Лого Сделано у нас
23

В ТГУ создали уникальную смолу, которую можно использовать для строительства дорог

Ученые лаборатории каталитических исследований (ЛКИ) Томского государственного университета (ТГУ) получили особую смолу, свойства которой позволяют создавать надежную гидроизоляцию, новые строительные материалы и даже временные дороги.

— Моя диссертационная работа была связана с производством фенола ацетона. При этом образуются отходы, так называемая альдегидная фракция, которая снижает качество получаемого ацетона и его количества, и, следовательно, ее нужно было переработать. В итоге я получил жидкость, которая при определенных условиях легко полимеризуется, причем процесс можно контролировать, меняя время начала схватывания в диапазоне от нескольких минут до нескольких часов. В результате получается твердый прочный материал", — рассказывает ведущий научный сотрудник ЛКИ ТГУ Эльдар Дахнави.

Смола, которая получила «имя» ПМ-14, производится путем смешивания альдегидной фракции и формальдегида в присутствии катализатора. Меняя соотношения компонентов и концентрацию катализаторов, можно получить продукты с разными характеристиками.

Свойствами нового материала, разработанного в ЛКИ, первыми заинтересовались нефтяники. Дело в том, что на поздней стадии добычи нефти для поддержания пластового давления в скважинах под землю через нагнетающую скважину закачивают воду, которая вытесняет нефть в сторону добывающей скважины. Однако при этом вода по подземным каналам тоже попадает в добывающую скважину и выходит вместе с нефтью, снижая ее качество. Постепенно количество воды увеличивается, и добыча на такой скважине становится нерентабельной. Для гидроизоляции скважин, в основном, используют раствор цемента и других вяжущих материалов, но по сравнению с ними ПМ-14 гораздо технологичнее. Смола изначально водорастворима, а значит, ее можно смешивать с водой в любых пропорциях и при необходимости вымывать, а также закачивать в трудно доступные места и каналы. Кроме того, при полимеризации вещество нагревается, следовательно, распространение раствора можно контролировать по изменению температуры. Испытания вскоре начнутся на трех нуждающихся в ремонте скважинах ООО «Томская нефть».

— Это действительно прорывная разработка, — считает старший научный сотрудник ЛКИ Алексей Князев. — У нефтяников и газовиков всегда есть необходимость бороться с обводнением скважин. Кроме того, мы можем работать со строителями по проблемам гидроизоляции зданий. Третье очень интересное направление — создание временных дорог с покрытием из полученного нами материала. Мы сейчас не можем сказать, сколько лет эта дорога просуществует, поэтому называем ее временной. Но уже сейчас понимаем, что это эффективное решение как по цене, так и по функциональности.

По словам ученых, материал можно использовать и при строительстве городских дорог. Например, если после засыпания песка заливать его смолой вместо утрамбовки, основа будет более прочной за счет изоляции от воды, разрушающей дорогу. Если в состав раствора ПМ-14 добавить песок, можно получить твердый прочный материал для изготовления тротуарных плит. По сравнению с традиционным цементом, он легче, пластичнее и позволяет управлять скоростью затвердевания. Добавление смолы в цемент делает его легче и улучшает теплоизоляционные свойства. Смола ПМ-14 легко смешивается с грунтом, превращаясь в твердую массу, что может быть использовано для укрепления фундаментов зданий, береговых сооружений, временных дорог. К тому же смола в 1,5 раза дешевле аналогичных материалов.

— Область применения можно значительно расширить, зная, какие задачи стоят перед заказчиком, — уверен разработчик ПМ-14 Эльдар Дахнави.

Смола Пм-14 была испытана для гидроизоляции отдельных участков Казанского метрополитена и подвального помещения гостиницы «Гранд отель Казань»: участки, где просочилась вода, обработали ПМ-14, и через несколько часов влага исчезла. В настоящее время рассматриваются варианты проведения испытаний на временных дорогах — они могут пройти в Томской области или в Татарстане. На базе ТГУ ученые создали малое инновационное предприятие по производству смолы ПМ-14.

Источник: Пресс-служба инновационных организаций Томской области

  • 0
    Максим Кошелев Максим Кошелев
    28.01.1521:28:23

    Написано забавно:

    По словам ученых, материал можно использовать и при строительстве городских дорог. Например, если после засыпания песка заливать его смолой вместо утрамбовки, основа будет более прочной за счет изоляции от воды, разрушающей дорогу. Если в состав раствора ПМ-14 добавить песок, можно получить твердый прочный материал для изготовления тротуарных пли

    Если в песок добавить ПМ-14 — это будет круто!

    А если в ПМ-14 добавить песок, то это вообще отпад!    

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,