стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
157

В ожидании ПД-14: новейший испытательный стенд «Пермских моторов»

  •   © Роман Ковригин/Сделано у нас

  •  © Роман Ковригин/Сделано у нас

В получасе езды от Перми недалеко от поселка Новые Ляды в живописном уральском лесу находится Загородная испытательная станция (ЗИС) «Пермских моторов». В 2011 году, в то же время, когда началась активная фаза разработки ПД-14, решили реконструировать один из четырех испытательных стендов ЗИС.

  •   © Роман Ковригин/Сделано у нас

  •  © Роман Ковригин/Сделано у нас

Решение о реконструкции стенда связано не только с разработкой нового двигателя, но и с ростом заказов на ПС-90А — на новом адаптерном испытательном стенде можно испытывать любой турбореактивный двигатель, подходящий по массогабаритным параметрам.

Каждый авиационный двигатель, построенный на «Пермских моторах» должен быть испытан перед отправкой заказчику, а некоторые из них испытывают дважды.

Стоит отметить, что слово «реконструкция» не очень подходит при описании масштабов того, что было сделано здесь. По сути стенд был построен с нуля, благодаря чему его пропускная способность выросла в полтора раза.

При создании стенда была применена новая адаптерная технология подготовки двигателя к испытаниям. Суть её заключается в том, что двигатель подсоединяется к стенду не напрямую, а через адаптер. Раньше подготовка двигателя к испытаниям, коммуникация систем двигателя и стенда занимала до 9 часов — необходимо было подключить множество труб и проводов, отвечающих как за питание, смазку и управление двигателем, так и за снятие параметров его работы. А после испытаний проходил обратный процесс. Все это время стенд был недоступен для испытаний: пока испытанный двигатель не снимешь, новый туда не поставишь.

На новом стенде все эти рутинные операции вынесены в зал подготовки испытаний.

  • Двигатель ПС-90СН в зале подготовки испытаний. Двигатели с обозначением СН испытываются 2 раза. После первого испытания его полностью разбирают на заводе, проверяют, собирают и снова отправляют на испытания, и только после этого передают заказчику. Угадайте, кто заказчик двигателей с обозначением СН  © Роман Ковригин/Сделано у нас

  • Двигатель ПС-90СН в зале подготовки испытаний. Двигатели с обозначением СН испытываются 2 раза. После первого испытания его полностью разбирают на заводе, проверяют, собирают и снова отправляют на испытания, и только после этого передают заказчику. Угадайте, кто заказчик двигателей с обозначением СН
  •  © Роман Ковригин/Сделано у нас

Здесь двигатель устанавливается на специальный адаптер, все коммуникации подключаются к плате быстроразъемных соединений — после чего двигатель транспортируется на стенд, где есть такая же ответная плата, благодаря чему подключение всех систем происходит за считанные минуты.

  • Плата быстроразъемных соединений  © Роман Ковригин/Сделано у нас

  • Плата быстроразъемных соединений
  •  © Роман Ковригин/Сделано у нас

Это позволило не только значительно уменьшить время и себестоимость подготовки двигателя к испытаниям, но и использовать один стенд для испытаний разных двигателей, просто применяя соответствующий типу двигателя адаптер.

На стенде двигатель проходит проверку во всех режимах его работы. Для серийного двигателя снимается до 200 параметров его работы, но в режиме испытаний опытного двигателя может сниматься до 1200 параметров.

  • Двигатель ПС-90А на испытательном стенде  © Роман Ковригин/Сделано у нас

  • Двигатель ПС-90А на испытательном стенде
  •  © Роман Ковригин/Сделано у нас

Монтаж всех систем был завершен в прошлом году, сейчас здесь установлен технологический двигатель, на котором испытываются системы стенда, завершаются аттестационные работы — их должны закончить уже в сентябре. После чего в октябре сюда на испытания встанет первый серийный ПД-14 под номером 14.

Но здесь живут не только ожиданием ПД-14, на самом деле это только разминка перед куда как более глобальной задачей — испытаниями разрабатываемого в России двигателя большой тяги ПД-35. Никогда такой проект в России не реализовывался, и подобными технологиями обладают только две страны в мире. Двигатели такой размерности и таких характеристик испытывать у сейчас нас негде. Негде испытывать и сам двигатель, негде испытывать его узлы и детали. Поэтому для того, чтобы создать ПД-35, новая испытательная база для него просто необходима. Для этих целей ЗИС совсем скоро ждет глобальная реконструкция.

  •   © Роман Ковригин/Сделано у нас

  •  © Роман Ковригин/Сделано у нас

Нам показали примерный план реконструкции и он поражает. Площадь помещений ЗИС будет увеличена в несколько раз. Для нового строительства будут использованы как свободные площади на нынешней территории комплекса, так и новые земли, примыкающие к станции. В рамках программы будет построено порядка семи испытательных стендов различного назначения. В том числе и полноразмерные испытательные стенды — закрытый испытательный стенд, похожий на тот, о котором я рассказал, только значительно больших размеров, открытый испытательный стенд, похожий на тот, что есть в Рыбинске, а также стенды для испытания отдельных узлов двигателя.

