Лого Сделано у нас
96

В Тольятти построен бронекатер времен Великой Отечественной Войны

На Тольяттинском судоремзаводе закончено строительство копии бронекатера БК-73 проекта 1125 времён Великой Отечественной Войны.

  • http://forums.drom.ru/angarsk/t1152207961.html
  • http://forums.drom.ru/angarsk/t1152207961.html

Строительством бронекатера уже несколько лет занимаются участники подводного клуба «Wreck.ru». Сегодня бронекатер отправляется в многодневное путешествие по Волге в рамках экспедиции-реконструкции «Речные танки Сталинграда». Мероприятие организовано, чтобы увековечить память моряков волжской военной флотилии, погибших во время Великой Отечественной войны.

Бронекатер пройдет по маршруту Тольятти — Самара — Сызрань — Балаково — Вольск — Саратов — Камышин — Волгоград. На его борту будут участники подводного клуба «Wreck.ru», которые войдут в роль моряков волжской военной флотилии времен войны.

По сути это будет плавающий музей. Внутри бронекатера будет находится экспозиция с экспонатами 1940-х годов, поднятых с затонувших кораблей и катеров.

В рубке также много оригинальных деталей — штурвал, приборы и прочее.

Экипаж бронекатера будет состоять из 12 человек. Они будут одеты в точные копии обмундирования того времени. Быт военных моряков будет полностью воссоздан: питание по рациону, ночные вахты, вечернее прослушивание патефона и так далее.

Рация 1940-х годов

На ранних катерах данного проекта были установлены 76-мм танковые пушки образца 1927/32 года с длиной ствола 16,5 калибра, в башнях от танка Т-28. Позднее стали устанавливать башни от танка Т-34.

© фотографии Вадима Кондратьева

Волжане, встречайте! 1 мая катер прибудет в Самару, 2 мая — в Сызрань, 3-го — в Балаково, 4-го — в Вольск, а 5 мая причалит в Саратове, где останется на сутки. 7 мая реплика судна появится в акватории Камышина, и, наконец, 8 мая доплывет до Волгограда, где и отметит День Победы.

Во время стоянок бронекатера жители городов смогут посетить его с бесплатной экскурсией и пообщаться с командой судна.

Для справки: Прообразом реплики стал бронекатер проекта 1124 под номером на момент гибели БКА-73. Катер был заложен в 1941 г., летом того же года — спущен на воду. 7 января 1942 г. БКА-73 вошел в состав Волжской флотилии. Участвовал в обороне Сталинграда. С 30 апреля по 18 августа 1942 г. входил в состав Онежского отряда кораблей. 2 октября 1943 г. вошел в состав Азовской флотилии Черноморского флота. Участвовал в Керченско-Эльтигенской десантной операции (31 октября — 11 декабря 1943 г.). Погиб бронекатер 2 ноября 1943 г. от прямых попаданий авиабомб.

На судне погибло 19 моряков, в том числе командир катера, старший лейтенант И.П. Запорожец и отрядный артиллерист старший лейтенант  Б.Н. Хоржевский, а также около 40 десантников. Спаслось только 2 моряка. Затонувший катер был обнаружен в акватории Керченского пролива в 2006 году на глубине 6 метров гидролокатором бокового обзора в ходе XVII подводно-археологической экспедиции «Тамань-2006», организованной тольяттинским Клубом подводной деятельности «НЕПТУН-ПРО». Поиск проводили совместно с воронежской группой с предприятия подводно-технических работ «Пётр». Зафиксировано такое описание найденного объекта руководителем экспедиции С. Долговым: «Погрузились на объект и сразу наткнулись на 76-мм орудие Лендера. Корма катера хорошо сохранилась, крышки люков сорваны со своих мест, леерного ограждения нет. В районе кормового орудия разлом. Барбет орудия „выворочен“ со своего места и завален на правую сторону. Ствол смотрит прямо по ходу катера. В корме найдены два автомата ППШ. Рубка разрушена и лежит по левой стороне борта. В районе машинного отделения видны двигатели. Далее, по ходу в направлении носа катера, большие разрушения — самого носа нет».

