Казань передала военным вертолеты, ослепляющие противника
Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ruКак сделать так, чтобы на площади в сотни километров вооружение противника ослепло и оглохло, а свое при этом исправно работало? Именно эту проблему решает комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Рычаг-АВ», который производят на Казанском оптико-механическом заводе (КОМЗ).
4 марта предприятие сдало военным первые три вертолета, на которых установлена эта система, а весь заказ — 18 машин — и тянет для предприятия на 11,5 млрд. рублей. За проводами вертушек наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».
А С ВИДУ ОБЫЧНЫЙ ВЕРТОЛЕТ
Внешне вертолет Ми-8-МТПР1 ничем не отличается от обычного военно-транспортного Ми-8, на основе которого он и сделан. И только заглянув внутрь, можно понять, что эта машина особенная: салон под завязку забит «шкафами» и «ящиками» с аппаратурой, между которыми едва хватает места для кресел операторов. Кстати, вертушки — производства Казанского вертолетного завода.
«Вертолет с „Рычагом“ обеспечивает подавление радиоэлектронных средств противника и одновременно работу в зоне подавления собственной авиации, — рассказал „БИЗНЕС Online“ заместитель генерального директора ОАО „КОМЗ“ Алексей Панин. — Работает аппаратура в радиусе сотен километров». Это означает, что в зоне действия «Рычага» сбить наш самолет высокоточным оружием будет весьма затруднительно — «глаза» радиолокационных станций попросту не увидят его. Кроме того, комплекс одновременно может вести радиотехническую разведку, выявляя чужие источники электромагнитного излучения… Отметим, что предшественница «Рычага» — станция активных помех для групповой защиты авиации «Смальта» — была разработана еще в 70-х годах. Сегодня уже разрабатывается новое поколение «Рычагов», и Панин полагает, что КОМЗ как завод с большим опытом производства аппаратуры РЭБ вправе рассчитывать на получение заказа.
ИНОСТРАНЦЫ ПРОСЯТ, НО ПОКА НЕ ДАДИМ
Собственно, возникает вопрос: что общего у оптического предприятия и средств радиоэлектронной борьбы? В провальный для КОМЗа 2011 год у предприятия завязались отношения с концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), и тот привлек на завод заказы по теме РЭБ. За четыре месяца было создано радиоэлектронное производство. «На самом деле, слово „оптика“ — это только для названия предприятия, — говорит Панин, — завод сегодня многопрофильный». Отметим, что стоимость госконтракта КОМЗа на «Рычаг» — 11,5 млрд. рублей.
«Иностранные заказчики за „Рычагом“ в очередь стоят, но пока продавать не будем», — продолжил рассказ о секретном изделии заместитель генерального директора ОАО «КРЭТ» Игорь Насенков. Он коротко остановился на особенностях работы КРЭТа в новых экономических условиях: «По 2014 год мы демонстрировали серьезный рост, каждый год выручка росла процентов на 30. Объем гособоронзаказа в 2014-м вырос на 50 процентов. Сегодня появились проблемы макроэкономического характера. Прежде всего они связаны с удорожанием импортных комплектующих, которые в нашей технике тоже есть. Второе — рост ставок по кредитам, которые сегодня стали фактически заградительными». Но Насенков довольно оптимистичен: «Подобные кризисы мы уже переживали, надеюсь, в ближайшие два-три месяца ставки опустятся если и не к прежним значениям, то к ним приблизятся… В целом для страны этот кризис может стать очередной точкой роста. Например, в прошлом году наш концерн выиграл работы по импортозамещению почти на 5 миллиардов». Важнейшей задачей заместитель гендиректора ОАО «КРЭТ» назвал повышение производительности труда. Здесь он привел удручающую статистику: «По выработке на одного работника мы в 7 — 10 раз отстаем от лучших мировых компаний-аналогов, сегодня у нас этот показатель — 1,9 миллиона рублей в год».
«РЫЧАГ» В ПОМОЩЬ АВИЗАВОДУ
Хорошие новости у КРЭТа оказались не только для КОМЗа, но и для Казанского авиационного завода им. Горбунова (КАЗ). Месяц назад сообщалось о том, что концерн совместно с КБ «Туполев» начал создание комплекса РЭБ, который планируется устанавливать на самолет Ту-214. «КРЭТ недавно участвовал в эскизном проекте, он был успешно завершен. По его результатам носителем аппаратуры РЭБ был выбран Ту-214 — его предприятия концерна будут начинять сложнейшей радиоэлектронной техникой, — напомнил сегодня Насенков. — Опытно-конструкторские работы должны завершиться в 2018 году, а далее — серийное производство». Неплохая перспектива для находящегося не в самом лучшем положении авиационного предприятия.
Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈
05.03.1511:55:10
05.03.1511:59:34
05.03.1514:07:35
05.03.1514:53:46
05.03.1515:15:39
05.03.1518:13:27
05.03.1518:29:40
05.03.1519:41:09
05.03.1520:20:21
05.03.1520:54:12
05.03.1521:03:42
05.03.1523:15:28
05.03.1521:00:08
05.03.1523:19:05
05.03.1521:59:00
05.03.1518:00:27
05.03.1514:49:07
05.03.1518:10:27
05.03.1518:35:42
05.03.1518:40:28
05.03.1521:18:43
05.03.1521:26:30
05.03.1523:20:46
zu106.03.1500:27:57
06.03.1506:36:37
zu106.03.1509:54:22
06.03.1511:02:27
zu106.03.1511:23:11
05.03.1514:59:40
05.03.1518:31:19
05.03.1522:24:22
06.03.1506:43:11
05.03.1519:48:52
zu105.03.1522:51:58
05.03.1523:18:16
zu105.03.1523:31:47
05.03.1523:43:59
07.03.1500:55:02