102

«Цитадель» российского ракетостроения

Текст: Елена Бионышева-АбрамоваФото: Алексей Клиндухов

«Цитадель» российского ракетостроения, «Завод № 1» по производству ракет-носителей и отечественных научных спутников долгие годы оставался секретным и поэтому — закрытым. Однако в начале этой весны нам удалось попасть на это предприятие. Здесь, в РКЦ «Прогресс» в Самаре, многие годы стабильно совершенствуют технологии, надежность ракет-носителей, увеличивают срок службы спутников и точность передачи информации.

  •  © vk.com

Боковые блоки

Рассказывает заместитель генерального конструктора по научной работе АО «РКЦ «Прогресс», Евгений Владимирович Космодемьянский:  — Наше предприятие уже более 120 лет выпускает самую передовую для своего времени технику. Сегодня, основная продукция предприятия — ракеты-носители среднего и легкого класса и космические аппараты дистанционного зондирования Земли научно-хозяйственного назначения.

Мировую известность предприятию принесла РН «Союз», созданная на базе легендарной ракеты Р-7. В настоящее время разработано более 10 модификаций ракет-носителей. Знаменитые «Союз-У», «Союз-ФГ», «Союз-2» в разных модификациях до настоящего времени остаются самым надежным и экономичным средством доставки в космос пилотируемых и грузовых космических кораблей и большинства отечественных космических аппаратов, а также спутников иностранного производства.

  •  © vk.com

Блоки ракет-носителей

С 60-х годов ХХ века предприятие разрабатывает и изготавливает спутники различного назначения. Космические аппараты серии «Ресурс-П» — это спутники дистанционного зондирования Земли с высоким разрешением. Информация, получаемая с этих аппаратов, используется в интересах различных министерств и ведомств, в том числе министерства сельского хозяйства и МЧС.

  •  © vk.com

Центральный блок РН СОЮЗ-2 в цехе общей сборки и испытаний ракет-носителей

Среди высокотехнологичных разработок нового поколения стоит отметить спутник «Обзор-Р». Это космический аппарат радиолокационного назначения. С помощью этого аппарата мы сможем наблюдать Землю в любую погоду и независимо времени суток. Такая информация очень важна для потребителя. Сейчас этот аппарат проходит испытания и по их окончании будет запущен.

Большое внимание наше предприятие уделяет разработке малых космических аппаратов. Это очень интересное направление, которое мы осваиваем с привлечением студентов и аспирантов вузов. Среди таких аппаратов — «Аист-2Д». Он был запущен два года назад и сейчас активно эксплуатируется. В рамках работы с этим аппаратом предприятие активно выходит на дистрибьюцию космической информации, в том числе для зарубежных заказчиков. Такая информация всегда находит потребителя, и мы надеемся на расширение этой линейки.

  •  © vk.com

Первая ступень РН СОЮЗ

На предприятии работает большое количество молодежи, научных кадров, высококвалифицированных специалистов как рабочих, так и инженерных профессий. Сегодня у нас работает 117 кандидатов и докторов технических наук, 66 человек обучаются в аспирантуре. В РКЦ «Прогресс» большое внимание уделяется стимулированию научного творчества, развития компетенций и стремления к работе.

  •  © vk.com

Монтаж бортовой аппаратуры

  •  © vk.com

Боковые Блоки РН СОЮЗ

  •  © vk.com

Монтаж элементов пневмогидросистемы

В этом году мы празднуем двадцатилетие МКС. Сегодня с помощью наших ракет-носителей на станцию доставляются пилотируемые космические корабли и грузовики «Прогресс-МС», обеспечивается работа и функционирование космонавтов на орбите.

