стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
39
rvk 22 июня 2012, 22:15

Свечной заводик

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Снять изоляторы с резиновой ленты, выдуть крошку, удостовериться в отсутствии дефектов, поставить в капсель, потянуться за следующей парой… Монотонность работы усугубляется жаром от расположенной неподалеку печи для обжига и шумом пресс-шлифовальных машин, от которого спасают только беруши. Это цех керамики завода фирмы Bosch в российском Энгельсе, где выпускают свечи зажигания. Днем ранее этот же процесс я наблюдал на бошевском производстве в Германии — и там все операции отданы на откуп автоматике. Почему?

Свечи зажигания под маркой Bosch выпускаются с 1902 года — и спус­тя 110 лет по-прежнему занимают видное место в продуктовой линейке концерна. Нынче их делают на заводах в Бамберге (Германия), Наганатапуре (Индия), Нанджине (Китай), Арату (Бразилия) и в Энгельсе (Россия). Пять заводов — это скромно, если помнить, что японская фирма NGK, один из главных бошевских конкурентов, располагает двумя десятками предприятий по всему миру. Но только в Бамберге ежедневно выпускается 500 тысяч свечей, а совокупный годовой объем производства всех заводов Bosch — 350 млн свечей широчайшей номенклатуры! Объединяет все предприятия исследовательский центр в Штутгарт-Фойербахе, ответственный за разработку и испытания почти всех выпускаемых свечей.

Нам наиболее близки заводы в Бамберге и Энгельсе — не только географически, но и потому, что именно отсюда попадает львиная доля свечей Bosch на российский рынок. Его емкость, по разным оценкам, составляет 70—80 млн свечей в год — достаточно, чтобы любая серьезная компания стремилась отхватить долю побольше. Бошевцы входят в лидирующую тройку, хотя точных цифр продаж мне узнать так и не удалось.

Производство в Бамберге поразит и дилетанта, и профессионала. Все вокруг дышит немецким орднунгом, а цеха и заводская территория вылизаны так, словно каждое утро здесь проезжает гигантский пылесос.

 

За стеклом молотит пресс, на холодную штампую­щий металлические корпуса свечей. На снимке справа — все стадии трансформации заготовки

Токарные и фрезерные станки немцы давно отправили в утиль. При производстве корпусов свечей нынче в ходу метод холодного формования: 120-тонный пресс за пять проходов превращает 13-миллиметровую болванку в готовую деталь. Скорость подкреплена экономией: в отходы идет немногим более 5% металла. Однако полный производственный цикл изготовления свечи занимает ни много ни мало пять дней!

Все дело в керамических изоляторах, для которых применяется глинозем, измельченный до мелкодисперсного состояния и смешанный с мелом, тальком и другими добавками. Вначале этот порошок прессуют под давлением 500 атм — так рождаются заготовки будущих изоляторов. Затем они отправляются в печь, где при температуре 1600°С «пекутся» более 26 часов, а после остывания покрываются специальной глазурью, которая уменьшает вероятность поверхностного разряда. И только затем — сборка свечи, где все компоненты соединяются в единое целое.

А почему на изоляторах свечей, идущих сейчас по конвейеру, нанесена маркировка VW AG?

— В данный момент на потоке большая партия свечей для концерна Volkswagen, а что касается обозначения… На этих свечах есть и наше название, но иногда по договоренности с производителем мы вовсе отказываемся от своей «родной» маркировки, что вполне оправдывается экономическими выгодами. И клиенты довольны — они получают качественный «фирменный» товар.

Впрочем, доля так называемых OEM-поставок (непосредственно на сборочные конвейеры автопроизводителей) сравнительно невысока — не больше 20%. Все остальное отправляется на рынок запчастей. Гамма столь широка, что лишь перечисление всех моделей свечей потянет на отдельную статью — их свыше 1250 типов! Хотя львиная доля (около 40%) — это популярные одноэлектродные свечи серии Platinum.

