105

Лабытнанги — новый старт

  •  © mail.ru

На живописном берегу обской протоки Выл-Посл, в предгорьях Полярного Урала, расположился город Лабытнанги. Именно об этом небольшом заполярном городе, отметившем накануне своё 150-летие, и пойдёт речь. Чем обусловлен интерес к этому городу? Многим! Даже если Вы ни разу и не слышали про него, уверен, что в ближайшие годы этот город будет на слуху у многих…

  •  © mail.ru

Прежде всего, огромное значение город имеет для Ямало-Ненецкого автономного округа. Город по праву носит титул «Ворота Ямала» — именно сюда проложена первая железная дорога на тюменский север. Ещё до открытия Западно-Сибирской нефтегазовой провинции Лабытнанги, а вместе с ним и Салехард, по тем временам были не сильно оторваны от Большой Земли. Во времена, когда сухопутная связь с Надымом и Уренгоем ещё отсутствовала, город стал отправной точкой всех поисковых экспедиций и заслужил славу центра ямальской геофизики. В городе расположен крупнейший, до недавнего времени, порт региона, а местные строительные фирмы возводят дома не только в больших городах, но и отдалённых сёлах Ямала.

  •  © mail.ru

Но сегодня, без стеснения можно сказать, что значение города выходит на федеральный уровень! Перспективы города связаны именно с развитием грандиозного Северного широтного хода и железнодорожной линии Бованенково — Сабетта. В будущем Лабытнанги станет одним из форпостов экономики России, но об этом в ближайшие годы будет написано многое, а вот преображение города к юбилею — тема данной публикации. Но сначала немного истории.

  •  © mail.ru

«От оленьей тропы „варга“, 501 стройки к Северному широтному ходу».

Лабытнанги «семь лиственниц» — хантыйское словосочетание, имеющее сакральное значение для северных народов. Эти лиственницы стоят на старинной, веками проторенной оленьей тропе, где народ ханты проводили свои ритуалы, у духа этого места просили удачи в охоте, исцеления от болезни. По этой же тропе проходили исследователи Севера и торговцы на Обдорскую ярмарку.

  •  © mail.ru

Первое упоминание о поселении Лабытнанги было обнаружено в книгах, составленных Центральным статистическим комитетом в 1868 г. В это время здесь уже существовало постоянное поселение.

  •  © mail.ru

Даже после установления Советской власти село продолжало свою патриархальную жизнь. Импульсом для его развития, как и для многих поселений Сибири, стала Великая Отечественная Война. К концу 1941 года была достроена Печорская железная дорога в Воркуту, а позднее началось возведение «Трансполярной магистрали», более известной как 501-я стройка. Так, 29 января 1947 года вышло постановление Совета Министров СССР о строительстве железнодорожной магистрали Чум — Салехард — Игарка, прокладку которой поручили ГУЛАГу. С появлением железнодорожного полотна на этом участке решились бы многочисленные задачи: облегчить вывоз никеля из Норильска; связать глубоководный морской порт на Ямале (для реализации этой идеи потребовалось 70 лет) с железнодорожной системой страны; дать работу сотням тысяч заключенных, переполнявшим лагеря и тюрьмы после окончания Великой Отечественной войны. Строительные работы были начаты весной 1947 года и уже 5 декабря 1948 года в Лабытнанги пришёл первый поезд. Но, по воле Хрущова станция стала не транзитной, а завершением тупиковой ветки с Большой земли.

  •  © mail.ru

В 1952 году Лабытнанги стал ПГТ, в 1956-72 был частью Салехарда, а в 1975 г. обособился уже в статусе города.

  •  © mail.ru

Вокзал Лабытнанги построен в 2001-04 годах и является одним из самых запоминающихся вокзалов России.

  •  © mail.ru

  •  © mail.ru

А вот и тупик Северной железной дороги.

  •  © mail.ru

У Лабытнанги есть хорошо заметная главная ось — уходящая вверх от вокзала Первомайская улица. И если раньше она начиналась ветхими избушками, то теперь на улице уже нет ни одного старого дома.

  •  © mail.ru
  •  © mail.ru

  •  © mail.ru

Через пару кварталов от вокзала — Старо-Георгиевская церковь, образец деревянного сталианса — перестроена в 1990-х годах из ДК Лесобазы.

  •  © mail.ru

Лабытнанги — город холмистый, это отроги Полярного Урала. Вид с городской площади дальше по Первомайской.

  •  © mail.ru

Совсем недавно здесь была глубокая лощина и ручей, а теперь благоустроенный сквер «Юбилейный» — подарок к 150-ти летию города.

  •  © mail.ru

  •  © mail.ru
  •  © mail.ru

Сегодня город производит хорошее впечатление, он имеет довольно опрятный и ухоженный вид. Без сомнения Лабытнанги являются ярким примером «Цветущей Арктики».

  •  © mail.ru

Городские кварталы пестрят новостройками.

  •  © mail.ru

  •  © mail.ru

  •  © mail.ru
  •  © mail.ru

  •  © mail.ru

Освобождённые от ветхого жилья территории сразу-же готовятся для нового строительства.

