стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
-1

детство ополенное войной

А.И. Индык ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ «Армавирский машиностроительный техникум»

Война… Страшнее нет слова. И хотя мы, нынешние школьники, знаем о ней только понаслышке, часто тревожно бьётся сердце: не повторилось бы… Героями войны для нас являются Василий Тёркин Твардовского, Андрей Соколов Шолохова. Но одно дело литература и кино, а другое — живые герои, люди, живущие среди нас. Об участниках Великой Отечественной мы говорим не только на уроках, с ними мы встречаемся на классных часах и праздниках. К ним мы обращаемся в День Победы с тёплыми письмами — солдатский треугольник. Им мы дарим цветы и сувениры, сделанные своими руками. Им посвящаем стихи и рассказы. А они дарят нам тепло своих сердец, рассказывая о тех далёких, горьких днях Великой Отечественной. Каждый раз, обращаясь к нам, школьникам, фронтовики, просят хранить память о тех, кто не дожил до победы, охранять памятники павшим солдатам, быть верными своему отечеству.

Искренне желая оправдать доверие убелённых сединой ветеранов, мы создали в нашей станице музей истории боевой, трудовой и спортивной славы. Одним из первых был оформлен раздел «Великая Отечественная война». Много лет собирался бесценный материал: фотографии военных лет, письма и воспоминания, предметы солдатского быта (кружки, портсигары, ремни и др.), осколки разорвавшихся снарядов, пули и штыки…

Часто говорят, что нынешняя молодёжь безнравственна и воспитывается на плохих примерах. Это неправда. Встречи с ветеранами Войны, участие в тематических классных часах о войне, сбор информации для нашего музея — всё это даёт положительные патриотические всходы.

Во время работы по сбору материала для музея меня заинтересовала проблема «дети — война». Ведь в — первую очередь, когда мы слышим о ВОВ, то имеется в виду те люди, которые служили на фронтах нашей Родины, и чей подвиг велик и бессмертный. Меня же заинтересовало, как пережили наши станичники немецкую оккупацию. Ведь многие из них были детьми, и эти события навсегда останутся в их памяти и повлияли в дальнейшем на их судьбы.

1. Актуальность этой темы обоснована изменением отношения части современной молодежи к фашизму, которые пытаются возродить нацистскую идеологию. Основные методы, используемые в исследовательской работе это поисковый, интервьюирование, метод анализа.

И сначала мне бы хотелось рассказать о нашей землячке Дубей Любовь Ивановне. В годы Великой Отечественной войны пришлось пережить всё в нашей станице Барсуковской. В 1941 году, когда началась война, ей было 14 лет. Вот её воспоминания:

«О Великой Отечественной войне мы будем рассказывать детям, внукам и правнукам, об этом мы поклялись отцам живым и павшим в боях за Родину, за нас, за нашу жизнь и счастье. Коричневая чума фашизма угрожала захватом и порабощением Советского Союза. Огромная страна всколыхнулась, все сплотились от мала, до велика. Одни взяли оружие, другие трудились в тылу. Был один главный лозунг: „Всё для фронта, всё для победы!“ Мы голодали, т. к. всё отдавали армии. В тылу были лозунги тоже: „Фронт и тыл едины!“, „Народ и армия — едины!“ Заработанные деньги отдавали на оборону. Давали деньги на заем, то есть тоже государству.

Постоянно люди собирали средства то на танковую колонку, то на эскадрилью. Отсылали тёплую одежду, носки перчатки, кисеты, табак. 1413 дней и ночей длилось это сражение. Слёз вылили море. Часто стоял гул от стонов и криков родных, получивших похоронки. Но собирались с силами и снова работали до изнеможения каждый на своём месте. За опоздание на работу на 10 минут судили на 6 месяцев принудительных работ, это с зарплаты счисляли 25% заработка. Украл килограмм зерна — год тюрьмы, 5 килограмм — 5 лет.

Дети учились в школе, учителей не хватало, ушли на фронт. Дети сами рубили дрова и несли на плечах в школу, чтобы хоть чуть её оттопить. Учебников не хватало, тетрадей тоже не было, писали на газетах. Одежда штопанная и латанная. На всех каникулах работали в колхозе. Мой папа, Иван Маркович Надточий, 1900 года рождения ушёл на фронт в 1941 году. Он воевал под Ростовом и Таганрогом, отступами. Был тяжело ранен в ногу и в мае 1942 года на костылях вернулся домой. Инвалид 2-ой группы, но живой! Какое было счастье! Как он старался быть полезным родным и всем окружающим. Он строитель. Превозмогая боль, он ремонтировал печки, делал новые, ловил рыбу, косил сено. Все к нему шли за советом. После войны его нашла награда — орден Славы. Он долго над нею плакал о тех, кто не вернулся с поля брани. И…случилось ужасное…5 августа в станицу вошли оккупанты. Это трагическая действительность. Все были напуганы и дрожали до 21 января 1943 года.