Людей на заводе почти не видно. Производство автоматизировано на 90%! Вручную лишь перемещаются заготовки на некоторых линиях да пополняются запасы центральных электродов в раздаточных узлах конвейера... Человек отстранен даже от упаковки готовых свечей.

 

После обжига и остывания изоляторы нужно покрыть глазурью. Изолятор насаживается на вращающийся барабан, поднимается вверх и обкатывается двумя валиками, окунающимися в ванночку с глазурью

На конвейере завода в Бамберге рабочие лишь контролируют процесс сборки свечи — и в случае непредвиденной ситуации могут остановить линию

Контроль качества? Еще в процессе изготовления комплектующих проверяется геометрия и прочность изоляторов, размеры и чистота поверхности корпуса свечи и центрального электрода. А для свечей с резистивным наполнителем предусмотрен тест на электрическое сопротивление. И немцы с гордостью заявляют, что из каждого миллиона свечей отбраковывается лишь одна!

А какие свечи здесь рекомендуют для работы на низкокачественном бензине, от заправки которым никто не застрахован?

— Целенаправленных разработок свечей для плохого топлива Bosch не ведет — прогресс в двигателестроении обязывает нас двигаться совсем в другом направлении. Но если нет уверенности в качестве бензина, мы бы рекомендовали свечи серии Super Plus.

Другого ответа я и не ожидал. Особенность «суперплюсовых» свечей — в никель-иттриумном легировании центрального электрода, которое повышает коррозионную стойкость и термоустойчивость, а следовательно, и ресурс. Даже в наших реалиях свечи Bosch Super Plus способны работать около 60 тысяч км до замены, что вдвое дольше обычной свечи с хромоникелевым покрытием центрального электрода.

А выпускают их в России — в Энгельсе, куда я прилетел прямиком из Германии.

Бошевский «свечной заводик» на берегу Волги возник не на пустом месте, и привлекло немцев отнюдь не имя города, данное ему коммунистами в честь небезызвестного борца за дело пролетариата. Еще в 1942 году, в самый разгар войны, в Энгельсе построили завод по выпуску промышленной керамики и запальных свечей, поскольку место было богато добротным глиноземом. В 1960 году здесь наладили выпуск свечей зажигания под маркой ЭЗ (само предприятие было переименовано в Завод автотракторных запальных свечей). В постперестроечные годы ЗАЗС пришел в упадок — и в 1996 году был выкуплен компанией Bosch.

 

Визуальный контроль качества после сборки свечи доверен женщинам — и в Бамберге (фото слева), и в Энгельсе

Первым делом немцы провели ревизию производства и начали выпуск недорогих свечей зажигания под торговой маркой APS для широкой гаммы машин — от Жигулей до стареньких иномарок. И лишь в 2002 году здесь была произведена первая свеча Bosch с клеймом «Made in Russia».

Стратегически немцы действовали безукоризненно, хотя едва ли они могли даже в самых смелых мечтах предположить, что Россия станет одним из ведущих автомобильных рынков Европы и одним из крупнейших автопроизводителей. Выстрел оказался точным: нынче среди «конвейерных» заказчиков числятся 13 автозаводов СНГ — АвтоВАЗ, Toyota, Ford и другие. А летом прошлого года «свечной заводик» в Энгельсе вошел в число поставщиков европейских отделений Опеля и Форда. Впрочем, как и в случае с Бамбергом, доля первичных конвейерных поставок очень мала — около 8%. Еще 12% выпускаемых свечей приходится на сегмент OES (свечи с фирменной маркировкой того или иного производителя автомобилей), а все остальное идет на «свободный» рынок запчастей.

По мощности Энгельсу не сравниться с Бамбергом: 180 тысяч свечей в сутки — чуть больше 45 миллионов в год. В следующем году хотят поднять планку до 60 млн.

