Орды в конце XIV - начале XV века. Центром Сибирского ханства сначала было татарское поселение Чимги-Тура, но за 20 лет до Ериака город был покинут. В 1563 году власть в ханстве захватил хан Кучум, который начал совершать разорительные набеги на земли Приуралья, недавно вошелдшие в состав Русского государства. В 1570-е годы борьба с Кучумом вылилась в открытую войну. Для защиты новых земель власти стали вербовать отряды из казаков и иных "охочих" людей. Создал такой отряд и промышленник Строганов, чьи городки особенно страдали от татарских нападений. Возглавил отряд атаман Ермак, начавший поход против Кучума в 1581 году. Отряд был небольшим, чуть более 500 казаков и 300 примкнувших к ним "охочих" людей. Это не помешало ему уже в 1582 году нанести татарам серьёзное поражение. Ермак захватил город Кашлык, столицу Кучума. В Москву Ермак отослал грамоту о присоединении новой территории. Но война ещё продолжалась. В 1585 году Кучум сумел нанести казакам чувствительное поражение и вновь занять свою столицу. В битве погиб сам Ермак. Однако русское продвижение на восток было необратимым. Вскоре Кучуму пришлось отступить в степь. Из Москвы в Сибирь для "устроения новых земель" отправились воеводы.
В 1586 году отряд стрельцов под командованием воевод
Василия Сукина, Ивана Мясного и письменного головы Данилы Чулкова
достигли развалин старинного покинутого татарского города
Чинги-Тура. Рядом с ним решили заложить новую крепость. Место для
неё выбрали удачно. Обрывистые берега реки Туры и её притока
Тюменки создавали естественные оборонительные рубежи. Здесь же
проходил Тюменский волок, часть древнего пути из Азии в Европу.
Строительство крепости вели поспешно. Сперва вкопали плотно
пригнанные друг к другу заострённые брёвна, потом сделали с южной
стороны ров, насыпали земляной вал, а затем начали строить
церковь, жилые дома, амбары. Рядом с крепостью строился небольшой
посад, где жили служилые и просто "охочие" люди. Строительство
Тюмени продолжалось несколько лет. По документам известно, что
ещё в 1596 году воевода Григорий Долгорукий выплачивал деньги "за
городское дело" (строительство). Вставшая на южной границе
присоединённой территории Сибири Тюмень имела в первую очередь
оборонное значение. Основными её жителями были "дети боярские,
стрельцы, пешие и конные казаки", численность которых
увеличивалась по мере роста военной опасности. На Тюмень
возлагалась защита русских и татарских поселений от набегов
степенных кочевников, продолжавшихся до середины XVII века.
Но Тюмень развивалась не только как военный город. В 1596 году
последовало царское повеление привлекать в Сибирь для торговли
бухарцев, оказывать им "ласковость и никаких пошли с них не
брать". В Тюмень начали приходить торговые караваны, здесь
селились купцы. Со временем Тюмень стала важным центром на
торговом пути в Среднюю Азию, Персию, Китай.
Со второй половины XVII века уже хлебопашество и
скотоводство, ремесло и торговля определяли развитие Тюмени. К
середине века сложился и архитектурный облик города. Центром его
был кремль, вокруг разрослись посад, слободы, выросли монастыри.
Как и все русские деревянные города, Тюмень несколько раз
сгорела. Затем город возрождался. Вместо сгоревших построек
возникали новые, их число росло. Город постоянно расширял свою
территорию, его окружали всё новые слободы. К концу XVII века в
Тюмени проживало уже около трёх тысяч человек.
К началу XVIII века Тюмень стала крупным центром ремесла. Ни в
одном сибирском городе не была столько ярко выражена промышленная
специализация. Уже в то время Тюмень прославилась искусной
выделкой кож, производством обуви, мыла, костяных гребней. Очень
ценились изделия тюменских кузнецов и литые тюменские дорожные
колокольчики. Десятки кузниц обслуживали ямщиков и обозное
движение через город. Богатые окрестные леса давали дешёвое сырьё
деревообработчикам. Тюмень славилась строившимися здесь речными
судами, мебелью, санями и массивными яркими дугами, сундуками,
ящиками и всем тем, что обеспечивало транзитную торговлю запада и
востока.
С 1709 года Тюмень входила в состав Сибирской губернии, а в
1782 году стала уездным городом Тобольского наместничества. В
XVIII веке в Тюмени началось каменное строительство. В 1728 году
здесь построили новый мост через речку Тюменку длиной 176 метров,
на посаде встали таможня, торговые ряды, шесть приходских
церквей. К концу века в городе были возведены Успенская,
Знаменская, Вознесенская, Воскресенская и Спасская церкви. Тогда
же появились первые кирпичные постройки гражданского назначения:
казённый винный подвал административные и частные здания. В XIX
век Тюмень вошла основным центром обрабатывающей промышленности
Западной Сибири, ремесленного производства и земледелия. Тюмень
стала и главным пересыльным пунктом, через который шли на Тобольк
и далее осуждённые на каторгу. сюда из Тобольска перевели
единственное административное учреждение в Российской империи,
регистрировавшее и распределявшее осуждённых по Сибири, - приказ
о ссыльных. Через Тюмень с 1823 по 1889 год прошло около 800
тысяч арестантов, ссыльных и членов их семей. В конце века их
отправляли на бражах и пароходах по 13 тысяч ежегодно.
