177

Спецстрой в Арктике

Усиленными темпами продолжается обустройство военных объектов в полярных районах страны

  • Типовой проект автономного арктического военного городка
  • Типовой проект автономного арктического военного городка

В этом году исполняется 10 лет с того момента, как Спецстрой России приступил к строительству объектов в Арктике. Первым сданным объектом в Арктической зоне стала погранзастава на Земле Александры архипелага Земля Франца Иосифа. Сегодня российские войска обустраиваются на всём арктическом поясе — от Кольского полуострова до Чукотки.

  • Реконструкция военного городка первой арктической мотострелковой бригады в Алакуртти
  • Реконструкция военного городка первой арктической мотострелковой бригады в Алакуртти

В настоящее время Спецстрой России ведёт интенсивное строительство на шести островах Арктической зоны Российской Федерации: это остров Земля Александры архипелага Земля Франца Иосифа, пос. Рогачёво архипелага Новая Земля, остров Средний архипелага Северная Земля, мыс Шмидта Чукотского автономного округа, остров Врангеля того же округа, остров Котельный архипелага Новосибирские острова.

  • Новая Земля. Поселок Белушья Губа
  • Новая Земля. Поселок Белушья Губа

Строительство ведётся на островах, где находятся скалистые твёрдые породы и вечные мёрзлые грунты, а также ледяные линзы. Для возведения объектов принята сложная логистическая схема с участием трёх типов транспортировки генеральных грузов и инертных материалов: автомобильный, железнодорожный и водный. Абсолютно всё приходится завозить с материка. Это возможно только во время летней навигации — всего за 4-5 месяцев.

  • Новая Земля. Поселок Белушья Губа
  • Новая Земля. Поселок Белушья Губа

Всего в Арктической зоне планируется построить 6 военных городков, 13 аэродромов, наземный авиационный полигон, 10 технических позиций для радиолокационных станций и пунктов наведения авиации.

  • "Михаил Сомов" ведет разгрузку в Арктике
  • "Михаил Сомов" ведет разгрузку в Арктике

Доставка материальных средств в 2014 году осуществлялась судами обеспечения, морскими сухогрузами ледового класса, морскими и рейдовыми буксирами, которые постоянно курсировали по маршруту.

Завезено больше 10 тысяч тонн песка, больше 8 тысяч тонн щебня, больше 900 тонн металлоконструкций, 8 тысяч кубических метров утеплителя и панелей — всего около 50 000 тонн грузов. Поставлена специальная гусеничная и колёсная техника для оснащения арктической группировки. Строительная и специальная техника отвечает требованиям повышенной проходимости, имеет заводское арктическое исполнение и способна работать в условиях крайне низких температур. Параллельно с завозом грузов и техники производилась подготовка береговых линий и временных дорог для приёма грузов в период весенней и осенней навигаций 2014 года. В итоге на всех шести арктических островах Спецстроем построено 15 000 квадратных метров полезной площади. На объектах работает больше 200 единиц техники и почти тысяча высокоспециализированных специалистов Главного управления инженерных работ № 2 при Спецстрое России.

  • Разгрузка НИС «Михаил Сомов» в Северной бухте
  • Разгрузка НИС «Михаил Сомов» в Северной бухте

В доставке грузов участвовали и Военно-воздушные силы. Так, экипажи вертолётного отряда авиационной базы армейской авиации Восточного военного округа (Хабаровск) выполняли задачи по доставке личного состава, продовольствия, топлива, строительных материалов с материка на восстанавливаемый на Новосибирских островах военный аэродром Темп. Ими, в частности, были проведены уникальные операции по переброске в островную Арктическую зону грейдеров, бульдозеров, машин повышенной проходимости и другой специальной техники. В общей сложности пилоты Ми-26 совершили около 300 вылетов, проведя в небе более 600 часов в условиях Севера, перевезли свыше 2 тыс. тонн различных грузов и около 300 военнослужащих.

  • Строительство военного городка на мысе Шмитда
  • Строительство военного городка на мысе Шмитда

Общими усилиями Спецстроя и Министерства обороны в местах дислокации группировок войск в Арктической зоне создан резервуарный парк хранения топлива для полуторагодичного запаса горюче-смазочных материалов, в том числе дизельного топлива, продовольствия, вещевого и медицинского имущества. Завезено больше 10 тысяч тонн песка, больше 8 тысяч тонн щебня, больше 900 тонн металлоконструкций, 8 тысяч кубических метров утеплителя и панелей — всего около 50 000 тонн грузов. Для подвоза грузов к месту строительства было построено 81 тысяча погонных метров дорог. Поставлена специальная гусеничная и колёсная техника для оснащения арктической группировки. Строительная и специальная техника отвечает требованиям повышенной проходимости, имеет заводское арктическое исполнение и способна работать в условиях крайне низких температур.

