стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
48
termometrix 12 марта 2015, 17:59

«Мини-адронный коллайдер» разработан сибирскими учеными

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru

В Томске создали самую мощную в мире лазерную установку, работающую в видимом диапазоне спектра. С ее помощью в перспективе можно будет ускорять частицы, подобно Большому адронному коллайдеру, но на минимальном пространстве. А также создавать аппараты, альтернативные рентгеновским, которые, в отличие от последних, не будут наносить организму человека никакого вреда.

Ученые томского Института сильноточной электроники Сибирского отделения Российской академии наук (ИСЭ СО РАН) разработали лазер с рекордной мощностью.

Фемтосекундная лазерная система, названная разработчиками THL-100, генерирует импульсы с длительностью 50 фемтосекунд (фемтосекунда — одна квадриллионная доля секунды, или 1 fs = 1 · 10⁻¹⁵ s). Ее отличие от других лазеров состоит в том, что она работает в видимом диапазоне спектра. Установка формирует лазерный пучок, который занимает в пространстве всего 15 микрон и выглядит, как тонкий (тоньше волоса) летящий диск. Лазерный луч синего цвета хорошо воспринимается человеческим глазом. В то время, как все прочие мощные лазеры работают в инфракрасной области спектра, не видимой для человека.

Мощность нового лазера составляет 14 тераватт. Для сравнения: существующие на сегодня в мире лазерные установки способны достигать в видимом диапазоне всего 4 тераватта. Более того, сибирские ученые надеются довести установку до мощности в 100 тераватт. Кстати, именно поэтому установку назвали THL-100 (тераваттный гибридный лазер с мощностью 100 ТВт).

«Все фемтосекундные лазеры в мире работают на твердотельных активных средах, а наша установка уникальна: она гибридная, в ней маломощный импульс формируется в твердотельном стартовом комплексе, а затем усиливается в газовой среде, — пояснил заведующий лабораторией газовых лазеров института Валерий Лосев. - Для этого были найдены газовые активные среды, в которых можно усиливать очень короткие импульсы, подобно твердотельным средам».

Разработка томских ученых может быть использована для создания рентгеновских лазеров в окне прозрачности воды. Их пока не существует, так как, по расчетам, для них может потребоваться 30−50 терраватт. Такие лазеры позволят сканировать и получать голографическое изображение живых клеток в организме человека, животного и в тканях растений. Это, в свою очередь, поможет лучше регистрировать многие процессы внутри и выявлять причины различных заболеваний на более ранних стадиях.

Протонные пучки с определенной энергией можно использовать для лечения онкологических заболеваний. Они могут проходить через здоровые ткани и поглощаться в нужном месте.

Другим применением установки может стать преобразование лазерного пучка в терагерцовое излучение большой мощности. В отличие от рентгена оно не будет наносить человеку при его просвечивании никакого вреда, поскольку энергия кванта терагерцового излучения очень мала.

И, наконец, при помощи такой установки в перспективе можно будет ускорять электроны и протоны, как в многокилометровом Большом адронном коллайдере. Только делать это в сантиметровом пространстве. Получаемые результаты при этом могут быть даже лучше.

После вывода лазерной системы на рабочий режим томские исследователи предполагают работать во всех перечисленных направлениях.

Идея фемтосекундного лазера возникла семь лет назад в Физическом институте имени П.Н. Лебедева (ФИАН, Москва). Установка разрабатывалась прежде всего для фундаментальных исследований.

«Есть теория, что вакуум — это такая среда, в которой есть все, только оно скрыто. И, если в этом вакууме создать очень высокую интенсивность, он начнет вскипать и отдавать все содержимое наружу. Все элементы: электроны и позитроны, атомы и антиатомы. Это имеет большое значение для фундаментальной науки и понимания природы мироздания, и не исключено, что мы тоже примем участие в решении этой проблемы», — рассказал Валерий Лосев.