  •  © vk.com

В сборочном цехе

  •  © vk.com

Сборка хвостовых отсеков блоков первой ступени ракеты-носителя

  •  © vk.com

Проверка стыкуемости второй и третьей ступеней

  •  © vk.com

Участок сборки третьей ступени ракеты-носителя

Сегодня на предприятии создается ракета-носитель среднего класса «Союз-5», в последующем ее первая ступень будет использоваться в составе сверхтяжелой ракеты. О разработке РН «Союз-5» рассказал Александр Черевань, главный конструктор РН «Союз-5» АО «РКЦ «Прогресс»:  — Космический ракетный комплекс с ракетой-носителем среднего класса «Союз-5» планируется создать на космодроме «Байконур». Его будут использовать для запусков автоматических космических аппаратов с применением разгонного блока и для запусков пилотируемого транспортного корабля нового поколения «Федерация». Эта работа организована ГК «Роскосмос», разработчиком комплекса является ПАО «РКК «Энергия». А наше предприятие в этом проекте — головной исполнитель работ в части создания самого носителя «Союз-5». В разработке комплекса участвует также ФГУП «ЦЭНКИ», а именно филиал ФГУП «ЦЭНКИ» — НИИ СК, который отвечает за создание стартового и технического комплексов на космодроме «Байконур».

  •  © vk.com

Двигательная установка РН СОЮЗ-2

  •  © vk.com

Транспортировка блока ракеты-носителя в цехе

  •  © vk.com

Транспортировка блока ракеты-носителя в цехе общей сборки и испытаний ракет-носителей

  •  © vk.com

Перемещение третьей ступени на участок сборки

РН «Союз-5» будет способна выводить с космодрома «Байконур» на низкую околоземную орбиту порядка 18 тонн полезной нагрузки, а также для выведения пилотируемого транспортного корабля «Федерация» на соответствующую орбиту. Нашему предприятию было выдано техническое задание на разработку эскизного проекта. В прошлом году он был разработан, защищен на заседании научно-технического совета АО «РКЦ «Прогресс» и представлен в ГК «Роскосмос» для получения заключения.

Следующая фаза работы — подготовка конструкторской документации. Ракета-носитель «Союз-5» будет двухступенчатой с последовательным расположением ступеней. В работе будут использованы экологически чистые компоненты топлива. Сроки на разработку и производство очень сжатые. К середине 2022 года должен быть произведен первый пуск ракеты-носителя с космодрома «Байконур». А в конце 2022 года, по планам «Роскосмоса» и РКК «Энергия», пилотируемый корабль «Федерация» планируется запустить в беспилотном варианте.

  •  © vk.com

Контроль сборки изделия

  •  © vk.com

Контрольно-испытательная станция

  •  © vk.com

Испытание блока ракеты- носителя

  •  © vk.com

Малярные камеры

  •  © vk.com

Участок погрузки изделия

  •  © vk.com

Цех общей сборки и испытаний ракет-носителей

  •  © vk.com

Цех окончательной сборки и испытаний ракет-носителей АО РКЦ Прогресс

Из чего и как делают космическую технику рассказывает Андрей Владимирович Корчагин, начальник механического цеха АО «РКЦ «Прогресс»:  — Главное направление работы нашего цеха — это изготовление широкого спектра деталей для ракет-носителей и космических аппаратов.

  •  © vk.com

Крыльчатка, изготовленная на пятиосевом фрезерном обрабатывающем центре

Современные тенденции ракетно-космического машиностроения — это повышение качества изделий. Все это влечет за собой усложнение конструкций и применение кардинально иных идей в проектировании и производстве ракетно-космической техники. Мы стремимся применять новейшие материалы, новые технологии и повышать точностные характеристики при изготовлении продукции.

  •  © vk.com

Обработка детали

В 2000-х годах было принято решение о переоснащении цеха. Так был образован новый участок производства, на котором установлены трех и пяти-осевые токарные и фрезерные многофункциональные обрабатывающие центры с числовым программным управлением. Теперь здесь проводится высокоточная обработка деталей из разных сплавов и композитных материалов. А при фрезеровке и точении деталей мы достигаем точности в несколько тысячных долей миллиметра, что в десятки раз меньше, чем толщина человеческого волоса.

  •  © vk.com

Карусельно-фрезерный станок (состояние после обработки шпангоута)

В цехе трудятся, в основном, молодые рабочие, которые пришли на предприятие еще учениками операторов и наладчиков станков. Большинство из них по-настоящему хотели освоить профессию и связать свою жизнь с космосом. И им это удалось. Все молодые специалисты прошли этап обучения в отделе подготовки кадров нашего предприятия, затем стажировку под руководством опытных наставников, и теперь сами выступают в роли наставников для новых поколений рабочих предприятия.

