стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
25

Россия расторгает невыгодный договор о транзите азербайджанской нефти

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Действовавший 17 лет договор, предоставлявший Азербайджану льготные условия транзита нефти по российской территории, разорван. Российское правительство приняло это решение из-за крайней убыточности соглашения. Теперь наконец могут быть установлены рыночные тарифы, однако велика вероятность и того, что Азербайджан вовсе откажется от этого проекта.

Россия разрывает договор с Азербайджаном о транзите азербайджанской нефти по российской территории, который действует уже 17 лет. Такое распоряжение 5 мая подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Документ был опубликован во вторник на официальном портале правовой информации. Медведев также поручил МИДу уведомить о принятом решении азербайджанскую сторону.

 

«Доходы от объемов транзита не покрывали затраты Транснефти на поддержание трубопроводной системы в должном технологическом состоянии»

В свою очередь госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) заявила, что пока не получала уведомления о прекращении действия соглашения о транзите нефти по трубопроводу Баку – Махачкала – Новороссийск, передает Бизнес-ТАСС.

По словам официального представителя Транснефти Игоря Демина, причина расторжения соглашения – в том, что последние пять лет Азербайджан прокачивал по российской территории более чем в два раза меньший объем нефти, чем заложено в документе.

По соглашению, подписанному в 1996 году, Баку должен транспортировать минимум 5 млн тонн нефти ежегодно по трубопроводу Баку – Махачкала – Новороссийск (мощностью 7 млн тонн в год). В обмен на это республика получила фиксированный тариф в 15,7 доллара за тонну нефти на 1000 км. Причем на тариф не влияют никакие законодательные изменения в России, сборы в порту и т.д., так как все уже включено. И этот льготный тариф действует до сих пор.

Однако реальные объемы прокачки уже пять лет ниже законтрактованных 5 млн тонн, говорит Демин. Так, в 2009 году Азербайджан транспортировал всего 2,5 млн тонн нефти, в 2010 году – 2,2 млн тонн, в 2011 году – 1,99 млн тонн, в 2012 году – 2 млн тонн, а в 2013 году Баку намерен прокачать уже в три раза меньше договорного объема – 1,6 млн тонн.

Как пояснил Демин, доходы от этих объемов транзита не покрывали затраты на поддержание трубопроводной системы в должном технологическом состоянии. Транснефть как исполнитель также не могла изменить тариф, так как его параметры закреплялись межправсоглашением. Транснефть теряет ежегодно около 50 млн долларов в год на этом направлении, говорил в 2011 году президент компании Николай Токарев.

Поэтому Москва решила расторгнуть соглашение. Со следующего года транспортировка азербайджанской нефти будет осуществляться уже на основе коммерческого договора, заявил Демин.

Можно предположить, что в коммерческом договоре будет прописываться уже не фиксированный льготный тариф, а рыночный. Так, по альтернативным трубопроводам в регионе – ГТК и Баку – Тбилиси – Джейхан – транспортировка нефти в прошлом году, по экспертным оценкам, стоила в районе 20–25 долларов за тонну на 1000 км.

«Скорее всего, увеличение тарифа будет не на 10–20%, а более серьезное. Коммерческие ставки должны обеспечить содержание трубопровода. Если для нормального содержания трубы при фиксированных тарифах по ней надо прокачивать в два раза больше нефти, то, соответственно, коммерческая стоимость прокачки нефти, скорее всего, будет установлена в два раза выше нынешней цены. В этом случае будет получена выручка, необходимая для содержания трубопровода», – рассуждает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

«Если Баку такие тарифы покажутся слишком высокими, то он может отреагировать снижением объемов поставок нефти. Прокачка нефти даже по 30 долларов за тонну на 1000 км – это уже немаленькая цена. Может дойти до того, что Баку и вовсе откажется от прокачки нефти по российскому трубопроводу. В этом случае Транснефти лучше будет заморозить трубопровод», – полагает Пикин.

Как указывает аналитик ИФК «Метрополь» Виталий Крюков, Азербайджан прокачивает по российскому трубопроводу меньше нефти, чем заложено в договоре, из-за ее дефицита. «Баку направляет больше нефти на переработку для обеспечения растущего спроса на внутреннем рынке, плюс в республике отмечается падение добычи нефти», – говорит эксперт.

С другой стороны, Азербайджану важно сохранение этого альтернативного маршрута по российской территории в случае возникновения проблем с прокачкой по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан. В частности, из-за событий в Грузии в августе 2008 года прокачка нефти по этой трубе была остановлена. Вопрос сейчас в том, кто будет платить за содержание трубопровода Баку – Новороссийск.

России уже давно не нравилась ситуация с транспортировкой азербайджанской нефти по льготному тарифу. Предпринимались попытки договориться об изменении договора еще с 2009 года.

Два года назад Азербайджан говорил, что готов увеличить поставки собственной нефти через территорию России по трубопроводу Баку – Новороссийск. Однако он просил внести в него изменение, которое разрешит транспортировать по маршруту Баку – Новороссийск не только азербайджанскую нефть. Это бы позволило прокачивать нефть из Казахстана и Туркменистана, проходящие через Азербайджан транзитом.

Еще в прошлом году появилась неофициальная информация о том, что Россия хочет расторгнуть договор с Азербайджаном о транспортировке нефти. Заместитель президента Транснефти Михаил Барков в марте 2012 года обращался в Минэнерго с просьбой разрешить компании разорвать этот невыгодный договор с Баку.

