Лого Сделано у нас
94

Существенное уменьшение ЭПР Т-50

Компания "Сухой" существенно уменьшила эффективную поверхность рассеяния истребителя 5-го поколения Т-50 по сравнению с Су-27

МОСКВА, 11 января. (АРМС-ТАСС). Компания "Сухой" существенно уменьшила эффективную поверхность рассеяния (ЭПР) перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50, также известного как истребитель 5-го поколения, по сравнению с Су-27. Как сообщает еженедельник "Джейнс дифенс уикли", за счет реализации технических мер по снижению заметности ПАК ФА его ЭПР в среднем составляет 0,1-1,0 кв.м, в то время как у истребителя Су-27 этот показатель был в пределах 10-15 кв.м.

 

Как отмечает издание, конструкционные решения, реализованные специалистами ОКБ Сухого в области снижения заметности ПАК ФА, в настоящее время запатентованы.

Меры по снижению величины ЭПР истребителя 5-го поколения коснулись как самой конфигурации Т-50, так и связаны с применением радиопоглощающих и радиоэкранирующих материалов и покрытий, выбором форм панелей, особенно расположенных вокруг воздухозаборников двигателей, конструкцией соединений подвижных компонентов конструкции самолета типа закрылков и люков.

Запатентованы, в частности, конструкционные решения внутренних подвесок вооружения, S-образные воздушные тракты двигателей (которые рассматривались на этапе проектирования, однако не применены в изготовленных истребителях), применение устройств блокирования распространения радиолокационных сигналов.

Как отмечает издание, входные направляющие аппараты (ВНА) компрессоров двигателя формируют в передней полусфере до 60 проц величины ЭПР интегральной компоновки истребителя. Создателям ПАК ФА удалось уменьшить эту величину за счет применения устройств блокирования отраженных радиолокационных сигналов и радиопоглощающих покрытий в стенках воздушных трактов силовой установки.

Форма планера самолета уменьшает количество путей отражения падающих РЛ-сигналов, определяемых углами стреловидности крыла, а также передними и задними кромками хвостового оперения, кромками воздухозаборников и поверхностями люков, и обеспечивает диффузное отражение этих сигналов в различные стороны от оси истребителя. Боковые поверхности воздухозаборников и вертикального оперения имеют одинаковые углы наклона.

Некоторые открытые зоны и щели в конструкции планера истребителя и, в частности, для отвода пограничного слоя на боковых поверхностях воздухозаборников и щель в верхней части фюзеляжа непосредственно за фонарем кабины, закрыты толстой сеткой, размеры ячеек которой меньше одной четвертой длины волны радиолокационных станций поиска и обнаружения воздушных целей. Эти меры позволяют снизить отражения сигналов от этих поверхностей.

Зазоры между компонентами планера заполнены проводящими уплотнителями, в то время как в кабине применяется металлизированное остекление.

Поверхности собственных пяти антенн ПАК ФА также отклонены от вертикальной плоскости, что способствует отклонению сигналов РЛС противника.

Покрытия антенн также обеспечивают избирательность действия, пропуская собственные сигналы и блокируя другие частоты. Кроме того, отсеки размещения антенн прикрыты радиопоглощающими шторками для уменьшения возможных утечек сигналов повышенной мощности.

Антенны утоплены в обшивку для уменьшения выпуклостей, а вертикальное оперение выполняет функции антенны системы связи. Турель прицела носовой инфракрасной поисково- следящей системы повернута в обратное положение при выполнении крейсерского полета, обеспечивая излучение в заднюю полусферу, а также имеет радиопоглощающее покрытие.

В настоящее время в рамках программы разработки изготовлено 5 опытных истребителей Т-50. Финальный самолет Т-50-5 выполнил первый полет 27 октября 2013 г. Все пять самолетов к началу 2014 г. выполнили свыше 300 полетов.

Согласно планам министерства обороны РФ на 2013-2020 гг., опубликованным в середине 2013 г., достижение начальной боеготовности ПАК ФА и начало крупносерийного производства запланировано на 31 декабря 2016 г. Согласно Государственной программе вооружений в период 2016-2020 гг. будет поставлено 60 ПАК ФА.

Сборка шестого самолета T-50-6-1 находится в стадии завершения, еще три самолета (T-50-6-2, T-50-7 and T-50-8) строятся. Один из самолетов T-50-6 предназначен для проведения статических испытаний, а другой - для летных испытаний.


