стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
36

Как Иван Кожедуб американцев сбил

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Под занавес Второй Мировой войны лучшему асу СССР пришлось дважды дать урок летного мастерства зарвавшимся "союзникам".
Кожедуб пополнил свой боевой счёт двумя американскими истребителями Ф-51 "Мустанг", которые по ошибке попытались атаковать его над Берлином, но были немедленно сбиты при отражении атаки. Как рассказывал мне сам Иван Никитович, 17 апреля 1945 года, встретив в воздухе "Летающие крепости" союзников, он заградительной очередью отогнал от них пару "мессершмиттов", но через секунду сам был атакован американскими истребителями прикрытия.

 

"Кому огня? Мне?! - с возмущением вспоминал Кожедуб полвека спустя. - Очередь была длинной, с большой, в километр, дистанции, с яркими, в отличие от наших и немецких трассирующими снарядами. Из-за большого расстояния было видно, как конец очереди загибается вниз. Я перевернулся и, быстро сблизившись, атаковал крайнего американца (по количеству истребителей в эскорте я уже понял кто это) - в фюзеляже у него что-то взорвалось, он сильно запарил и пошёл со снижением в сторону наших войск. Полупетлёй выполнив боевой разворот, с перевёрнутого положения, я отаковал следующего. Мои снаряды легли очень удачно - самолёт взорвался в воздухе...
Когда напряжение боя спало, настроение у меня было совсем не победным - я ведь уже успел разглядеть белые звёзды на крыльях и фюзеляжах. "Устроят мне... по первое число" - думал я, сажая машину. Но всё обошлось В кабине "Мустанга", приземлившегося на нашей территории, сидел здоровенный негр. На вопрос подоспевших к нему ребят, кто его сбил (вернее, когда этот вопрос смогли перевести) он отвечал: "Фокке-Вульф" с красным носом... Не думаю, что он подыгрывал; не научились ещё тогда союзники смотреть в оба...
Когда проявили плёнки ФКП, главные моменты боя оказались зафиксированы на них очень чётко. Плёнки смотрело и командование полка, и дивизии, и корпуса. Командир дивизии Савицкий, в оперативное подчинение которому мы тогда входили, после просмотра сказал: "Эти победы - в счёт будущей войны". А Павел Фёдорович Чупиков, наш комполка, вскоре отдал мне эти плёнки со словами: "Забери их себе, Иван, и никому не показывай".

Хотя на фронт будущий маршал авиации Иван Никитич Кожедуб попал лишь в 1943-м, его боевой счет выглядит впечатляюще. За два года – 366 вылетов на задание, 120 воздушных боев и 62 сбитых немецких самолета, при том, что самого Кожедуба не сбивали на разу. Более того, из публикаций последних лет видно, что реальный список побед советского аса еще внушительнее. Порочные принципы "социалистического коллективизма" зачастую вынуждали лучших летчиков делиться своими победами с менее способными товарищами, и в результате на фюзеляже истребителя Ла-7 под номером 27 оказалось куда меньше красных звездочек, чем полагалось. Об этом писали и однополчанин Ивана Никитича, прославленный летчик-испытатель Александр Щербаков, и ряд других авторов, однако по настоящему серьезных исследований тема пока не дождалась. Тем не менее, согласно некоторым данным, Кожедуб сбил не 62, а целых 107 вражеских самолетов, пять из которых принадлежали военно-воздушным силам США.

Начавшиеся во второй половине 1944 года столкновения между советскими и американскими авиагруппами отнюдь не были следствием традиционной для любой войны неразберихи. Уже тогда Штаты считали весь европейский континент своей зоной влияния. Однажды командующий американскими ВВС Спаатс даже демонстративно отказался обсуждать с маршалом Жуковым порядок полетов над советской зоной, нахально заявив, что "американская авиация всюду летала, и летала без всяких ограничений". (Г.К.Жуков. Воспоминания и размышления. М., 1971. С.670).