Руководящий костяк завода по-прежнему состоит сплошь из «герров»: директорствует Норберт Пфаннштиль, производством заведует Хорст Пельцер, а за качество отвечает Дитер Боргерт. Но в среднем звене уже много местных кадров, причем в большинстве своем это молодые ребята, прошедшие обучение и стажировку в Германии.

Принципиальных отличий российского производства от немецкого я поначалу даже не заметил: схожие технологии, примерно такое же оборудование — прессы, линии сборки сердечника, конвейер… Как оказалось, в свое время львиную долю оборудования попросту перевезли из Бамберга, а остальное немцы закупили у своих давних поставщиков.

Лишь на участке керамического производства чувствуется российская специ­фика. В Германии выемка изоляторов из пресс-шлифовальных машин и подача их в печь обжига полностью автоматизирована, а в Энгельсе эти операции возложены на рабочих. При нынешних объемах выпуска и дешевизне местной рабочей силы это вполне оправданно, хотя использование на этом этапе визуальной дефектовки изоляторов едва ли лучше автоматического контроля, как это происходит в Бамберге.

 

Все эти свечи Bosch представлены на российском рынке. Наибольшей популярностью у наших автовладельцев пользуется серия Super Plus, второе и третье место — за свечами серий Platinum (около 25% объемов продаж) и Super

Увиденный на заводской стоянке в Бамберге электромобиль Peugeot iOn невольно заставил задуматься о том, что рано или поздно всем свечным заводам мира придется осваивать
совсем иную продукцию

Мой безобидный вопрос о степени автоматизации вызвал явное удивление у начальников участков керамики и металлообработки:

— И по каким же параметрам ее нам подсчитывать?

За ответом пришлось идти к директору — и тот не стал увиливать.

— По сравнению с Бамбергом доля ручного труда у нас выше на 10%. Но она падает: грядущее наращивание выпуска не оставляет иного выбора, как установить новые пресс-шлифовальные автоматы. Кстати, два из них уже смонтированы и проходят наладку.

Два станка для окончательной сборки свечей, прозванных «круглыми столами», заводчане демонстрируют с особой гордостью — говорят, таких нет даже в Бамберге. «Круглый стол» всего за один час отлаживается на сборку другого типа свечей и предназначен для выпуска сравнительно небольших партий — в Германии с тамошними колоссальными объемами производства в таком оборудовании попросту нет нужды.

А больше всего удивило то, что все сырье для выпускаемых в Энгельсе свечей Bosch приходит из Германии и Австрии. Допустим, немцы не нашли в России высококачественную сталь (используемый для изготовления корпусов металл должен соответствовать специфическим требованиям по глубокой вытяжке). Но неужто местный глинозем хуже немецкого?

— В прошлом мы закупали глинозем у одной из российских компаний, но затем вынужденно вернулись к немецким поставкам, — объясняет руководитель отдела по управлению качеством Вячеслав Шкунов. — Почему? Фирма начала разрабатывать новое месторождение, и получаемый из добываемого там сырья глинозем перестал устраивать нас по коэффициенту усадки.

Немцы не поскупились даже на новую обжиговую печь стоимостью 1,5 млн евро, которую запустят этим летом. «Печурка» тоже немецкая, включая металлоконструкции, систему вентиляции и даже огнеупорный кирпич!

Контроль качества словно через кальку срисован с немецкого производства, но для дополнительной проверки на головной завод в Бамберг ежемесячно отправляют 20—30 свечей каждого типа. Точно такие же «посылки» приходят в Германию из Китая, Индии и Бразилии. Немцы доверяют, но проверяют.

Впрочем, предприятие в Энгельсе — это не только производство. На заводе работает конструкторский отдел из 30 человек, в котором есть и немцы, и россияне. Последнее достижение работников интеллектуального труда — свеча серии LPG2, предназначенная для работы в стационарных газомотокомпрессорных установках по перекачке природного газа.

