81

Обзор российского метровагоностроения

Предлагаю Вашему вниманию рассказ о разработке и производстве в России вагонов для метро.

В 1976 году в СССР на Мытищинском машиностроительном заводе были созданы первые вагоны метро модели 81-717/81-714. От своих предшественников новые вагоны отличались отсутствием кабины машиниста в промежуточном вагоне и торцевой переходной двери в лобовой части головного вагона, более мощными тяговыми электродвигателями, люминесцентным освещением, а также использованием в отделке салона трудно горючего пластика.

Серийное производство вагонов модели 81-717/81-714 началось в 1977 году на Мытищинском машиностроительном заводе, в 1980 году к выпуску вагонов подключился Ленинградский вагоностроительный завод имени И. Е. Егорова. К моменту распада Советского Союза оба завода выпускали улучшенную модификацию 81-717.5/81-714.5.

Модель 81-717/81-714 стала самой массовой в истории отечественного вагоностроения — вагоны этого типа эксплуатируются всеми метрополитенами бывшего СССР, а также поставлялись на экспорт в Будапешт, Варшаву, Прагу и Софию.

После распада СССР отечественные конструкторы продолжили работу над совершенствованием популярной модели, но теперь разработка новых модификаций шла на двух заводах самостоятельно. В 1993 году ОАО «Метровагонмаш» (Мытищи) начало выпускать вагоны 81-717.5М/81-714.5М, а в 1997 году ЗАО «Вагонмаш» (Санкт-Петербург) приступило к выпуску их аналога, получившего индекс 81-540/541. Именно на базе 81-540/541 петербургские инженеры создали целый ряд самобытных моделей вагонов метро.

1. Вагоны модели 81-540.1/541.1.

Состав изготовлен ЗАО «Вагонмаш» в 1997 году в единственном числе на базе опытных вагонов модели 81-550/551/552, которые, в свою очередь, были изготовлены в 1992 году по результатам испытаний опытных вагонов модели ЭС-719/720.

От 81-550/551/552 вагоны модели 81-540.1/541.1 унаследовали необычный внешний вид кабин машинистов и принудительную вентиляцию салонов, а также плоскую крышу. В остальном вагоны 81-540.1/541.1 были идентичны вагонам 81-540/541. Уникальный состав из 6 вагонов продолжает работать на Московско-Петроградской линии Петербургского метрополитена.

2. Вагоны модели 81-540.7/541.7.

Изготовлены ЗАО «Вагонмаш» в 2002 году в качестве модификации вагонов модели 81-540/541, от которых отличаются пластиковыми накладками на лобовых частях головных вагонов, 5 фарами вместо привычных 6 и наличием нестандартного тиристорного регулятора РТМ-350. Оба состава по 6 вагонов в каждом работают на Невско-Василеостровской линии Петербургского метрополитена.

3. Вагоны модели 81-540.8/541.8.

Дальнейшее развитие модели 81-540/541, от которых новые вагоны отличаются увеличенными кабинами машиниста с торцевой дверью для аварийной эвакуации. Первоначально головные вагоны имели цельнометаллическую кабину с пластиковыми накладками белого или синего цвета:

Начиная с шестого вагона ставилась маска из стеклопластика, имеющая двухцветную или одноцветную окраску. Вагоны модели 81-540.8/81-541.8 изготовлены ЗАО «Вагонмаш» в 2004-2005 годах и в настоящее время работают на Правобережной линии Петербургского метрополитена:

4. Вагоны модели 81-553.3/554.3/555.3 «Казань».

Разработаны ЗАО «Вагонмаш» совместно с фирмой «Škoda» для метрополитена Казани. Состав состоит из 4-х вагонов — 2-х головных моторных вагонов 81-553.3, одного промежуточного моторного 81-554.3 и одного промежуточного прицепного 81-555.3. Моторные вагоны имеют асинхронные тяговые двигатели производства компании «Škoda». Салоны вагонов отделаны антивандальными птастиковыми панелями и оснащены светодиодными информационными табло. В 2005 году изготовлено 20 вагонов модели 81-553.3/554.3/555.3 ( 5 составов).

5. Вагоны модели 81-540.2/541.2, 81-540.2К/541.2К и 81-540.2Н/541.2Н.

В 2006 году ЗАО «Вагонмаш» приступил к выпуску вагонов 81-540.2/541.2, которые стали ещё одной ступенью модернизации модели 81-717/81-714. В очередной раз изменив маску головного вагона, конструкторы убрали торцевую дверь и установили большое лобовое стекло округлой формы. Количество фар уменьшилось до 4-х, расположенных в блоках по 2 штуки снизу от лобового стекла. За свой необычный вид вагоны этой модели получили прозвище «Пришелец».