  • Строительство военного городка на мысе Шмитда
  • Строительство военного городка на мысе Шмитда

Параллельно с завозом грузов и техники производилась подготовка береговых линий и временных дорог для приёма грузов в период весенней и осенней навигаций 2014 года. В итоге на всех шести арктических островах Спецстроем построено 15 000 квадратных метров полезной площади. На объектах работает больше 200 единиц техники и почти тысяча высокоспециализированных специалистов Главного управления инженерных работ № 2 при Спецстрое России. В строительстве задействованы граждане Российской Федерации и Белоруссии, которые работают вахтовым методом в две-три смены без выходных.

  • В условиях вечной мерзлоты строительство зданий и сооружений ведется на сваях. Мыс Шмитда
  • В условиях вечной мерзлоты строительство зданий и сооружений ведется на сваях. Мыс Шмитда

Как рассказал «Красной звезде» врио начальника ФГУП «Главное управление инженерных работ № 2 при Спецстрое России» Олег Сиразетдинов, в конце октября 2014 года введён в эксплуатацию арктический городок Полярная звезда на острове Врангеля. В ноябре модульное жилое здание было сдано на мысе Шмидта. Каждое сборное блочно-модульное здание рассчитано на комфортное проживание 44 военнослужащих. В здании есть помещение для занятия спортом, столовая, медицинский пункт, сауна, кабинет психологической разгрузки.

В 2015 году на острове Котельный архипелага Новосибирские острова будет построен самый большой в Арктической зоне комплекс, спроектированный в форме звезды. Такое проектное решение позволит военнослужащим свободно перемещаться внутри сооружения, максимально ограничив нахождение на открытом воздухе в условиях низких температур. Площадь «звезды» составит 12 000 кв.м — два футбольных поля.

  • Макет типового военного городка Полярная звезда в Арктике
  • Макет типового военного городка Полярная звезда в Арктике

Средняя температура в этом году на Арктических остовах составила минус 40 градусов. Поэтому важное значение имеет энергоснабжение, которое организовано за счёт автономных дизельных котельных. Они вырабатывают тепловую и электрическую энергию, которая подаётся в здания и сооружения по наружным сетям. Водоснабжение осуществляется в основном за счёт забора снега и доставки воды из близлежащих озёр. Вода собирается, проходит систему очистки и подаётся в центральный водопровод. Сточная вода также проходит систему очистки до уровня технически чистой.

  • Арктическая миссия Cпецстроя
  • Арктическая миссия Cпецстроя

На всех объектах, строительство которых ведётся в 2015 году, предусмотрены электрические бани, в казармах — душевые кабины, современные столовые, культурно-досуговые помещения, спортивные залы с тренажёрами. На всех объектах будет городская телефонная связь, телевидение, точки доступа к защищённому Интернету.

  • Самая северная пограничная застава России - Нагурское
  • Самая северная пограничная застава России - Нагурское

Уже в этом году ФГУП «Спецстройинжинииринг» при Спецстрое России разместило два тендера для строительства аэродрома, а также стационарных объектов частей и подразделений министерства обороны РФ на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа, поселение Нагурское), на эти цели планируется направить почти 7,19 миллиарда рублей, соответствующие заявки размещены на портале госзакупок. Согласно материалам к закупкам, единственным исполнителем для строительства аэродрома выбрано «Главное управление строительства дорог и аэродромов при Федеральном агентстве специального строительства», исполнителем работ по началу строительства военных объектов стало Главное управление инженерных работ № 2 при Спецстрое.

  • Нагурское, остров Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа
  • Нагурское, остров Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа

Работы должны быть выполнены до 9 декабря 2016 года. Поселок Нагурское расположен на крайнем северо-востоке острова Земля Александры. Это самая северная пограничная застава России. Административно поселение относится к Архангельской области.