  • 11
    Tezen44 Tezen44
    11.01.1421:44:23
    Если бы это было не так - было бы весьма странно...    
    • 1
      Samboris Samboris
      11.01.1421:56:34
      Что даже буржуины заметели   
      • 1
        Bdd Bdd
        11.01.1422:52:19
        и напечатали информацию из википедии спустя 4 года с момента первого полета? это действительно надо еще и еще раз выкладывать? или новость в том что именно некий еженедельник напечатал данную информацию?
        • 0
          Samboris Samboris
          11.01.1422:59:46
          В педевикии ЭПР даже ниже, но источник не указан


          JANES - это JANES
  • 1
    Gagarin Gagarin
    11.01.1422:07:47
    Статья похожа на спам...нуу, эт когда написать нечего...а писать нужно...   
    австралийцами уже все обсосано донельзя..)))
    Отредактировано: Gagarin~22:08 11.01.14
    • 1
      Samboris Samboris
      11.01.1422:20:25
      Мне - не нужно! Добаваляю позитивные ИМХО новости в свободное время   
      Отредактировано: Samboris~01:24 12.01.14
      • 1
        Bdd Bdd
        11.01.1422:40:55
        это не новость. Т-50 создан давно
      • 2
        Gagarin Gagarin
        11.01.1422:50:52
        Мне - не нужно! Доваляю позитивные ИМХО новости в свободное время

        За старания, в любом случае - пылюс!))
        Отредактировано: Gagarin~22:51 11.01.14
    • 1
      Нет аватара Eldarado
      12.01.1400:44:23
      австралийцами уже все обсосано донельзя.


      Не читайте Коппа, он ещё тот репторофил. =)) Его девиз: "Продайте Австралии Рапторов! Без них Австралии смерть!" и под это дело он стращает народ и Горынычем и Китайским чОрным драконом.
      Хотя в трудолюбии дяьдьке не откажешь.
  • 0
    Djoker Djoker
    11.01.1422:18:32
    Как сообщает еженедельник "Джейнс дифенс уикли", за счет реализации технических мер по снижению заметности ПАК ФА его ЭПР в среднем составляет 0,1-1,0 кв.м


    Интересно, это примерки журналистов "на глаз" или данные разведки.
    Погосян и, главный конструктор Т-50 - Давиденко, оценивали ЭПР F-22 в 0.3 м2.

    Согласно Государственной программе вооружений в период 2016-2020 гг. будет поставлено 60 ПАК ФА.


    Какие-то через чур амбициозные планы. Более простой Су-35С примерно таким темпом строится.
    Отредактировано: Djoker~22:18 11.01.14
    • 0
      Samboris Samboris
      11.01.1422:51:55
      В педевикии ЭПР даже ниже, но источник не указан
      • 2
        MagiRus MagiRus
        11.01.1422:57:20
        Да в любом случае все данные из открытых источников это не более чем домыслы... Реальными цифрами владеют лишь специалисты ОАК и МинОбороны.
    • 0
      misha12 misha12
      12.01.1416:06:47
      60 самолётов за 5 лет не особо и амбициозно,а нормальный такой спокойный темп.
      • 0
        Djoker Djoker
        12.01.1416:12:34
        48 Су-35 за такое же время собираются собрать (с 2011-го по 2015-ый год).
        А первые 60 F-22 или F-35 за сколько построили?
        • 0
          misha12 misha12
          12.01.1417:20:48
          48 Су-35 за такое же время собираются собрать (с 2011-го по 2015-ый
          год).


          Учитывая в последние годы ускорение постройки самолётов на наших заводах,во второй половине 10-ых годов 12 бортов в год не должно быть чем-то сверхъестественным.12 самолётов в год это минимум который должен быть.

          А первые 60 F-22 или F-35 за сколько построили?


          F-22 вроде за 5 лет,F-35 за 4 года.
          • 0
            Djoker Djoker
            12.01.1417:33:45
            Учитывая в последние годы ускорение постройки самолётов на наших заводах,во второй половине 10-ых годов


            Ускорение постройки в связи с отработкой их серийного производство, все же.    
            Это только отработанный Су-30СМ можно по 14 шт. в год сразу же получать.

            12 самолётов в год это минимум который должен быть.


            Но не сразу. Тем более на таком сложном самолете как Т-50.

            Опять же по Су-35С:
            2011 - 2
            2012 - 8
            2013 - 12 (и то, судя по всему, не смогли)

            Тоже самое ожидается и по Т-50, если не медленнее (как мне и кажется).
            Отредактировано: Djoker~17:34 12.01.14
            • 1
              misha12 misha12
              12.01.1418:16:35
              Но не сразу.

