стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
13

Сделано в России: Продуктовая безопасность и СВОИ продукты.

Год за годом наблюдая и в какой-то мере даже участвуя в развитии ситуации в отечественной сфере PR, рекламы и маркетинга, долго не хотел входить даже в заочную полемику со всякими «лучшими рекламистами», «креативными директорами» да «маркетологами, к мнению которых прислушиваются». Но когда на дворе завершается 2013 год, а в России до сих пор мало нормальных национальных торговых марок, а ты вырос и работаешь в этой системе «продвижения продуктов», и тебя давно от нее воротит как кота от несвежего молока, самое время озвучить конструктивную критику, так и внести дельные предложения.

Начнем с постановки цели данной статьи -

Нам нужны СВОИ продукты питания.

Почему слово «СВОИ» является ключевым?

 
Быстро вспомним 1990-2000-е года. Тогда мощным и продуманным ударом западный бизнес практически выжег мозги жителям бывшего СССР. Из телевизоров и радиоприемников полились фонтаны глянцевых, совершенно чуждых и, мягко говоря, идиотских образов. Оно и понятно: в 1991 году страна решила вдруг стать частью «западной системы ценностей». Только вот те, кто нажимал на кнопки и открывал рынки и границы, как правило, были либо людьми недалекими, либо проплаченными зарубежными «инвесторами». Хаос на рекламном рынке был вполне упорядоченным для его хозяев – больших транснациональных игроков. Потоки товаров, по большей части, представляющих собой продуктовые отбросы в ярких упаковках затопили Россию и окрестности (хранящиеся без холодильника по году «йогурты», печеньки только из консервантов и красителей, шоколадные батончики из заменителя шоколада и масса других «новых-улучшенных» товаров). Естественно, что заезжим ребятам глубоко наплевать, что от той «еды» через 20-30 лет наши люди и их дети начнут болеть всякими непонятными болячками. Пускай болеют – за «продуктовыми» уже в очередь выстроились «фармацевтические» и т.д.. Реклама вопила, потребитель не думал…

Конец 1990-х принес спасительный 1998-ой год с его «сливом» продававшихся до того втридорога в каждом ларьке «западных продуктов». Зашевелился русский бизнес, открывались первые производства. В начало 2000-х годов мы вошли уже с первыми ростками национального капитала. Злого и пробивного, который периодически выносил с рынка завозной хлам и обеспечивал поставки отличных товаров. Начался ренессанс упаковки, появились первые ростки местного брендинга. Но быстрый взлет сменился «стабильным», потом «капитализацией» рынка, когда очнувшиеся иностранные и транснациональные структуры попросту стали покупать наиболее интересных игроков рынка через других игроков. И вот, уже в начале 2012 года мы имеем глобализировавшуюся экономику мира, в которую Россия завязывается все активнее.

Что сформировалось у нас в маркетинге и рекламе за эти годы?

Да, собственно говоря, калька иностранного комплекса по продвижению хлама.

То есть сегодня в рекламе СВОЕГО, российского, близкого по духу нормальным людям, очень мало. Иностранное калькирование привело к копированию мышления самих рекламистов. И это было бы хорошо, когда бы не было так грустно. Почему?
Более-менее живые, сохраняющие национальную идентификацию, бренды сохраняются и живут в провинции по большей части на предприятиях по производству молочной и хлебобулочной продукции («Золотые луга», «Свеженька», «Хлебодар», «Лузинская крыночка»). Тем не менее, даже тут повсюду вертятся всякие «альпийские коровки» и прочая иностранная ерунда, разработанная поколением с выжженными 1990-ми годами мозгами. Каждый школьник знает кучу торговых марок, представляющих перерисовки и переделки с иностранных. Заметьте: я не про «креатив» говорю, когда действительно что-то необычное придумывают, которого НИГДЕ нет, а про жертв «копирования» «лучшего заграничного». Дыра в сознании, которую проделали в 1990-е атакой на незащищенный разум жителей страны, жившей практически без рекламы, никуда не делась.
Итак, перед нами — рисование «под копирку» и абсолютный кретинизм «копирователей». Что взамен?

Одним ударом не решить проблемы.
Подходим к первым предложениям по ее комплексному преодолению:


1) Производители продуктов питания должны активно вести продвижение именно по направлению национальной/региональной идентификации продуктов. Мне приятно было бы покупать сметану «Омская буренка», на которой нет заезженного американского клипарта (набора готовых графических форм для начинающих рекламистов), зато написано «СДЕЛАНО В СИБИРИ» и красуется какой-нибудь слоган «Неизменно высокое качество с 1933 года» плюс всё это сопровождается действительно авторскими картинками или иллюстрациями, которые рождают родные теплые чувства. А вам?


