Сделано в России: Продуктовая безопасность и СВОИ продукты.
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
Год за годом наблюдая и в какой-то мере даже участвуя в развитии ситуации в отечественной сфере PR, рекламы и маркетинга, долго не хотел входить даже в заочную полемику со всякими «лучшими рекламистами», «креативными директорами» да «маркетологами, к мнению которых прислушиваются». Но когда на дворе завершается 2013 год, а в России до сих пор мало нормальных национальных торговых марок, а ты вырос и работаешь в этой системе «продвижения продуктов», и тебя давно от нее воротит как кота от несвежего молока, самое время озвучить конструктивную критику, так и внести дельные предложения.
Начнем с постановки цели данной статьи -
Нам нужны СВОИ продукты питания.
Почему слово «СВОИ» является ключевым?
Быстро вспомним 1990-2000-е года. Тогда мощным и продуманным
ударом западный бизнес практически выжег мозги жителям бывшего
СССР. Из телевизоров и радиоприемников полились фонтаны
глянцевых, совершенно чуждых и, мягко говоря, идиотских образов.
Оно и понятно: в 1991 году страна решила вдруг стать частью
«западной системы ценностей». Только вот те, кто нажимал на
кнопки и открывал рынки и границы, как правило, были либо людьми
недалекими, либо проплаченными зарубежными «инвесторами». Хаос на
рекламном рынке был вполне упорядоченным для его хозяев – больших
транснациональных игроков. Потоки товаров, по большей части,
представляющих собой продуктовые отбросы в ярких упаковках
затопили Россию и окрестности (хранящиеся без холодильника по
году «йогурты», печеньки только из консервантов и красителей,
шоколадные батончики из заменителя шоколада и масса других
«новых-улучшенных» товаров). Естественно, что заезжим ребятам
глубоко наплевать, что от той «еды» через 20-30 лет наши люди и
их дети начнут болеть всякими непонятными болячками. Пускай
болеют – за «продуктовыми» уже в очередь выстроились
«фармацевтические» и т.д.. Реклама вопила, потребитель не думал…
Конец 1990-х принес спасительный 1998-ой год с его «сливом» продававшихся до того втридорога в каждом ларьке «западных продуктов». Зашевелился русский бизнес, открывались первые производства. В начало 2000-х годов мы вошли уже с первыми ростками национального капитала. Злого и пробивного, который периодически выносил с рынка завозной хлам и обеспечивал поставки отличных товаров. Начался ренессанс упаковки, появились первые ростки местного брендинга. Но быстрый взлет сменился «стабильным», потом «капитализацией» рынка, когда очнувшиеся иностранные и транснациональные структуры попросту стали покупать наиболее интересных игроков рынка через других игроков. И вот, уже в начале 2012 года мы имеем глобализировавшуюся экономику мира, в которую Россия завязывается все активнее.
Что сформировалось у нас в маркетинге и рекламе за эти годы?
Да, собственно говоря, калька иностранного комплекса
по продвижению хлама.
То есть сегодня в рекламе СВОЕГО, российского, близкого
по духу нормальным людям, очень мало. Иностранное калькирование
привело к копированию мышления самих рекламистов. И
это было бы хорошо, когда бы не было так грустно. Почему?
Более-менее живые, сохраняющие национальную идентификацию, бренды
сохраняются и живут в провинции по большей части на предприятиях
по производству молочной и хлебобулочной продукции («Золотые
луга», «Свеженька», «Хлебодар», «Лузинская крыночка»). Тем не
менее, даже тут повсюду вертятся всякие «альпийские коровки» и
прочая иностранная ерунда, разработанная поколением с выжженными
1990-ми годами мозгами. Каждый школьник знает кучу торговых
марок, представляющих перерисовки и переделки с иностранных.
Заметьте: я не про «креатив» говорю, когда действительно что-то
необычное придумывают, которого НИГДЕ нет, а про жертв
«копирования» «лучшего заграничного». Дыра в сознании, которую
проделали в 1990-е атакой на незащищенный разум жителей страны,
жившей практически без рекламы, никуда не делась.
Итак, перед нами — рисование «под копирку» и абсолютный кретинизм
«копирователей». Что взамен?
Одним ударом не решить проблемы.
Подходим к первым предложениям по ее комплексному
преодолению:
1) Производители продуктов питания должны активно
вести продвижение именно по направлению национальной/региональной
идентификации продуктов. Мне приятно было бы
покупать сметану «Омская буренка», на которой нет заезженного
американского клипарта (набора готовых графических форм для
начинающих рекламистов), зато написано «СДЕЛАНО В СИБИРИ» и
красуется какой-нибудь слоган «Неизменно высокое качество с 1933
года» плюс всё это сопровождается действительно авторскими
картинками или иллюстрациями, которые рождают родные теплые
чувства. А вам?
2) До сих пор не задействован так называемый
«анти-канал» в рекламе национального/регионального
производителя. Мы все знаем, что большинство
транснациональной и глобальной пищевой «продукции» делается из
химических примесей. Ну так дайте им огня! Врежьте по супостату
активной пропагандой тех «изумительных» свойств, которыми он
травит ваших детей и стариков! Слабо?
3) Выращивайте новых рекламистов, формируйте на них
спрос!Не покупайте «выстраданные опусы» этих
загламуренных дураков с сумасшедшими ценниками, с умным видом
рассказывающих вам, что им лично руку пожали на американском
конкурсе! Возите молодых и креативных на само производство,
показывайте и дайте им почувствовать ни на что не похожую
энергетику труда на своей земле! Когда человек творит имя
продукта, он ДОЛЖЕН БЫТЬ ЕГО ЧАСТЬЮ.
4) Объединяйтесь! Приходите друг к другу и думайте о
будущем. Оно уже рядом, и вопрос ставит один и
принципиальный: вам нужны СВОИ продукты? Или вы отдадите рынок
завозной дряни без боя?
В 2011-12 годах мы с единомышленниками начали формирование
идеологии и действий Ассоциации поддержки региональных
производителей «Продуктовая безопасность». Вход в нее для
разделяющих наши взгляды — свободный. Наши контакты в разделе на
этом интернет-сайте
То, о чем я начал говорить в этой статье, как и у моего коллеги по Ассоциации Дмитрия Нечкина, укладывается в полновесный цикл статей. Буду рад ими делиться с вами, уважаемые читатели, на страницах сайта «Агросфера» и других проектов Группы изданий «Техносфера».
Евгений Белкин (tehnoomsk)
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
07.12.1303:03:09
07.12.1309:12:06
07.12.1315:08:44
07.12.1321:07:25
07.12.1321:09:51