              Тоже самое ожидается и по Т-50


              С этим полностью согласен.Но за пару лет можно будет разкочегарится и выйти на нормальный темп.Поэтому к концу 2020 года цифру в 60 самолётов не считаю не выполнимой.Понятно,что устранение детских болезней будет,доработки под новое вооружение,но строить такое количество можно.
              • 0
                Djoker Djoker
                12.01.1420:20:53
                Понятно,что устранение детских болезней будет,доработки под новое вооружение,но строить такое количество можно.


                Глядя на освоение производства Су-35С мне всё больше кажется, что задержки с серией это следствие детских болезней. Т.е. идет планомерная приостановка производства до устранения всех косяков.
                Опять же по слухам часть машин выпуска 2012-го года оправляют на КнААЗ для доработок.

                Тоже самое, как мне кажется, будет и с Т-50.
                Отредактировано: Djoker~20:21 12.01.14
                • 0
                  misha12 misha12
                  12.01.1422:18:26
                  Да,и это нормальный процесс.По Т-50 есть вероятность,что многие моменты быстрей будут идти.
    • 0
      Нет аватара antius
      13.01.1422:53:58
      Инфа скорее всего вот отсюда: bit. ly/1lW0IsZ
      Отредактировано: antius~00:24 14.01.14
      • 1
        Djoker Djoker
        13.01.1422:59:38
        Где у Т-50 S-образные каналы воздухозаборников?
         http://www.fips.ru/cdfi/f...u?ty=29&docid=2502643 
        • 0
          Нет аватара antius
          13.01.1423:16:08
          Не знаю, ибо не спец. Может в следующих образцах запланированы? А может уже есть, но нам доложить забыли.    

          Кстати, спасибо за активную ссылку! Непонятно только, почему у меня нет возможности их вставлять. Вроде и на сайте довольно давно и рейтинг в порядке и публикации есть, а ссылки невидны...
          Отредактировано: antius~23:28 13.01.14
  • 4
    Нет аватара Milonov Grigory
    12.01.1400:04:54
    Статья так себе. Когда пишут о каком-то параметре, то неплохо было бы показать на пальцах - на сколько это хорошо - то или иное изменение значения параметра для пользы дела. Ну вот было ЭПР порядка 15 м^2 а стало - 1 м^2. Что это значит? Стало в 15 раз лучше? Или на 14 метров лучше? При всем восторге от достигнутого результата, считаю, нужно все-таки пояснить - на сколько улучшились тактические параметры самолета. Поэтому, грустно и печально ищем в сети "основное уравнение радиолокации" и смотрим там на параметр ЭПР... Потом приравниваем расстояние до передатчика и до приемника - в случае бортовой станции оно одно и то же... Выносим его из знаменателя, извлекаем корень... И вот качественный результат: расстояние обнаружения цели пропорционально корню четвертой степени из ЭПР. Округлим исходный ЭПР до 16 м^2 - и получим, что расстояние обнаружения той же самой станцией для Т-50 будет в ДВА раза меньше, чем для Су-27. в ДВА, а не в 15. Т.е. если Су-27 какой-то станцией обнаруживается на дальности, например, 150 км, то Т-50 будет обнаружен на дальности 75 км. Как-то так. Если бы ЭПР был снижен с 15 до 0.15 м^2 (в 100 раз,) то расстояние обнаружения Т-50 снизилось бы только в ТРИ раза! (т.е. - для нашего примера получим дальность 50 км) Такие дела...

    Далее - очень жаль, что не прикрыли лопатки компрессора. Они не только увеличивают ЭПР, но и позволяют однозначно определить тип цели - чисто по отраженному сигналу.

    В общем - есть, куда стремиться. Хотя прогресс радует, да.
    Отредактировано: Milonov Grigory~00:17 12.01.14
    • 2
      Samboris Samboris
      12.01.1400:19:25
      Если бы ЭПР был снижен с 15 до 0.15 м^2 (в 100 раз,) то расстояние обнаружения Т-50 снизилось бы только в ТРИ раза!