2) До сих пор не задействован так называемый «анти-канал» в рекламе национального/регионального производителя. Мы все знаем, что большинство транснациональной и глобальной пищевой «продукции» делается из химических примесей. Ну так дайте им огня! Врежьте по супостату активной пропагандой тех «изумительных» свойств, которыми он травит ваших детей и стариков! Слабо?


3) Выращивайте новых рекламистов, формируйте на них спрос!Не покупайте «выстраданные опусы» этих загламуренных дураков с сумасшедшими ценниками, с умным видом рассказывающих вам, что им лично руку пожали на американском конкурсе! Возите молодых и креативных на само производство, показывайте и дайте им почувствовать ни на что не похожую энергетику труда на своей земле! Когда человек творит имя продукта, он ДОЛЖЕН БЫТЬ ЕГО ЧАСТЬЮ.


4) Объединяйтесь! Приходите друг к другу и думайте о будущем. Оно уже рядом, и вопрос ставит один и принципиальный: вам нужны СВОИ продукты? Или вы отдадите рынок завозной дряни без боя?

В 2011-12 годах мы с единомышленниками начали формирование идеологии и действий Ассоциации поддержки региональных производителей «Продуктовая безопасность». Вход в нее для разделяющих наши взгляды — свободный. Наши контакты в разделе на этом интернет-сайте по ссылке.

То, о чем я начал говорить в этой статье, как и у моего коллеги по Ассоциации Дмитрия Нечкина, укладывается в полновесный цикл статей. Буду рад ими делиться с вами, уважаемые читатели, на страницах сайта «Агросфера» и других проектов Группы изданий «Техносфера».

Евгений Белкин (tehnoomsk)


Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • -1
    Нет аватара SergePerovsky
    07.12.1303:03:09
    Мне приятно было бы покупать сметану «Омская буренка», на которой нет заезженного американского клипарта (набора готовых графических форм для начинающих рекламистов), зато написано «СДЕЛАНО В СИБИРИ» и красуется какой-нибудь слоган «Неизменно высокое качество с 1933 года» плюс всё это сопровождается действительно авторскими картинками или иллюстрациями, которые рождают родные теплые чувства. А вам?


    А мне было бы приятнее покупать простенько оформленную «Омскую буренку» подешевле. За счет того, что на рекламистов и креативщиков не будет потрачено ни рубля.
    • 2
      Нет аватара Strannic
      07.12.1309:12:06
      Зря вы так. Реклама- двигатель торговли. Качественное может так и уйти в безвестность, а ответственный производитель разориться, т.к. у покупателя не остановится взгляд среди многообразия выбора.
      Абсолютно согласна с автором статьи. Когда работала по контракту в НН бросилась в глаза продукция по реализуемой программы "Покупай Нижегородское". Стала пробовать различные продукты линейки сначала из любопытства, потом- потому что оценила качество.
      • 0
        Нет аватара SergePerovsky
        07.12.1315:08:44
        Качественное не уйдет в безвестность, если стартовая цена будет привлекательной.
        Люди покупают продукцию на развес и ничего.
        • 0
          tehnoomsk tehnoomsk
          07.12.1321:07:25
          Для того, чтобы продавать качественный товар без нормального маркетингового сопровождения нужен закрытый от внешнего воздействия рынок. Россия входит в ВТО и давно открыла доступ на свой рынок иностранным товарам, которые сопровождаются мощнейшим рекламным ресурсом западных PR-агентств. Вы можете стоять и орать на базарной площади про то, что у вас качественный товар, но даже если он обалденный, вы все равно В НЫНЕШНЕЙ СИТУАЦИИ проиграете. Нужно бить врага его же оружием. Не умеешь - учись. А сидеть и ждать, пока все научатся распознавать качество, - ну-ну, от промышленности тогда останутся рожки да ножки...
      • 0
        tehnoomsk tehnoomsk
        07.12.1321:09:51
        Огромное спасибо за понимание. Без продвижения СВОЕГО мы не изменим ситуацию. И кстати, если бы не СДЕЛАНО У НАС, кто знает, сколько бы людей в России оставалось бы до сих пор в неведении насчет возможностей нашей экономики. Этот сайт пиарит Россию. Он - один из первых на пути к нашей Победе.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,