Современные технологии и оборудование, высокая автоматизация производства (будем считать, что в ходе ручной сортировки изоляторов россияне вкладывают в них свою душу) — в фирме Bosch заявляют о стабильном качестве свечей вне зависимости от места их выпуска. Готов поверить. Хотя мне интереснее было бы узнать о перспективах. Появятся ли новые сплавы для покрытия электродов? До каких пределов увеличится срок жизни свечи? Наконец, какими способами можно улучшить процесс искрообразования и, соответственно, увеличить отдачу мотора и его экономичность? Обо всем этом я обязательно расспрошу немцев — если, конечно, окажусь в исследовательском центре в Штутгарт-Фойербахе.

 

За каждым таким «шкафчиком» в цехе керамики завода в Энгельсе «прячется» человек. Его функции — выемка свежеспрессованных изоляторов из пресс-шлифовальной машины и подготовка полуфабрикатов к последующему обжигу

Во время нашего визита в Энгельс полным ходом шла наладка двух новых пресс-шлифовальных автоматов. В отличие от оборудования прежнего образца (в правом углу снимка), они будут работать без непосредственного участия людей

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 0
    vassso1 vassso1
    22.06.1222:51:18
    А я-то думал, куда АРЗовские свечи делись... А у нас в России ещё есть заводы по выпуску свечей?
  • 0
    SergioSAR SergioSAR
    22.06.1223:44:59
    Такие гости были в Родном Энгельсе! Знал бы город показал! Интересно, если не авторевюшник, а я как обычный гражданин на завод приду, мне его покажут?    
    Отредактировано: SergioSAR~23:49 22.06.12
  • 0
    Нет аватара 1111
    23.06.1214:02:49
    А зачем с таким вдохновение описывать тупиковую ветвь буржуйских производств? Ведь там ВСЁ не наше, даже то, что валяется под ногами – глинозём (усадки им не понравилась, мля,… сыпь больше). Единственное что наше – низкие зарплаты.
    • 0
      Нет аватара icyborn
      23.06.1218:52:11
      Точно. Немцы, конечно, молодцы, все у них правильно организовано... Но такое производство ничего России не дает кроме налоговых отчислений и рабочих мест (что, конечно, само по себе неплохо, но...). Оборудование, я так понял между строк, привезено уже отработавшее в Бамберге, по существу - утиль. Свечи выпускают хоть и хорошие для России, но по немецким стандартам - третьесортные. Рынок сбыта - только сама Россия (может, еще некоторые страны СНГ). Могли бы экспортировать свечи из Германии, но это получится дорого, бо таможенные пошлины и дорогие немецкие рабочие руки. Потому используют дешевый труд в самой России, чтобы снизить себестоимость продукции. Единственный плюс - может, кто-то из менеджеров, получивших опыт работы по немецким порядкам потом придет руководить уже российскими предприятиями, т.к. менеджмент - наша ахиллесова пята...
      • 0
        Нет аватара pragmatik
        23.06.1220:54:29
        да, согласен, но и то что есть не плохо, по сравнению с той же Украиной. Но нужны только передовые производства и на экспорт продукции.
      • 0
        Нет аватара 1111
        24.06.1200:05:35
        Единственный плюс
        Не согласен только с одним. Чему там учат? Немецкие технологии – хорошо. Привезённое оборудование – хорошо. Если старое тоже хорошо, ибо см. п.1. Сможет ли натасканный по таким лекалам специалист вырваться из своих заблуждений и сказать, что российские разработки и производство оборудования для производства … много лучше ЛЮБОГО буржуйского, так как не просто осваивают рынок, а двигают отечественную науку и производство средств производства?
        • 0
          Нет аватара icyborn
          24.06.1218:07:22