Демонстрируя свое право летать где угодно, штатовское командование заодно проверяло наших "на вшивость", а также отрабатывало методы тотального воздушного террора, ставшие визитной карточкой американской авиации в последующие десятилетия. Мало кому известно, что наряду с бессмысленным с военной точки зрения уничтожением жилых кварталов немецких и японских городов янки не менее свирепо бомбили Югославию. Начало воздушному геноциду положила "кровавая Пасха" 16 апреля 1944 года. В этот день целая авиадивизия тяжелых бомбардировщиков с характерным названием "Либерейтор" ("Освободитель") обрушила на югославские города тысячи бомб, от которых только в Белграде погибло 1 тыс 160 человек. Всего таких налетов было девять, а через 45 лет история, как известно, повторилась. И чтобы подчеркнуть сознательный выбор даты ударов, падающие на Белград бомбы украсила надпись "Счастливой Пасхи!". Ну, а для первой атаки на Красную Армию четыре десятка тяжелых американских истребителя "Лайтнинг" выбрали тоже символическую дату – 7 ноября 1944 года. В результате штурмовки штаба 6 гвардейского стрелкового корпуса и аэродрома 866-го истребительного авиаполка у города Ниш погибли командир корпуса Герой Советского Союза Григорий Котов и еще 30 человек. Кроме того, были уничтожены два наших самолета и сожжено полтора десятка автомобилей. Лишь когда взлетевшие советские истребители в свою очередь сбили нескольких стервятников, остальные обратились в бегство. Впоследствии свидетель этого боя, летчик Борис Смирнов писал в своих мемуарах, что на карте, найденной в обломках одного из сбитых "Лайтнингов", Ниш был обозначен как воздушная цель. После чего официальной американской версии о потере курса уже мало кто верил.

Летавший над Германией заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиаполка 25-летний майор Кожедуб сталкивался с обнаглевшими "союзниками" дважды. Сначала 22 апреля 1945 года его машину атаковала пара американских истребителей типа "Мустанг", но вскоре им пришлось горько пожалеть о своей наглости. Не прошло и двух минут, как один из "Мустангов" разлетелся на куски, а пилот второго еле успел выпрыгнуть с парашютом.

Еще более жаркий бой с американцами Кожедуб выдержал перед самым Днем Победы, когда эскадрилья нагруженных под завязку бомбовозов типа "Летающая крепость", игнорируя предупредительные выстрелы, вошла в пространство советской оккупационной зоны. Вогнав в землю три многомоторных гиганта, майор обратил в бегство остальных, но включить их в официальный список своих побед ему не позволили. Командир полка Павел Чупиков лишь пошутил, что с американцами подраться придется очень скоро, и в первый же день следующей войны их сбитые машины припишут на его счет задним числом.

Однако и когда уже командующий одной из дивизий 64-го авиакорпуса генерал-майор Кожедуб атаковал штатовские эскадрильи, расчищавшие дорогу "миротворцам" ООН в Корее, новые звезды на его самолете так и не появились. Москва категорически запретило комдиву участвовать в боях, и потому все 264 уничтоженные самолета врага следует отнести на счет учеников Ивана Никитича.  

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях


  • ups
  • 17
  • 6
    Нет аватара guest
    11.05.1320:34:44
    Лишь когда взлетевшие советские истребители в свою очередь сбили нескольких стервятников, остальные обратились в бегство.

    Вполне в стиле американцев - они смелые только тогда, когда чувствуют себя безнаказанными.
    • 0
      Evgenij Evgenij
      12.05.1315:42:51
      Гопота одним словом. Толпой смелые, а как попрешь на них разбегаются.
    • 0
      Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
      12.05.1317:14:15
      Американцев можно весьма точно охарактеризовать старой доброй пословицей: среди овец - молодец, а среди молодцов - сам овца!    
  • 3
    Нет аватара Natalia
    11.05.1322:40:35
    Нифигассе "союзнички"    
  • 1
    Samboris Samboris
    12.05.1300:44:28
    Пол часа искал как америкосы в 45 наш аэродром в Германии штурмовали. Не нашел. Потери были с обеих сторон. Завалили тогда вроде пару "Лайтнингов". Может кто вспомнит?
    • 2
      Нет аватара Zor
      12.05.1313:55:56
      Не в Германии, а в Югославии. В статье есть об этом:
      Ну, а для первой атаки на Красную Армию четыре десятка тяжелых американских истребителя "Лайтнинг" выбрали тоже символическую дату – 7 ноября 1944 года. В результате штурмовки штаба 6 гвардейского стрелкового корпуса и аэродрома 866-го истребительного авиаполка у города Ниш погибли командир корпуса Герой Советского Союза Григорий Котов и еще 30 человек. Кроме того, были уничтожены два наших самолета и сожжено полтора десятка автомобилей. Лишь когда взлетевшие советские истребители в свою очередь сбили нескольких стервятников, остальные обратились в бегство. Впоследствии свидетель этого боя, летчик Борис Смирнов писал в своих мемуарах, что на карте, найденной в обломках одного из сбитых "Лайтнингов", Ниш был обозначен как воздушная цель. После чего официальной американской версии о потере курса уже мало кто верил.

