118

Современные тренажеры — реализм и безопасность полетов

  • Учебный центр Аэрофлота тренажер МС-21-300 и Ил-96-300
  • Учебный центр Аэрофлота тренажер МС-21-300 и Ил-96-300

В настоящее время НПФ СКТ по заказу ОАО «Корпорация «Иркут» создает полную линейку средств подготовки членов летных и кабинных экипажей, а также инженерно-технического персонала воздушных судов (ВС) МС-21. Предусматривается создание процедурного тренажера, полнопилотажного тренажера, тренажеров для аварийно-спасательной подготовки, современных учебных классов. На данном этапе тренажер для летного состава МС-21 установлен в учебном центре ПАО «Аэрофлот».

Научно-производственная фирма «Системы комплексных тренажеров» («НПФ СКТ») занимается разработкой и созданием технических средств подготовки авиаперсонала с 1992 года. За годы работы фирмой был разработан широкий спектр различной продукции: полнопилотажные и процедурные тренажеры, системы визуализации и подвижности для них, тренажеры по аварийно-спасательной подготовке, инженерно-исследовательские стенды для разработчиков авиатехники, имитаторы отдельных самолетных систем. Сегодня вся продукция успешно используется в авиакомпаниях и на авиационных предприятиях России.

Полнопилотажные тренажеры — гордость «НПФ СКТ». Их отличает реализм, эффективность и надежность в работе, поэтому они успешно применяются авиапредприятиями не только России, но и зарубежья. Высокий квалификационный уровень тренажеров гарантирован используемыми технологиями, которые разрабатываются «НПФ СКТ» на основе требований документов ICAO doc. 9625 и обеспечивают высококачественную тренажерную подготовку летного состава.

На протяжении более 20 лет «НПФ СКТ» работает с ОАО «ИЛ». За это время была создана полная линейка средств подготовки летного состава на воздушном судне Ил-96-300, включающая в себя современный компьютерный класс, процедурный тренажер, полнопилотажный тренажер.

  • Кабина КТС Ил-96-300
  • Кабина КТС Ил-96-300

Технические средства установлены в учебном центре ПАО «Аэрофлот» и успешно используются для подготовки летного состава на воздушном судне Ил-96-300 и в настоящее время.

Кроме того, был создан уникальный тренажер по аварийно-спасательной подготовке (ТАСП) на базе широкофюзеляжного воздушного судна Ил-96-300. Он оборудован системой подвижности, системой разгерметизации, системой имитации задымления и возгорания в различных отсеках. Тренажер используется в качестве основного ТАСПа для всех членов кабинных экипажей авиакомпании «Аэрофлот» для подготовки на широкофюзеляжные типы самолетов. Совместно с НИИАО и ПАО «Ил» создан полнопилотажный тренажер воздушного судна Ил-114.

В 2015 году завершены работы по созданию полнопилотажного тренажера воздушного судна Ту-204СМ. Тренажер установлен в учебном центре ПАО «Туполев».

  • Кабина КТС Ту-204СМ
  • Кабина КТС Ту-204СМ

В рамках авиасалона МАКС 2015 в авиационном учебном центре ПАО «Туполев» состоялось торжественное открытие комплексного тренажера Ту-204СМ для подготовки летного состава. Сегодня это единственный полнопилотажный тренажер данного класса, ранее использовались только процедурные навигационные авиасимуляторы.

Полностью подвижный тренажерный комплекс был собран в 2014, и после прохождения испытаний 17 июня 2015 года Росавиация выдала разрешение на использование тренажера инструкторским составом ПАО «Туполев» по утвержденной Управлением летной эксплуатации «Программе профессиональной переподготовки летного состава на самолет Ту-204СМ». Сегодня можно с уверенность сказать, что благодаря слаженной командной работе различных, многочисленных структурных подразделений ПАО «Туполев» стало возможно создание полноценного тренажерного комплекса, который размещается в корпусе № 10 Жуковской летно-испытательной и доводочной базы авиационного учебного центра «Туполев».

  • Справа - свободные площадки в перспективе еще двух тренажеров
  • Справа - свободные площадки в перспективе еще двух тренажеров

В состав Центра на территории ЛИиДБ помимо шестистепенного комплексного тренажера входят учебный компьютерный класс, процедурный тренажер, тренажер аварийно-спасательных процедур, тренажерное устройство открытия/закрытия двери и аварийного люка, которые предназначены для подготовки экипажей и инженерно-технического персонала. Программа обучения летных экипажей и бортпроводников будет включать курсы лекций, компьютерное обучение, тренировки на тренажерах и др.