Здесь построят и сборочный комплекс, в котором будет происходить финальная сборка двигателя. Дело в том, что двигатель таких габаритов, а это более четырех метров в диаметре, попросту невозможно перевозить по дорогам общего назначения, а значит нельзя доставить его на ЗИС с завода целиком. Поэтому двигатель будут доставлять по частям, а потом собирать здесь на месте. Плюс будут построены вертолетные площадки, подстанция на 50 МВт и другие сооружения.

Стоимость строительства оценивается в 20 млрд рублей. Большие деньги! Впрочем, это всего лишь стоимость одного стадиона к Чемпионату Мира, к примеру, в Ростове-на-Дону. Но важность программы ПД-35 для всей страны громадна. Некоторые думают, что ПД-35 лишь отмасштабированная версия ПД-14. Но это не так. Обычным масштабированием если и удастся добиться параметров современных моторов, то уж точно не получится угнаться за двигателями будущего — и по окончании такой разработки ПД-35 бы безнадежно отстал. Поэтому, конечно, опираясь на опыт предыдущих разработок, ПД-35 все же будет разрабатываться как самостоятельный продукт. И даже глядя на масштаб задач по испытательной инфраструктуре для нового двигателя, можно представить масштаб всей программы.

  • Все это появится примерно вот здесь  © Роман Ковригин/Сделано у нас

  • Все это появится примерно вот здесь
  •  © Роман Ковригин/Сделано у нас

И тут возникает вопрос: а стоит ли овчинка выделки. Не проще ли купить готовый двигатель, ведь их не так то много и нужно, это же не массовый сегмент, для которого предназначен ПД-14, это относительно узкий и малочисленный сегмент широкофюзеляжных самолетов.

Но здесь в Перми вопрос так не стоит. И вопросы экономической целесообразности, отходят на второй план, так как подобные задачи не ограничиваются бухгалтерским подсчетом дебета с кредитом. Грандиозные амбициозные проекты двигают всю страну, двигают науку, промышленность, конструкторскую школу, авторитет государства в мире.

Проект ПД-35 не измерить деньгами — прежде всего это проект развития, который позволит многим конструкторским бюро, проектным институтам, НИИ, промышленности страны подняться на совершенно новый уровень, взойти на новую технологическую ступень.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 25
    Jonatan01 Jonatan01
    20.09.1813:25:22

    «Грандиозные амбициозные проекты двигают всю страну, двигают науку, промышленность, конструкторскую школу, авторитет государства в мире.

    Проект ПД-35 не измерить деньгами, прежде всего это проект развития, который позволит многим конструкторским бюро, проектным институтам, НИИ, промышленности страны подняться на совершенно новый уровень, взойти на новую технологическую ступень.»    

    • 11
      Валерий Кузнецов Валерий Кузнецов
      20.09.1823:00:44

      Нет такого вопроса (про овчинку) даже у фермера, если фепмер с головой. По стадиону, можно дискутировать. По новейшим технологиям, тем более по движкам, для нашей страны с ее территориями потенциалом и здоровыми, для уважающей себя страны амбициями, нет и не может быть такого вопроса. Только такие проекты двигают страну и экономику вперед. Можно конечно и по холопской, либеральной психологии, прислониться к сильным мира сего и качать ресурсы. Но, это себя, не уважать. Для тех, кто родился и воспитывался в Советском Союзе, такая рабская психология равносильна предательству самого себя. Хватит нам позора 90-х. С уважением.

    • Комментарий удален
      • 0
        Нет аватара Хавиланд
        21.09.1802:38:41

        Честно говоря, не совсем понимаю, почему «ПД» это убыточное дело. Я не говорю сейчас про общее развитие промышленности, эффект синергии, локомотив двигающий науку и т. д. Нет, это само собой разумеющееся. Я именно про коммерческую составляющую, — почему «ПД» посчитали убыточным? Или речь про то, что на окупаемость выйдет не сразу? Тогда конечно согласен. Но в итоге всё должно окупится.

        Возможно я конечно заблуждаюсь, но, на мой дилетантский взгляд, «ПД» это коммерческий проект и априори не может быть убыточным. И не будет. Причем я даже не про ПД-14 который автор новости отнёс к «массовому сегменту» подразумевая, что там овчинка выделки стоит, я говорю про ПД-35. По словам автора «это относительно узкий и малочисленный сегмент широкофюзеляжных самолетов». Но так ли этот сегмент узок?

