Лого Сделано у нас
43

Норильский Никель. Глубина 1,1 км и температура +1000°C (фоторепортаж)

Автор репортажа - Слава Степанов (ЖЖ gelio)



"Норильский Никель" — крупнейшая в России и одна из крупнейших в мире компаний по производству драгоценных и цветных металлов.
Заполярный филиал ГМК "Норильский Никель" находится в Норильском промышленном районе на Таймырском полуострове, являющимся частью Красноярского края, который целиком расположен за Полярным кругом.
Транспортное сообщение филиала с другими регионами страны осуществляется по реке Енисей и Северному морскому пути (только в теплое время года), а также посредством воздушного сообщения.

 


Норильск — город на севере Красноярского края в 90 км к востоку от Енисея. Своим появлением он обязан строительству крупнейшего в мире горнодобывающего и, одновременно, металлопроизводящего комбината. Аналогов промышленного района «Норильск» (включая город) нигде в мире больше не имеется.


Вид на Ленинский проспект, Старый город и гору Шмидтиха.
Норильск - второй крупнейший по населению в мире город, расположенный за полярным кругом после Мурманска.
Всего в Норильском промышленном районе проживает более 170 тысяч человек. Удивительно, что несмотря на суровый климат, здесь живут не "вахтовики", а целые поколения семей, которые не собираются никуда уезжать.


В городе бывают полярные дни и полярные ночи.
Полярный день на широте Норильска длится около 2 месяцев (солнце ходит по кругу, не касаясь горизонта), полярная ночь продолжается около 1,5 месяцев (на улицах полная темнота, и не выключается свет).


Гвардейская площадь и Ленинский проспект - главные площадь и улица города.
В архитектуре многих зданий Норильска прослеживается стилистическое сходство с архитектурой Ленинграда/Петербурга — это объясняется тем, что в строительстве Норильска участвовали ленинградские архитекторы.


Талнахское месторождение. Рудник "Таймырский"
Для спуска в рудник используется клеть.
Самый глубокий клетьевой ствол уходит в землю на 1532 метра!


Диспетчерский пульт подъемной установки ствола.
Клеть опускается на глубину больше километра за 5-7 минут.


Горизонт "минус 1100 метров".
На этой отметке находится своеобразный "зал ожидания".
Отправная точка под землей – пассажирский вокзал, кстати один из самых глубоких в мире.


Пути для шахтных вагонеток


Подземные поезда приводятся в движение от электричества, которое подается через контактный провод


Горный пассажирский транспорт


Развитая система подземных дорог в рудниках исчисляется тысячами (!!!) километров.


Самоходная буровая установка во время бурения вертикальной скважины


Кабина бурового мастера


Манипулятор самоходной буровой установки


Горная выработка


Отгрузка горной массы осуществляется с помощью погрузо-доставочной машиной (ПДМ)
Грузоподъемность таких ПДМ - 14 тонн, объем ковша около 4,7 кубических метра, мощность - 335 лошадиных сил


Переднее колесо погрузо-доставочной машины
Для лучшей сцепки с поверхностью на колесо надета цепь


Интересно то, что перед началом выемки горной выработки, машинист выходит из ПДМ.
Дальнейшая работа осуществляется при помощи пульта дистанционного управления, а сам машинист остается в стороне на безопасном расстоянии и управляет погрузкой. Как только ковш заполнен, машинист возвращается в кабину и отправляется на разгрузку


Температура в руднике значительно выше чем на поверхности и может превышать 30 градусов тепла за счет близости к недрам Земли. Комфортные для работы условия поддерживаются только благодаря мощной вентиляции


Камера опрокидывателя.
Чуть ниже опрокидывателей монтированы дробильные установки, где руда измельчается до необходимой фракции, после чего на конвейерах отправляется в дозаторную, а уже оттуда на поверхность.


Цех по ремонту и обслуживанию подземной горной техники


Надеждинский металлургический завод им. Б.И. Колесникова
Именно сюда поступает добытая и обогащенная руда.
Пирометаллургическое производство перерабатывает никелевый и медный концентраты Талнахской обогатительной фабрики, сульфидный концентрат гидрометаллургического производства и медный концентрат ЦРФ Никелевого завода.