  • Пограничная застава Нагурское. Остров Земля Александры
  • Пограничная застава Нагурское. Остров Земля Александры

В рамках реализации проекта по обустройству арктической бригады специалистами Северо-Западного главка Спецстроя России уже начато строительство новых объектов военного городка Алакуртти. «Новостройка» будет проходить в два этапа. Возведение первой очереди запланировано на 2015 год: это более двух десятков зданий и сооружений парковой, складской и казарменной зон. В рамках предстоящей работы впервые строителями третьего главка в Алакуртти будет использована технология возведения объектов на основе легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК).

  • На территории городка Алакуртти
  • На территории городка Алакуртти

Спортивной подготовке бойцов будет уделено повышенное внимание. С этой целью на территории городка планируется строительство нового учебно-тренировочного комплекса «Атлант», многофункционального спортивного комплекса «Старт», а также крытого катка, который будет доступен не только военным, но и жителям соседних поселков.

На 2016 год запланирована вторая очередь строительства. В перспективе на территории гарнизона в Алакуртти планируется реконструировать взлетно-посадочную полосу, полигоны, подъездную железную дорогу и мост через реку Тунтсайоки.

Всего в Арктической зоне планируется построить 6 военных городков, 13 аэродромов, наземный авиационный полигон, 10 технических позиций для радиолокационных станций и пунктов наведения авиации.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 4
    Нет аватара Info_Rus
    13.05.1509:05:52

    Пост дополнен фотографиями и текстом.

  • -3
    Нет аватара nabaldachnik
    13.05.1509:43:46

    здорово! Но у меня вопрос: зачем строить такие разветвленные здания в виде отдельностоящих причудливых (оно конечно красивее)блоков, соединенных коридорами. Не проще ли сделать, здание из смежных блоков, в виде одного большого здания? Этож вроде военные объекты должны быть просты, удобны и экономичны в эксплуатации, а красота не на первом месте.

    • 5
      Нет аватара Info_Rus
      13.05.1510:00:54

      Чтобы его потом снесло ветром? там же все на сваях, мерзлый грунт. Тем более сложно большое помещение обеспечить теплом и электроэнергией, которое организовано за счёт автономных дизельных котельных. Они вырабатывают тепловую и электрическую энергию, которая подаётся в здания и сооружения по наружным сетям. И еще тоже все это дело надо как-то собирать в условиях крайнего Севера при -40 градусов. Там где это возможно, в более благоприятных условиях, на примере Алакуртти строят как раз так. А вот для строительста аэропорта на краю льда в Нагурском, его конструкции по частям доставляют на ледоколе «Михаил Сомов»

      Основная часть генерального груза — конструкции здания вокзала. Проход к месту выгрузки в жестких ледовых условиях 80-й широты будет обеспечивать один из ледоколов-мурманчан. Экипаж рассчитывает, что ледовый припай двух-трехметровой толщины в Северной бухте позволит без особых проблем перевезти на берег весь груз, в том числе и многотонные бетонные плиты.

      • 0
        Нет аватара nabaldachnik
        13.05.1511:00:20

        наоборот одно большое здание обеспечить теплом легче чем много маленьких, логично же, что у большого кол-ва маленких зданий площадь наружных стен больше чем у одного большого))) И соответссвенно материалов строительных меньше.

        • 5
          Aleksandr Krecet
          13.05.1511:57:58

          Одно здание? Чтоб легче «накрыть» было одним залпом и погребло под обломками всех?

          Отредактировано: Aleksandr Krecet~15:59 13.05.15
          • Комментарий удален
        • 1
          Нет аватара Info_Rus
          13.05.1512:36:07

          Нет нетак, если бы все было так просто, строительство ведется из легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК) (металлоконструкций), какая будет их прочность при большой площади, разве возрастает. Также большой прямоугольник — самая плохая форма, очень большая площадь внешних стен, соответственно, самая большая потеря тепла. Идеальная форма это сфера. Более удобная это круг, если смотреть сверху.

          Отредактировано: Info_Rus~13:38 13.05.15
        • 2
          Нет аватара Info_Rus
          13.05.1521:18:18

          Чтобы было понятней, попробуйте одной и той же кирпичной печкой протопить большой дом кирпичный, комнату по объему в кубометрах в несколько раз больше комнаты в обычном деревенском доме из бруса, пока тепло по всем углам пройдет сколько вы дров на это изведете, да и еще второй этаж не прогреется совсем. а представьте, если теперь эту же печку подключить к нескольким небольшим срубам и все их равномерно протопить, тепло будет держаться очень долго, тем более если его не выпускать, и не растрачивать на пустые лишние площади. Точно также если надо печку в бане или доме затопить, совершенно разные потребуется количества дров. Или, еще пример, поставить один масляный радиатор ровно посередине комнаты и попробовать ее всю прогреть, все равно углы будут всегда оставаться холодными, понятно же, так как обогреватель греет только воздух вокруг себя.