P. S. процесс строительства катера:

 http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=8566 

 http://www.wreck.ru/forum...5%D0%BA%D1%82%D0%B0-1125/ 


  • 14
    Нет аватара Drone
    30.04.1509:37:48

    Класс!!!

    Обожаю такие новости. Жаль, конечно, что не восстановление сохранившегося, но всё равно, огромный плюс!

    Это память, это наша история. Молодцы, так держать!

    • 7
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      30.04.1509:55:01

      Жаль, конечно, что не восстановление сохранившегося

      Да добавил справку. К сожалению катер восстановлению не подлежал    

      • 4
        Нет аватара Drone
        30.04.1510:32:43

        Спасибо, с удовольствием прочитал.

  • 2
    Forester Forester
    30.04.1511:24:11

    не знал даже что у нас есть судоремонтный завод! инетресно они там что-нибудь еще строят? а главное откуда деньги взяли на такое мероприятие?

    • 15
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      30.04.1511:32:35

      Ну, Вы, блин, даете! ©    

      На Шлюзовом же. В старой его части. Не так далеко от паромчика на Копылово.

      Сайт завода www.tsrz.ru/

      инетресно они там что-нибудь еще строят?

      Они в основном занимаются судоремонтом. Строят только малоразмерные и не редко с использованием конструкций старых судов

      а главное откуда деньги взяли на такое мероприятие?

      Это частная инициатива. Мужики, вместо того что бы водку пьянствовать под шашлычок, несколько лет строили этот катер. Увеличенные люди…    

  • 1
    Aleksandr Krecet
    30.04.1511:56:32

    Кто-нибудь знает примерное время прибытие судна в Саратов,буду признателен?

    • 5
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      30.04.1512:01:34

      Из балаковской газеты

      4 мая с 10:00 до 12:00 у балаковской пристани (в районе судоремонто-судостроительного завода) будет стоять бронекатер — точная копия аналогичного судна времен Великой Отечественной войны.

      Наверное и к вам в такое же время придет (дату я написал). При чем в отличии от Балаково он у вас сутки простоит    

  • 4
    d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
    30.04.1512:12:10

    Вот еще инфа по катеру

     http://www.samara.kp.ru/online/news/2041720/ 

    Там большинство аутентичного. К примеру вооружение поднято со дна с погибших катеров. И т.д. Даже на плоскогубцах клеймо «Завод им.Сталина»

    Отредактировано: d-tatarinov.livejournal.com~13:15 30.04.15
  • 10
    Bill Carson
    30.04.1514:36:27

    Так и вспомнился старый фильм из детства «Где 042?"

    Там похожий катер был героем ленты. Я тогда был еще совсем мальчишкой и он (фильм) меня сильно зацепил. Буквально недавно нашел и пересмотрел.

    Спасибо людям за такие великие дела!

    • 10
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      30.04.1517:13:46

      Спасибо людям за такие великие дела!

      Я даже не побоюсь этих слов — НИЗКИЙ ПОКЛОН ТАКИМ ЛЮДЯМ!!! Ведь не за копейку малую, а наоборот за свой счет

    • 3
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      30.04.1519:05:12

      Там похожий катер был героем ленты.

      Проект похож на более поздний с башнями от тридцатьчетверки. Такой БК-13 стоит на постаменте на набережной Волгограда у постамента воинам-речникам и один есть на Поклонной горе

      Московский

      Волгоградский

      • 3
        A_SEVER A_SEVER
        30.04.1521:51:41

        и один есть на Поклонной горе
        Это не Поклонная гора, а Центральный музей Вооружённых сил.

        P. S. Новость замечательная!    

  • 0
    Alexey Ivanov
    30.04.1515:47:29

    Замечательная новость!

    Скажите, пожалуйста, а каким двигателем оснастили копию бронекатера, если не секрет?

    • 1
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      30.04.1517:15:33

      Не знаю. Пока источники умалчивают. Точно не танковый В-2, что изначально ставился, а современный.

      • 3
        bars042 bars042
        30.04.1518:43:19

        На бронекатерах и морских охотниках изначально ставился бензиновый ГМ-34, катерный вариант авиационного АМ-34.