Цех розлива файнштейна в изложницы


Конвертерное отделение. Выгрузка шлака в ковш.


Плавильный цех


Льющийся расплав


Машинист мостового крана


Пожалуй, у него самая ответственная и самая "жаркая" работа в конвертерном отделении.
Он управляет краном, непосредственно находясь над расплавленным металлом


Дышать внутри конверторного отделения можно только через маску


Механизированная очистка конвертера


Анодные печи


Отливка медной изложницы


Готовой продукцией завода являются: файнштейн, аноды медные и элементарная сера. Файнштейн отправляется на дальнейшую переработку на Никелевый завод и комбинат "Североникель", анодная медь - на Медный завод.

Автор благодарит пресс-службу и руководство ГМК "Норильский Никель" за организацию фотосъемки!

  • 0
    Нет аватара Arhidemus
    29.05.1321:26:54
    Завораживает, особенно первая половина фотографий...
  • 0
    Нет аватара so8ididAItOawk7e6ruVenmsKDM6PQ5Cx-BCW9r_PwxL2k
    29.05.1322:32:48
    .
    ЗдОрово. Меня, вторая половина фото, заворожила больше    
  • -5
    Нет аватара sneider
    29.05.1322:51:04
    никому не пожелаешь жить в Норильске, самый экологически неблагополучный город в России.
  • 1
    Нет аватара Makabuka
    29.05.1323:27:14
    Глядя на эти завораживающие фото, задаю себе вопрос: смириться ли когда-нибудь русский народ с тем, что хозяин "Норильского никеля" - Потанин?
    • -1
      bigpotap bigpotap
      30.05.1300:16:03
      стыдно спрашивать, но все таки спрошу, А кто это такой этот потанин?
      Поподробнее о нем...    
  • 1
    Izon Izon
    30.05.1300:11:40
    Как в Мории!
  • 2
    Igor Bulytchev Igor Bulytchev
    30.05.1300:26:06
    В процессе просмотра фоток возникло навязчивое ожидание, что на следующей фотке будет бородатый горный гном с кайлом и мешком драгоценных камней.    
    Отредактировано: Igor Bulytchev~00:37 30.05.13
    • 0
      CapitanoJ-LH CapitanoJ-LH
      30.05.1308:59:26
      бородатый горный гном с кайлом и мешком драгоценных камней.

      С мифрилом - "истинное серебро", догадываюсь, что без титана и никеля там не обошлось.
  • 0
    sash1234567 sash1234567
    30.05.1302:05:51
    "Отгрузка горной массы осуществляется с помощью погрузо-доставочной машиной (ПДМ)
    Грузоподъемность таких ПДМ - 14 тонн, объем ковша около 4,7 кубических метра, мощность - 335 лошадиных сил"
    А они на аккумаляторах или от провода работают?
    • 1
      Roman Kolesinskiy
      30.05.1303:23:16
      Основную часть времени - от провода, но есть и аккумулятор, чтобы в автономном режиме до рембазы или места работы добраться. Есть и дизельные варианты.
      • 0
        sash1234567 sash1234567
        30.05.1305:15:48
        Посмотреть бы как эта система с проводом работает. Я в своё время мечтал сделать маленький мотоблок на электротяге от 220В, да только не понял как его запитывать, чтоб провод не повредить случайне во время эксплуатации. Вот и не решился мастерить.
        Думал, что будет что-то вроде "Мотоблок Беларус 09Н", только на электричестве.
        • 0
          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
          30.05.1310:39:01
          У ихних шахтерских паровозов по потолку провод идет как у электричек и трамваев

