стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
56

Су-30МКИ - Самолет-победитель

Предлагаю читателям ресурса ознакомиться с моей статьей, опубликованной в еженедельнике "Военно-промышленный курьер" посвященной самолету Су-30МКИ. Разработка, рождение и конечно же результаты международных учений с его участием

 

Сегодня машины этого типа стали символом качества российской авиационной техники. Среди явных успехов авиапрома, по оценке и доброжелателей, и оппонентов, пожалуй, только вертолет Ми-17 последних модификаций заслужил такое же количество лестных отзывов.

В конце 2008 года после обнародования результатов американо-французско-индийских учений Red Flag британский журнал Flight предложил выбрать лучший истребитель среди Су-30МКИ, F-22 и F-15. Решение читателей одного из самых авторитетных авиационных изданий мира оказалось неожиданным. За Су-30МКИ – 59 процентов из числа опрошенных, за американский самолет пятого поколения F-22 – 37, за F-15 – четыре.

Доля в ВТС

  • Самолет-победитель - Су-30МКИ
  • Самолет-победитель - Су-30МКИ

Ценность высоких оценок «общественной экспертизы», с нашей точки зрения, повышается на фоне того, что речь идет о самолете, конкурирующем на мировых рынках с передовой продукцией из США и Западной Европы. Хорошо известно, что в борьбе за такие значимые рынки, как Индия, Малайзия и Алжир, запрещенных приемов нет. Малейшие технические и логистические недостатки немедленно превращаются в устах заинтересованных комментаторов в неискоренимые пороки. Тем не менее уровень критики в адрес самолетов семейства Су-30МКИ не превышает, как говорится, «естественного фона».

Материальные результаты программы Су-30МКИ также вызывают уважение. Количество законтрактованных самолетов приближается к 330, поставленных – превышает 230. Решен вопрос о закупке Индией дополнительной партии самолетокомплектов Су-30МКИ для сборки по лицензии на предприятиях корпорации HAL. С учетом анонсированного расширения госзаказа объем производства самолетов рассматриваемого семейства, по самым минимальным оценкам, достигнет 400 машин. При благоприятном стечении обстоятельств этот рубеж может быть оставлен далеко позади.

Примечательно, что в последние годы поставки истребителей семейства Су-30МКИ стабильно обеспечивают почти каждый шестой доллар, приходящий в Россию по линии военного экспорта. Для относительно компактной компании, какой является корпорация «Иркут», это выдающийся результат.

Первые победы

Главным показателем заслуженного авторитета Су-30МКИ и его вариантов, по мнению многих экспертов, являются результаты международных учений, в которых практически каждый год участвуют эти истребители.

Эта практика появилась в 2004 году, когда к международным учениям привлекли машины Су-30К, предназначенные в основном для завоевания господства в воздухе. Восемнадцать истребителей этого типа, оснащенных традиционным для ранних Су-27/Су-30 радаром Н001, были поставлены в Индию в 1997 году, а сейчас ожидают модернизации и передачи новому заказчику. Несмотря на то, что Су-30К имел ограниченные возможности и значительно уступал в ТТХ будущему Су-30МКИ, уже тогда самолету удалось продемонстрировать свою высокую эффективность по сравнению с машинами конкурентов. Командование ВВС Индии решило, что уровень подготовки пилотов 24-й эскадрильи позволяет выставить их на соревнование с американскими ВВС. Речь идет об учениях Cope India-2004. США представляли истребители F-15C.

Результаты обескуражили поклонников американской техники. Проигрыш 90 процентов ближних маневренных воздушных боев был ожидаемым, поскольку аэродинамическое превосходство Су-30К над F-15 не вызывало сомнений. Однако индийцы оказались сильнее и в боях на средней дистанции. Пилоты, пользуясь возможностями РЛС Н001, имели преимущество при отыгрыше пуска управляемых ракет (УР) средней дальности в режиме наведения ракет на несколько целей одновременно. Неудивительно, что после учений в США вновь активизировались сторонники развития программы F-22, который только и может, как считают эксперты, соперничать с новыми самолетами российского производства.

 

В том же 2004 году индийские Су-30К провели серию воздушных боев с F-16C/D ВВС Сингапура в рамках учений Sindex-2004. Отрабатывались схватки как одиночных самолетов, так и бои «пять на пять». Стороны договорились не комментировать результаты боев ввиду щепетильности темы. Не секрет, что сингапурцев интересовали реальные возможности Су-30, поступающих в ЮВА, а индийцев – потенциал F-16, закупленных Пакистаном.