          Для того, чтобы судить о том что лучше, нужно как минимум, знать и то и другое, а желательно - еще и что-то третье. Предубеждения складываются от невежества, прежде всего. Глупые люди будут доказывать друг другу, что у немцев все лучше, чем у русских, или что у русских все лучше чем у немцев. А разумный человек возьмет все лучшее от тех и других и добавит что-то свое. Что и есть основной механизм прогресса.     Но в данном случае я имел в виду конкретно менеджеров. К сожалению, отечественная школа управления еще не сложилась, точнее представляет собой карго-культ. Вроде бы, институты ежегодно выпускают огромное количество менеджеров (тысячи их!), но на практике мало кто из них способен принимать решения в чем-то сложнее простой торговли. В результате существует настоящий кадровый голод. В некоей хорошо знакомой мне фирме, к примеру, должность начальника производства по совместительству занимает конструктор, у которого и по основной работе дел выше крыши. Некомпетентность наемных управленцев снижает и без того слабое доверие к ним со стороны хозяев производств. В результате последние сами лезут во все дела производства, даже те, в которых ничерта не понимают, что только усиливает хаос и поднимает градус неадеквата.     Может ли предприятие в таких условиях производить качественную продукцию и укладываться в поставленные сроки? Конечно нет! Что и дает возможность очередным просралполимерам заявлять, что в России ничего не могут сделать как следует. При этом надо отметить, что качество продукции на вновь открывающихся производствах вполне высокое, однако из-за вышеописанной ситуации с ростом объемов производств и занятого персонала это качество быстро катится под гору, приводя в худших случаях к закрытию фирмы, взявшей когда-то неплохой старт. Некоторые российские крупные компании, что побогаче и поумнее, приглашают к себе иностранных топ-менеджеров и организуют стажировку своих кадров за рубежом. Медленно, но эффект это дает. Ведь нет никакого спецефически российского способа управления. Законы управления и экономики во всех капиталистических странах (к коим теперь относится и Россия) действуют одинаково. Есть лишь естественное стремление любой упорядоченной системы к хаосу, которое надо преодолевать ежедневно и ежечасно, постепенно продвигаясь к виртуальному и недостижимому порядку. Или для экономии многа букаф - борьбе с бардаком нужно учиться у тех, кому это удается лучше всего. А все остальное для успеха у нас есть. Инженеры и конструкторы - не хуже немецких. Рабочие - они работают по тем правилам, которые установлены на предприятии. И те и другие уезжают зарубеж и работают там, бомжами почему-то не становятся и остаются на хорошем счету у своего тамошнего руководства. Даже пьют не больше местных. А раз так - остается лишь один возможный источник бед - менеджмент.
          • 0
            Нет аватара 1111
            27.06.1218:57:38
            С умными мыслями и не поспоришь. Но ИЗ ЭТОЙ новости следует ряд не очень приятных выводов. Пока не будут закупать хотя бы глинозём (я уж не говорю о прессах и др. оборудовании) и придумывать нелепые «отмазки» об усадках я буду думать, что подобным образом организованные предприятия не только не несут никакой пользы, они ещё и не способны обучить управленцев организовать производства с ноля. Сегодняшняя модель ничем не отличается от модели «купи-продай» из 90-х. Только раньше покупали хлам и секонхенд коробками, угробив собственные производства, а теперь предприятиями. Что же касается карго-культа, то он подтверждает мою мысль. В деле разрушения социализма нужны были в МАССОВОМ количестве (ибо за 70 лет слишком много было создано) манагеры, способные только на игры со стеклянными бусами и категорически не способные к сохранению уже созданного. Их нам дали (и книжечки перевели и целыми институтами приехали). На сегодняшнем этапе манагеры будут клеить российские наклейки на иностранные товары. Таких нам тоже обучат и предоставят (те же бусы, вид с боку). И только на следующем этапе, даже не лучи, а отдельные фотоны которого, слегка различимы если забраться на «небоскрёбы» подобных сайтов и высоко подпрыгнуть в своём воображении в попытке увидеть рассвет… Пока мы как и 90-е пережёвываем чужое хотя уже было создано своё. Кстати, до уровня которого мы добрались по величине ВВП только в 2007 году, получив чудовищные перекосы структуры экономики не в пользу машиностроения и пр.
            • 0
              rvk rvk
              27.06.1220:16:57
              Пока не будут закупать хотя бы глинозём