Россия пять лет терпела невыполнение Азербайджаном условий договора, однако разорвала его только сейчас. «С политической точки зрения я не вижу ухудшения отношений с Азербайджаном. Никакой конкуренции на энергетических рынках с Азербайджаном тоже не наблюдается. Скорее всего, вопрос больше бухгалтерский. Если раньше убытки Транснефти от содержания трубы были больше на бумаге, то сейчас убытки уже вполне реальны», – рассуждает Сергей Пикин.

Впрочем, нельзя исключать, что России не понравилось также желание Азербайджана помочь Украине избавиться от зависимости от газпромовского газа. В конце прошлого года Баку пообещал начать поставки газа на Украину со своего месторождения «Шахдениз-2» уже в конце 2017 года. На первом этапе объемы поставок могут составить около 2 млрд кубометров в год и постепенно увеличиться до 5 млрд кубометров. А дальше будет рассматриваться возможность поставки на Украину еще и туркменского газа через газопровод TANAP

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 0
    Нет аватара termometrix
    14.05.1320:49:19
    Неплохая идея:"Два года назад Азербайджан говорил, что готов увеличить поставки собственной нефти через территорию России по трубопроводу Баку – Новороссийск. Однако он просил внести в него изменение, которое разрешит транспортировать по маршруту Баку – Новороссийск не только азербайджанскую нефть. Это бы позволило прокачивать нефть из Казахстана и Туркменистана, проходящие через Азербайджан транзитом."
    Отредактировано: termometrix~20:49 14.05.13
  • 5
    Нет аватара Cinik
    14.05.1322:25:34
    Азербайджан вел переговоры с Россией по цене аренды Габалинской РЛС с учетом новых требований, однако российская сторона хотела сохранить прежние условия аренды станции, чего Баку принять не может, сказал замруководителя администрации президента Азербайджана, завотделом по внешним связям Новруз Мамедов

    России уже давно не нравилась ситуация с транспортировкой азербайджанской нефти по льготному тарифу. Предпринимались попытки договориться об изменении договора еще с 2009 года.

    Замглавы МИД Азербайджана Халаф Халафов сообщил 10 мая, что не только документационная, но и практическая работа по закрытию Габалинской РЛС почти завершена - оставшееся имущество и контингент вывезут из пустеющего здания в ближайшие дни.

    Россия разрывает договор с Азербайджаном о транзите азербайджанской нефти по российской территории, который действует уже 17 лет. Такое распоряжение 5 мая подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.
    Отредактировано: Cinik~22:26 14.05.13
    • 6
      Svin Svin
      14.05.1322:29:27
      Ну и правильно. Конечно, любые совпадения с реальными персонажами случайно    
  • 5
    Akimich Akimich
    15.05.1302:58:52
    17 лет назад, это 1997 год? Руководитель всего ТЭК первый вице-премьер Б.Е. Немцов? Это так, чтобы страна своих "Героев" не забывала. Там ещё и соглашение о разделе продукции Сахалин 1,2 было.
  • 0
    ESPO ESPO
    15.05.1306:55:23
    "Лукойл" заблаговременно сбагрил "Одесский НПЗ". "Азербайджанская" квота в трубе отходит ему. Если новые хозяева действительно запустят НПЗ (а не будут прикрывать им контрабас) - вот им и танкера из Новороссийска.
    Алекперов и Федун, с...а, хитрые!
  • 0
    Нет аватара guest
    15.05.1308:19:58
    Привет, Габала!    
    Интересно, потери от нового транзита нефти превысят сумму за аренду РЛС?
    • 0
      ESPO ESPO
      15.05.1309:31:51
      Примем разницу в тарифе по трубам БН и БТД по минимуму - $5 за тонну, не в пользу БТД ($15,67 против $20...25).
      ГНКАР прокачала через БН 2 млн. тонн в 2012 году, если в этом году они добавят эти 2 млн. тонн через БТД, то получается минус $10 млн. для них.
      За аренду Габалы Россия платила $7 млн. в год, которых теперь нет и администрации Габалинского района ничего из Баку по этой статье не перечислят.
      Как будет по-азербайджански "перемога"?
    • 3
      Нет аватара guest
      15.05.1309:52:32
      Так от Габалинской РЛС наши тоже хотят отказываться. Вступают в строй РЛС нового поколения "Воронеж-ДМ", которые чуть ли не на два порядка экономичнее "Дарьяла". Сектор габалинского локатора закрывает армавирский, так что свертывание объекта в Габале - только вопрос времени.
  • 0
    CapitanoJ-LH CapitanoJ-LH
    15.05.1309:36:33
    фиксированный тариф в 15,7 доллара за тонну нефти на 1000 км. Причем на тариф не влияют никакие законодательные изменения в России, сборы в порту и т.д., так как все уже включено. И этот льготный тариф действует до сих пор.
    Насколько доллар подешевел с тех пор?
  • -1
    rvk rvk
    15.05.1309:52:20
    Зачем это в общем блоге? И вообще.это политика.
    • 1
      Нет аватара Cinik
      15.05.1315:46:55
      Это концентрированная экономика!    
  • 2
    Нет аватара semirek
    15.05.1317:27:14
    хватит кормить псевдо "союзников".я за нормальный прагматизм в экономике
  • 0
    ups ups
    15.05.1322:41:59
    И правильно сделали, действительно что мы кормим , тех кто на нас, простите гадит. Если тапочки по разным местам, то и платите по полной. А то что они свои нефтепровод сделают, так удачи им.
    Лично я за нормальную и разумную интеграцию, но наши соседи слишком часто это понимают не правильно.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,