130

Экспортные достижения машиностроения России в 2018 г. Часть 2: оборудование и техника

Продолжение обзора по достижениям российского машиностроения в 2018 г. в экспорте, составившем рекордную величину 33,4 млрд долл. Здесь рассмотрим различное оборудование и технику для отраслей хозяйства.

Часть 1: транспортные средства

  •  © iz-kartex.com

Энергетическое и электрическое оборудование

Экспорт электрических двигателей и генераторов в 2018 г. вырос на 46% до 373 млн долл. Это лучший показатель по крайней мере с середины 1990-х гг., прежний пик составлял 296 млн долл. в 2011 г.

Экспорт паровых турбин в 2018 г. вырос в 3,5 раза до 224 млн долл., что стало новым максимум для новейшей истории России. Почти половина рекорда — турбина для очередного блока АЭС «Куданкулам» Индии.

Экспорт трансформаторов в 2018 г. вырос на 68% до 110 млн долл., это лучший показатель по крайней мере с середины 1990-х гг. Основной рост дали мощные и особо мощные трансформаторы.

Экспорт осветительного оборудования (от настольных ламп до прожекторов) в 2018 г. вырос на 9,5% до 91 млн долл. Это лучший результат в новейшей истории России, немного уступающий пикам 2011 и 2014 гг. (73 и 71 млн долл. соответственно).

Экспорт котлов центрального отопления в 2018 г. вырос на 13,5% до 35 млн долл., улучшив прошлогодний максимум для новейшей истории России. Вполне возможно, что рекорд исторический — в середине 1990-х гг. экспорт составлял в среднем всего лишь 2 млн долл. в год, и маловероятно, чтобы за 5-10 лет до этого он был в 20 раз больше.

Двигатели

Экспорт турбореактивных двигателей в 2018 г. вырос на 7,1% до 1657 млн долл. Это новый исторический максимум, превзошедший прежний пик 2013 г. (1603 млн долл.). При этом в количественном выражении повторён рекорд прошлого года — 447 штук. Кроме того, 307 млн долл. составил экспорт частей турбореактивных и турбовинтовых двигателей, что тоже стало новым историческим максимумом, существенно превзошедшим прежнее достижение 2010 г. (288 млн долл.). Россия входит в десятку ведущих мировых экспортёров турбореактивных двигателей.

  •  © Фото из открытых источников

Экспорт реактивных двигателей в 2018 г. немного снизился по сравнению с рекордным показателем предыдущего года, составив 288 млн долл. (-1,4%). При этом рубеж 200 млн долл. был впервые преодолен только в 2015 г. Россия — крупнейший в мире экспортёр реактивных двигателей.

Экспорт бензиновых двигателей в 2018 г. вырос в 5,2 раза до 96 млн долл., это лучший показатель по крайней мере с середины 1990-х гг. Благодаря калужскому заводу «Volkswagen» появились существенные поставки в Испанию (стала главным рынком сбыта), Чехию и Польшу.

Экспорт электрооборудования для двигателей внутреннего сгорания в 2018 г. вырос на 7,5% до 70 млн долл. Это третий результат в новейшей истории России, прежний пик 2014 г. равнялся 88 млн долл. Главным рынком сбыта этой продукции выступает (внимание!) Германия.

Отраслевое и универсальное оборудование

Экспорт термического оборудования в 2018 г. вырос на 10% до 572 млн долл. Это новый абсолютный рекорд! Основной объём обеспечивают теплообменники (435 млн долл., свыше 75%), прежде всего по атомным контрактам. Также к термическому оборудованию отнесены промышленные водонагреватели, сушилки, стерилизаторы, аппараты для дистилляции и ректификации, градирни и т. п., а также части.

Экспорт жидкостных насосов (включая части) в 2018 г. вырос на 4,7% до 380 млн долл. Это третий результат в новейшей истории России после показателей 2008 г. (569 млн долл., очень крупная поставка в Казахстан) и 2013 г. (382 млн долл.).

Экспорт трансмиссионного оборудования в 2018 г. вырос на 38% до 222 млн долл. Это третий результат как минимум с середины 1990-х гг., немного уступающий пикам 2008 г. (227 млн долл.) и 2015 г. (224 млн долл.).