          Не забывайте, что средняя температура за окном -40 градусов, земля скалистый мерзлый камень ничего вокруг нет. Куда идти если топливо закончится? Тем более сложно большое помещение обеспечить теплом и электроэнергией, которое организовано за счёт автономных дизельных котельных.

    • 4
      Нет аватара Sibiryak86
      13.05.1513:06:11

      Вы забываете о пожаре если сгорит одельное здание то люди укроются в других, а в случае пожара в одном большем комплексе будет пи…

    • 6
      Нет аватара Agalofix
      13.05.1513:15:38

      Короче, специалистов в этом вопросе нет, зато минусуют все активно. Теперь ИМХО. Одно большое здание рационально с точки зрения экономии при строительстве, при эксплуатации и минимализации внутренних дистанций. Но при этом оно ограничено по возможности обеспечения естественной освещённости помещений. Близок к идеалу в этом плане вариант пентагона. Как я понимаю, проект арктического городка разработан, как конструктор, чтобы можно было по одному документу строить много городков разной наполненности и функционала (где-то добавить казарму, где-то убрать). Это облегчит задачу производству и строителям, и ускорит процесс массовой застройки.

      • 0
        Виктор Спрожецкий Виктор Спрожецкий
        19.05.1517:20:55

        естественное освещение особенно долгой полярной зимой ) а вообще да, модульное размещение логично.

  • 15
    Jonatan01 Jonatan01
    13.05.1511:02:35

    Уже вижу как «Спецстрой», наработав опыт в Арктике, строит базу на луне    

    • 3
      Нет аватара Info_Rus
      13.05.1511:26:30

      Кстати уже есть проекты по освоению Луны и Марса, что воплощены в макеты, и они чем-то похожи

      Отредактировано: Info_Rus~22:08 13.05.15
  • 10
    lapshin-89 lapshin-89
    13.05.1512:56:37

    + На Земле Александры ещё один административно-жилой комплекс будут строить, сегодня принесли протоколы исследования почвы с участка, экспертизу пишу.

  • 2
    Zveruga Zveruga
    13.05.1513:05:59

    Ещё одна тайна раскрыта.

  • 5
    Максим Максимов Максим Максимов
    13.05.1514:27:02

    Грандиозное строительство! Я поражен!

    Таким макаром скоро вся арктика будет нашей.(по факту проживания на ней русских людей)

    Отредактировано: Максим Максимов~15:27 13.05.15
    • 4
      Нет аватара pivopotam
      13.05.1516:08:30

      да она и так наша. И факт проживания -- не принципиален

  • 3
    Нет аватара PhotonInside
    13.05.1515:40:31

    Офигенно. Даешь арктический туризм! А что? Обеспечение уже есть. Места, при всей их однообразности, завораживающие. На недельку я бы съездил.    

    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      13.05.1520:51:41

      Туризм завершают. Атомоходы пошли заниматься своими прямыми обязанностями    

      • 0
        Нет аватара PhotonInside
        13.05.1523:19:11

        Аэродромы построят. На самолётах всяко быстрее. ;)

        • 0
          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
          13.05.1523:28:04

          Так военные же. Идите как минимум в ВТА     Хотя гражданских они тож явно будут подбрасывать. Тогда в полярники или хотя бы в метеорологи    

  • -2
    Нет аватара Лехастик
    13.05.1516:46:36

    >> Завезено больше 10 тысяч тонн песка, больше 8 тысяч тонн щебня

    Вот это удивило. Почему не привезти на время мини-завод для изготовления щебня? Разработать с запасом, скажем, 100 тыс тонн щебня и демонтировать завод, переместить его на другой объект и т. д.

    Песок — неужели вокруг нет песка? Или тот же щебень раскрошить помельче.

    И вообще — как выбираются места для баз? Надо же учитывать наличие местных стройматериалов, чтобы не завозить песок и щебень — они золотые будут.