      Самолёт - не уголковый отражатель, за коммент - спасибо   
      • 3
        Нет аватара Milonov Grigory
        12.01.1400:32:16
        При чем здесь уголковый отражатель? И собственно - какая разница- самолет или уголок?
        Если уж совсем довести анализ до конца, то за качественной оценкой дальности нужно было бы привести качественное развитие тактических возможностей. Например - АВАКСом Т-50 будет обнаружен на дальности, например - 100 км, а Су-27 - на 300 км. Или, там, ГСН ракеты АМРААМ захватит Т-50 на удалении, ну допустим, не 16 км, а на 10 км. Из этого такие-то тактические выводы: Если Т-50 возьмет какую-нибудь РВВ-БД, то он сможет расстрелять АВАКС и смотаться, в то время, как Су-27 скорее всего будет сбит еще на удалении 200 км, пока его будут на этот АВАКС наводить.
        • 3
          Нет аватара SergePerovsky
          12.01.1402:37:48
          Вы правы, все эти "невидимки" изначально были разбазариванием государственных средств в особо крупном размере. Что и было показано в Югославии.
          Уменьшать заметность ЗА СЧЕТ летных качеств - безумие.
          К счастью, с Т-50 дело обстоит не так. Уменьшение заметности делается не во вред скорости и маневренности.
          Хотя и тут проблем с превращением малозаметности в реальное тактическое преимущество хватает. Если работает бортовая РЛС - самолет обнаружат на предельной дальности, независимо от ЭРП. А идти в слепую, значит обнаруживать цели с помощью оптики, т.е. на дистанциях максимум 40 км.
        • 1
          Дмитрий Костючик Дмитрий Костючик
          12.01.1420:29:47
          Вот открытые данные по системе пэтриот:
          Дальность обнаружения с вероятностью 0,9 при ЭПР цели:
          0,1 м² (головная часть ракеты) 70 км,
          0,5 м² (ракета) — 100 км
          1,5 м² (истребитель) — 130 км
          10 м² (бомбардировщик) — 180 км
          • 1
            Нет аватара Milonov Grigory
            12.01.1423:05:15
            Ну вот - как-то так, да - берем данные по ЭПР 0.1 и 10 - и сравниваем дистанции - 70 и 180. То, что для ракеты имеем большую дальность (70 вместо примерно 60) - так это потому, что ракета наблюдается на фоне неба - т.е. практически без помех, в то время, как бомбер нужно отфильтровывать от отражений от земли, например - там может даже другая модуляция сигнала использоваться - например - ФКМ или ЛЧМ - для целей на фоне неба и квазинепрерывный - для низковысотных целей.

            Вообще, конечно, эта модель лукавая. По-хорошему, нужно учитывать и активные и пассивные помехи, канальность станций, характеристики радиовзрывателей на ракетах и м.б. еще много чего. В сложной помеховой обстановке самолету с малой ЭПР существенно легче противодействовать радарам. Но чтобы этим преимуществом воспользоваться, нужна комплексная поддержка этих тактических приемов - т.е. работа в группе, обеспечение РТР и РЭБ, оружие и например, динамическая визуализация границ опасных зон для летчика, например, на тактическом дисплее или на нашлемном индикаторе.

            Я просто хотел донести мысль о том, что тактика только снижения ЭПР очень быстро насыщается - для уменьшения заметности на один порядок возможно потребуется увеличение стоимости сразу на несколько порядков! А это не хорошо - нужно искать баланс.
            Отредактировано: Milonov Grigory~23:06 12.01.14
    • 0
      Djoker Djoker
      12.01.1400:40:52
      Вроде писалось, что существенные изменения конструкции будут на T-50-7.
      Те самые радар-блокеры? Или невероятные S-образные каналы воздухозаборников.    

