стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
33

В ТПУ разработали тепловой дефектоскоп-томограф

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
  • Демонстрация теплового дефектоскопа-томографа
  • Демонстрация теплового дефектоскопа-томографа

Ученые Томского политехнического университета разработали не имеющий аналогов тепловой дефектоскоп, с помощью которого можно выявить повреждения в самолетных конструкциях как на стадии производства, так и эксплуатации.

Принцип работы устройства основан на инфракрасном термографическом методе неразрушающего контроля дефектов в композитных материалах, используемых в авиакосмической промышленности. Такими дефектами могут быть повреждения, появляющиеся от ударов о самолетные панели различных птиц, багажа, инструментов и так далее.

«Суть метода, называемого также тепловым контролем, заключается в импульсном нагреве поверхности объектов контроля и регистрации ее динамического температурного поля. Скрытые дефекты обладают отличными от основного материала теплофизическими свойствами и проявляются в виде локальных тепловых аномалий поверхностной температуры, которые фиксируются в виде цветных термоизображений», — рассказал РИА «Томск» заведующий лабораторией тепловых методов контроля ТПУ Владимир Вавилов.

По сравнению с ультразвуковым, радиационным и другими методами контроля, которые активно применяются в настоящее время, тепловой контроль позволяет отслеживать специфические дефекты композитов бесконтактным способом и с высокой производительностью. Например, в самолетных конструкциях инфракрасный метод используют для обнаружения скрытой воды в сотах и ударных повреждений в панелях.

Так, разработанная в Томском политехе более 10 лет назад методика экспрессного обнаружения воды в эксплуатируемых самолетах, в настоящее время внедрена в российской авиации в рамках сотрудничества с ГосНИИ гражданской авиации.

«Совместно с ГосНИИ гражданской авиации мы планируем провести и испытания теплового дефектоскопа. В настоящее время прибор проходит стадию тестирования в лабораторных условиях. Завершатся испытания в 2016 году»,— пояснил пресс-службе ТПУ Владимир Вавилов, добавив, что конечной целью ученых является внедрение теплового дефектоскопа в российскую авиакосмическую отрасль.

Финансовую поддержку проекту оказывают Томский политехнический университет и ряд промышленных предприятий. Наибольший интерес к разработке, по его словам, сегодня проявляют зарубежные компании.

«Инфракрасный контроль становится сегодня все более популярным за рубежом. При этом лаборатория теплового контроля ТПУ является ведущей в мире по разработке теории и технологий метода», — отметил ученый.

Справка:

Лаборатория тепловых методов контроля создана Владимиром Вавиловым в 1978 году по инициативе директора НИИ электронной интроскопии (НИИ ЭИ) при Томском политехническом университете профессора Владимира Горбунова. Специализировалась лаборатория на разработке теории теплового метода и создание инфракрасных устройств, для обнаружения дефектов в многослойных изделиях.

Приоритетные направления исследований лаборатории — разработка теории теплового контроля и методик его применения в медицине, строительстве, энергетике и авиакосмической технике, а также организацию курсов по инфракрасной термографии и тепловому контролю в России и других странах.

Основным коммерческим продуктом лаборатории является не имеющий мировых аналогов пакет компьютерных программ, предназначенных для моделирования задач теплового контроля и обработки инфракрасных изображений.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

  • 1
    SergeySeverny SergeySeverny
    23.09.1504:49:00

    сейчас много чего из композитов делается, дефектоскоп нужен однозначно

    плюс+

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,