  •  © mail.ru

Новый микрорайон «Орбита».

  •  © mail.ru

Примерно так выглядит уже большая часть Лабытнанги, но не весь город. Есть районы, например за железной дорогой, где пока не пахнет благополучием. Здесь среди бараков можно повстречать и свиней. «Две помойки, три яранги — это город Лабытнанги» — народный стишок времён освоения Севера в таких районах ещё актуален.

  •  © mail.ru

  •  © mail.ru

За оврагом — зона.

  •  © mail.ru

Пристань Лабытнанги находится у грузового порта, товарной станции Лабытнанги-Перевалка, которая является конечным пунктом железной дороги «Чум-Лабытнанги». До пассажирского вокзала отсюда порядка 7 километров по дамбе через пойму.

  •  © mail.ru

На заднем плане — те самые трущобы за железной дорогой.

  •  © mail.ru

Обь в этом месте не очень-то широка — «всего» 2 километра, хотя выше по течению, начиная от слияния Большой и Малой Оби у Шурышкар, на ней нередки и 5-километровые плёсы. С реки хорошо видно, что в основном Лабытнанги выглядят так, как в центре, а не как за железной дорогой. Справа виден вокзал, над которым — колоколенка Старой церкви.

  •  © mail.ru

В кадре буквально весь Лабытнанги от края до края, а над городом нависает Полярный Урал.

  •  © mail.ru

Похожий издали на гигантского быка километровый Рай-Из не спутаешь ни с чем.

  •  © mail.ru

К своему юбилею город стал готовиться давно, но масштабные преобразования стартовали в городе несколько лет назад. «Мой город. Новый старт» под таким девизом живут в Лабытнанги последние годы.

  •  © mail.ru

Масштабные преобразования, произошедшие в городе по итогам 2017 года, отмечены на уровне Ямала дипломом «Прорыв года».

  •  © mail.ru

Лабытнанги один из первых городов Ямала, наряду с Салехардом, где в 2017 г. стартовал проект «Комфортная городская среда».

  •  © mail.ru

В 2017 году в городе благоустроили новый сквер и зону отдыха при въезде в город.

  •  © mail.ru

  •  © mail.ru

Многофункциональный спортивный комплекс у одной из городских школ.

  •  © mail.ru
  •  © mail.ru

Улицы города теперь украшает архитектурная подсветка.

  •  © mail.ru

  •  © mail.ru

Здесь в одном фото зафиксированы главные стройки Лабытнанги: слева строится микрорайон «Орбита», справа строятся открытый спортивный комплекс «Арктика», ледовый дворец, спортивный комплекс «Лабытнанги» и детский сад «Жемчужина».

  •  © mail.ru

В 2018 году завершено возведение СК «Арктика».

  •  © mail.ru

Теперь его территорию украшают оригинальные световые башни.

  •  © mail.ru

Рядом благоустроили сквер «Студенческий».

  •  © mail.ru

О масштабах проделанной работы лучше многих могут судить сами жители города. Там, где раньше теснились ветхие «деревяшки», появились и продолжают расти новые микрорайоны, социальные и спортивные объекты, проводится благоустройство. Когда город становится комфортными, люди к нему привязываются, начинают его искренне любить и это главное достижение! Но теперь у Лабытнанги появилась новая задача — соблюсти некий баланс между тотальным осовремениванием и сохранением той уникальной атмосферы, характерной исключительно для малых городов. Именно она составляет их сущность, делает особо привлекательными и дорогими для живущих там людей…

  •  © mail.ru

  •  © mail.ru

В публикации использованы фотоматериалы Рeriskop.livejournal.com, Varandej.livejournal.com и из открытых источников.

P. S. О современной жизни Ямала читайте здесь:

1) Сила Ямала: обзор инфраструктурных проектов региона (часть 1)

2) Сила Ямала: обзор инфраструктурных проектов региона (часть 2)

3) Ямальский АПК (часть 1)

4) Ямальский АПК (часть 2)

5) Ямалу 85 лет (часть 1)

6) Ямалу 85 лет (часть 2)

7) «Цветущая» Арктика

8) Западно-Сибирский газохимический кластер

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 24
    A_SEVER A_SEVER
    09.10.1810:18:11

    Отличный репортаж!    

    Две помойки, три яранги — это город Лабытнанги
    Не слышал этого раньше!    
    город производит хорошее впечатление
    В следующем году проверю!    

    • 3
      lapshin-89 lapshin-89
      09.10.1819:03:06

      В гости собираетесь или мост строить?

      • 8
        A_SEVER A_SEVER
        09.10.1819:13:36

        Давно хочу Лабытнанги и Салехард посмотреть, а теперь ещё один повод появился — строительство моста через Объ!

      • 5
        Нет аватара gik
        09.10.1820:26:48

        Спасибо за репортаж. Был в Лабытнангах в советское время. Город совершенно стал другим. Только пейзажи прежние.

  • 15
    Андрей Ганюшкин Андрей Ганюшкин
    09.10.1810:24:45

    Потрясающе! Очень красиво! Еще бы немножко информации по городским предприятиям и обзор был бы более цельным и полезным.

