стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
19

Первая говорящая перчатка - переводчик с языка глухонемых

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

Героиня фильма Валерия Тодоровского «Страна глухих», несмотря на глухоту, умела читать по губам и сносно разговаривать на языке слышащих. Дарье Якимовой, победительнице прошлогоднего конкурсного отбора научных проектов Innostar, а ныне – студентке первого курса МГТУ им. Баумана, тоже посчастливилось познакомиться с человеком, сумевшим преодолеть «языковой» барьер между миром глухонемых и обычных людей. Случилось это на одной из технических выставок, и после этой встречи Дарья искала техническое решение, которое помогло бы и другим людям преодолевать барьеры общения – тем более сейчас, когда так часто говорят о «безбарьерной среде». Так Дарья самостоятельно разработала перчатку, распознающую азбуку жестов.

  • Дарья_Якимова
  • Дарья_Якимова

 Идею перчатки тебе подсказал тот человек с выставки?

– Его коллеги мне объяснили, что на самом деле он меня не слышит. Сначала я удивилась: мы с ним нормально вели беседу, но оказалось, что он только читает по губам и с помощью логопеда научился разговаривать. Я даже не заметила в его речи никаких дефектов, поэтому не могла отличить его от обычных людей. Тогда мне пришла в голову идея придумать что-то такое, что помогло бы таким же, как он, перейти от азбуки жестов к прямому общению. Я представила, как человек надевает перчатку и показывает жест из азбуки глухонемых, программа обрабатывает эти символы и выводит текстом на мини-дисплей: так на бейдже появляются слова, которые он говорит.

Но ведь это, мягко говоря, не совсем прямое общение с миром слышащих людей?

– Так и перчатка задумана как средство перехода. Я вообще поинтересовалась, откуда проблема общения, если можно решить её так, как тот человек. Но оказалось, у людей с подобной инвалидностью существует серьёзный психологический барьер, из-за которого они замыкаются в своём кругу и перестают общаться с остальными. В идеале же они должны учиться читать по губам, разговаривать – хоть это и трудно, если ты никогда не слышал звуков. Тот человек переступил этот барьер: он работал в крупной корпорации, у него была семья…

  • Говорящая_перчатка
  • Говорящая_перчатка

На каждом «пальце» перчатки – силиконовая трубка, через неё проходят лучи от светодиодов к фоторезистору. Когда человек сгибает палец, сквозь трубку проходит меньшее количество света, и получается аналоговый сигнал. Специальный акселерометр измеряет направление изгиба ладони по трём осям. Следующий этап разработки – Bluetooth-версия, которая поможет избавиться от паутины проводов

Твоя перчатка полностью изготовлена твоими руками?

– Я купила дисплей и контроллер, а всё остальное делаю сама – пробую рукой и таким образом улучшаю устройство. Сейчас у меня уже несколько версий разработки, и она ещё не завершена – некоторые буквы очень сложны для распознавания. Я делаю её на английском алфавите: выбрала пока международный язык, хотя у каждой страны, конечно, есть своя азбука глухонемых: в одной только Франции пять разновидностей, поскольку люди используют диалекты. Поэтому делать алфавит для определённой страны мне показалось слишком узким.

Насколько я знаю, глухонемые используют жесты, означающие целые слова, а не «произносят» по буквам. Разве нет?

– Да, это так. И это всё более усложнённая система, намного больше вариантов слов-жестов – к этому надо ещё прийти. Но по буквам глухонемых детей учат изначально, азбука – это база, и они все её знают. Между собой они её не используют, потому что это медленно. Я читала, что на языке жестов они выдают 137 слов в минуту. Это довольно много.


Дарья рассказывает о своём дешифраторе международной азбуки жестов

В победном для тебя конкурсе научных проектов ты принимала участие, ещё будучи школьницей. Тебя увлекли научным проектом в школе?

– Да, всё началось именно там – в лицее №1502 при МЭИ с углублённым изучением технических предметов, физики, математики. В эту школу набирают только старшеклассников и только по конкурсу, и на мой выбор повлияли родители: папа – инженер, бабушка и дедушка – учителя математики и физики. А проектом я занялась, когда лицей выиграл грант компании Schlumberger, которая ведёт образовательные программы, поощряющие интерес школьников к инженерным специальностям. В школу приехали американцы и открыли у нас лабораторию – привезли большое разнообразие станков, два 3D-принтера, машину для силиконовой заливки…

Это ФабЛаб?

– Он и есть. Пилотный проект FabLab@school – ФабЛаб в школе. На самом деле, про нашу лабораторию мало кто знает, в отличие от лаборатории МИСиС. Хотя первый российский ФабЛаб установили именно у нас. Но к ней нет допуска посторонним: в лицей проход закрытый, всё по пропускам. А вот оборудования – полный комплект: лазерные гравировальные станки, паяльное оборудование, большой фрезерный станок размером с несколько парт – для изготовления огромных деталей, 3D-сканер, 3D, 3D-принтеры, наборы для робототехники – Arduino и облегчённый вариант...

Вас специально мотивировали на посещения школьного ФабЛаба?

– Одним из вариантов привлечь нас туда было освобождением от зимнего экзамена по физике: делаешь какой-то проект, защищаешь его и не сдаёшь экзамен. К тому же у нас были элективные курсы: мы, ученики, могли выбрать из 20 предметов те, которые нам интересны. Среди актёрского мастерства и пения была и робототехника – мы занимались ею в ФабЛабе. К нам приезжал декан факультета довузовской подготовки МЭИ и вёл курс по робототехнике. Мы делали машинки, которые должны были двигаться по чёрным линиям и преодолевать препятствия в выдуманной городской среде.

В будущем ты тоже хочешь заниматься робототехникой?

– Да, планирую однажды поучаствовать в крупных международных соревнованиях Eurobot, но для этого нужна соответствующая модель. Я очень хочу быть инженером-робототехником, но, к сожалению, по этой специальности в России почти негде работать – в основном, автоматические системы производятся за рубежом и привозятся к нам. А в крупных масштабах своего ничего нет. Сегодня молодые люди в России в принципе мало знают о робототехнике. Когда в школе открыли лабораторию, те, кто побывал на научно-практическом семинаре с американцами или прошёл обучение на элективном курсе, те зашли в неё и больше оттуда не выходили. А вот со стороны привлечь людей достаточно трудно.

Не хватает мотивации и увлечения проектной деятельностью?

– Думаю, нужно очень внимательно увлекать. Было очень хорошо, когда в лабораторию приезжали американцы и вели свои маленькие занятия. Они выбрали небольшую группу людей из лицея, показывали оборудование. Это не было похоже на уроки – без оценок, всё весело. Однажды в лазерный гравировальный станок они положили хлеб и на нём выжигали какие-то элементы. Даже тому, кто совершенно не силен в технике, было интересно. Так что надо привлекать больше людей, все должны прийти и посмотреть – определиться, понравилось или нет. Ещё есть в целом проблема в развитии прикладных вещей. Почему-то у многих ребят есть мнение, что прикладное – это заводы, что инженеры работают только на заводе. А с робототехникой ситуация странная: если говорить о военных образцах, то они порой превосходят зарубежные, но вот в роботах-пылесосах и прочих бытовых объектах мы катастрофически уступаем.

Елизавета Ясиновская

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,