Кроме внешнего вида, изменилось и техническое оснащение — в кабине машиниста установлен новый пульт и система автоведения. С 2009 года вагоны оснащаются новым преобразователем БПН-115 и электронным маршрутным указателем.

Вагоны этого типа эксплуатируются на Фрунзенско-Приморской линии Петербургского метрополитена, а также поставлялись метрополитенам Киева (имеют индекс 81-540.2К/541.2К, отличаются более простой комплектацией) и Новосибирска:

Часть составов комплектовалась промежуточными вагонами 81-714.5П, производство которых велось на заводе «Метровагонмаш» в Мытищах, а впоследствии было передано в Санкт-Петербург на Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ). После банкротства ЗАО «Вагонмаш» ОЭВРЗ освоил выпуск и головных вагонов, и теперь выпуск этой модели продолжается под индексом 81-717.5П/81-714.5П.

6. Вагоны модели 81-717.6/714.6.

Серийно выпускаются ОАО «Метровагонмаш» с 2009 года, 11 составов (8 вагонов) работают на Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена, 6 составов (3 по 4 вагона и 3 по 5 вагонов) переданы Нижегородскому метрополитену.

Новые составы имеют увеличенную кабину машиниста с торцевой дверью для аварийной эвакуации, в кабине установлен новый пульт, кондиционер и кресло машиниста с вибропоглощением. Вагоны имеют модернизированные тележки с рамой новой конструкции, повышенную тепло и шумоизоляцию, оснащены принудительной вентиляцией и антивандальными сиденьями.

7. Вагоны модели 81-717.5А/714.5А.

Заканчивая тему о различных модификациях «номерных», нельзя не вспомнить о ещё одном необычном поезде. В 2010 году, к 75-летию Московского метрополитена, ОАО «Метровагонмаш» выпустило состав из 7 вагонов, стилизованных под самые первые вагоны Московского метрополитена типа А. Состав построен на основе серийных вагонов модели 81-717.5М/81-714.5М и отличается отделкой салонов и элементами внешнего декора, работает на Сокольнической линии.

Если «Вагонмаш» предпочитал эксперементировать с «номерными», разрабатывая всё новые и новые модификации, то «Метровагонмаш» старался разрабатывать вагоны нового типа.

8. Вагоны модели 81-720/721 и 81-720.1/721.1 «Яуза».

Разработаны в 1991 году на основе опытных вагонов типа И. Имеют кузов из нержавеющей стали, новые тележки, тяговые электродвигатели и систему управления, а также увеличенную максимальную скорость. В кабинах машинистов появился кондиционер и отопление, а также дверь-трап для эвакуации пассажиров. Вагоны оборудованы принудительной вентиляцией, системой автоматического пожаротушения, имеют электронные информационные табло типа «бегущая строка» и электронные схемы маршрута движения поезда — в 90-х это производило сильное впечатление! За счёт отсутствия форточек и воздуховодов вентиляции улучшилась шумоизоляция вагонов, а за счёт уменьшения числа посадочных мест увеличилась их пассажировместимость.

Впервые «Яуза» была продемонстрирована в январе 1993 года, но испытания и доводка состава затянулись. Лишь в июне 1998 года началась эксплуатация 2-го опытного состава на Люблинской линии. В 1998-2002 годах «Метровагонмаш» изготовил 49 вагонов модели 81-720/721 (7 составов) т.н. опытно-промышленной партии, которые первоначально эксплуатировались на Люблинской линии, а впоследствии были переданы на Каховскую линию Московского метрополитена. В 2004 году были изготовлены 28 серийных вагонов модели 81-720.1/721.1 (4 состава), отличающиеся установкой асинхронных двигателей и другим интерьером салона. После переформирования из 7-ми в 8-ми вагонные 3 состава работают на Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена.

9. Вагоны модели 81-740/741 «Русич» и их модификации.

Разработаны ОАО «Метровагонмаш» в 2002 году, с 2003 года выпускаются серийно. Первоначально предназначались для линий мини-метро, что определило необычную конструкцию — вагон состоит из 2 сочленённых секций и опирается на 3 тележки. Кузов вагона изготовлен из нержавеющей стали, использованы тележки и другое оборудование модели 81-720/721 «Яуза».

Модель 81-740/741 имела по 4 окна в головной и по 5 окон в промежуточной секции вагона (с каждой стороны), а также по 2 двустворчатые двери прислонно-сдвижного типа в каждой из секций. Вагоны имели системы отопления и принудительной вентиляции, а также асинхронные тяговые двигатели производства компании «Alstom». В 2003-2004 годах изготовлены 12 составов (37 вагонов) для Бутовской линии Московского метрополитена.

