стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
127
Samboris 06 ноября 2016, 20:14

Главные по космосу

Следи за успехами России в Телеграм @sdelanounas_ru
Интересное ощущение возникает когда общаешься с нашими космопромышленниками, особенно из старой гвардии. Они работают на самом переднем крае науки и техники, совершают выдающиеся достижения, достойные первых полос мировых изданий и учебников. При этом, к своей реально фантастической работе они относятся как к обычному производству: государство заказало — мы выполнили; да, интересные задачи были, пришлось постараться, освоить новые технологии, сделать пару [десятков] открытий, найти новые оригинальные решения, открыть Вселенную человеку…

Такой подход встречается среди специалистов Ракетно-космической корпорации «Энергия». Мне, с группой журналистов, блогеров и энтузиастов космонавтики удалось заглянуть на предприятие, которое открыло Человечеству путь в космос.

К сожалению на сборочную площадку попасть не удалось. Туда, где сейчас готовятся к запуску новые модули российского сегмента Международной космической станции, создается новый космический корабль «Федерация», космонавты-испытатели тренируются к выходу на поверхность Луны, производятся корабли «Союз» и «Прогресс», обеспечивающие сегодня практически всю международную пилотируемую космическую программу… Надеюсь представится возможность попасть и туда, чтобы увидеть, рассказать и показать. Нам же показали историю, и впечатлений от увиденного хватит надолго.

Встретил нас на пороге Демонстрационного зала РКК «Энергия» прежний директор предприятия Вахтанг Дмитриевич Вачнадзе. Он сразу предупредил: за дверью не музей, а собрание образцов продукции предприятия, для обучения и передачи опыта разработчиков космической техники прежних лет. Водят сюда прикоснуться к космосу и школьные группы, хотя и ограничиваются только городом Королевом и соседним Юбилейным, т. е. теми, кто наиболее вероятно будет работать на предприятии.

Экскурсия для посторонних, в которую я попал, проходила практически впервые, и носила экспериментальный характер. Судя по всему нас воспринимали как непонятных хипстеров, поскольку вместо инструктажа по сохранению гостайны на режимном предприятии, нам еще на проходной настрого запретили ловить покемонов.

Вахтанг Дмитриевич подчеркнул важную и актуальную на сегодня задачу передачи опыта молодому поколению специалистов. Для этого старшие сотрудники предприятия проводят лекции и даже готовится видеокурс. Правда сомневаюсь, что он когда-нибудь окажется в открытом доступе. Хотя они могут рассказать немало интересного, если их об этом попросить. Очевидно, что богатейшая история советской космонавтики дала огромный объем практических знаний, и большой трагедией становится забвение и уход людей, уносящих их с собой.

На «Энергии» делают все возможное для сохранения и передачи знания, используя собранные в Демонстрационном зале и музее образцы.

Путь «Энергии» в космос начался с артиллерии, в Петербурге при Петре Великом. Петроградский орудийный завод в 1919 году был эвакуирован в Подмосковье, где в 1922 году стал Заводом имени Калинина. Тут предприятие продолжило свои артиллерийские работы, создавая, в том числе передовые зенитные орудия, чем заслужило немало правительственных наград, и доверия новой темы после Войны.
Советская и российская космонавтика обязана своим появлением гитлеровской Германии и Уинстону Черчиллю. Именно он своим письмом Сталину в 1944 году обратил внимание на успехи и опасность ракетных разработок Третьего Рейха. Осознание важности темы привело к освобождению Королева и многих других ракетных инженеров из «шарашек», и началу советской ракетной программы.

Разумеется на первом месте стояла исключительно военная тема: понять что сделали немцы, сделать лучше и обеспечить доставку тяжелой нагрузки на другое полушарие планеты. С этой целью сначала решили воспроизвести разработку немцев — ракету A4 или «Фау-2».

Как оружие ракета «Фау-2» оказалась неважной: низкая точность, невысокая дальность, низкая эффективность — известно, что при производстве «Фау-2» погибло больше военнопленных чем британцев во время атак. В то же время она оказалась прорывом для ракетостроения. В те годы, что СССР, что США и Британия доводили тягу ракетных двигателей до нескольких сотен килограммов, и не рассматривали их в качестве перспективных технологий. Команда Вернера фон Брауна создала ракетный двигатель тягой в 30 тонн, что было неожиданностью для всех.