    • 0
      Нет аватара Speereo
      13.05.1520:41:20

      промышенность стройматериалов — она немаленькая. Всё на тыс тонн считается. Наверное не было смысла. Все равно пароход большой. Доставка по морю самая дешевая

    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      13.05.1520:58:02

      Щебень — по большей части известняк. Там его нет. Там гранитные и базальтовые породы. У них разные свойства. За неимением лучшего конечно юзать что придется, но если есть варианты? А с песком в промышленных масштабах там точно туго.

      • 0
        Виктор Спрожецкий Виктор Спрожецкий
        19.05.1517:27:08

        щебень как раз из гранита в основном делают

        • 1
          d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
          20.05.1506:22:55

          Это где какие породы есть на месте. У нас тут в Поволжье и в округе исключительно известняк.

    • 0
      Zveruga Zveruga
      14.05.1500:57:02

      Кроме недостатка некоторых материалов есть проблема с энергией.

    • 0
      Нет аватара Виталий
      14.05.1516:11:20

      А мне кажется, что дороговато в мерзлоте ковыряться, проще с собой привезти.

  • 0
    Нет аватара Tony
    13.05.1520:01:07

    вернуться в армию что ли.

    • 2
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      13.05.1520:59:07

      Да там ща пионерлагерь какой-то     Я бы вернулся, да меня уже не возьмут    

      • 0
        Нет аватара Tony
        13.05.1521:14:22

        меня еще может и возьмут.

  • 0
    Нет аватара Sparker
    14.05.1505:24:32

    Небоскреб не построить на «курьих ножках». Т. е. можно строить только в ширь, но не ввысь.

    В городах Билибино, Певек, Эгвекинот (Чукотка) много 5-ти и 6-ти этажных зданий.

    Не небоскребы, конечно, но построены как раз на сваях.

    • 0
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      14.05.1507:11:40

      И Вы реально сможете в той 5-этажке разместить 1,5 тысячи человек + столовую + спортзал и еще черте что и с боку бантик? Вот и прикиньте что за домик должен быть что бы все это вместилось    

  • 0
    SergeySeverny SergeySeverny
    14.05.1512:34:30

    уж сколько лет там Михаил Сомов работает!

    ещё в 2009 на нём ходили по самым дальним метеостанциям…

    • 1
      Нет аватара Info_Rus
      14.05.1513:21:47

      Да, только теперь на него многократная нагрузка легла, рейс за рейсом, очень активно используется самое ходовое судно, и в то же время уникальное, нет ему замены пока на данном маршруте. Конечно новые ледоколы во всю строятся в том числе и для этих целей. Например, на 15 апреля 2015 года дизель-электроход «Михаил Сомов» отправился уже в седьмой в этому году рейс в Арктику.

      Раньше навигация для судна начиналась в мае-июне, а в этом году спецзадание, значительно раньше обычного, уже в конце февраля. Выгрузка по прибытии происходит на ледовый причал, для которого нужно формировать настил, бросать специальные якоря и делать многое другое.

      Кроме него также используются и другие ледоколы и суда мурманчане. В проводках участвуют большие атомные ледоколы Росатома «50 лет Победы» и «Ямал» и дизельный ледокол «Капитан Драницын». Завоз грузов выполняют суда Северного флота.

      "Капитан Данилкин", «Юрий Аршеневский», «Полар Кинг», «Виктор Ткачев», «Инженер Вешняков» и «Михаил Сомов», которые Северный флот использует для доставки грузов в Арктику, зафрахтованы у Мурманского и Северного морских пароходств. Грузы, большую часть которых составляют строительные материалы и оборудование, прибывают железнодорожным и автомобильным транспортом в порты Кандалакша и Архангельск, после чего осуществляется их погрузка на суда и перевозка на арктические острова. Загруженные суда следуют из портов Белого моря на север Баренцева моря к ледовой кромке, где в дальнейшем ледовую проводку осуществляют ледоколы. Контроль за процессами сосредоточения грузов в портах, погрузки на суда и транспортировки к месту назначения осуществляет дежурная смена регионального центра управления обороной Северного флота.

  • 0
    nanonews nanonews
    14.05.1522:37:58

    Стартовал второй этап строительства военных объектов в Арктике

     http://ria.ru/defense_saf.../20150514/1064446682.html 

  • 1
    Ravil Makhmutov Ravil Makhmutov
    19.04.1614:49:31

    Надо строить сферические круглые двух этажные здания…по сохранению тепла они приемлеммы наиболее

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,