В 2005 году спарринг-партнерами Су-30К стали машины французского смешанного отряда в составе истребителей Mirage-2000C, Mirage-2000-5, Mirage-2000N в рамках учений Garuda-II. ВВС Индии и Франции отрабатывали задачи ближнего и дальнего воздушного боя, решали задачи ПВО и сопровождения самолетов ДРЛО и У AWACS. За восемь дней было выполнено 162 полета, в том числе 80 полетов произвели Mirage-2000, 74 – Су-30К, четыре – Е-3F AWACS, два – KC-135 и два – Ил-78. Общий налет индийских истребителей превысил 200 часов. Как заявляли французские источники, Су-30К при выполнении перехватов превосходили Mirage-2000С и несколько уступали более новому на тот момент Mirage-2000-5 с РЛС RDY. В ближних воздушных боях безоговорочно победили индийские пилоты.

Превосходство неоспоримо

Международный дебют индийских Су-30МКИ состоялся на учениях Cope India-2005. Проводилась имитация одиночного и группового воздушного боя, а также полеты на перехват больших групп ударных самолетов. Условным противником для нового самолета индийских ВВС стали F-16C/D ВВС США.

Наиболее интересный аспект этих учений – состав соревнующихся «команд». Индийцев представляли только Су-30МКИ, в то время как F-16 имели информационную поддержку со стороны самолетов ДРЛО и У E-3. Принято считать, что фактор AWACS обеспечивает победу в воздушных боях, однако соотношение побед оказалось практически равным в основном благодаря превосходству радара Н011М «Барс», имеющего фазированную антенную решетку (ФАР).

Менее известны результаты индийско-британских учений Indra Dhanush-2006, в которых участвовали Су-30МКИ и истребители-перехватчики Tornado F3. Стороны договорились не разглашать результаты воздушных боев, однако, по заявлениям пилотов королевских ВВС, которым была предоставлена возможность пилотирования Су-30МКИ, российский истребитель значительно превосходит по боевым возможностям их машину.

В 2007 году в рамках учений Garuda-III соперниками ВВС Индии вновь стали «Миражи» ВВС Франции. На этот раз комментарии сторон оказались чрезвычайно скупыми, однако французы отметили высокие маневренные возможности «сушек».

Также скупыми были вести об исходах индивидуальных и групповых воздушных боев между Су-30МКИ и Eurofighter Typhoon королевских ВВС на учениях Indra Dhanush-2007, проведенных на британской авиабазе (АвБ) «Уэддингтон» (RAF Waddington). Неофициальные оценки наших машин всеми участниками были комплементарными. Следует отметить, что в рамках этих учений была проверена возможность быстрого перебазирования группировки из восьми Су-30МКИ, двух Ил-78 и одного Ил-76 на удаленный ТВД.

Особое признание многофункциональный истребитель Су-30МКИ получил на учениях Red Flag-2008 на территории США. Участники – США, Индия, Франция и Южная Корея. В ходе подготовки ВВС Индии провели 120 вылетов, расходы составили около 25 миллионов долларов. Вылет группы из Индии состоялся 7 июля, а прибытие на АвБ «Маунтин-Хоум» (AFB Mountain Home) в штате Айдахо – 17 июля. Полет проходил с посадками в Катаре, Турции, Франции и Португалии. Командование ВВС Индии из соображений секретности запретило своим летчикам использовать бортовую РЛС «Барс» на боевых режимах (разрешались только некоторые тренировочные), включать аппаратуру радиоэлектронного противодействия, применять дипольные отражатели, а также пользоваться аппаратурой линии передачи данных (разрешалась только голосовая связь). В рамках учений Су-30МКИ решали задачи по поражению наземных объектов, сопровождали ударные группы и при этом вели воздушные бои с самолетами F-15C и F-16, выполняли огневое подавление ПВО условного противника.

По результатам выполнения боевых задач различными модификациями самолетов западного производства американская сторона вынуждена была признать, что в ходе учений Red Flag-2008 самолет Су-30МКИ превосходит основной тяжелый истребитель ВВС США F-15, а также наиболее распространенный в мире легкий истребитель F-16.

Следующий крупный успех индийских ВВС на российских самолетах был отмечен в рамках международных учений Garuda-IV. Машинам Су-30МКИ противостояли европейские самолеты Rafale и Mirage-2000. В ходе учений была выполнена не только основная программа – 430 вылетов, но и дополнительная – 100 вылетов. В ходе решения задач по перехвату воздушного противника, ведению ближнего и дальнего воздушного боя и сопровождения транспортных самолетов Су-30МКИ продемонстрировал полное превосходство над истребителями европейского производства.