Экспорт фильтровального оборудования в 2018 г. составил 191 млн долл. (-11%), что стало третьим результатом в новейшей истории России, после пиков 2017 и 2013 гг. (215 и 211 млн долл. соответственно).

Экспорт подъёмного оборудования (от лебёдок до кранов и погрузчиков) в 2018 г. вырос на 12,5% до 182 млн долл. Это немного уступает пику текущего десятилетия (188 млн долл. в 2013 г.), более высоким в новейшей истории также был экспорт в 2007-2009 гг. Основной прирост дали самоходные подъёмные механизмы, конвейеры и элеваторы, козловые и портальные краны, башенные краны.

Экспорт холодильного оборудования (кроме бытовых холодильников) в 2018 г. вырос на 11,3% до 158 млн долл. Это лучший результат в новейшей истории России, превзошедший прошлогодний рекорд. Наибольшую часть поставок формируют холодильные витрины (90 млн долл.), по которым четвёртый год подряд отмечается значительный прирост.

Экспорт воздушных насосов (включая части) в 2018 г. вырос на 18,1% до 150 млн долл. Это третий результат в новейшей истории России после показателей 2011 г. (256 млн долл., очень крупная поставка в Казахстан) и 2013 г. (163 млн долл.).

Экспорт кондиционеров (включая части) в 2018 г. вырос на 14,3% до 55 млн долл. Это лучший результат в новейшей истории России. Экспорт растёт восьмой год подряд!

Экспорт упаковочного оборудования в 2018 г. вырос в 2,1 раза до 41 млн долл. Это лучший результат с середины 1990-х гг., прежний пик — 28,1 млн долл. в 2013 г.

Техника

Экспорт частей горной и дорожно-строительной техники в 2018 г. вырос на 52% до 201 млн долл. Это лучший результат в новейшей истории России. Локомотивом роста стали кооперационные поставки частей экскаваторов в европейские страны, прежде всего во Францию и Германию.

Экспорт полноповоротных экскаваторов в 2018 г. вырос на 63% до 157 млн долл. Это лучший результат в новейшей истории России, превзошедший прежние пики 2013 и 2008 гг. (по 152 млн долл.).

Экспорт машин для обработки почвы (сеялки, сажалки, рыхлители, бороны и пр., включая части) в 2018 г. вырос на 2,9% до 60 млн долл., немного улучшив прошлогодний рекордный показатель для новейшей истории России — до того экспорт не превышал 40 млн долл.

Прочее

Экспорт пневматического и электроинструмента в 2018 г. вырос на 19,5% до 63 млн долл. В новейшей истории России более высокими были только поставки 2012-2014 гг. (максимум — 77 млн долл. в 2013 г.).

Методологический комментарий

В большинстве случаев мы говорим о достижениях применительно к периоду с 1996 г., по которому есть довольно подробная статистика, хотя с большой вероятностью его можно расширять на весь период независимой России (с 1992 г.). Сравнение с советской эпохой затруднено принципиально иными подходами к формированию групп машиностроительной продукции во внешнеторговой статистике и общей её скудостью; тем не менее, по ряду товаров мы имели основания утверждать и исторические максимумы. Достижения по продукции, где доминирует реэкспорт или продажи б/у товара (очень высокая их доля, например, по судам), не рассматривались.

Подготовлено на основе анализа данных ФТС России, Росстата и Trade Map.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 9
    Дэн Могилевич Дэн Могилевич
    22.03.1919:04:52

    Замечательно. Экспорт наше все. Именно экспорт должен стать основой для роста ВВП, а не розница, как было в тучные нулевые.

    • 4
      Нет аватара mrrhyde
      23.03.1914:53:31

      Наш экспорт зависит от благополучия тех стран, куда экспортируются товары. Если там по каким-то причинам возникнет жопа в экономике, то экспорт перестанут брать и жопа уже наступит у нас. Простой пример — кризис в ФРГ лет пять назад, где экспорт составляет почти половину ВВП.

      Так что не надо тут экспорт основой делать    

  • 9
    Сергей Котенко Сергей Котенко
    22.03.1920:06:20

    Лучше конечно внутреннее потребление, но экспорт тоже хорошо.

  • 4
    box320 box320
    22.03.1922:18:43

    Спасибо!