Советские инженеры в деталях воссоздали «Фау-2», которая стала баллистической ракетой Р1. В процессе разработки они поняли сильные и слабые стороны ракеты и создали модернизированный вариант Р2. Если Р1 добивала на 270 км, то Р2 уже на 600. После модернизации тяга выросла до 37 тонн.

Следующая Р5 стала более-менее межконтинентальной — 1200 км.

Легендарная Р7 скверно подходила для военного применения — пусковую площадку не скроешь, подготовка к пуску — сложный длительный процесс. Но в 1957 году это стало прорывом не меньше «Фау-2» — США стали достижимы через океан.Апофеозом оружейной тематики «Энергии» стала ракета ГР1 — глобальная ракета. Это была трехступенчатая космическая ракета с дальностью «неограничено». Она выводила боеголовку на низкую околоземную полярную орбиту высотой 150 км. Боеголовка двигалась недостижимая никакими средствами ПРО, говорят, даже радары не ловили. По команде с Земли боеголовка могла поразить любую цель на поверхности планеты (на фото справа).

Но эта беспощадная гордость «Энергии» так и не взлетела — США и СССР подписали договор об ограничении атомных вооружений в космосе.

Были на предприятии и твердотопливные эксперименты (слева и по центру фото две трехступенчатые ракеты), но основная специализация сложилась по жидкотопливной тематике. Топливная пара кислород-керосин плохо подходят для оружейного применения. Задачу оперативной заправки жидким кислородом на заводе смогли решить, но с развитием космонавтики сконцентрировались на ней.

В космосе «Энергия» смогла достичь более громких побед чем в ядерной войне. «Спутник-1» на ракете Р7 открыл космическую эру. Выдающийся прорыв человеческого интеллекта и возможностей, для истории предприятия — лишь важный, но не ключевой этап жизни. Для инженеров и сотрудников более важным достижением стала разработка ракетного двигателя РД-107/108, который сделал возможным полет Спутника, Гагарина, и, фактически, до сегодняшнего дня обеспечивает почти всю пилотируемую космонавтику Земли.

РД-107/108 имеет медную камеру сгорания, в которой поднимается температура 1700 градусов, что в полтора раза превышает температуру плавления меди. Работа двигателя и полет ракеты становится возможен благодаря нескольким техническим решениям. Медь имеет очень высокую теплопроводность, поэтому она способна выдержать высокую температуру, если обеспечить интенсивное охлаждение стенок камеры. Поэтому внутри стенок камера сгорания пронизана сетью каналов через которые проходит жидкое горючее — керосин. В камеру сгорания горячее горючее поступает через тонкие форсунки, равномерно распределенные вперемешку с форсунками окислителя — кислорода.

Дополнительная теплозащита обеспечивается завесным охлаждением — внешний ряд форсунок подают только горючее, что позволяет удерживать ближе к центру камеры очаг горения.Немало трудов доставили боковые рулевые двигатели. До Р7 управление полета ракет достигалось довольно примитивными графитовыми рулями, отклоняющими поток газов из сопла. Для более мощной ракеты, от которой требовалась высокая точность полета (и поражения цели на другом континенте), требовались более эффективные средства управления.

Рулевую камеру сгорания с возможностью отклонения на 45 градусов удалось создать только обеспечив подачу топлива и окислителя через ось, на которой камера и крепилась и качалась. Это удалось достичь только благодаря высочайше точности подгонки и притирки деталей оси двигателя.А вообще, ракетный двигатель — это просто…
После успешных полетов «Спутников», «Востоков» и «Восходов», изготовленных на «Энергии» (тогда ОКБ-1), пришла пора лунной гонки. Генеральный конструктор Королев и все предприятие были к ней готовы. Они создали серию космических аппаратов «Зонд» и посадочный модуль «Лунник». Это были два составных элемента пилотируемой системы, призванной доставить двух космонавтов на окололунную орбиту (Лунный орбитальный корабль), и одного — на поверхность Луны (Лунный корабль).
Задачу выведения всей пилотируемой системы возлагали на сверхтяжелую ракету Н1, но из-за серии аварий ракеты, и из-за успешной американской высадки, проект закрыли, а от идеи покорения Луны отказались. Несколько ЛОК, названные в урезанной версии «Зонд», смогли слетать к Луне и обратно в беспилотном режиме, изучив выживаемость живых организмов за пределами магнитного поля, замерив радиацию в межпланетном пространстве, проведя съемку поверхности спутника Земли.