Достойных противников мало

Успешную серию воздушных боев «сушек» с зарубежными машинами на сегодня замыкают учебные схватки в апреле 2012 года в Малайзии. Соперничали Су-30МКМ 11-й эскадрильи королевских ВВС и F-15С с базы ВВС США на Окинаве, часть из которых оснащена новым радаром APG-63V3. Самолеты проводили бои один на один, а также отрабатывали задачи по перехвату воздушной цели. На этот раз оценка Су-30МКМ прозвучала непосредственно из уст командира 18-го авиакрыла ВВС США бригадного генерала Мэтта Моллоу (Matt Molloy): «Мы летали с «Сухими» один на один в условиях прямой видимости и за ее диапазоном. Как и ожидалось, их самолеты прекрасно себя проявили. Они показали потрясающую маневренность во время исполнения основных боевых упражнений. Также во время выполнения задач в условиях отсутствия прямой видимости истребители представили владение ситуацией в воздушном пространстве».

Итак, на сегодня самолеты семейства Су-30МКИ продемонстрировали способность побеждать в схватках с любыми истребителями поколений «4», «4+» и «4++». При этом боевые возможности машины позволяют компенсировать отсутствие внешнего целеуказания и предупреждения со стороны самолетов ДРЛО и У, высокую боевую подготовку пилотов НАТО, а также их реальный боевой опыт, полученный в конфликтах последних 20 лет.

 

Справка «ВПК»

Для участия в учениях Red Flag приглашаются только страны НАТО и ближайшие союзники США. По оценке экспертов, эти учения являются наиболее реалистичными военными играми тактической авиации в мире. Площадь задействованного полигона на АвБ «Неллис» (AFB Nellis) в штате Невада составляет около 21 000 квадратных километров. Воспроизводятся условия боевых действий в том или ином регионе мира, тактические приемы, организация сил и средств, характерные для РФ и Китая. Боевая техника и гражданская инфраструктура «красных» имеют 50 видов наземных объектов, включая макеты танков, бронетранспортеров, позиций зенитно-ракетных комплексов и зенитной артиллерии, РЛС различного назначения, железнодорожных путей с поездами, промышленных сооружений, зданий, мостов и автомобилей