В 2004 году изготовлен трёхвагонный состав модели 81-740А/741А, на котором установлены асинхронные тяговые двигатели отечественного производства. Состав работает на Бутовской линии.

В 2005 году начат выпуск вагонов модели 81-740.1/741.1, отличающихся модифицированными системами отопления, вентиляции и видеонаблюдения, другим оборудованием кабины машиниста, а также наличием форточек на всех боковых окнах. В 2005-2009 годах изготовлены 80 составов (377 вагонов), работают на Филёвской и Арбатско-Покровской линиях Московского метрополитена.

В 2009 году начат выпуск вагонов модели 81-740.4/741.4, отличающихся установкой в салонах кондиционеров, системы видеонаблюдения, а также изменением планирови — за счёт уменьшения числа посадочных мест (стало 46 вместо 54 в головном и 42 вместо 60 в прицепном вагонах) установлены дополнительные двери, оборудованные системой противозажатия пассажиров.

В 2009-2013 годах изготовлены 65 составов (305 вагонов), работают на Арбатско-Покровской, Бутовской, Калининской и Кольцевой линиях Московского метрополитена, ещё 9 составов (27 вагонов) переданы Казанскому метрополитену.

Кроме того, в 2005-2013 годах ОАО «Метровагонмаш» изготовило 120 вагонов (40 поездов) моделей 81-740.2/741.2 и 81-740.2Б/741.2Б для Софийского метрополитена. Вагоны имеют асинхронные тяговые двигатели производства японской компании «Hitachi» и предназначены для колеи 1435 мм.

В общей сложности, изготовлено 877 вагонов семейства «Русич» всех модификаций.

10. Вагоны модели 81-553.1/554.1/555.1 «Славутич».

Разработаны ЗАО «Вагонмаш» и фирмой «Škoda» для метрополитена Киева. Состав построен в 2002 году и состоит из пяти вагонов — двух головных моторных вагонов 81-553.1, двух промежуточных моторных 81-554.1 и одного промежуточного прицепного 81-555.1. Моторные вагоны имеют асинхронные тяговые двигатели производства компании «Škoda». Вагоны поезда оборудованы бортовым компьютером, электронным приводом дверей (створки можно открывать по отдельности), а прицепной вагон имеет другое расположение сидений. Кроме того, головные вагоны получили стеклопластиковую маску с большим ветровым стеклом, в кабине установлен новый пульт управления и вторая дверь.

С ноября 2009 года «Славутич» работает на Куренёвско-Красноармейской линии Киевского метро. В связи с низкой надёжностью Киевский метрополитен отказался от дальнейших закупок вагонов этого типа в пользу 81-540.2К/541.2К и 81-717.5М/81-714.5М.

11. Вагоны модели 81-556/557/558 «НеВа».

Разработаны ЗАО «Вагонмаш» совместно с фирмой «Škoda» для метрополитена Санкт-Петербурга. Состав состоит из шести вагонов — 2-х головных моторных вагонов 81-556, 2-х промежуточных моторных 81-557 и 2-х промежуточных прицепных 81-558. Для уменьшения веса стальной каркас вагонов обшит алюминиевыми сэндвич-панелями, вагоны имеют тележки с пневмоподвешиванием и асинхронные тяговые двигатели чешского производства.

Опытный состав изготовлен «Вагонмашем» в 2011 году, после его банкротства 8 серийных составов изготовлены ОАО «Кировский Завод» в 2013-2014 году. С октября 2013 года составы «НеВа» работают на Невско-Василеостровской линии Петербургского метрополитена.

12. Вагоны модели 81-780/781 «Ладога».

Состав из 6 вагонов изготовлен ОАО «ОЭВРЗ» в 2011 году с использованием кузовов и тележек производства ОАО «Метровагонмаш». За исключением окраски и деталей интерьера, вагоны модели 81-780/781 являются точной копией вагонов 81-760/761, которые поставляются метрополитену Москвы. «Ладога» участвовала в конкурсе на поставку 9 шестивагонных составов Петербургскому метрополитену, но проиграла «НеВе».

13. Вагоны модели 81-760А/761А/763А «Ока».

Состав из 8 вагонов изготовлен ОАО «Метровагонмаш» в этом году и в настоящее время проходит испытания в Московском метрополитене. Основным отличием от базовой модели 81-760/761 является наличие сквозного прохода и прицепных немоторных вагонов, снижающих вес состава. После завершения испытаний планируется серийное производство.

14. Вагоны модели 81-760/761 «Ока».