Лунный посадочный модуль трижды слетал в беспилотном режиме на низкую околоземную орбиту,для проверки работоспособности систем. «Зонды» достигали Луны при помощи тяжелой ракеты «Протон».

С большим сожалением Вахтанг Дмитриевич говорит, что масса «Лунного корабля» была ниже «Зонда», что позволяло доставить всю систему с людьми в ходе нескольких пусков «Протона». Только это была довольно ненадежная ракета, и заправлялась весьма токсичным топливом, создавая дополнительную опасность для экипажа. Впрочем сейчас пилотируемые корабли заправляются не менее ядовитым топливом, но ракеты менее опасны. Сейчас память об этих полетах время от времени возрождается при обсуждении возможных туристических рейсов до «Луны», но пока дальше слов не дошло, хотя керосиновая «Ангара» выглядит более предпочтительной для этой цели чем «Протон».

Хотите за $100 млн слетать к Луне и обратно? Приготовьтесь вот здесь провести не меньше недели на пару с пилотом.

В конечном счете, отказ от советского лунного полета был политическим решением, как, собственно, и решение о его реализации.Заглянув в «Лунник» можно представить условия в кабине пилота: небольшая скамья справа и поручни слева для удержания равновесия во время управляемой посадки.
Хотя от Луны пришлось отказаться, но работа по «Луннику» стала основой одной из самых эффективных космических транспортных систем: пилотируемого корабля «Союз» и транспортного — «Прогресс».
Несмотря на успешную конструкцию «Союза» и «Прогресса» они больше подходили для доставки людей куда-то, а не для автономной работы. После отказа от амбициозной лунной программы советской космонавтике потребовалась не менее масштабная задача. Ею стали ДОСы — долговременные обитаемые станции.Наблюдая со стороны развитие и успехи отечественной космонавтики, можно увидеть эволюционное развитие космических станций: от «Алмазов» к «Салютам», а от них к «Миру». С точки зрения «Энергии» — это пора жесткой конкуренции между инженерными школами Королева и Челомея, «Энергии» и «НПО машиностроения». Челомей продвигал свою систему ТКС — транспортного корабля снабжения, который за каждый пуск «Протона» выводил корабль, часть которого могла остаться на орбите в составе космической станции, и часть являлась посадочной капсулой. Сейчас ее прототип можно увидеть в Музее космонавтики в Москве.

ТКС слетал несколько раз в беспилотном режиме, но все-таки, проиграл конкуренцию более простой и надежной схеме «Союз"-"Прогресс"-"Салют».

Станция «Салют» тоже выводилась «Протоном» и к ней отправлялся пилотируемый «Союз», а снабжался экипаж продуктами и оборудованием при помощи «Прогрессов». «Салют» в сравнении с «Союзом» кажется большой квартирой по сравнению с автомобилем. Хотя жилого пространства там совсем не много. Для поддержания мышечного тонуса в отдельном «спортзале» размещался тренажер. Отделка «Салюта», несмотря на космические технологии, не сильно отличалась от отделки квартиры простой советской семьи.

Хотя условия по космическим меркам были вполне сносные — имелся космический туалет… и даже космический душ.

Станции выполняли не только военные и биологические задачи, но и астрофизические исследования. Сейчас на «Энергии» можно увидеть модель первого инфракрасного космического телескопа, а «Салют-6» смог развернуть космический радиотелескоп. Это подтвердило перспективы космической радиоастрономии и, в конечном счете, обеспечило реализацию проекта «РадиоАстрон».

Вершиной производственных, конструкторских и технологических возможностей «Энергии» стало участие в проекте «Энергия-Буран». По значению для промышленности и вкладу в развитие отрасли Вахтанг Дмитриевич сравнивает «Энергию-Буран» с созданием ракеты Р7 и началом космической эры.
Помимо общей разработки конструкции системы, «Энергия» работала в создании Объединенной двигательной установки «Бурана». Здесь нашли свое применение самые последние достижения завода в материаловедении, обработки металлов, в том числе титана, создании ракетных двигателей.
По мнению Вачнадзе, «Буран» одним своим полетом окупил все затраты страны на свое создание, поскольку похоронил американскую программу «звездных войн» — СОИ. До лазерных перестрелок не дошло, но бесперспективность этой затеи стала очевидна как для американской, так и для советской сторон.В дальней части гигантского ангара притаилась другая нереализованная мечта «Энергии» — многоразовый космический корабль «Клипер».
Демонстрационный образец далек от реального космоса. Заглянув внутрь мы не увидим ничего похожего на интерьеры «Союза» или «Салюта». Скорее в голове заиграют нотки Штрауса, и захочется похлопать по карманам и проверить с собой ли билет до Луны.