        • 2
          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
          30.04.1518:59:04

          Вы правы. Поверил журналистам    

          На первых сериях бронекатеров этих двух проектов стояли бензиновые двигатели ГАМ-34БП или ГАМ-34БС. На большом бронекатере стояло два двигателя, а на малом — один. Максимальная мощность двигателей — ГАМ-34БП — 800 л.с. и ГАМ-34БС — 850 л.с. — достигалась при 1850 об/мин. На этих оборотах бронекатера могли разогнаться до своего самого полного хода, причём их передвижение на самой большой скорости соответствовало режиму, переходному от водоизмещающего плавания к глиссированию

          С 1942 года на большей части кораблей проекта 1124 и проекта 1125 устанавливались четырехтактные двигатели, полученные по ленд-лизу: фирмы Hall-Scott мощностью до 900 л.с. и фирмы Packard мощностью до 1200 л.с. Эти двигатели были надёжнее отечественных, но требовали высококвалифицированного обслуживания и качественного высокооктанового бензина марок Б-87 и Б-100

  • 4
    Samboris Samboris
    30.04.1516:44:35

    +++ Молодцы!

  • 0
    Михаил Гриф Михаил Гриф
    01.05.1517:09:20

    Интересно было бы, хотя бы примерно, узнать, сколько стоит это удовольствие?

    • 2
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      01.05.1521:25:45

      Это стоит денег. Но не все измеряется деньгами. У нас тут пол водохранилища самодельных яхт и катеров. И ведь не олигархи строят. Те как раз предпочитают купить готовое. Началось самостроение еще в 50х с бетонок. Первой стальной самоделкой стал «Еретик» (где-то 70е). До сих пор ходит. Потом бывший главный инженер КАТЗ построил первую (и до сих пор единственную) дюралевую яхту «Волга». После его смерти яхту переименовали в «Кондрат», а каждый год проводятся гонки в его честь на кубок Гунешова. Видимо Кондрат Тихонович не такой уж и плохой был. Имя «Волга» получил покупной Картер-30 польской постройки. С «Кондратом» изначально незадача вышла. При спуске на воду у него оказался сильный дифферент на корму. Пришлось пол метра кормы срезать. Уже при мне мужики пересчитали, изготовили новый фальшкиль с бульбом и нарастили корму сделав реверсивный транец. Всем яхт-клубом тот фальшкиль впендюривали     Тяжелый, собака, а точность нужна до миллиметра. Женька вообще ледокол строил. Ну перло его пойти на севера чуть ли не на Шпицберген. Потому и яхту строил так сказать ледокольного класса. А шоб с осадкой 2,2 метра его яхта могла и в реке не только по фарватеру ходить, то делал ее полукилевой со швертом. Это не Луч какой. Там шверт только лебедками тягать можно. И это все делают обычные люди и при этом иной раз прибегают к услугам заводов. Вот к примеру пару лет назад начальник бюро с соседнего отдела спустил свою яхту. Рассчитывал ее ведущий инженер конструкторского отдела. В команде (они и строили) пара электромеханников, инженер 2 категории и т. д. Они даже из далека олигархов не напоминают     Мачту они заказывали в Тагиле. Они ее спроектировали каплевидной формы с внутренним расположением бегучего такелажа. А такое не изготовить из обычной трубы, как зачастую делают. Потом у них был головняк как допереть ее из Тагила до Тольятти     С катером то же самое. Зачинатель — сам работник ТСРЗ и соответственно мог договорится с собственным руководством о выделении угла. На корпусных работах явно привлекали завод. На чо деньги были на то и привлекали. Так тихой сапой за несколько лет сделали катер. В таких вещах сметы толком нет и сколько оно реально стоило никто не скажет. Есть ИДЕЯ и проект, который реализовывают люди, верящие в ту ИДЕЮ. И удовольствие тут в воплощении своей мечты. Своими руками и своим старанием. Именно по этому меня прямо таки коробит от подобного высказывания

      сколько стоит это удовольствие?

      Удовольствие тут в воплощении мечты! Это вам не в офисе штаны просиживать!