      Неизвестно для какой версии Т-50 считалось ЭПР в статье Jane's. Может к серии ЭПР ещё уменьшится.
      • 0
        Нет аватара Eldarado
        13.01.1400:52:26
        S-образных каналов не будет. Их там негде искривлять - придётся всё перекомпоновывать. Очень хочется увидеть некруглые сопла ;)
    • 0
      Zveruga Zveruga
      12.01.1402:43:25
      Точно не прикрыли? По моим сведениям прикрыли.
  • 0
    Нет аватара AbrValg
    12.01.1400:20:38
    Ага, таки радар блокеры есть. Можно будет троллей тыкать носом.
  • 0
    berkut berkut
    12.01.1400:24:39
    А патентуют они где? Не у врагов случаем?
    • 2
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      12.01.1400:27:58
      У врагов в первую голову и надо. Вы видимо не в курсе патентного права    
      • 0
        berkut berkut
        12.01.1400:29:51
        Вы правы - не в курсе! А как же секреты?
        • 5
          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
          12.01.1400:47:37
          А так. Патент действует только в той стране, где зарегистрирован. Попытаюсь на пальцах объяснит:
          Вы проживаете в стране Х и чего-то там изобрели супер-пуперное. Вы там оформили патент. Но я проживаю в стране Y и с помощью промышленного шпионажа или там долго Вас пытая     я все узнал стал делать Ваше супер-пупурное изобретение. Нарушения патентного права нет. Вы в моей стране не оформили патент. Но я собрался в Вашим изобретением выйти на внешний рынок. В стану Х я торговать не смогу (Вы же там патент оформили), а вот в страрну Z вполне. Даже если Вы оформили в мой стране патент, то я могу в стране у-черта-на-куличиках построить завод и делать. Вот только это напряжно обычно и потому просто патент тупо регистрируют в тех странах, которые обладают соответствующим технологическим уровнем.
          А секреты... А что секреты? В общий доступ попадает только общий принцип без всяких расчетов. При наличии действующего образца и жуткой секретности расчетов, то патентная комиссия и расчеты не видит     А там гадай, как душе угодно    
          • 1
            berkut berkut
            12.01.1400:52:07
            Всё так, НО иногда идея стоит большого и ценного
            • 4
              d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
              12.01.1400:57:32
              С чисто идеями это к патентному законодательству штатов. Они там хоть вечный двигатель зарегистрируют     Т.е. чисто идею. У нас и в Европе регистрируют только то, что реально возможно. Потому в штатах и идут судебные войны между корпорациями по патентному праву.
              • 0
                berkut berkut
                12.01.1401:00:20
                Понятно, я всё ж в уме держал, что у нас не дураки в таких отраслях сидят
                Отредактировано: berkut~01:00 12.01.14
        • 0
          Нет аватара Eldarado
          12.01.1401:08:44
          Их в патенте не описывают. ;)
  • 0
    Иван Попов
    12.01.1402:24:19
    Для того кому интересны подробности вот тут в комментариях -  [ссылки отключены]  есть интересный спор на тему сравнения ЭПР ПАКФА и F-22 (можно "погуглить" в Яндексе - "новости впк Число 13 стало счастливым для программы F-35 – американский военный эксперт") Если коротко - в бою основное значение играет не ЭПР/Радар самолёта, а наличие и качество поддерживающей инфраструктуры (стационарные РЛС, самолёты разведчики, и т.п.)
    Отредактировано: Ivan Popov~02:39 12.01.14
    • 0
      Нет аватара Enot5467
      12.01.1421:09:26
      Ни кто и не скрывает про комплексный подход. Но в целом, всё комплексное состоит из мелочей. В том числе и деньги от разрекламированности F22, которые можно пустить на разработку нового двигателя для ракеты    
  • 2
    Hasky Hasky
    12.01.1403:26:42
    Тому, кто запостил "новость", хочется написать" "Спасибо капитан Очевидность".
    • 1
      Zveruga Zveruga
      12.01.1405:20:38
      Эта новость от Итар-Тасс, которое перепостило Janes, которое взяло информацию с... Паралая, а точнее с патентов, которые всё это время выкладывали на Паралае.
      Отредактировано: Zveruga~07:27 12.01.14
      • 0
        Bdd Bdd
        12.01.1410:59:37
        через какой-то период новость может вернуться!))( вчера смотрел "Гравитацию" - там космический мусор через 90 минут пролетал по орбите)
  • 0
    Нет аватара azurel
    12.01.1413:18:39
    Всем спокойно, в патенте идет речь только о средней ЭПР, а не ЭПР с носа, о которой обычно говорят, во вторых патент не на Т-50 а просто на общие решения для снижения заметности.

    Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в снижении величины РЛ - заметности самолета до средней величины порядка 0,1 - 1 м .

    Это цитата с патента, то-есть это никак не противоречит тому что с носа ЭПР будет например на два порядка меньше. Туже самую оценку ЭПР в Сухом давали для F-22, 0.3м2, то-есть 0.1-1м2 это нет какие-то реально измеренные значения а просто оценочные.

    Что касается не-прикрытых лопаток, то радар блокеры скорее всего будут, в том числе не только на Т-50 но и на других истребителях Су, S каналов не будет.
  • 0
    Romualdo Romualdo
    12.01.1413:45:35
    Кстати, а кто знает, какая ситуация сейчас у нас с разработкой и введением беспереплётных фонарей на Су-35, -34 и Як-130? Не говоря уже о Т-50.
  • Комментарий удален
  • 0
    Igor Kirsanov Igor Kirsanov
    12.01.1420:17:43
    Капитан Очевидность? Новости минус, без обид.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,