Работы по созданию комплексного тренажера экипажа самолета Ту-204СМ в ПАО «Туполев» начались во второй половине 2012 года. Комплексный тренажер экипажа самолета Ту-204СМ создается в широкой международной кооперации с ведущими мировыми фирмами, специализирующимися на тренажерном и приборном оборудовании: MOOG Голландия — поставщик пневмо-электрической системы акселерационных воздействий (активной системы имитации перегрузок и ускорений) и загрузка каналов управления, Rockwell Collins США - система отображения визуальной обстановки, включая конструктивный модуль, экран обратной проекции, широкоугольное зеркало, генераторы изображения, управляющую станцию и проекторы, Sim-Industries B.V. Голландия — кабинный модуль тренажера, включая рабочее место инструктора, ООО «Научно производственная фирма «Системы комплексных тренажеров» — интеграция, комплексная сборка, отладка тренажера написание уникального ПМО, ЗАО «Транзас-Авиация» — имитаторы приборного оборудования, ЗАО «Авиастар СП» — кабинное оборудование, ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», ЗАО «Авиаприбор» и рядом других предприятий-поставщиков приборного оборудования.

В связи с распараллеливанием работ по реконструкции здания и одновременной разработкой тренажера ПАО «Туполев» совместно с ООО «Научно-производственная фирма «Системы комплексных тренажеров» была впервые отработана и успешно применена дистанционная технология крупногабаритной подсборки отдельных систем тренажера с последующей доставкой негабаритных модулей и сборкой на месте постоянного базирования отработанных составных частей тренажера.

Сегодня «НПФ СКТ» по заказу корпорации «Иркут» создает полную линейку средств подготовки членов летных и кабинных экипажей, а также инженерно-технического персонала воздушного судна МС-21. Линейка упомянутых средств включает процедурный тренажер, полнопилотажный тренажер, тренажер по аварийно-спасательной подготовке, современные учебные классы.

  • ДПАП Аэрофлота 2014 год 1ый зал - А320, МС-21-300 и Ил-96-300
  • ДПАП Аэрофлота 2014 год 1ый зал - А320, МС-21-300 и Ил-96-300
  • ДПАП Аэрофлота 2014 год 2ый зал - А320, SSJ-100, ПТ МС-21, А320
  • ДПАП Аэрофлота 2014 год 2ый зал - А320, SSJ-100, ПТ МС-21, А320

Пилотажный/процедурный тренажер 2014 год

  • ДПАП Аэрофлота 2014 год ПТ МС-21
  • ДПАП Аэрофлота 2014 год ПТ МС-21

«НПФ СКТ» применяет технологии, которые позволяют проводить доработки аппаратно-программного комплекса тренажера, связанные с уточнением модели полета, работы бортовых систем и доработкой аппаратуры комплекса БРЭО практически без дополнительных затрат в режиме непрерывного сопровождения процесса разработки самолета. Процедурный тренажер ПТ МС-21 может выполнять функции инженерного стенда для отработки бортового оборудования и подготовки персонала разработчика самолета к летным испытаниям.

Продолжаются работы по созданию полнопилотажного тренажера для летного состава МС-21. Тренажер установлен в учебном центре ПАО «Аэрофлот» или, по другому, в тренажерном комплексе ДПАП — департамента подготовки авиационного персонала Аэрофлота. В стремлении к получению совершенного программного продукта «НПФ СКТ» использует передовые компоненты и разработки отечественных производителей.

Пилотажный тренажер был впервые представлен на авиасалоне МАКС-2013. Опытный образец тренажера разработан до начала летных испытаний самолета МС-21. При его создании учтены рекомендации специалистов авиакомпании «Аэрофлот» и требования программы подготовки летного состава. Математическая модель полета самолета и работы его систем основаны на расчетах и данных, полученных в результате стендовых испытаний и продувок в аэродинамических трубах.