        Только нам считай до сотни «широкофюзеляжников» потребуется(а может и больше), уже должно хватить чтоб окупить вливания. А ведь есть ещё Китай. Имею в виду наш совместный российско-китайский ШФДМС, на него ведь наверняка именно этот движок пойдёт, а китайский рынок это прорва. Сколько у них потребность, 500 машин? 900? Не суть, понятно, что много. И, даже если на самолет будут разные двигатели ставить(по примеру МС-21), в любом случае ПД-35 потребуется немало. Да и за рубеж наверняка продавать будут. А в перспективе могут и совсем новые рынки сбыта появится, Африка тоже не всегда нищей будет. Это не всё, — где-то там, в перспективе, новый тяжелый транспортник потребуется и туда этот двиг(либо производные от него) пойдёт. Там же, в перспективе, ПАК ДА появится, и там тоже этот двиг потребуется. В общем, не такой уж и «узкий» сегмент получается. На мой взгляд двигатель окупится и никак иначе.

        Отредактировано: Хавиланд~02:41 21.09.18
        • 0
          rvk rvk
          21.09.1802:46:35

          Китай свой двигатель делает, и испытательную базу, которую мы только задумали, они уже построили, только в 4 раза большую.

          • 0
            Нет аватара Хавиланд
            21.09.1803:09:33

            То есть на совместный ШФДМС ПД-35 не будет ставится? Или будет?

            Я ведь сразу оговорил про разные движки. На МС-21 ПиУ ставят, однако и ПД-14 тоже, почему на ШФДМС не так? Пускай китайцы свой двиг делают, наверняка ПД-35 тоже будет задействован.

            • 0
              rvk rvk
              27.09.1820:56:02

              на совместный ШФДМС ПД-35 не будет ставится?

              Я думаю будет. Прежде всего потому, что Китай, я уверен, ближайшие лет 30-40 такой двигатель не сделает. Это мое мнение, хотя сотрудники завода и ЗИС более политкорректны в своих оценках, но то что они от нас сильно отстают именно в разработке двигателя, хотя и опережают в инфраструктуре для его разработки, это не секрет.

              Но если же Китай все же сделает свой двигатель, то они бут ставить свой на самолеты для своего рынка. В любом случае они хотят сделать именно свой двигатель, и на это уже выделяют громадные деньги.

        • Комментарий удален
        • 1
          lexat7 lexat7
          21.09.1810:46:39

          А если говорить о технологии ГТД в целом, то можно вспомнить и о промышленных газотурбинных установках и о корабельных. А для нашей страны с такими запасами природного газа, это «немалочисленный сегмент», а также мечтами о полноценном океанском флоте. Останавливаться нельзя ни в коем случае! Только вперед.

          P. S. Роману: плакат зачетный «У будущего есть имя ПД-35".

  • 4
    Е.Юрий Е.Юрий
    20.09.1816:12:16

             

  • 2
    Михаил Сергеев Михаил Сергеев
    20.09.1820:27:13

       

  • 5
    Нет аватара commandor
    21.09.1800:21:29

    даешь ПД-35!

    •  © ic.pics.livejournal.com

    Отредактировано: commandor~00:25 21.09.18
  • 0
    Fedor Zainc
    21.09.1810:00:51

    Хорошо хоть в «Живописном лесу» Я 15 лет прожил в 400 метрах от испытательного стенда этого завода,врагу не пожелаешь,стенд в районе троллейбусного депо стоял и как раз около забора ограждающего завод,рев на всю округу )))

    Отредактировано: Fedor Zainc~10:03 21.09.18
  • Комментарий удален
  • 0
    Sergey Kozlov Sergey Kozlov
    25.09.1815:03:54

    Выглядит непрактичным собирать ПД-35 на месте только из-за того, что его невозможно доставить по дорогам целиком. После испытаний ведь опять разбирать. Рядом Кама — могли бы водным транспортом доставлять, или ВПП построить.

    • 0
      rvk rvk
      27.09.1820:50:58

      Мы обсуждали эти варианты. Но наиболее практично именно сборка и разборка двигателя. Тем более что там будут довольно крупные части, его полностью разбирать не будут. Кама конечно вариант, но надо его сначала до Камы доставить, а потом от Камы. Еще вариант перевозка на подвесе вертолета, но все же кается проще двигатель собрать-разобрать.

      • 0
        Sergey Kozlov Sergey Kozlov
        28.09.1808:20:28

        Передумать разбирать вполне можно и после получения опыта первой разборки.    

        Нашёл на карте где это место. Где-то 3 км дороги, грунтовка миллионов 30 выйдет, плюс пристань.

        Ну или вертолётом грузить прямо на баржу.     Что, кстати, дешевле всего выходит.

        Вот нет грузовых дирижаблей, а задача как раз для них.

        Отредактировано: Sergey Kozlov~08:38 28.09.18
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,