Немцы хозяйничали. Занимали, какие хотели дома и квартиры. Забирали кур, гусей, яйца, молоко. Особенно нагло вели себя румыны и поляки. Забирали всё, даже семечки и кукурузу. Папа трижды ввязывался в драку с ними. Немцы их разнимали. Ему обидно было, что они служат у немцев. Немцы выловили всех евреев (они к нам эвакуировались) вывезли за станицу и убили. Нашу школу превратили в конюшню, там стояли лошади. Всех людей гоняли на работы под ружьем, кто уклонялся, сажали в подвал. В ночь на 21 января 1943 года к нам постучали, папа уверенно открыл дверь и увидел красногвардейца. Брат Митя,11 лет, прыгнул на него с криком „Дядечка, родненький, да чего же вы так долго не приходили?“ Мы все плакали от счастья. До победы было ещё далеко, но мы в неё верили, потому и победили. Салют победы прогремел 9 мая 1945 года».[1; 2] В дальнейшем Любовь Ивановна связала свою жизнь с работой в школе, сначала работала учителем биологии, а затем стала завучем по учебной части. К глубокому сожалению Любовь Ивановна 2 года назад ушла из жизни, но память о ней всегда будет в наших сердцах.

2. Обращаю свой взгляд к одному из разделов музея «Детство, опалённое войной». Где хранятся альбомы, написанные трогательным детским языком. Редько Яна, ныне выпускница нашей школы, учась ещё в начальной школе, рассказывает о воспоминаниях своей бабушки Дубковой О.И.

«Бабушка мне рассказала, что немцы, прежде чем зайти в станицу, бомбили по дороге на Ставрополь. Бабушка жила далеко от этой дороги, но когда немцы кидали бомбы. Казалось, что они летят на тебя, такой сильный был грохот, раздававшийся повсюду.

Когда немцы вошли в станицу, они стали ходить по дворам и забирать продукты. Они говорили на ломаном русском языке: „Млеко, яйко“. Немцы считали себя хозяевами, свободно заходили в дом и жили там. Ещё бабушка сказала, что ей тогда было всего 9 лет. Два дяди бабушки были на фронте. В общем, всем тогда было страшно и трудно. Вспоминать всё это нелегко».[2; 3]

И ещё рассказ Кошелевой Юли, тоже выпускницы нашей школы.

«Дедушка рассказал мне, что когда начиналась война ему было 7 лет. Дедушка помнит, как в 1942 году пришли в станицу немцы, закутанные в женские шали, шарфы. И стали они выгонять людей из домов, топить печки. Бывали случаи, что дома сгорали.

Началось наступление советских войск, и немцев выгнали из станицы. За станицей немцы закрепились, и была там передовая линия, шёл бой.

Каждую ночь на самолётах немцы прилетали и бомбили. В 1943 станицу освободили от немцев. И дедушка вернулся домой». [3; 3]

По воспоминаниям Щекина Б.И.:

«С августа 1942 года до 1 января 1943 года в станице были немцы. Они вели себя свободно, считали себя хозяевами. Школа и магазина не работали. Немцы ходили по дворам и забирали, какие были продукты. Однажды мы увидели, что два немца идут к нашему двору, и мама спрятала кувшин с молоком в бак с водой, и сказала, что нет ничего. Но они всё проверили и всё, что нашли унесли с собой. Но не долго они хозяйничали. Дорога со Ставрополя шла через нашу станицу. Мы видели, как шли колонны пленных немцев. Они были в рваной одежде, головы и ноги в обмотках. И мы были очень рады победе наших воинов».[4; 2]

3. В сборнике «Судьба Отчизны — моя судьба», выпущенный к 60-летию Великой Победы, одним из авторов которых был — Василий Яковлевич Кавава, наш земляк. В рассказе «Лиха хватило бы на троих», было найдено еще одно воспоминание о тех тяжелых днях, для нашей станице и ее жителей.

«Тихо и незаметно живёт в своей квартирке Пётр Михайлович Ботнарев. Но в казачьей станице Барсуковской его знают практически все. В своё время на его попечении был местный парк. Там всегда был идеальный порядок. Цветочные клумбы — дело рук Ботнарева — радовали глаз станичников.

Родился П.М. Ботнарев в Одессе в 1932 году — Когда мне исполнилось три годика, — рассказывает Пётр Михайлович, — родителей репрессировали. Я попал в детдом неподалёку от Одессы.