Комплексный (полнопилотажный) тренажер самолета КТС 2016 год

  • ДПАП Аэрофлота 2016 год 1ый зал - КТС МС-21-300, Ил-96-300
  • ДПАП Аэрофлота 2016 год 1ый зал - КТС МС-21-300, Ил-96-300
  • Кабина КТС МС-21-300
  • Кабина КТС МС-21-300

В состав оборудования полнопилотажного тренажера входят самые современные разработки отечественного и зарубежного тренажеростроения. Так, тренажер оснащен электрической системой подвижностикомпании Moog Inc. (Нидерланды) и системой визуализации EP-8000 компании Rockwell Collins (Великобритания).

Алгоритмы работы тренажеров и их оборудование будут постоянно дорабатываться по мере продвижения программы летных испытаний МС-21, так что конфигурация и работа систем тренажеров будет полностью соответствовать реальному самолету за шесть месяцев до начала поставок серийных машин заказчику. Это позволит заранее подготовить летные экипажи и технический персонал эксплуатанта для старта коммерческой эксплуатации самолетов в своих авиакомпаниях.

Отличительной чертой научно-производственной фирмы «Системы комплексных тренажеров» является глубокое понимание ее специалистами потребностей авиакомпаний, учебных центров и производителей авиационной техники в современных технических средствах подготовки авиаперсонала. При разработке каждого тренажера компания стремится удовлетворить все пожелания заказчика, что служит гарантией высококлассной подготовки пилотов.

На МАКС 2015 ПАО «Корпорация «Иркут» демонстрирует пилотажный тренажёр ВС МС-21. Тренажёр создан в рамках реализации соглашения ПАО «Корпорация «Иркут» и ПАО «Аэрофлот» о создании учебно-тренировочного процесса подготовки авиаперсонала по семейству ВС МС-21 на базе учебного центра ПАО «Аэрофлот».

ПАО «Корпорация «Иркут» разрабатывает и создает технические средства подготовки авиаперсонала по семейству ВС МС-21:

— комплексный тренажер ВС МС-21-300;

— процедурный тренажер ВС МС-21-300;

— тренажер аварийно-спасательных процедур экипажей ВС МС-21;

— тренажер сервиса на борту ВС МС-21;

— тренажер дверей ВС МС-21;

— учебный компьютерный класс для подготовки лётного состава;

— учебный компьютерный класс для подготовки кабинных экипажей;

— учебный компьютерный класс для подготовки инженерно-технического персонала категории А, В1, В2;

— тренажер процедур технического обслуживания ВС МС-21;

— интерактивный действующий учебный стенд для подготовки инженерно-технического персонала самолета ВС МС-21 категории В1, В2;

— тренажерное средство системы самолётовождения экипажа ВС МС-21;

— комплект бортового аварийно-спасательного оборудования «Вода» и «Суша»,

которые будут размещены в учебно-тренировочном комплексе ПАО «Аэрофлот», в этих целях планируется построить новый многофункциональный учебный корпус в периметре действующего тренажерного комплекса ПАО «Аэрофлот», что сделает учебный центр ПАО «Аэрофлот» одним из самых больших и современных в Европе.

Полнопилотажные тренажеры различных уровней

Полнопилотажные тренажеры от компании «НПФ Система комплексных тренажеров» представляют собой оборудование, которое позволяет в полной мере воспроизвести ситуацию полета. Закрытая капсула, внешне ничем не напоминающая известные сегодня летательные аппараты, внутри полностью повторяет устройство и оборудование реальной кабины пилота. Иными словами, речь идет о модели реальной установки, снабженной средствами подготовки упражнений, контроля и управления тренингом. По сути, единственным отличием полнопилотажного тренажера от реальной установки является отсутствие материального ущерба от неверных действий.

Подобные тренажеры снабжены целым рядом высокотехнологичных приборов, которые в комплексе позволяют имитировать полет. Так, высокоскоростная трехмерная система синтеза визуальной обстановки обеспечивает просмотр окружающей среды из иллюминатора под углом 180°. Ощущение ускорения и изменения линии полета возможно за счет акселерационных эффектов, создаваемых встроенной системой подвижности. Таким образом, обучающийся пилот полностью контролирует свое пространственное положение. Аппарат предполагает дистанционное управление со стороны инструктора. Его рабочее место напрямую связано с тренажером и позволяет создавать учебные ситуации, руководить ходом «полета», редактировать упражнения и т. д.

Процедурные тренажеры

В настоящее время наибольшее распространение среди авиационных тренажеров получили, так называемые, процедурные тренажеры. Они предназначены для воссоздания определенного набора ситуаций (как правило, нештатных и аварийных), в которых обучающийся отрабатывает необходимые реакции. В результате готовится команда специалистов, способных адекватно реагировать и принимать грамотные решения в различных обстоятельствах.