В то же время, при разработке этого корабля использовали весь прежний опыт строительства пилотируемых кораблей. Например в профиль корпус «Клипера» повторяет обводы спускаемой капсулы «Союза».

Из объективных причин, которые не позволили реализовать этот проект, называют неготовность материалов для внешнего корпуса.

Спутникостроительный и кораблестроительный опыт «Энергии», программа «Союз-Аполлон» и станция «Мир» требуют отдельного разговора, в сопровождении снимков из Музея РКК «Энергия». И они будут, следите за обновлениями.

Выражаю благодарность пресс-службе РКК «Энергия» Северо-Западной организации Федерации космонавтики, и космонавту-испытателю Марку Серову за организацию экскурсии.Фоторепортаж произведен на смартфон LG G5se, черновик текста набран на нем же.

Кстати, а вы знали, что на «Сделано у нас» статьи публикуют посетители, такие же как и вы? И никакой премодерации, согласований и разрешений! Любой может добавить новость. А лучшие попадут в телеграмм @sdelanounas_ru. Подробнее о том как работает наш сайт здесь👈

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях


  • 2
    lotusmirror lotusmirror
    06.11.1620:10:50

    Спасибо!

  • 3
    Иван Иванов 2 Иван Иванов 2
    06.11.1620:38:54

          

  • 10
    pallman pallman
    06.11.1621:51:54

    Мы были первыми в Космосе и остаемся первыми до сих пор! И если мы слетаем на Луну, то по настоящему!

  • 3
    Serg My Star Serg My Star
    06.11.1621:58:30

    Спасибо!

  • 7
    Нет аватара ancov123
    06.11.1622:01:15

    Спасибо большое, очень интересно!!!

  • 10
    Нет аватара magistratus
    06.11.1622:19:37

    Очень надеюсь, что Старая гвардия обучит Новую, чтобы преемственность не потерять.

  • 8
    Нет аватара guest
    07.11.1607:33:39

    «Земля это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели.» К. Циолковский

    • 5
      GordonFreeman GordonFreeman
      07.11.1609:30:35

      "Земля это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели." К. Циолковский

      Золотые слова гениального человека!

      • -1
        shigorin shigorin
        07.11.1619:35:10

        Безбожник он только был, вот и не выбрался из своей собственной колыбели мудрости…     Дай ему Бог упокоения всё-таки.

        • -2
          GordonFreeman GordonFreeman
          07.11.1619:52:45

          Безбожник он только был, вот и не выбрался из своей собственной колыбели мудрости…

          У вас мнение типичного религиозного фанатика! Мне плевать, верил он в кого-то или нет. Он был основоположником нового направления в науке и технике, одним из вдохновителей освоения космоса. Для меня этого достаточно!

          • -1
            shigorin shigorin
            07.11.1620:25:11

            Фанатик здесь Вы, потому что сразу начали плеваться, а думать то ли не научились, то ли и нечем. Я, между прочим, и к вере пришёл эмпирическим путём, и про ракетную науку и технику читал достаточно с детства, чтоб даже без свободного времени ещё и на ракетомодельный кружок (хотя очень хотелось) добраться до твердотопливных ракет собственной выделки.

            А цену убеждениям каждого убедительно покажет время.

            // магистр, бывший научный атеист (только внимательный был и честный)

            • -1
              GordonFreeman GordonFreeman
              07.11.1622:59:06

              Фанатик здесь Вы

              Вы что-то путаете, сударь. Я вам своего мнения не навязывал, и идиотские ярлыки на великих людей не навешивал, в отличие от вас.

              Я, между прочим, и к вере пришёл эмпирическим путём

              Поздравляю! Но я тут причем? Это ваша жизнь, а не моя. Есть такая поговорка — не лезь в чужой монастырь со своим уставом. Предлагаю вам я её распечатать, и повесить над рабочим местом, чтобы не забывать.

              и про ракетную науку и технику читал достаточно с детства, чтоб даже без свободного времени ещё и на ракетомодельный кружок (хотя очень хотелось) добраться до твердотопливных ракет собственной выделки.