      Отредактировано: d-tatarinov.livejournal.com~19:04 02.05.15
      • 0
        Михаил Гриф Михаил Гриф
        02.05.1517:58:27

        Большое спасибо за такой развёрнутый ответ. Кто и как строил ваш толяттинский бронекатер, я знаю. В моём вопросе не было никакого сарказма или иронии. Просто у нас в Перми руководство культуры города решило ректонструировать памятник бронекатеру, стоявший у проходных прекратившего ныне своё существование судостроительного завода «Кама». По слухам (пока по слухам) на эту реконструкцию были отпущены финансовые средства порядка нескольких десятков мультов рублей (ближе к 9-значной цифре), а результат этой реконструкции, которая, кстати, идёт с нарушением договорных сроков, видится достаточно разочаровывающим! Вот и хотелось бы, хотя бы примерно, знать, сколько стоит ваш ходовой объект, чтобы потом в случае разбирательств с нашими рекнострукторами, можно было бы сослаться на вашу цифру в качестве примера реконструкции катера почти с нуля, в результате которой построен даже не памятник, а настоящее, действующее судно-музей!

        • 0
          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
          02.05.1518:09:49

          Тут Вам никто не скажет. Как я уже сказал, у подобных начинаний изначально нет сметы. Все решается по ходу. Тут Вам лучше обратится в АСПО, которое как раз ремонтирует подобный катер в Москве (фотку я тут давал) или к тем же Адмиралтейским Верфям, которые ремонтировали баржу в музее Дороги Жизни. Да и другие верфи занимались и занимаются восстановлением подобных памятников.

          Отредактировано: d-tatarinov.livejournal.com~19:10 02.05.15
          • 0
            Михаил Гриф Михаил Гриф
            02.05.1520:49:57

            У нас памятник и катер реставрируют предприятия, совершенно не имеющие никакого отношения к судостроению.

            Всё равно, какой-то учёт потраченных средств должен был бы вестись. Я же не прошу озвучить точную сумму до копейки. Я же не налоговая инспекция. Хотя бы порядок…

            В том то и дело, что у Вас построили именно ходовой катер, а не памятник. И афаик он обошёлся намного дешевле, чем реставрация памятника у нас…

            Отредактировано: Михаил Гриф~21:55 02.05.15
            • 0
              d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
              03.05.1517:20:00

              как раз тут сложно мерить. Вы написали, что с 0. Это не так. Катер построен с использованием конструкций старого судна. По моим прикидкам донором послужил Костроимич. Возможно Ярославец или подобные катера. Но там большая часть исходника уйдет во втор. сырье. Т. е. надо вощем-то неходовой катер и даже возможно с повреждениями корпуса. Главное, что бы не совсем хлам был. Такое можно найти по цене металлолома. Это так сказать стартовые затраты. Дальше по разборке ненужного время уйдет. Дальше нужен метал на корпусные работы. Часть затрат покроет сданное во вторчермет. Дальше -больше. Все это растянуто во времени и часть работ при наличии бабок может быть запараллельнена. Но все это разнесено на года и цены меняются. Заранее закладываются объемы материала, а не его стоимость. Стоимость меняется. При этом обычно около половины стоимости составляют трудозатраты, которые в подобных случаях стремятся к 0. Именно в стоимостном выражении, а не в работе, как таковой. Вы можете спросить у создателей по ссылкам что тут есть, но это будет ± километр. С такими цифрами Вы никому ничего не докажите. Все-таки советую обратится к тем же АСПО и другим. Бо там идет с выставления на торги, заключение контракта на определенные средства и с оговоренным планом работ… Там есть чего сравнивать. Здесь же Вас самый двоишник из адвокатской конторы пошлет лесом. Просто это изначально сравнить нельзя. А по поводу, что контора раньше не занималась судостроением… Ну истории известны случаи, когда такие конторы успешно реставрировали. Даже становились судостроительными заводами. Но, конечно, больше обратных примеров. И таких НАДО выводить на чистую воду. Вот только истину надо искать не у самостройщиков (где много делается по знакомству (типа не с завода сварщика нанял, а попросил знакомого профи) и ты ды и ты пы), а именно у тех, кто это делает профессионально на основании конкурсов и тому подобное.