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 0
    A_SEVER A_SEVER
    06.10.1202:13:54
    "+"    
  • 0
    Evgenij Evgenij
    06.10.1208:22:56
    Приятно    +
  • 0
    Бахтушкин Эркин Бахтушкин Эркин
    06.10.1211:15:12
    +    Кстати. Как думаете? Все таки F-15 создавали с оглядкой на МИГ-25? Ведь что странно, это единственный истребитель 4-го поколения так похожий на наш перехватчик. Другие по форме планера вообще другие. Об дате угона не надо говорить, думаю разведка США задолго до угона уже получила все фото нашего перехватчика.
    • 0
      MiG-42MFI MiG-42MFI
      06.10.1214:13:16
      Внешний вид МиГ-25 был рассекречен в 1967 году, когда несколько его прототипов участвовали в воздушном параде в Тушино. Работы над тяжёлым истребителем следующего поколения в США начались в том же году, и были направлены прежде всего на достижение превосходства над советским самолётом. Конкурс же,в ходе которого победил проект МакДонелл-Дуглас(будущий F-15) состоялся в 1969 году, а в первый полёт F-15A отправился 27 июля 1972 года. В свою очередь, компоновка МиГ-25 создана под влиянием американского A-5.
      • 0
        Бахтушкин Эркин Бахтушкин Эркин
        06.10.1216:26:27
        Да, согласен что Миг-25 делали с оглядкой на A3J-1. Но именно с оглядкой, так как у мигаря была двухкилевая компоновка в отличии от однокилевой на виджеленте. Оба высотники и высокие скорости. Концепция более менее одинаковая. Так что нормально. Но вот Ф-15. Он же истребитель для завоевания превосходства в воздухе а не высотный перехватчик там или бомбер которые летают на высоких скоростях в ущерб другим показателям. Почему столь важный показатель, как аэродинамика в ближнем бое была принесена в жертву на столь технологичном самолете, причем именно ближний бой у поколения 4 ставился во главу угла? Почему такой просчет инженеров? Почему столь схожая компоновка с нашим высотным перехватчиком? Ведь задачи вообще разные. Абсолютно разные.
        Отредактировано: Бахтушкин Эркин~16:28 06.10.12
        • 0
          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
          06.10.1222:05:54
          После Тушина МиГ еще и в Фарнборо засветили, но показали только издалека в воздухе. Видимо амеры не поняли, что это перехватчик, а не фронтовой истребитель ;)
        • 0
          MiG-42MFI MiG-42MFI
          08.10.1222:13:30
          Но именно с оглядкой, так как у мигаря была двухкилевая компоновка в отличии от однокилевой на виджеленте.
          В ходе разработки рассматривалась и двухкилевая версия A-5,и её модель тоже показывали на выставках в 1959-1960 годах.
          Почему столь важный показатель, как аэродинамика в ближнем бое была принесена в жертву на столь технологичном самолете, причем именно ближний бой у поколения 4 ставился во главу угла?
          Американцы длительное время считали,что МиГ-25 является сверхзвуковым бомбардировщиком-разведчиком для замены Як-28(путая его с проектировавшимся самолётом Т-6 КБ Сухого), так как про номенклатуру его вооружения им никто не рассказывал, да и ракеты Р-40 и Р-60 в конце 60-х годов всё ещё находились в стадии прототипов. В силу его малоуязвимости при полёте на 20 тыс метров на 3 Махах для существующих средств ПВО и истребителей(как это выяснилось во время испытаний МиГ-25 над Синайским полуостровом в 1971, когда против них оказались бессильны "Миражи 3", "Фантомы" и даже новейшие ЗРК "Найк Геркулес") в ТТЗ YF-15 была включена необходимость выполнения высотного перехвата. Возможности же ближнего боя были признаны второстепенными после начала разработки в рамках программы более дешёвых и массовых лёгких истребителей YF-16 и YF-16,однако и по ним YF-15 значительно превосходил F-4.
          Почему столь схожая компоновка с нашим высотным перехватчиком?
          Потому что такая компоновка оптимальна для достижения максимально высоких значений скорости и потолка. В СССР в первой половине 70-х такая же компоновка рассматривалась для МиГ-29(не того,чо серийный,а того,что конкурировал с Су-27 как тяжёлый истребитель), но этот проект по ряду причин был отвергнут.
          • 0
            MiG-42MFI MiG-42MFI
            08.10.1222:16:31
            Они считали,что это бомбер. И в СССР поддерживали это заблуждение,в частности, в 71м над Синаем МиГ-25 летали либо только с разведывательным оборудованием, либо с теми самыми термостойкими авиабомбами, и даже демонстративно нанесли несколько бомбовых ударов.
            • 0
              Бахтушкин Эркин Бахтушкин Эркин
              08.10.1222:44:25
              Да, спасибо, уже понял     Полностью с тобой согласен. Теперь разобрался. vpk_news то же самое объяснил чуть ниже кстати.
    • 0
      vpk_news vpk_news
      07.10.1212:01:01
      Полагаю, что сходство во внешности между F-15 и МиГ-25 имеет место в первую очередь благодаря схожим требованиям к характеристикам и возможностям самолетов. Дело в том, что истребитель F-15 создавался по программе FX (Fighter Experimental). ТТЗ на самолет FX было выдано в 1965 году. Согласно ему машина должна иметь скорость М=3,экипаж из одного человека и нести мощный комплекс вооружения, обеспечивающий ведение ракетного воздушного боя на больших и средних дистанциях. Сравним эти требования и увидим, что они очень схожи с возможностями МиГ-25. То есть облик этих истребителей базировался на достижениях аэродинамики того времени для подобных скоростей, отсюда и сходство, хотя, конечно же, каждый самолет создавался с оглядкой на ближайшие аналоги и с учетом опыта конкурентов.
      • 0
        Бахтушкин Эркин Бахтушкин Эркин
        07.10.1212:20:17
        Ух! Не знал что F-15 под такие требования создавался по программе FX. Огромное спасибо за ответ. Тогда вопрос в аэродинамике F-15 отпадает у меня.    
      • 0
        MiG-42MFI MiG-42MFI
        08.10.1222:34:04
        Напомню,что согласно выданному в конце 50-х годов ТТЗ МиГ-25 вообще проектировался как самолёт-разведчик, вариант же для ПВО появился много позже. F-15 также имеет мало общего с ТТЗ FX.
  • 0
    club-k club-k
    06.10.1214:11:48
    4+++    
  • 0
    Нет аватара Gleban
    06.10.1219:01:15
    Отличная новость!
  • 0
    Doc Doc
    06.10.1219:24:53
    +    
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,