Как и все части летательного аппарата, микросхемы также собираются вручную, говорит Максим Юрьевич Быков, заместитель начальника цеха изготовления и испытаний датчиковой аппаратуры, приборов и систем АО «РКЦ «Прогресс».

Участок поверхностного монтажа — это начало производственного процесса изготовления микроэлектронной аппаратуры. Он небольшой, оснащен современным автоматизированным оборудованием и позволяет коллективу из 6 человек работать быстро и качественно. За один цикл, на плату напаивается до четырех тысяч радиоэлементов, от миллиметровых чипов, до увесистых микросхем.

  •  © vk.com

Монтаж оптико-электронных преобразователей

  •  © vk.com

Прозвонка печатных плат

  •  © vk.com

Раскладка жгута на блоке

  •  © vk.com

Установка для нанесения паяльной пасты с помощью трафаретов и контроль качества нанесения пасты

Продукция нашего цеха проходит комплекс испытаний: электрические проверки, испытания при повышенной и пониженной температурах, механическое воздействие и прочие воздействия окружающей среды. Большинство приспособлений имеет огромные размеры и внушительную массу, поэтому, в основном, тут работают мужчины от 20 до 40 лет. Но есть и «ветераны» испытательного участка, которые могут дать фору молодым парням.

  •  © vk.com

Подсчет количества ЧИП-компонентов в ленте

  •  © vk.com

Оптический контроль при увеличении х10

  •  © vk.com

Рентген-контроль

  •  © vk.com

Виброиспытания кабелей

Есть у нас и совершенно уникальный участок производства — «чистая комната» для прецизионной установки матриц ФПЗС. В помещении имеет право работать ограниченный круг специалистов, не более четырех одновременно. В комнате установлены автономные системы кондиционирования и вентиляции воздуха. На участке есть сверхточный микроскоп, способный позиционировать микросхемы с точность до 1мкм.

  •  © vk.com

Чистовая комната. Прецизионная установка матриц ФПЗС

Об истории завода нам рассказал заместитель генерального директора по персоналу АО «РКЦ «Прогресс» Виктор Алексеевич Игуменов:  — Нашему предприятию скоро исполнится 125 лет и образовано оно было на московской земле. Начиналось все с мастерской по изготовлению велосипедов, которая к 1900 году выросла в завод с названием «Дукс», что значит «первый». «Дукс» выпускал автомобили и аэросани, а с 1909 года дирижабли и самолеты. В 1919 году предприятие было переименовано в Государственный авиационный завод № 1, который стал крупнейшим в стране по производству передовых образцов авиационной техники.

  •  © vk.com

Музей истории предприятия

В Москве завод располагался рядом с Ходынским полем. Осенью 1941 года он был эвакуирован в Куйбышев (ныне Самара), где в самые короткие сроки удалось организовать производство легендарных штурмовиков Ил-2. Работники нашего предприятия внесли большой вклад в разгром фашистских захватчиков. С 1941-1945 гг. заводом было выпущено более 16 тысяч боевых машин. В послевоенные годы предприятие наладило производство реактивных истребителей МиГ-9, МиГ-15, Ту-16, которые стали лучшими для своего времени.

  •  © vk.com

Зал музея истории предприятия, посвященный второй мировой войне

В 1958 году Государственный авиационный завод № 1 был перепрофилирован на выпуск ракетно-космической техники. Так что именно с этого времени идет отсчет, так сказать, нашей «космической эры». Благодаря героической работе коллектива, успешно освоившего серийное производство ракет Р-7, мы внесли большой вклад в создание ядерного щита нашей Родины. Если говорить о заводе сегодня, то нельзя не рассказать о наших людях. Самое ценное, что у нас есть — это наши специалисты. У нас несколько подходов в кадровой политике предприятия. Первое — это подготовка кадров, профессиональная ориентация школьников самарских школ.

