стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
25

Воздушный камуфляж: окраска самолетов

На фоне неба и над поверхностью воды фронтовой бомбардировщик Су‑34 практически незаметен. Технология покраски этого самолета, который строят на Новосибирском авиационном заводе им. В. П. Чкалова (филиал компании «Сухой»), решает задачу антикоррозионной защиты самолеты и его внешнего вида.

Антикоррозионная защита самолета — многогранный и долговременный процесс, который начинается с покраски обшивок в деталях. Создание «ливреи» — «одежды», внешнего вида Су‑34 — происходит в малярном цехе НАЗ им. В. П. Чкалова. Предварительно вся поверхность самолета промывается мыльным раствором, затем смесью растворителей, а потом обезжиривается. Далее производится изоляция поверхностей, не подлежащих окрашиванию. Окончательная окраска происходит после завершения всех сборочных работ и проведения летных испытаний самолета.

Все малярные работы ведутся в ангаре, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией, при температуре воздуха 12-35°С, относительной влажности воздуха 35-75%.

Грунтование и окраска нижних и боковых поверхностей самолета производятся с помощью установок безвоздушного распыления, а окраска верхних поверхностей — при помощи краскораспылителя. Работу производят по отработанной схеме: низ и боковые поверхности машины красят два человека, начиная от носовой части к хвостовой, а верх изделия — четыре человека. «Приятно ощущать, что я вношу свой вклад в создание нашей боевой гордости наряду с другими работниками предприятия, — рассказывает мастер малярного цеха Владимир Кочнев. — Когда самолет парит в небе, я не вижу на нем ни надписей, ни символов, к которым я прикладывал руки, но знаю, что они там есть. Тогда и появляется чувство гордости за свой труд, труд наших маляров, свой завод, за свою страну».

  • Су-34 - 1 SU-34_3.jpg
  • Су-34 - 1 SU-34_3.jpg

Схема окраски Су‑34 определена конструкторской документацией, согласованной с заказчиком. По требованию заказчика схема может изменяться. В настоящее время схема окраски Су‑34 — это светло-голубой цвет низа, камуфляжные пятна бирюзовых оттенков по верху, белый цвет носового обтекателя. Лобовые кромки планера окрашиваются в светло-серый цвет, зоны мотогондол — эмалью серебристого цвета. Этот вариант окрашивания еще называют «морским», что и позволяет самолету быть практически незаметным.

В схему окраски также входит бортовая информация (технические надписи), она наносится эмалями различных цветов через трафареты шелкографии, которые изготавливаются здесь же, в малярном цехе. Этими же эмалями различных цветов через трафареты на самоклеющейся пленке наносятся опознавательные знаки, эмблемы, бортовые номера. В частности, нанесение знака государственной принадлежности — звезды — производится следующим образом: выклеивается первый трафарет, белым цветом наносится фон, затем поочередно выклеиваются остальные два трафарета, после чего наносятся красный и синий цвета. Это очень трудоемкий, сложный процесс, требующий художественного мастерства, верной руки исполнителя.

Полностью время окончательной окраски составляет восемь суток, включая межслойные сушки покрытий. А вес используемых лакокрасочных материалов — порядка 200 кг.

Толщина защитного антикоррозийного покрытия составляет 60-90 микрон. Все грунтовки и эмали, используемые при окраске Су‑34, отечественного производства, рекомендованные Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов. По мнению маляров, эти материалы имеют ряд преимуществ по сравнению с некоторыми зарубежными аналогами: они легче наносятся и быстрее сохнут. «Опыт нашей работы показал, что покрытия долговечны и надежны в эксплуатации, — комментирует старший контрольный мастер малярного цеха Наталья Иванова. — По Су‑34 на данный момент рекламаций нет, и только время проверит качество. Мы делаем все возможное, чтобы за свой труд не было стыдно. Качество покраски наших боевых самолетов — это заслуга всего коллектива цеха».

С точки зрения осложнения визуального наблюдения в мире в настоящее время сложилось два основных подхода к окраске серийных боевых самолетов:

1. Однотонная окраска, оптимизированная на снижение контраста самолета на одном типовом фоне. Цвет краски подбирается таким образом, чтобы поверхности самолета имели ту же яркость, что и фон. Вариантом такой окраски является двухцветная окраска, в которой для затененных участков используется эмаль более светлых тонов, чем для освещенных участков. Этим достигается лучшее выравнивание яркости поверхностей самолета с яркостью фона.

2. Деформирующая окраска, применяемая при переменных фонах наблюдения. Эффект деформирующей окраски заключается в том, что каждый раз часть пятен окраски сливается для наблюдателя с изменившимся участком фона. Этим достигается искажение и неузнаваемость оставшейся видимой части формы и контуров объекта. В схемах окраски самолетов компании"Сухой" нашли применение оба этих подхода. Деформирующая окраска применяется на современных серийных самолетах ОКБ Сухого, состоящих на вооружении ВКС и ВМФ России

Окраска истребителей семейства Су‑27 оптимизирована на наблюдение на типовых фонах в ближнем воздушном бою, корабельных истребителей Су‑33 — на фоне поверхности воды, истребителей-бомбардировщиковСу‑34 — на фоне подстилающей поверхности на средних и больших высотах полета, штурмовиков типа Су‑25 — на фоне подстилающей поверхности при полете у земли. Цвета эмалей для окраски штурмовиков типа Су‑25 подбираются в зависимости от местности предполагаемого базирования.