    • 3
      lapshin-89 lapshin-89
      09.10.1819:04:37

      Из предприятий: железная дорога, речной порт, Ямалгеофизика, строительная, горнорудная промшленность и колония)

  • 14
    SergeySeverny SergeySeverny
    09.10.1811:19:06

    хороший город! замечательная подборка фото!

    всем надо помнить ГДЕ! находиться этот город и как ТЯЖЕЛО там жить

  • 10
    lexat7 lexat7
    09.10.1812:01:03

    Только +    

    Спасибо за хорошие фотографии!

  • 9
    Нет аватара tyumenski
    09.10.1812:46:52

    Эх, ностальгия то какая! Строил железку Обская-Бованенково. В 2012 году в последний раз в Лабытки ездил. Узнал на фото, но многое поменялось.

    • 7
      Нет аватара tyumenski
      09.10.1812:49:26

      Блин!!! Враги снесли родную хату! Гостиница, где мы жили около новой школы — уже площадка выровнена и забором обнесена.

  • 13
    Нет аватара VMichael
    09.10.1812:48:58

    На примере Лабытнанги очень хорошо видно, как продвинулось вперед качество жизни в последние годы. Раньше это была дыра дырой, а сейчас приятно посмотреть.

    • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
  • 8
    Transformiryus Transformiryus
    09.10.1813:44:19

    Великолепная статья! Спасибо за отличный фотоотчёт и рассказ!   

  • 5
    Vladimir Smolnikov Vladimir Smolnikov
    09.10.1814:04:09

    Очень оптимистично! Фотографии наглядно передают развитие. Но есть куда развиваться, это касается бараков за железной дорогой.

    Я к своему стыду первый раз услышал такое название — Лабытнанги.

  • 1
    Евгений Коптев Евгений Коптев
    09.10.1820:41:35

    Очистные то там построили? Перестали сливать все нечистоты в озеро?

  • 3
    vassso1 vassso1
    09.10.1821:06:27

    Чёт аж жить там захотелось)

    Красивый городишко!

  • 3
    Alex63 Alex63
    09.10.1822:31:49

    Кстати интересный факт.

    Есть два города через реку: Лабытнанги и Салехард.

    Лабытнанги имеет только железную дорогу, а Салехард, только аэропорт.

    Вот и ездят к друг другу, кому что больше нужно)

  • -8
    devorg devorg devorg devorg
    10.10.1800:34:20

    Что за страсть такая у северян всё раскрашивать в вырвиглазный оттенок.

    • 8
      Нет аватара VMichael
      10.10.1800:40:45

      Природа спокойных цветов (посмотрите вокруг города). Вот и раскрашивают, что бы глаз радовался.

      И по поводу дыры, вы не правы. Все познается в сравнении, в динамике. Сейчас динамика очень хорошая, вы не видели, что было раньше (я видел, был там несколько раз).

      Так что не испортят нам хорошего настроения ваши высказывания, не взыщите.

    • 2
      Нет аватара siberia2012
      10.10.1809:05:06

      посмотрите любые северные города северных стран. Исландии, Скандинавов… Чтоб от депресухи не застрелиться   

      • -6
        Dennis Petrov Dennis Petrov
        10.10.1810:05:36

        Нет там никакой депрессухи. Все весьма стильно, аккуратно и со вкусом. Здесь же нечто пестрое, вырвиглазное, с полным отсутствием вкуса, и совершенно неблагоустроенное (если это благоустройство, то Оззи Осборн — рэппер). Разумеется, по сравнению с деревянным сараями времен царя Гороха, на контрасте, даже это пестрое нечто выглядит лучше, но от этого не перестает быть посредственным. Эдакая детская площадка производства «Ксил», только масштабированная на весь город.

        Отредактировано: Dennis Petrov~10:08 10.10.18
  • Комментарий удален
  • 3
    Нет аватара Alexei_T
    10.10.1812:30:22

    Выражаю исключительно собственное мнение. Сам проживал с 60-х годов в городах Нефтеюганск и Ханты-Мансийск(сейчас в Тюмени). К великому сожалению со всеми подвижками последних лет политика государства остаётся весьма однообразной.

    О людях думают в последнюю очередь. Помню в 1985 был проездом в наших краях товарищ Горбачёв. Очень удивился отсутствием в Нижневартовске кинотеатра. В Ханты-Мансийске до сих пор нет централизованного газоснабжения. Может по экономическим соображениям это и не нужно? Только моя мама до сих пор заказывает газовые баллоны и таскает их из коридора на кухню в 74 года(это столица нефтяного края). Не хочу затрагивать чувства верующих, но какова была необходимость отгрохать такую церковь с прилегающими постройками в Хантах? Люди до сих пор живут в бараках 30-х годов. Да, сносят старьё, но какими темпами? При утверждении что Ханты-Мансийский округ добывает чуть ли не львиную долю нефти и не мало газа обеспеченность территорий этими благами не важная. Про стоимость бензина и ДТ я даже не говорю. Очистные на воду запустили относительно недавно. В других населённых пунктах округа либо нет совсем либо только

    начинают шевелиться. И это на дворе 2018 год. Извините за негатив. Накипело.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,