В 1941 году — эвакуация детского городка. Мы, 1200 детей, шли пешком до Николаева… Бомбёжка. Сколько же погибло моих братиков и сестричек… За что? Почему мы устилали могилками дороги необъятной России? Меня ранило… После освобождения Ставропольского края я попал в станицу Барсуковскую».[5; 1]

Еще одна история, которая не может оставить никого равнодушным о горькой судьбе девочки, рождённой в год начала Великой Отечественной. Во время оккупации нашего края немецко-фашистскими захватчиками маленькая Любочка (героиня моего рассказа) с сестрой Лидой (только на год старше) и мамой была отправлена на принудительные работы в Германию. Более трёх лет тяжёлой жизни в бараках, скудная еда, грубое обращение с пленными (ели брюкву) закалили эту семью, не убили в ней самое главное — желание жить.

Речь идёт о жительнице нашей станицы Любови Петровны Роменской, всю жизнь проработавшей в нашем совхозе (работать начала телятницей с 12 лет), воспитавшей 4 детей, имеющей правительственные награды, ушедшей на заслуженный отдых. Мелкие морщинки вокруг лучистых глаз, приветливая белозубая улыбка, гордая прямая осанка… Тяжёлое военное детство и жизненные невзгоды не испортили эту женщину. Слушаем её рассказ о её военном и послевоенном детстве и с трудом представляем, как можно было выжить.

В тридцатиградусный мороз немцы перегоняли женщин с детьми в другой лагерь. Многие просто замерзали в пути, как кочерыжки, со слов Любови Петровны. А маленьких Любу и Лиду мама завернула в перину и на перевёрнутом столе, приспособленном под санки, довезла живыми.

Однажды, когда взрослые были на лесозаготовках, сёстры достали недельный запас хлеба и раздали детям. Вернувшаяся мама горько плакала ночью, и тогда маленькая Люба решила её успокоить: «Мамочка, я не буду просить есть…»

Их освободили американцы и передали русским… «Наконец-то мы стали, есть нормальную пищу после надоевшей брюквы», — вспоминает Любовь Петровна.[6; 2]

И в трудное послевоенное время немало пришлось хлебнуть этой семье. Так и не вернулся отец — пропал без вести. Понимая, как трудно маме, девочки помогали ей по дому и на работе. Когда в дом пришла беда, (мама получила сильные ожоги и больше года пролежала в больнице), добрые люди подкармливали сестёр, но взять к себе никто не решался: нужда была почти в каждом доме. С наступлением холодов девочки простудились и тоже попали в больницу. Детей кормили лучше, чем взрослых, и дочери, видя голодные глаза слабо выздоравливающей матери, решили съедать одну порцию на двоих, а вторую отдавать ей…

А когда пришло время ходить в школу, обуви не было, да и одежда совсем не вызывала зависть сверстников. В такой нужде не до образования: научилась считать, писать, читать и то хорошо. Постоянно помогая маме на ферме, Люба по-настоящему полюбила животных. Оставив школу, она смело начала работать — ей доверили ухаживать за телятами. Так ферма стала делом её жизни.

Тема данной научной работы выбрана мной не случайно, так как я считаю ее не только интересной, но и актуальной. Актуальность этой темы обоснована изменением отношения части современной молодежи к фашизму, которые пытаются возродить нацистскую идеологию. Основные методы, используемые в исследовательской работе это поисковый, интервьюирование, метод анализа.

Работа велась совместно со школьным музеем, параллельно по материалам собранным раннее и сейчас, было оформлено несколько стендов: «Они освобождали станицу», выставка «Опалённое детство». По материалам исследования проводятся участие в тематических классных часах о войне, подготовлена экскурсия по залу Великой Отечественной Войны, встречи с ветеранами Войны, сбор информации для нашего музея — всё это даёт положительные патриотические всходы.

Материал, собранный в ходе работы является уникальным, так как к сожалению, после наводнения 2002 года многие уехали из станицы, а некоторых уже нет в живых. Поредели ряды ветеранов. Мы знаем, что по ночам им всё ещё снится война… Никуда от этого не деться… Мы, не видевшие её, а знающие о ней понаслышке, хотим быть достойным поколением, чтобы фронтовикам не было обидно.

Я перелистала военные страницы нашей истории. Истории сложной и непростой. Книга жизни — это самая великая книга, а имена людей это имена героев.

Дети военной поры… Сколько же выпало испытаний на их хрупкие плечи… Пусть же никогда не будет войны.

Библиографический список.

  1. «Судьба Отчизны, моя судьба». Под редакцией А. Карцева, Ставропольское книжное издательство, 2005 г.
  2. Интервью коренных жителей станицы Барсуковской.
  3. Материалы школьного музея.
  4. Гнеушев В. Попутько А. Тайна Марухского ледника. Ставропольское книжное издательство, 1975 г.
  5. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Москва, Советская энциклопедия, 1985 г.
  6. Даусоп О.П., Остапенко В.Т. Созвездие славных в 2 Т. Ставропольская краевая типография, 1996 г.
  7. Дети Отечества. Автор — составитель В.Я. Мовзалевский, Ставрополь, 2001 г.
  8. Кругов А.И. Ставропольский край в истории России конец XVIII- начало XXI вв., М. Русское слово; 2006 г.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,