              Полезное занятие. Будет время, продолжайте изучать космическую технику как хобби.

              А цену убеждениям каждого убедительно покажет время.

              Покажет, конечно. Только я сомневаюсь, что время будет на стороне ваших убеждений, имхо.

              магистр, бывший научный атеист (только внимательный был и честный)

              Ну и? Мне теперь памятник вам поставить? Повторяю еще раз, это ваша жизнь. У других людей может быть иное мнение, отличное от вас. Навязывать свой взгляд, и выставлять себя напоказ, это не правильно. И никакой пользы вашей вере от этого не будет.

              Отредактировано: GordonFreeman~01:02 08.11.16
              • -1
                shigorin shigorin
                07.11.1623:05:45

                Я вам своего мнения не навязывал

                Будет время, продолжайте

                , это не правильно

                Знаете, в ответ на эти внутренне противоречивые фрагменты остаётся пожелать душевного здравия, свободы от контуперных игрушек и хоть немножко элементарной грамотности на уровне третьего класса. Может, и человеком ещё станете.

                Остальной вздор даже при наличии рациональных крупинок разбирать смысла нет.

                • 0
                  GordonFreeman GordonFreeman
                  07.11.1623:19:03

                  Знаете, в ответ на эти внутренне противоречивые фрагменты остаётся пожелать душевного здравия, свободы от контуперных игрушек и хоть немножко элементарной грамотности на уровне третьего класса.

                  Слышь ты, учитель гребаный! У меня за спиной высшее образование, и я вполне созревший взрослый человек. В компьютерные игры уже давным давно не играю. И уровень грамотности и мировоззрения уж повыше твоего будет. Я, в отличие от некоторых, не кидаюсь из-за своих комплексов неполноценности на незнакомых людей, и не пытаюсь им доказать какой я охеренный, а вокруг меня одни, понимаешь, уроды! Нравится вести себя как малолетняя истеричка? Веди, только от меня ты чо хочешь, а? Вот своих проблем хватает, нет блин, ты мне еще тут мозги выносить будешь! Вынь сначала бревно из своего глаза, христианин блин то же мне!

                  Отредактировано: GordonFreeman~01:20 08.11.16
                  • 1
                    shigorin shigorin
                    08.11.1619:49:15

                    Вы, к сожалению, неграмотны (например, «давным-давно» пишется именно так). Про мировоззрение спорить можно долго, но предпочитаю с теми, кто хотя бы -- для начала -- элементарно грамотен, выработался такой вот фильтр.

                    Перечитайте, что я написал и что Вы. Спросите себя, сколько домов Циолковского в Калуге Вы лично знаете. И подумайте, кто же тут истеричка.

                    А за напоминание про бревно всегда спасибо, друг.

                • -1
                  GordonFreeman GordonFreeman
                  07.11.1623:23:05

                  Может, и человеком ещё станете.

                  Ну-ну, слышь «человек», гордыня как, веровать не мешает, а?

                  • 0
                    shigorin shigorin
                    08.11.1619:50:07

                    Так мне ещё тоже фигачить и фигачить    

        • -3
          Samboris Samboris
          07.11.1622:43:34

          Циолковский был монстром и шизофреником. Народ о нем репортаж делал, и пару дней в Калуге полистали его записки. Адольф Алоизович отдыхает. Зачем ему были нужны космические ракеты? Вывезти в космос хороших,незаразных людей, а после это нашу планету обеззаразить (ПОЛНОСТЬЮ!!!), т. е. уничтожить всё живое. Правда, на тот момент он не придумал, как. Ядерное оружие появилось уже после его смерти.

          Отредактировано: Samboris~00:46 08.11.16
  • 2
    Нет аватара guest
    07.11.1611:59:28

    Наши слетают на луну и после полета заявят, что следов прибывания американцев там не обнаружено.

    • -1
      Нет аватара sibiryakx
      07.11.1614:02:18

      Боюсь вас огорчить, но японцы, индийцы, китайцы давно отправили туда свои аппараты и подтвердили высадки американцев. К тому же зонд LRO наделал кучу снимков мест посадки, следов и оставленного оборудования.

      • 3
        Нет аватара 99Andrei
        07.11.1616:13:33

        Снимки LRO имеют крайне низкое разрешение и неубедительны. Китайский «Нефритовый заяц» был посажен аккурат подальше от мест предполагаемых посадок американцев. Вопрос о подтверждениях американских полетов, судя по всему, давно перешел в политическую плоскость с оттенком шантажа. Про японцев и индийцев Вы бы написали подробней, иначе неинтересно.