           http://www.amz.perm.ru/pr...e/elektrovozi_kontaktnie/ 
        • 1
          Нет аватара mmx
          30.05.1316:23:06
          Для таких целей используют специальный силовой кабель в толстой но гибкой резиновой изоляции и с гибким многожильным медным проводом. Для мощной техники вот такие: http://www.minimaks.ru/kg/ 
  • 1
    Ринат Файзулин Ринат Файзулин
    30.05.1308:58:58
    Снято профессионально-впечатляет.
    Два замечания. Пресс-служба Норникеля сообщила чуть устаревшие сведения. Медная цепочка на НМЗ перепрофилирована на никель в настоящее время, так как старый никелевый завод все грозяться закрыть, как морально и физически устаревший...
    Второе. Есть не менее яркая картинка, показывающая масштабы загрязнения норникелем окружающей среды. По понятным причинам менеджмент компании такой фоторепортаж не одобрил бы. Но, некоторые фото можно найти в твиттере под ником "assayernor".
    Успехов автору!
    • -2
      Нет аватара edgecrasher
      30.05.1313:40:54
      Угу, выбросы аж до Канады летят. Впрочем, город можно считать благополучно угробленным - китайцы и азерботы наконец-то превратили его в такой милый сердцу любого "дэффективного менеджера" вахтовый поселок.
    • -1
      Нет аватара mmx
      30.05.1316:24:48
      Сослаться на твитер это даже хуже чем сослаться на бабку у подъезда.
      • -1
        Нет аватара edgecrasher
        30.05.1321:47:21
        Я в Норильске родился и прожил 25 лет. И кто тут твиттерная бабка?
        • 0
          Нет аватара mmx
          31.05.1304:23:28
          Такие как в ты в статье про Норильск "родились и прожили", в статье про самолеты вы "летчики", в статье про больницу "врачи" и тд и тп.
          • 0
            Нет аватара edgecrasher
            31.05.1313:35:48
            Сударь, доказать можете, что я НЕ ИЗ Норильска? Если нет - то вы пиздобол, не более.
  • Комментарий удален
  • 0
    OptimoPrincipi OptimoPrincipi
    30.05.1309:57:55
    Про тысячи километров дорог под землей - не перебор?
    Отредактировано: OptimoPrincipi~09:58 30.05.13
    • 0
      Нет аватара edgecrasher
      30.05.1313:39:29
      Нет, не перебор. "Октябрьский" копают уже лет сорок. Если брать ещё "Таймырский", "Маяк", "Комсомольский", "Скалистый" - не во всякой стране столько шоссеек будет.
      • 0
        Мирра Дейч Мирра Дейч
        24.06.1402:29:46

        Можно как стратегические бомбоубежища готовить. При средней температуре +30 часть выработок как парники можно использовать, только насколько это экологически допустимо не знаю.

  • 0
    Rivagri Rivagri
    30.05.1315:10:08
    Был всего лишь один раз в Норильске на фестивале бардовской песни (12-й Таймырский фестиваль).
    Долго не мог понять, почему всё время темно, пока мне не сказали про полярную ночь.
    Был зимой. Поразил сильный холод - 42 градуса мороза. Поразила тундра своими маленькими деревцами.Восхищён песнями Сергея Наумова из Талнаха:

    Лето уходит опять в дальний свой зимний маршрут.
    Снова его будем ждать,
    Как лишь на севере ждут
    С летом уходят на юг
    Отблески тающих дней.
    Падает солнечный круг,
    Ночи длинней и темней.

    Не хотел бы там жить. У нас лучше: тепло, трава, цветы, короткая и почти не морозная зима.
    А за снимки "+".
    С почтением из Приднестровья
  • 0
    Нет аватара kpk-plus
    30.05.1316:01:54
    Не ожидал такого красивого фотоотчета.
  • 0
    sash1234567 sash1234567
    30.05.1319:53:25
    Когда уже до Норникеля железную дорогу дотянут??
  • 0
    Валерий Шатохин Валерий Шатохин
    30.05.1320:57:37
    У меня у бабушки сестра как раз именно там работает - на 7 фото   
  • 0
    Нет аватара sib_cooper
    31.05.1309:02:20
    архитектурой города и катакомбами очень напоминает небезизвестную игру Half-Life 2
  • 0
    Нет аватара semirek
    31.05.1323:33:30
    кстати перспектива быть вторым норильском ,маячит в прихопёрье---жемчужине черноземья
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,