  •  © vk.com

Макет ракеты-носителя СОЮЗ-ФГ на территории предприятия

Кроме этого, мы ежегодно принимаем на работу на лето около 200 детей наших сотрудников. За каникулы они могут немного заработать, а главное — познакомиться с производством. Впоследствии ребята по целевым направлениям учатся в профильных учебных заведениях, а потом приходят работать на «Прогресс». В этой программе мы участвуем уже на протяжении десяти лет и это приносит свои плоды. Число сотрудников в возрасте до 30 лет выросло до 20 процентов. На предприятии трудятся много династий.

РКЦ «Прогресс» — флагман космического машиностроения. Сотрудники говорят: «Наше предприятие знает весь мир. Мы осуществляем пуски ракет-носителей с четырех космодромов: «Байконур» в Казахстане, «Плесецк» в Архангельской области, «Гвианский космический центр» в Южной Америке, «Восточный» в Амурской области. Специалисты РКЦ «Прогресс» уверены, что в последующие годы, предприятие продолжит выпускать современную космическую технику.

  •  © vk.com

Макет многоразовой транспортной космической системы ЭНЕРГИЯ-БУРАН на территории предприятия

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 8
    Нет аватара Рыбак
    12.02.1916:02:19

    Сандалики есть! Наши ребята!    

  • 8
    oleg repin oleg repin
    12.02.1917:12:14

    Прекрасный репортаж! Спасибо автору. Интересно, а какой уровень зарплат у молодых людей на этих фотографиях? Обилие молодёжи на предприятии — это как бальзам на душу! Особенно по сравнению с фоторепортажем на этом сайте про льняное производство — земля и небо.

    • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
      • 10
        Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
        12.02.1921:54:00

        может один из таких «молодых» и забил вверх тормашками тогда датчик которые урыл ракету с кучей спутников, или такой же молодой что-то сумничал и «уронили» союз с экипажем на МКС?

        Как бы помягче… Процитирую классика:" Когда вы говорите, кажется что вы бредите!"

        Понимаю, надо набросить про «упаливсеракеты». Но даже в этом нехитром деле вы не профессионал. Наверное, потому что молодой?   

        • -4
          megajob megajob
          13.02.1901:39:13

              Спасибо за «молодого»       

          А на счет бреда, это я что ли придумал про «забитый верх тормашками датчик отвечавший за ориентацию» вроде и из-за чего тогда или протон, или союз тогда упал. Вот уж не поверю что бы проработавшый более 20 лет сорокалетний работник стал бы «забивать» то что не лезет! Ему бы хватило ума предположить что что-то не так и хотя бы не «усердствовать». Это я вам как «сорокалетний» говорю, с возростом приходит не только Опыт, но и понимание что если что-то идет не как всегда — то не надо применять «силу».    

          • Нет аватара flankern
            13.02.1903:01:44

            Знаете, бывает по разному. И от сороколетних иногда такое увидишь. Предположить то может ему ума бы хватило, а вот забить на то что что-то не так он вполне мог. Т. е. вполне возможен подход «да че тут сижу уже 20 лет, тыкаю запчасти с похмелья, платят всё недостаточно — жена недовольна. Да и теща задолбала. Хрен бы с ним. И так взлетит.»

      • Нет аватара siberia2012
        13.02.1908:04:41

        Откуда эта чушь про «неверно забитый верхтормашками датчик»? Можно ссылочку? Сорок лет, а всё мозги включать не научился, как бабка судачишь у подъезда.

        Есть же результаты официального расследования в открытом доступе, можете почитать.

        Первый замглавы «Роскосмоса» Александр Иванов назвал причину неудачного пуска с космодрома Восточный ракеты «Союз» с 19 спутниками.

        По его словам, речь идет о «несовершенстве алгоритмов программного обеспечения системы управления разгонного блока «Фрегат" и неверных азимутах пуска. Это привело к тому, что ориентацию блока после отделения от ракеты-носителя определили некорректно.

        «При этом существующие методы математического моделирования не могли выявить подобной ошибки», — сказал Иванов журналистам.