              а как же комплексы по поводу сырьевой зависимости? Вот теперь Германия нам сырье поставляет, разве это не хорошо?
              • 0
                Нет аватара 1111
                27.06.1220:51:08
                а как же комплексы по поводу сырьевой зависимости?
                    Это не мои комплексы. Самое время наработки или новые разработки в производство двигать (ходит много слухов     что нано материалы на порядки лучше всяких там глинозёмов), а тут немцы со своим сырьём. Как вы думаете, дадут они на своём предприятии заместить их рабочие места в Германии по добыче глинозёма нашими (да ещё и с поставками на всю Россию и СНГ, да ещё с перспективой выдавливания «глинозёмных свечей» с других рынков)? К тому же глинозём не то сырье, которое надо экономить.
                Отредактировано: 1111~21:05 27.06.12
                • 0
                  rvk rvk
                  27.06.1221:03:15
                  Дадут, при сопоставимом качестве, но более низкой цене. Так же как и машины свои они тут делают из нашего метала, потому что он не уступает по качеству, но дешевле, меньше проблем его закупить.
                  • 0
                    Нет аватара 1111
                    28.06.1200:54:51
                    Так же как и машины свои они тут делают...
                    А здесь тоже есть договорённости по локализации и жёсткие графики её внедрения?
                    • 0
                      rvk rvk
                      28.06.1208:58:13
                      Здесь есть бабки. И если закупать наш глинозем будет выгодно, так они и поступят, это очевидно. Если бы они бы заботились о рабочих местах, в ущерб свой прибыли, они бы и этот завод тут бы не строили. Коммерческой компании абсолютно насрать на рабочие места.
                      • 0
                        Нет аватара 1111
                        28.06.1215:01:44
                        Здесь есть бабки.
                        Охотно верю. Тем более что деньги везде есть, а вот частичная локализация только на автопроме и то по предварительной договорённости. Ну и по мелочи - пластик для самсунга «дуем» (на чужом оборудовании из чужого сырья?) и по оборудованию связи вроде есть намерения наклейки лепить.
                        они бы и этот завод тут бы не строили
                        Вы что-то плохо Путина слушаете. Внутренний рынок очень ценная «вещь». А тут иностранной компании предложили добить остатки свечного производства и занять большой рынок. «Стратегически немцы действовали безукоризненно…» Ещё бы.
                        «и в 1996 году был выкуплен компанией Bosch»
                        96? Т.е. нахаляву. Почему же не «построить»? Цеха покрасил, хлама из Германии привёз…
                        Коммерческой компании абсолютно насрать на рабочие места.
                        На места в чужой стране особенно.
                        • 0
                          rvk rvk
                          28.06.1215:04:19
                          Это все не правда, про "наклейки клеять". Если хочешь конструктивного диалога, сходи, почитай подробнее, и переформулируй свой текст так, что бы он не содержал в себе литературных приемов, гипербол и метафор, а был ближе к истине. Тогда можно будет продолжить эту дискуссию.
                          • 0
                            Нет аватара 1111
                            28.06.1215:46:50
                            Хорошо. Прыжок с темы разрешаю.    А локализации на этом заводе наверняка не будет. И точно не будет по самому главному – по оборудованию.    Исправлю лишь чуть, дополнив цитатой из текста новости:
                            «и в 1996 году был выкуплен компанией Bosch»
                            96? Т.е. нахаляву. Почему же не «построить»? Цеха покрасил(?), хлама из Германии привёз… Теперь не осталось даже «недорогих свечей зажигания под торговой маркой APS для широкой гаммы машин — от Жигулей до стареньких иномарок».
                            Отредактировано: 1111~15:54 28.06.12
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,