Разработаны ОАО «Метровагонмаш» в 2010 году. Имеют асинхронные тяговые двигатели КАТП-2 производства «Метровагонмаш», систему кондиционирования воздуха с функцией обеззараживания воздуха и современный дизайн интерьера. Вагоны серийно выпускаются с 2011 года, 105 составов (840 вагонов) работают на Калининской и Серпуховско-Тимирязевской линиях Московского метрополитена, а «Метровагонмаш» разрабатывает улучшенную модификацию 81-760.1/761.1.

15. Вагоны модели 81-722/723/724 «Охта».

Вагоны разрабатываются ОАО «Метровагонмаш» для метрополитена Санкт-Петербурга, сборка будет осуществляться ОАО «ОЭВРЗ» с использованием кузовов и тележек производства «Метровагонмаш». Новые вагоны будут иметь кузов, аналогичный кузову модели 81-720.1/721.1 «Яуза», но с несколько изменённым внешним видом, в конструкции вагона максимально использованы комплектующие от серийной модели 81-760/761 «Ока». В соответствии с условиями контракта, ОЭВРЗ должен поставить 66 вагонов (11 составов) для работы на Невско-Василеостровской линии.

Фотографии Андрея Перечицкого, Александра Попова, Романа Вуколова, Игоря Ванина, quantum, Nomernoy и с сайта metro.pics

  • 24
    A_SEVER
    25.10.1420:02:44

    Дело было вечером,

    делать было нечего.

    Кто-то спал, кто-то скучал…

    Кто-то про метро читал!

  • -5
    Нет аватара
    26.10.1400:32:49

    Поставили бы одинаковые как в Лондонском метро,а то этот контраст.Можно покрасить в связи со стилем станции.

    Отредактировано: Zheka~00:34 26.10.14
    • 0
      A_SEVER
      26.10.1400:38:43

      Поставили бы одинаковые как в Лондонском метро,а то этот контраст.
      Куда поставили?

  • 1
    Дмитрий Костючик
    26.10.1400:57:25

    Мытищинские молодцы, сразу с 90х взяли курс на разработку нового, вместо перелопачивания миллион раз одного и того же и теперь они лидеры, причём даже свои двигатели вроде как ставят.

    А как пользователь московского метрополитена могу сказать что каждый новый тип всё лучше и лучше. Самые свежие, которые с кондиционером, системой обеззараживания и wi-fi, ну очень хороши.

    • 4
      A_SEVER
      26.10.1401:15:21

      Мытищинские молодцы, сразу с 90х взяли курс на разработку нового

      Метровагонмаш часть большого холдинга, плюс Москва и РЖД с их огромными заказами.

      Поэтому финансовые возможности не сопоставимы с Вагонмашем.

      даже свои двигатели вроде как ставят.
      Да, система управления собственной разработки, электродвигатели из Лысьвы или Ярославля.

  • 0
    Нет аватара
    26.10.1401:19:06

    КАТП это асинхронный тяговый привод, а не двигатель, двигатели там разные ставят.

    Вот этих организаций.

     http://www.ngs-privod.ru/rus/ 

     http://www.eldin.ru/catalog/electromotors.php 

  • 0
    Нет аватара
    26.10.1409:51:36

    Особенно интересно прокатиться на вагоне номер 1 из того времени, стилизованный под прошлое, мы то почему-то думали что это восстановленный с тех лет настоящий сталинский поезд ходит.

    • 1
      A_SEVER
      26.10.1411:56:47

      интересно прокатиться на вагоне номер 1
      Это не один вагон, это ретропоезд из 7 вагонов!

      • 0
        Нет аватара
        26.10.1418:10:59

        Да все верно, ездили на нем несколько раз, здорово почувствовать атмосферу тех лет, а вагон номер 1 — это как ассоциация, когда создается впечатление будто бы находишься в вагоне что возил первое лицо государства в былые годы. При этом состав словно выныривает из 30х, как будто проносится через десятки лет и пробуждает традиции далекого прошлого, что обретают формы в стекле и металле.

        Отредактировано: Info_Rus~16:57 27.10.14
        • 0
          Aleksandr Krecet
          26.10.1418:40:17

          Мне тоже больше всего ретро понравился — побольше бы таких

          • 1
            A_SEVER
            26.10.1419:52:35

            побольше бы таких
            А ещё лучше сделали бы музей вагонов метро!

    • 0
      Alan S
      26.10.1412:35:15

      Я катался. Дерево и люстры внутри смотрятся эффектно. Даже жаль, что состав такой один.

      В Москве несколько тематических поездов есть, посвященных разным событиям. Хорошая практика.

  • 0
    Slava
    26.10.1410:02:54

    Нехрена себе…    «+"

  • 0
    Алексей Моисеев
    02.11.1411:12:00

    Интересная статья. Наконец то я разобрался что откуда)

    • 0
      A_SEVER
      02.11.1411:26:01

      Интересная статья.
      Спасибо!

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,