        Комиссия госкорпорации под руководством замдиректора ЦНИИмаш завершила расследование 11 декабря. По ее результатам никаких замечаний к работе космодрома не было. Кроме того, "Союз», «Фрегат» и его составные части, а также двигательная установка отработали согласно заложенному алгоритму.

        Однако, продолжил первый замглавы «Роскосмоса», из-за совокупности указанных причин «в момент отделения разгонного блока от носителя ошибка по вращению составляла 363 градуса». «Фрегат» начал разворот, но не успел его сделать, поскольку включился маршевый двигатель. Он придал импульс при неверно ориентированном блоке, и «Фрегат» начал падать.

        Как указал Иванов, к аварии привела разница подходов к проектированию систем управления разгонного блока и «Союза». «Здесь напоролись на разницу двух школ. НПО автоматики производит систему управления ракеты-носителя и школа НПЦАП — системы управления разгонными блоками. <…> Нестыковка заложена еще 20 лет назад», — сказал Иванов.

        При первом пуске с Восточного полезная нагрузка также выводилась на солнечно-синхронную орбиту. Аварии удалось избежать, так как с ракетой «Союз-2.1а» использовался разгонный блок «Волга».

        Как отметил глава «Роскосмоса» Игорь Комаров, анализ произошедшего привел комиссию к обнаружению проблем, которые ранее не исследовались.

        «Мы столкнулись даже не с тем, что перевернули датчики угловых скоростей, и не с тем, что перепутали припой при сварке, и даже не халатностью и отсутствием дисциплины на производстве, а с особенностями алгоритма программного обеспечения, который составлялся порядка 20 лет назад и успешно применялся 62 раза при работе разгонного блока «Фрегат» с других космодромов», — констатировал он.

        Особенность данного пуска именно в сочетании «Союз» — «Фрегат» — Восточный, добавил Комаров.

        Отредактировано: siberia2012~08:08 13.02.19
        • Николай Николаев Николай Николаев
          13.02.1910:05:30

          Протон авария акселерометр — вбить в поиск.

          • Нет аватара AbrValg
            13.02.1910:36:45

            Только вот протоны не на этом заводе делают. Так что наброс мимо кассы вышел.

        • megajob megajob
          13.02.1914:54:54

          Вы и на мой комент про молодых ошиблись и вообще.    . Любой начальник среднего звена, вам четко объяснит разницу «ошибо» молодых сотрудников и «опытных». Да да и те и другие ошибаются и косячат, но только молодые могут «впихивать невпихуемое», только новички могут «пальцы в розетку». Опытные «ошибаются» на снижение внимания — не пристегнуть страховку, не заземлить «да я на пару минут включу», не дождаться разрешения оператора БЩУ и войти в ячейку        (хороший, опытный начальник так, того в общем).

          Да у меня в комментарии собраны самые «выдающиеся косяки» последних лет, хотя нужно добавить «плохо закрепили части ракеты в специальной перевозке и УРОНИЛИ по дороге на Байконур, чего НИ РАЗУ не было за все годы существования космодрома. Я прекрасно помню о страшных авариях в нашем «космосе», но вот от сообщений последних лет 15 из космической отрасли — у обывателя (у меня лично) стойкое ощущение падения уровня компетенции персонала.

          Да я могу и скорее всего ошибаюсь    , ну так чего вы ожидаете от людей которые свое мнение составляют из слухов, неароверенной и скандальной инфы (ибо это не наша сфера по жизни)?

          • Олег Сайтхужин Олег Сайтхужин
            15.02.1911:03:30

            В случае с датчиком вообще все мутно — чувак на расследовании сказал что сделал специальный переходник чтобы датчик можно было жопомкверху поставить. Ничего не напоминает?

            • megajob megajob
              15.02.1917:06:15

              Или я тупой или это что действительно была умышленная Диверсия?    

      • Нет аватара AbrValg
        13.02.1910:34:29

        Любители поплакать как всё плохо в любой ситуации найдут, к чему прицепиться. Нет молодёжи на предприятии — «Плохо, остались одни старики, они уйдут и российской космонавтике конец». Есть молодёжь на предприятии — «Плохо, они неопытные, из-за этого ракеты падают». Какой отсюда вывод? Пчёлы везде видят цветы, а мухи — дерьмо. Каждый ищет то, что ему ближе.