Экономическое значение Тюмени ещё более возросло с открытием
речного пароходства. В 1838 году здесь построили и спустили на
воду первый в Сибири пароход. Он получил название "Основа", так
как на предполагаемое название "Основатель" не хватило места.
Первый рейс "Основа" совершил до Тобольска, положив начало
судоходству в Сиибири. Расположенная у начала сибирского водного
пути, Тюмень стала центром строительства и главной базой парового
флота. Судостроительный завод Тюмени активно пополнял сибирское
пароходство с новыми судами. По официальным данным за 1913 год из
190 пароходов, ходивших по рекам Сибири, 135 были построены в
Тюмени. Грузооборот Тюменского порта в конце XIX века доходил до
230 тысяч тонн в год, а сам порт называли "воротами в
Сибирь".
В 1885 году начала действовать железная дорога
Екатеринбург-Тюмень, а в 1912 году - Тюмень-Омск. Жежезная дорога
ускорила индустриальное развитие. Тюмень остаётся главным
поставщиком леса и изделий из древесины и одновременно является
крупным центром кожевенной промышленности, включавшей в свою
структуру мелкие ремесленные заведения, мануфактуры, фабрики.
С начала и до середины XX века внешний облик города оставался почти неизменным. Во время дождливой погоды улицы становились непроезжими, сообщение между частями города нарушалось. Тюмень называли "столицей деревень", из-за большого количества слобод и деревень составляющих город. Население Тюмени перед революцией составляло (в основном купцы и мещане) 30 тысяч человек и превзошло по численности население губернского Тобольска. В городе числилось около пяти тысяч жилых домов, 18 церквей, мужской монастырь, 10 учебных заведений. Работали театр, цирк, издавалась "Сибирская торговая газета".
Ситуация изменилась во время Великой Отечественной Войны. В город эвакуировали десятки предприятий, они остались здесь и после войны. Тюмень стала городом с современной промышленностью, а 14 августа 1944 года была образована Тюменская область с административным центром в Тюмени, был открыт первый университет.
Открытие месторождений нефти и газа на территории области стало новой страницей в истории Тюмени.
В 1960–70-е среди тайги, болот и тундры началось их освоение. В 1966 году начато строительство железной дороги Тюмень–Тобольск–Cургут–Ноябрьск. В 1967 г. создано Тюменское управление гражданской авиации. Многие предприятия начали работать на нефтегазовый комплекс. Тюменские авиаторы доставляли геодезистов, топографов, геологов, буровиков, строителей разных специальностей и оборудование в самые труднодоступные точки. Речники осваивали новые водные пути на многочисленных реках Западной Сибири. Тюмень стала исходным и перевалочным пунктом по доставке грузов на Север, форпостом освоения Западной Сибири. В это время в городе построены новые специализированные предприятия, проектные институты, высшие учебные заведения. В 1970 году на улицах Тюмени появился первый троллейбус, в 1973 открыт Нефтегазовый университет.
Современная Тюмень – это крупный промышленный центр, город науки, культуры и спорта. За последние годы город значительно преобразился. Возведены новые микрорайоны, построены автодороги, мосты, расширены улицы.
Площадь Памяти.
БЦ "Gazoil Plaza"
БЦ "Овентал Тауэр"
Сельскохозяйственная академия
Дом купца Колокольникова
Дом Н.И.Козлова
Тюменская государственная филармония
Спасская церковь 1796 г.
Дворец искусств "Пионер"
Облака над Тюменью
ТЦ "Калинка"
Вантовый пешеходный мост через Туру
Уникальная набережная Туры, 4 уровня, высота 25 метров, 1 уровень ежегодно затапливается паводком.
Спасибо за просмотр. Все фотографии мои. Продолжение следует.
/p
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
20.05.1216:04:17
20.05.1223:09:11
20.05.1216:06:07
20.05.1216:08:06
20.05.1216:37:39
20.05.1216:40:55
20.05.1217:06:56
20.05.1218:05:29
20.05.1218:09:56
21.05.1211:38:10
20.05.1218:17:13
20.05.1218:42:52
20.05.1219:14:18
21.05.1214:51:30
20.05.1221:22:45
21.05.1200:25:45
21.05.1207:53:43
21.05.1209:50:43
21.05.1214:07:22
21.05.1215:36:10
21.05.1215:53:28
21.05.1215:56:36
21.05.1216:04:49
21.05.1215:35:11
21.05.1215:55:03
21.05.1216:53:20
21.05.1215:37:04
21.05.1215:48:51
22.05.1220:06:15