В мире подобных установок нет. В России такими разработками занимаются только в двух местах. Вторая установка THL-30 находится в ФИАН, но ее мощность в 4−5 раз меньше томской.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 0
    Нет аватара termometrix
    12.03.1517:01:10
    Отредактировано: termometrix~18:01 12.03.15
  • 1
    aleco aleco
    12.03.1517:15:57

    просто фантастика!    

    • 1
      Нет аватара termometrix
      12.03.1517:22:04

      И, наконец, при помощи такой установки в перспективе можно будет ускорять электроны и протоны, как в многокилометровом Большом адронном коллайдере. Только делать это в сантиметровом пространстве. Получаемые результаты при этом могут быть даже лучше.

      Если это правда,то установка действительно революционна!

      • 1
        aleco aleco
        12.03.1517:26:03

        согласен — революционна — наверное действительно правильное слово

        • 1
          Нет аватара termometrix
          12.03.1517:49:38

          Прорыв,молодцы!А я думал,что с помощью установок взрывной куммуляции магнитной энергии

           http://ru-patent.info/21/55−59/2156026.html 

          проще и намного дешевле достичь показателей Адронного коллайдера в Женеве.

          Установки МК-1,МК-2 Саровского центра

          • 0
            Нет аватара sergelec
            13.03.1514:05:22

            Не открывается ссылка.

            • 0
              Нет аватара termometrix
              13.03.1515:24:41

              Не знаю почему не открывается ссылка.При мне открывается.

              Отредактировано: termometrix~16:26 13.03.15
              • Комментарий удален
            • 0
              Нет аватара guest
              26.03.1511:53:31

              Замените тире в ссылке на дефис.

  • 1
    aleco aleco
    12.03.1517:56:06

    очень хочу, чтобы всё получилось!

    удачи и успехов!

    а с мозгами там всё нормально    

    • 0
      Vikont Vikont
      12.03.1518:26:56

      Потом можно весь мир этими аппаратами заменить? Ну то есть продавать по всему миру аналогов нету. Да?

      • 0
        Нет аватара termometrix
        12.03.1521:31:14

        Это наукоемкий продукт,ноу-хау.Научное оборудование-это «высший пилотаж» в области машиностроения.

  • 0
    tm tm
    12.03.1518:28:00

    Фемтосекундная лазерная система, названная разработчиками THL-100, генерирует импульсы с длительностью 50 фемтосекунд (фемтосекунда — одна квадриллионная доля секунды, или 1 fs = 1 · 10⁻¹⁵ s). Ее отличие от других лазеров состоит в том, что она работает в видимом диапазоне спектра.

    Не понял. Длина импульса получается 300 000 000 * 10E-15 = 3E-7 метра или 300 нанометров. Видимый свет — 400−700 нанометров. Этот лазер половину волны чтоль генерит?    

    • 3
      Нет аватара termometrix
      12.03.1518:49:54

      Длина импульса 300 000 000 * 10E-15

      Длина волны

      300 000 000*10E-15*50

      3E-7 метра или 300 нанометров.

      3E-7 метра-это 0,3 микрометров,микрон * 50=15 микрон

      Установка формирует лазерный пучок, который занимает в пространстве всего 15 микрон и выглядит, как тонкий (тоньше волоса) летящий диск.

      Полный спектр электромагнитного излучения с выделенной видимой частью.

      Отредактировано: termometrix~21:41 12.03.15
      • 0
        tm tm
        12.03.1521:15:16

        А, да, обсчитался слегка. Но все равно забавно получается — какие-то пара десятков колебаний всего.

        • 0
          Нет аватара termometrix
          12.03.1521:16:35

          Но все равно забавно получается — какие-то пара десятков колебаний всего.

          Согласен.

          Отредактировано: termometrix~22:32 12.03.15
        • 0
          Нет аватара freeman
          13.03.1516:04:30

          какие-то пара десятков колебаний всего

          И это не предел. Почитайте про субцикловые импульсы.

  • 1
    Нет аватара 1986
    13.03.1510:38:33

    Опять томские ученые? Они что там, силиконовую долину решили устроить? Молодцы

    • 0
      Нет аватара termometrix
      13.03.1517:26:22

      А говорят,что РАН не развивает науку.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,