      • Нет аватара Мафусаил
        14.02.1913:05:06

        megajob, те кто сейчас пожилой, были в СССР молодежью!!! Вы таку простите ХЕРЬ несете!!! Вас точно на списание пора!!! Жирный минус вам —-

  • 6
    Kolyda Kolyda
    12.02.1920:43:52

    Замечательный репортаж, спасибо!

  • 6
    Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
    12.02.1921:55:02

    Спасибо за отличный фоторепортаж!   

  • Замир Мелисбекович
    13.02.1904:57:02

    Огромное Спасибо автору!

    Сколько же ракет там? Наверно готовят носители для новых спутников, чтоб в будущем была связь (аналог Интернета). А то в новостях слышал что, будто Западники могут отключить от всеМирной сети.

    Ещё паз автору Спасибо!   

    • Нет аватара Вячеслав_К
      13.02.1906:33:09

      «…будто Западники могут отключить от всеМирной сети."

      Это наши дебилы-депутаты по наводке сами знаете кого решили отключить Россию от всемирной сети.

      • shigorin shigorin
        14.02.1914:30:01

        Вот этого «недебила» (правда, и недепутата, зато набросчика) я бы отключил отседова прям щас: у него всё равно не хватило мозгов даже понять, о чём вообще звон.

        А знакомые сетевики, знакомые со смыслом термина AS, инициативу о повышении устойчивости рунета как раз одобряют -- мол, «давно пора».

  • Нет аватара Вячеслав_К
    13.02.1906:30:59

    «…стабильно совершенствуют технологии, надежность ракет-носителей…"

    Падают ракеты, правда, тоже стабильно.    

  • Нет аватара opt1mist
    13.02.1907:08:52

    Меня больше всего удивила безопорная конструкция центральной рельсы кран — балки: вес держит каркас кровли здания, не встречал подобного.    

    Вопрос: почему для запуска союз-5 планируют использовать площадку на Байконуре, ведь наверняка это потребует строительства дополнительного стартового стола, не целесообразнее ли модернизировать площадку на Восточном?

    Отредактировано: opt1mist~07:17 13.02.19
    • Нет аватара BRO
      13.02.1908:32:55

      С Байконура можно бОльший вес запускать, а стоимость пуска имеет значение.

      • Нет аватара opt1mist
        13.02.1909:37:52

        А также насколько помню имеет значение гарантия доступа к стартовому комплексу, для чего и строили Восточный, причем изначально понимая, что в силу географического положения полезная нагрузка будет ниже.

        Либо это временное решение, что бы дать время на подготовку стартовой позиции «Енисея» на Восточном.

        Отредактировано: opt1mist~09:38 13.02.19
  • Сергей Пышненко
    13.02.1907:18:44

    Отличная работа. Вот насчет строительства пускового комплекса для Союз 5 на Байконуре, считаю неправильным, надо развивать Восточный космодром, свой. Не стоит зависеть от партнера, может боком обойтись.

    • Нет аватара Rockets
      13.02.1910:53:30

      Байконуре, считаю неправильным, надо развивать Восточный космодром, свой.

      Что бы по пусковым параметрам сравнятся с Байконуром, нужно строить космодром в Крыму.

      Крым даже чутка южнее Байконура.

      • Нет аватара opt1mist
        13.02.1911:25:42

        Получился бы наш аналог мыса Канаверал, но почему-то СССР этого не сделал, видимо член НАТО на том берегу помешал.

        Отредактировано: opt1mist~11:54 13.02.19
        • Олег Сайтхужин Олег Сайтхужин
          15.02.1911:06:13

          Потому что ракеты стартуют и летят с лева-направо. В случае Крыма траектория пролегла бы над густонаселенными территориями.

      • Нет аватара Мафусаил
        14.02.1912:57:33

        Rockets, +++

  • Нет аватара Мафусаил
    14.02.1912:52:04

    Самара, такая промышленость сосредоточена и ракеты и нефтянка, но почему ты не красивая!??

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,