Процедурные тренажер, в зависимости от модели, в том или ином виде отображает приборные доски и иные средства управления реальным аппаратом. В итоге на подобном приборе можно выполнять до 70% действий, которые доступны на вертолетах/самолетах. В частности, речь идет как о первоначальных навыках пилотирования, так и более сложных задачах. К первой группе относятся упражнения предполетной подготовки, запуска двигателя, руление, взлет, набор высоты, снижение, посадка и т. д. Более сложные тренировочные программы предполагают выполнение полета по приборам, ведение визуальной ориентировки, полет в летних/зимних, дневных/ночных условиях и т. д. Процедурные тренажеры также располагают возможностями отработки групповых полетов, повышая тем самым технологию взаимодействия членов одного или нескольких экипажей.

Системы подвижности

Система авиационных тренажеров подвижности предназначена для создания условий, максимально приближенных к реальности, при подготовке летного состава. В частности, речь идет об имитации акселерационных эффектов, действующих на пилота по трем или шести степеням свободы. Это могут быть перегрузки различного характера, угловые ускорения и угловые скорости.

Тренажер подвижности представляет собой свободную в движении платформу, которая управляется за счет числового вычислительного комплекса. Именно на нее крепится основный механизм (полнопилотажный тренажер), в котором происходит обучение специалистов). Следует заметить, что в настоящее время активно используются и гидравлические, и электрические тренажеры. Оба механизма позволяют решить все поставленные учебные цели и задачи. Работа тренажера сведена к имитации поведения судна в воздушном пространстве в нормальном режиме полета и нештатных ситуаций, которые когда-либо были зафиксированы в практической и испытательной деятельности.

Системы визуализации

Зрение принято считать одним из важнейших органов чувств. Учитывая, что при работе с авиационными тренажерами пилоту необходимо воссоздать ситуацию, максимально приближенную к реальности, современные разработчики уделяют много внимания именно тренажерам визуализации. Подобные системы позволяют имитировать внекабинную обстановку и менять ее в зависимости от маневров самолета. При этом учитываются пространственные координаты, ориентации (нормали) и цвета. Все это в комплексе способствует наиболее эффективному обучению и подготовке к условиям настоящего полета.

Основная цель при разработке тренажеров подобного типа сводится не просто к воспроизведению картинок и динамичной смене визуального ряда. Важная задача — обеспечить правильное восприятие пилотом всех изображений. С этой целью сегодня используют два основных типа тренажеров визуализации. Первый в своей работе применяет проекционную систему. Следует заметить, что она обладает рядом недостатков. В частности, речь идет о том, что лучи света каждой точки проецируемого объекта равномерно расходятся с экрана во все стороны. В результате лётчику придётся адаптировать глаза на расстояние в несколько сантиметров. Так как в реальном полёте предметы расположены практически в бесконечности, при отработке навыков, требующих четкого представления об окружающей обстановке (например, посадка самолета), более целесообразно использовать тренажеры с оптико-коллимационным устройством. В данном случае лучи движутся параллельным пучком, создавая иллюзию, что объект расположен очень далеко от наблюдателя. Единственным минусом тренажеров такого типа является отсутствие возможности получать большие поля обзора в вертикальном направлении.

Автоматизированные обучающие системы

Разработана методология и технология для создания современных учебных компьютерных классов (УКК). Предложены подходы к созданию УКК, удовлетворяющие требованиям современных международных стандартов по созданию учебных модулей для дистанционного обучения. Создан программно-инструментальный комплекс для сборки УКК (CBT).

На настоящий момент разработан пилотный проект учебного компьютерного класса (СВТ) в части подготовки кабинных экипажей ВС МС-21.

Авиационные учебные центры

Авиационный учебный центр представляет собой образовательное учреждение дополнительного образования, осуществляющее подготовку, переподготовку и повышения квалификации летного персонала. Вся деятельность в обязательном порядке осуществляется в соответствии с законодательством и специальными авиационными правилами, что подтверждается наличием сертификатов и лицензий. В настоящее время значимость функционирования современных авиационно-учебных центров доказана не только российской практикой, но и международным опытом подготовки авиационного состава.

