Белоярский - современная архитектура Севера
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruБелоярский – небольшой город в Ханты-Мансийском округе. Население - 20 245 человек. Расположенный на левом берегу реки Казым и бывший когда-то землей оленеводов, сегодня он активно развивается, в основном, за счет транспортировки газа. В нем строятся как современные жилые, так и технологичные общественные объекты – Ледовый дворец, гостиница, детско-юношеский центр. Однако давление капитала на архитектуру в Белоярском несравнимо слабее, чем, скажем, в том же Сургуте или Ханты-Мансийске, и, наверно, именно поэтому его новостройки получаются столь самобытными и яркими произведениями современного зодчества.
Экоцентр «Нуви ат» изначально задумывался как комплекс помещений для администрации уникального природного парка «Нумто», однако позже административную функцию было решено дополнить музейной и создать в новом здании экспозицию, посвященную природе края, его традиционным промыслам, культуре и быту коренного населения. Для решения этой задачи архитекторы мастерской «Сити-Арх» использовали принцип объединения современных технологий и традиционных для данного края конструктивных и художественных приемов.
«Нуви Ат» (в переводе с языка хантов – «белая ночь») расположен в северо-западной части Белоярского, на новой площади, замыкающей перспективу Центральной улицы. Здесь же находится гостиничный комплекс «Калтен» (также спроектированный «Сити-Арх»), и два объекта фланкируют пространство площади, которую в дальнейшем планируется использовать для проведения городских мероприятий и праздников. На генплане видно, что «Нуви Ат» имеет настолько протяженный объем, что фактически служит мостом между площадью и соседней улицей. Архитекторы учли эту градостроительную особенность, устроив в одном из фасадов комплекса крытую пешеходную галерею.
Здание экоцентра формируется двумя составляющими: горизонтальным призматическим объемом треугольного сечения и разделенным этой призмой надвое усеченным конусом. «Эти объемы несут важнейший образный посыл, – поясняет Валерий Лукомский. – Конический объем – это метафора традиционного жилища народностей края – чума. Настоящий чум всегда разделен на две зоны – мужскую и женскую. Прообразом горизонтально лежащей призмы стала длинная и узкая лодка – облас, используемая коренным населением для рыболовства и передвижения по многочисленным рекам и озерам». В качестве буквального напоминания и усиления общего образа у главного входа в здание архитекторы разместили один из первых экспонатов – настоящий облас.
Части конуса решены по-разному. Одна из них, выходящая на задний фасад, представляет собой глухой объем, облицованный снаружи, как и вся плоскость фасада, металлом. Вторая, организующая южный фасад, состоит из двух объемов: закрытого, с лестницей внутри, и открытого, со светопрозрачной каркасной конструкцией, основу которой составляют гигантские шесты. Прообразом последней стал традиционный чум, который всегда возводится с помощью длинных и крепких деревянных шестов. И именно через эту половинку конуса проходит уже упомянутая пешеходная галерея. Конструктивная часть корпуса, укрытая баннерами с этническими рисунками народов Севера, служит для размещения наружной экспозиции.
Оленьи шкуры – незаменимый материал в жизни коренных народов. С их помощью оформлены фасады входной группы, декорированы балки, графическими линиями рассекающие гладкие металлические плоскости. Другим декоративным элементом становятся узкие прорези окон, символизирующие, по замыслу архитекторов, многочисленные большие и малые реки, формирующих рельеф Белоярского района. Символична и вставка над входной группой – призматический элемент из прутьев, вторящий по форме основному объему. Как поясняет Валерий Лукомский, она призвана будить множество природных ассоциаций: это и сплав леса по реке, когда стволы, ветви и сучья плывут в хаотичном беспорядке; это и хвоя непролазных местных лесов.
Очень интересно решены и треугольные торцы основного объема, представляющие собой деревянные полотна с выпиленным на них объемным рисунком. Символическое изображение луны в виде круглого проема на торце входной группы и солнца на противоположном торце напрямую связаны с представлениями коренных народностей о мироустройстве, движении добрых и злых сил. Пластика этих узоров и удивительно точно подобранный ржавый оттенок напоминают многочисленные болота, расположенные на территории края, – правда, стороннему наблюдателю, не бывавшему на Севере, эта ассоциация становится очевидна, лишь когда архитектор показывает аэросъемку. Зато о назначении оплетенной канатом булавы, подвешенной над главным входом, догадаться очень просто, – конечно, это оберег, столь характерный для коренных народностей.
Экспозиция музея еще формируется, поэтому говорить о том,
насколько новый культурный объект востребован в Белоярском, пока
рано. Однако уже понятно, что само здание экоцентра стало его
новой достопримечательностью. А главное, убедительно доказано:
традиционные материалы и формы, отражающие особенности природы,
культуры и мировоззрения края, могут быть успешно интегрированы в
современную архитектурную среду.
Отель & Spa "Карибу"
Гостиница «Карибу», открытая осенью 2011 года, располагается на главной площади г.Белоярский и имеет определяющее значение в формировании градостроительной среды всего города. Здание высотой 44.5 м возвышается над основной застройкой города, представляя собой видовой акцент, замыкающий осевую перспективу Центральной улицы города. Помимо вертикального объема гостиницы «Карибу» в комплекс сооружений, формирующих площадь, входит здание экоцентра (музея) «Нуви-Ат», а также примыкающие к гостинице и фланкирующие площадь протяженные горизонтальные объемы зданий, в одном из которых расположен «Чум-бар», в другом – SPA – салон. В дальнейшем планируется продолжить благоустройство площади и близлежащей территории: гостиничный комплекс и музей будут окружены этно-парком, а на берегу затоки реки Кызым, на которую ориентирован северный фасад гостиницы, будет устроена современная лодочная станция. Основной объем гостиницы представляет собой в плане треугольник , по двум сторонам которого расположены номера. В центре объема - многосветный атриум. Из окон 44 номеров открывается вид на лес и реку Кызым. На главный фасад вынесен стеклянный цилиндрический объем панорамного лифта, ориентированный на город. Образная составляющая архитектуры связана с этно-культурными, бытовыми и природными особенностями жизни народов Севера. Так, прообразом вертикального объема гостиницы стал северный олень, чей профиль с рогами читается при взгляде на боковые фасады здания. Отсюда и название: карибу - северный олень. Присутствует образ оленя и в декоративном элементе, расположенном непосредственно перед главным входом в гостиницу.
Из окна отеля
Ещё одно заметное сооружение города - Ледовый дворец.
Немного видов города.
Аэропорт в Белоярском достаточно крупный, просторный.
По пути поразились модернизации хрущевок:
Рядом с отелем "Карибу" ресторан. ЧУМовой вид поддерживается абсолютно во всех новых зданиях.
В статье использованы материалы сайтов:
http://laramer.livejournal.com/153240.html
http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=568802&page=11
www.archi.ru
http://awards.madeinfuture.net
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
27.05.1210:53:49
27.05.1211:51:25
27.05.1217:51:09
27.05.1212:45:59
27.05.1213:21:53
27.05.1216:03:44
27.05.1214:32:01
27.05.1214:43:04
27.05.1215:49:42
27.05.1217:49:26
27.05.1223:30:26
28.05.1207:33:38
28.05.1207:52:30
28.05.1223:00:51
04.06.1221:11:31