        Отредактировано: 99Andrei~18:19 07.11.16
        • -1
          Нет аватара sibiryakx
          07.11.1616:30:06

          Разрешение достаточное, анализ снимков не оставляет сомнений. Тем более, аппараты разных стран делали снимки.

        • 1
          Нет аватара sibiryakx
          07.11.1616:59:37

          Индийский — Чанраян-1, японский — Кагуя. На новых снимках LRO можно различить даже следы от левых и правых колес луномобиля и много чего еще.

          • 0
            pallman pallman
            09.11.1620:39:34

            А следы Армстронга там можно разглядеть?

      • 0
        pallman pallman
        09.11.1620:38:59

        Много вопросов к факту полета чисто технического, технологического, физического, химического, экономического и доказательного плана. Очень много вопросов без ответов. А якобы фотки якобы с зондов — сложно смастерить и попросить парней выдать за чистую монету? Фильм целый смастерили 60 лет назад, а уж сегодня это и подавно не проблема. Что-то из наших ученых и космонавтов только Леонов твердит о достоверности высадки, кстати почетный член масонской ложи. «Известные масоны в списке Великих Магистров и Гроссмейстеров: Исаак Hьютон; Виктор Гюго; Джузеппе Гарибальди, Генри Форд, Уинстон Черчилль, Франклин Д. Рузвельт, Гарри Трумен, Ричард Hиксон, Билл Клинтон, американский астронавт Э. Олдрин и советский — А. Леонов». Забавное соседство. Совпадений слишком до хрена, неточностей, исчезновений и бездоказательных заявлений, что бы верить фоткам индусов.

        Кстати, Роверы там вполне могли колесить лунные пески, мы говорим не про присутствие техники и следы и оставленного оборудования, а именно о следах ЧЕЛОВЕКА на Луне. Вы про это ничего не сказали. Доказывают ли фотографии прибывание Хомо Сапиенса.

  • 3
    bland bland
    07.11.1614:25:38

    Совершенно зря экскурсии устраивают только для местных школьников, пусть с практической точки зрения это и имеет свой резон. Те ребята, которые на завод не пойдут, все равно получат бесценное чувство причастности к великим свершениям своего народа. Причём не только прошлым, но и к тем, которые происходят прямо сейчас.

    Производства, подобные этому, как нельзя хорошо позволяют показать одновременно и высочайшую сложность современного труда, и возможность воплощения человеческой мечты совместными усилиями.

    • 4
      Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
      07.11.1616:50:31

      Экскурсии устраиваются не только для школьников. Там ещё и студентов водят    

      З.Ы. Попасть в этот музей вполне реально и простому смертному.    

  • 2
    Нет аватара guest
    07.11.1615:31:46

    Кстати, есть этот музей в инете, там можно «поближе» каждый экспонат посмотреть, с 3D

  • 4
    Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
    07.11.1616:51:09

    Спасибо за экскурсию!    

  • 1
    Нет аватара guest
    07.11.1618:27:39

    А мы вроде гуляли по другому музею «Энергии"   , у нас наверное был настоящий музей: спускаемые аппараты в т. ч. Гагарина, стол за которым работал С.П.Королев, большие станции типа, «Салют» и «Мир», посидели в кресле космонавта, ну очень неудобно! и как они выдерживают двое суток   ?!

    Это проходишь чуть дальше королевской «шарашки», там и музей.

    Отредактировано: Василий Баранов~20:28 07.11.16
  • 2
    shigorin shigorin
    07.11.1619:33:09

    Очевидно, что богатейшая история советской космонавтики дала огромный объем практических знаний, и большой трагедией становится забвение и уход людей, уносящих их с собой.

    И если бы так было только с космосом…

  • 1
    Holso Stitchred Holso Stitchred
    09.11.1604:49:17

    Россия обязательно должна быть первой державой, отправившей экспедицию из космонавтов на Марс. Это вопрос национального престижа. Американская лунная программа меркнет на фоне русского человека, гордо стоящего на грунте красной планеты. Здесь вам не Голливуд, а суровая реальность. Посмотрим, насколько Росатом преуспел с ЯЭДУ.

    Отредактировано: Руслан Алатарцев~06:50 09.11.16
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,