      Подробный разбор этого боя есть в сети.
    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      13.05.1314:13:09
      Лайтинги проштурмовали колонну наших войск на дороге. Их отгоняла четверка яков 866 ИАП. Тут с обоих сторон дружественный огонь. Лайтинги думали, что колонна войск немецкая, а яки сначала решили, что это рамы (FW-189)
       http://pro-samolet.ru/sam...tel-p-38-lighting?start=3 
      Отредактировано: d-tatarinov.livejournal.com~14:13 13.05.13
  • 1
    Нет аватара guest
    12.05.1303:32:52
    Дед артиллерист рассказывал что в конце войны по американцам пол часа из пушек стреляли чтобы успокоить их. А то они начали стрелять по нашим.
    Отредактировано: facebook.comprofile.phpid100002993485446~03:33 12.05.13
  • 5
    Нет аватара semirek
    12.05.1306:28:24
    интересная статья--даже в советское время я нигде не встречал о столкновениях наших с америкосами, в конце войны .вот тебе и союзники .знаю что Кожедуб летал тогда на "аэрокобре", и даже сбил один немецкий реактивный "мессершмит"--эти воспоминания я пацаном смотрел по телевизору в советское время .
    кстати ,американцы всерьёз рассматривали войну с ссср в 45---не зря они всех боеспособных пленных помещали в спецлагеря.
    отец рассказал как-то случай:в австрии в конце войны шли колонной --немцы из засады, из миномётов шарахнули, зацепило хорошо.попал в госпиталь ,оклемался немного, так-как офицер, разрешалось ходить по городу, в основном в гражданке :сижу как то в кафе ихнем --сидят трое наших матросов и неподалёку распоясовшаяся толпа америкосов, один из американцев кинул кусок хлеба в нашего---так эти трое наших, измолотили с десяток янки до потери пульса, в конце пришел патруль и забрал моряков.
    кстати негры всегда были уважительны к нам русским ---всегда улыбнутся в отличии от белых своих собратьев.
    Отредактировано: semirek~06:51 12.05.13
    • 4
      Нет аватара rs
      12.05.1309:26:45
      знаю что Кожедуб летал тогда на "аэрокобре"

      Он на Ла-5, Ла-7 летал. Аэрокобра у Покрышкина.
  • 0
    menbI4 menbI4
    12.05.1312:27:26
    Очень интересно. Малоизвестные моменты нашей истории.
  • 0
    Нет аватара guest
    12.05.1316:51:50
    Очень хорошо, что автор вспомнил о достаточно известных фактах из жизни моего зеляка. Но, видимо, автор очень плохо знает биографию Ивана Кожедуба, иначе бы не написал такие гадкие слова как: "Порочные принципы "социалистического коллективизма" зачастую вынуждали лучших летчиков делиться своими победами с менее способными товарищами, и в результате на фюзеляже истребителя Ла-7 под номером 27 оказалось куда меньше красных звездочек, чем полагалось."

    Без этих "порочных принципов" социалистического коллективизма Иван Кожедуб был бы сбит еще в 1943-м году над Курской Дугой. И без этих "порочных" принципов наша страна (я имею в виду СССР) никогда не победила бы в Великой Отечественной Войне.
  • 0
    Нет аватара semirek
    12.05.1320:13:29
    кстати лётчиков поощеряли за сбитые самолёты не только орденами и медалями, но и финансово:за сбитый немецкий самолёт---2000рублей.самолёт всё таки дорогая техника и вывод её из строя был очень отличный результат.
    по поводу сбитых самолётов: не все сбитые самолёты можно было посчитать, да и кто мог это сделать---сколько смогли увидеть столько и посчитали ,немцы ведь не докладывали нашим, что у них столько то самолётов не вернулось.
    просто война велась по разному у нас и у немцев ---у нас всё для победы и ради победы под лозунгом :смерть фашистким оккупантам --никто особо не задумывался, я сбил а мне не записали ,просто меньше одним гадом будет вот и всё.
  • 1
    d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
    13.05.1314:07:01
    зарвавшимся "союзникам".

    Слишком много пафоса. Автору видимо не известно выражение "дружественный огонь". Первая победа "зарвавшегося" Покрышкина - Су-2 лейтенанта Пстыго. Казалось бы советский летчик-истребитель должен бы безошибочно знать силуэты своих же самолетов. Так что ничего удивительного, что амеры спутали лавку Кожедуба (ранее неизвестный им самолет) не немецким FW-190A
    Ф-51 "Мустанг"

    Не было такого истребителя. Был Р-51 Мустанг, ранние модификации которого были неудачны и амеры из него сделали А-36 Апач. Иван Никитич схлеснулся с поздней модификацией Мустанга - P-51D

    А втолрая половина текста вообще советская агитка    
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,