Работа современных авиационно-учебных центров характеризуется системностью и комплексностью. Все обучение представляет собой два больших блока:

  • интерактивная теоретическая подготовка в учебных классах
  • непосредственно работа с авиационными тренажерами всех типов.

Источники: Главный промышленный портал — Статьи, НПФ СКТ, Авиа-Концепт - Стенд, Туполев — Новости, aex — Тренажер Ту-204СМ, ru-aviation — Тренажеры Аэрофлота, НПФ Система комплексных тренажеров — Деятельность, aviator_ru — Летный комплекс Аэрофлота, aex — Тренажер МС-21

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 5
    Нет аватара Info_Rus
    15.05.1618:16:44

    А так начинали разрабатывать тренажер Туполева Ту-204СМ

    saoirse-2010.livejournal.com/27856.html

    • 0
      Макс Южный
      15.05.1621:20:26

      1. А какая «игра» используется в качестве основы? Какие требования к трехмерным ускорителям («Эй-Эм-Ди», «Энвидия»)?

      2. Часто ругают «Ту-204» -- а когда будет готов ПД-14 (ПД-16, ПД-18) и станут использовать новый двигатель, ругать уже будет не за что? Или есть некие непреодолимые трудности у этого самолёта?

      • 3
        Нет аватара Info_Rus
        16.05.1611:24:19

        Скорее всего используются наработки вот этой компании — Транзас-Авиация, аббревиатура «ТАВ» (TAV) теперь расшифровывается как «Технологии для авиации», после ребрендинга

        t-aviation.ru/Simulation/Aviation

        Комплексный тренажер самолета Ту-204 уровня D (ICAO Level 7)

        Для визуального представления закабинного пространства тренажёра Ту-204 используется современная система визуализации «Аврора», обеспечивающая фотореалистичное изображение окружающей обстановки. Система «Аврора» позволяет имитировать любые метеорологические условия полёта и управлять их параметрами (например: скорость и направление и ветра, температура, давление, видимость и т. д.).

        Система визуализации «АВРОРА"

        Группа «Кронштадт» разработала новейшую многопрофильную Систему визуализации «Аврора 3». Сочетание реалистичного изображения, формируемого с применением новейших технологий компьютерной графики, и использование общедоступного оборудования выдвигает систему визуализации «Аврора 3» на передовые позиции в области визуализации закабинной обстановки.

        В отличие от других современных систем визуализации, система визуализации «Аврора 3» использует сложные физические модели буквально при расчете каждого пикселя.

        Система базируется на стандарте OpenGL 4.4 с использованием самых передовых разработок из области компьютерной графики, позволяя в реальном времени отображать протяженные территории практически без ограничений по плотности застройки (сотни домов, тысячи деревьев на кв. км) с плавным изменением уровня детализации от всей планеты вплоть до отдельных листьев.

        Инженер-дизайнер 3D Группа «Кронштадт"

        На их ресурсе можно и используемые технологии посмотреть

        ИТ (разработка, тестирование и поддержка ПО)

        Инженер-программист отдела разработки системы визуализации

        "Транзас Авиация» презентовала систему визуализации «Аврора 3"

        По мне можно любое аппаратное средство использовать, что поддерживает данную технологию. Само собой, чем мощнее аппаратная часть, тем лучше качественнее будет визуализация.

        Самолет ругают наверно от незнания

    • 6
      gradimir grujic gradimir grujic
      15.05.1623:42:49

      Прекрасный фоторепортаж, спасибо!

  • 10
    Нет аватара Инженер2015
    15.05.1622:56:13

    Я и не знал что в РФ создаются полнопилотажные тренажеры…так держать!

    Побольше компонентов бы отечественных в них было, но это уже следующий этап

    • 0
      Нет аватара elron
      15.05.1623:42:38

      тот же транзас что-то подобное делал ещё несколько лет назад.

    • 5
      Samboris Samboris
      15.05.1623:48:40

      Я и не знал что в РФ создаются полнопилотажные тренажеры

      Да ладно! Ту-154 во Внуково. Взлетел и даже приземлился   

      До этого летал только на Х-29 (дистибутив 1.44МВ)

      • 2
        Нет аватара Info_Rus
        16.05.1619:51:45

        Ну сейчас и это не проблема, любой может из дома попробовать X-Plane 10

        При нынешнем развитии компьютерной техники, каждый может испытать себя, и почувствовать хотя бы на миг пилотом самолета

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,