Для нижней поверхности самолетов наиболее часто используется однотонная окраска, призванная снизить контраст самолета при наблюдении на фоне неба.

Согласно решению министра обороны, для всех серийных самолетов 2011-2013 годов выпуска для верхних поверхностей применялась однотонная окраска темно-серых тонов. Позднее, с приходом нового министра обороны Российской Федерации, было принято решение вернуться к прежним деформирующим схемам окраски и прежней цветовой гамме. В схемах окраски серийных самолетов компании «Сухой», поставляемых иностранному заказчику, нашло применение как однотонное, так и деформирующее окрашивание. Однотонное окрашивание серых тонов применяется в схемах окраски самолетов Су‑30МКИ ВВС Индии, Су‑30МКМ ВВС Малайзии, Су‑30МКИ(А) ВВС Алжира. Двухцветное однотонное окрашивание применяется в схемах окраски Су‑30МКК, Су‑30МК2, Су‑27СК ВВС НОАК. Деформирующее окрашивание применяется в схемах окраски самолетов Су‑27СК, Су‑30МК2 ВВС Венесуэлы, Вьетнама, Индонезии, Уганды, схемах окраски экспортных вариантов штурмовика Су‑25.

Тип и дизайн схемы окраски, используемые цвета и марки лакокрасочных покрытий для самолетов, поставляемых иностранному заказчику, определяются исходя из пожеланий заказчика и утверждаются в ходе переговоров при подписании контракта. Зачастую тип и цвета схемы окраски поставляемого самолета выбираются заказчиком в соответствии с принятыми в его ВВС для самолетов аналогичного назначения.

В окраске опытных самолетов компании «Сухой» широкое распространение получила деформирующая окраска с использованием в качестве краев пятен ломаных линий. Ломаные линии служат для искажения видимой формы и контура самолета и тем самым вводят в заблуждение противника в ближнем воздушном бою. Наибольшее развитие такой подход получил в «осколочных» схемах окраски опытных образцов самолетов Су‑35 и Т‑50.

Зачастую схемы окраски опытных машин выбираются так, чтобы максимально заинтересовать потенциального заказчика. Примером может служить окраска самолета 10М бортовой номер 711. Окраска была выполнена в «песчаных» тонах и была рассчитана на привлечение внимания заказчиков с Ближнего Востока.

Отдельно следует упомянуть схему окраски, разработанную компанией «Сухой» для группы высшего пилотажа «Русские витязи», выступающей на самолетах типа Су‑27. Схема окраски выполнена в цветах триколора Российской Федерации и флага ВВС Российской Федерации. Данная схема позволяет нагляднее визуализировать фигуры высшего пилотажа, выполняемые группой.

От качества выполнения окончательной окраски зависят защитные свойства систем покрытий, их долговечность и внешний вид самолетов в целом. В настоящее время для окраски серийных самолетов компании «Сухой» используются системы покрытий на основе как отечественных, так и импортных эмалей.

Для окраски самолетов Су‑34 применяется эмаль АС‑1115 отечественного производства.

Для окраски самолетов типа Су‑25 применяется специально разработанная камуфлирующая эмаль АК‑5178М, а для радио-прозрачных поверхностей — эмаль КЧ‑5185 отечественного производства.

В настоящее время в компании «Сухой» проводятся работы по освоению перспективных систем покрытий. Так, для опытных образцов истребителя пятого поколения Т‑50 опробованы и внедрены радиопоглощающие материалы разработки Института теоретической и прикладной электродинамики РАН, теплозащитная эмаль, защищающая поверхности планера от повреждения при высоких температурах, возникающих при работе вооружения.

Также компанией «Сухой» совместно с отечественными производителями лакокрасочных материалов (ФГУП «ВИАМ», «НПК ЯрЛИ», «Русские краски», ИТПЭ РАН) проводятся работы по поиску и внедрению перспективных лакокрасочных материалов взамен материалов импортного производства.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


  • 3
    Samboris Samboris
    23.06.1615:19:12

    Плюс   

    Где-то в середине 80-х ездил в Монино проконсультироваться по поводу по поводу камуфляжа наших самолётов времён ВОВ. Там ничего особо путного не сказали, но то, что зимой извёстку на самолёт метлой наносили — я запомнил   

  • 0
    Павел П Павел П
    23.06.1619:38:44

    Прикольно конечно, но обнаруживают в современных условиях самолёт не визуально, а радарами и ракеты пускают даже не видя саму цель, только отметка на экране. А вот радиопоглощающие материалы это    . Не помню где, читал что есть покрытия с радиопоглощающими свойствами (нечто вроде краски) снижающими заметность самолётов.

    • 0
      Vovantro Vovantro
      13.09.1616:09:55

      В ближнем бою, радар особо не поможет визуально найти цель. В основном потому, что ближний манёвренный бой, чаще не позволяет даже на экран радара взглянуть. Ну, а при дальней атаке конечно, камуфляж не поможет особо.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,