  • 0
    Юра Царалунга Юра Царалунга
    03.05.1508:22:45

    Подскажите пожалуйста, как же узнать точно, 3 или 4 и восколько причалит в Балаково. Интернет не помогает.

    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      03.05.1517:30:21

      Возможно еще поздно ответил    

      Думаю причалит 3, но возможно уже за темно. 4 будут экскурсии и в обед (12 часов) он отчалит далее. Это чисто мое ИМХО по доступной информации. Т. е. катер отходит где-то в обед до следующей стоянки. Ночует. С утра экскурсии и в обед далее. Исключение только Саратов, где они сутки простоят. Видимо будут пополнять припасы. Ну и Волгоград естественно    

  • 0
    дмитрий чернов дмитрий чернов
    03.05.1511:08:56

    Керченско-Эдильгенская операция одна из трагических страниц истории войны

  • 0
    d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
    07.05.1518:27:08

    Дети в восторе    

    От сюда и ниже о стоянках катера в Самаре, Сызрани, Балаково…

  • 0
    corbeaux corbeaux
    08.05.1518:09:22

    Это же башня от Т-28! А я думал,что ставили от Т-34.

  • 0
    Mif HaSh
    14.05.1500:46:01

    Молодцы Тольятти! Душевно!

    Можно развить мысль и модернизировать. Договориться с какойнить учебкой и сделать не по проекту, а по своему — с матросской выдумкой и мужицким опытом. Типа современный движок, лафеты под современное вооружение, компасы-фигомсаны навароченные, локаторы, рации и т. д. Думаю люди поймут и при определенной настойчивости профинансируют, тем более есть что показать. Назовете по своему, в честь ветерана почетного Тольяттинского или в честь завода… вариантов много. И пусть молодые там практику и службу проходят.

    З.Ы.

    Почти все детство провел у бабки на украине в месте где Дунай впадает в Черное Море. В нашем городе был и СРЗ(город-основывающие предприятие) и учебка не из последних. Помню как парни из учебки(гордые красавцы в бескозырках) гоняли нас молодых с танцев.     Эх время золотое. Правда они там чисто по теории учились, а только потом зеленых пацанов в Севастополь отправляли и далеко не всех, только лучших, рукастых-же сразу на СРЗ засылали, ну, а остальных по береговой. К сожалению все контакты с украиной оборваны/утеряны, но если что, заспамить полкана какого помогу.

    З.Ы.Ы.

    А какой мощный PR для города и завода будет…

    Отредактировано: Mif HaSh~01:51 14.05.15
    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      14.05.1501:03:14

      Типа современный движок

      Движок современный. Тех просто физически не сыскать.

      лафеты под современное вооружение, компасы-фигомсаны навароченные, локаторы, рации и т. д.

      А вот тут другой калинкор. Там наоборот все по максимуму аутентичное. Есть даже пулями мессеров прошитое…

      Назовете по своему, в честь ветерана почетного Тольяттинского

      В местном КЮМРе и так уже есть «Никонов». Бывшее посыльное судно. Вооружение с него свинтили конечно. Переименован в честь Евгения Никонова. В те времена Тольятти еще не существовал (тогда был Ставрополь-на-Волге, который почти полностью под воду ушел), а Васильевка сейчас собственно пригород     Кстати с Васильевки был и стрелок-радист в экипаже Гастелло. И раз уж перешли к авиации, то еще к примеру Носов есть. Служил на ДКБФ. Своим подбитым самолетом (командир А-20 «Хавок» он же «Бостон») таранил судно противника (огненный таран). Но бронекатера не носили собственных имен. Только бортовые и тактические номера.

      А какой мощный PR для города и завода будет…

      1. АвтоВАЗ к этому не имеет никакого отношения

      2. Вы серьезно думаете, что в Тольятти кроме ВАЗа ничего нет?

      3. ВАЗ и так вспоминают все кому не лень по поводу и без    

      Отредактировано: d-tatarinov.livejournal.com~02:05 14.05.15
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,