  • 1
    Нет аватара Alkov
    23.03.1901:29:44

    А в штуках?

    • 1
      Нет аватара nabludatel71
      23.03.1916:58:49

      Что вы хотите узнать в штуках? Электрические двигатели, из которых один может быть для игрушечной машинки, а другой — для локомотива? Насосы, из которых один будет качать нефть на месторождении, а другой воду из бутыли?

  • 0
    Иван Кротов Иван Кротов
    23.03.1902:06:20

    судя по выдержкам у нас рост должен быть в машиностроении, но общий показатель вырос незначитьсяно, значит где-то посели

    • 4
      Нет аватара nabludatel71
      23.03.1917:37:07

      В начале 1-й части я указал один из факторов — сжался реэкспорт и продажу б/у техники. Это порядка 0,8 млрд долл. Вычесть их из базы 2017 г. и мы уже получим рост не 1, а 3%.

      Второй аспект, ещё более важный — рекордные отгрузки по линии ВПК в 2017 г. Они примерно на 1,5 млрд долл. превзошли уровень предыдущих лет. Причём тогда ответственные лица сообщали, что буквально в последние дни года закрывались большие контракты. И декабрь реально получился аномально высоким. А сейчас они же говорили о просьбе некоторых заказчиков перенести поставки на начало 2019 г. — и в январе это видно. Это ещё 5% общего роста.

      Поэтому можно говорить о хорошем росте в регулярном гражданском экспорте машиностроения в 2018 г., неравномерности поставок по линии ВПК (специфика, ничего не поделать) и просадке по реэкспорту (бог с ним, он мало что нам даёт). И приведённые в обзоре примеры как раз показывают, что неплохо развивалось машиностроение в прошедшем году в плане экспорта. А ведь была ещё серьёзная девальвация рубля: со странами СНГ мы на 2/3 торгуем за рубли, и одни и те же рубли в марте и сентябре 2018 г. давали совсем разное количество долларов.

  • 8
    OptimoPrincipi OptimoPrincipi
    23.03.1907:35:38

    Забавно, что статистика по промпроизводству вызывает куда меньше эмоций и споров. Вот почему так? По идее здесь нерв должен быть. У меня вот такая дежурная версия сложилась: ностальгирующих по СССР сильно уязвляют успехи нынешней России именно в сх, — хорошо ведь известно что именно на сх СССР по сути сломал шею. Хочется подсознательно принизить нынешние достижения по сх. По промпроизводству такого нерва нет, ветка спит.    

    • 0
      Нет аватара Alexx
      25.03.1919:34:58

      именно на сх СССР по сути сломал шею

      CCCР сломался из-за бездарных и преступных руководителей, начиная с Хрущева. Неудачи в с/х — всего лишь следствие этого

  • 2
    OptimoPrincipi OptimoPrincipi
    23.03.1907:40:04

    Топикстартеру nabludatel71-у: вы упоминали как-то о потенциале роста по машиностроению. По машиностроению ведь также есть своя программа развития экспорта и тоже поставлены цифры роста. Какие, по вашему мнению, позиции имеют большой потенциал в ближайшие годы вырасти? Если говорить именно о прорыве, как о потенциальной экспортной специализации России в мировом разделении труда. Или всё будет расти потихоньку по чуть-чуть без явного лидера?

    • 3
      Нет аватара nabludatel71
      23.03.1917:28:46

      Я говорил о потенциале в промышленности, который гораздо больше чем в АПК. И это без вариантов так. Мировой рынок продукции АПК — 1,5 трлн долл., промышленных товаров — 15 трлн долл. Наш экспорт АПК — 25 млрд, промышленности — 125 млрд.

      Что касается прорывов в маштехе, то особо больших их не будет. В масштабах нашего экспорта может быть устойчивый рост по отдельным товарам на 20-30% в год, но на фоне мировых лидеров это будет не слишком заметно. Собственно, и цель по машиностроению — 60 млрд долл. в 2024 г. — достаточно скромная на мировом фоне. Хотя потенциал в отрасли огромный. Но нужны дешёвые кредиты, активное продвижение на внешних рынках (в т.ч. и через первых лиц), развитие сервиса и, шире, деловой культуры наших предпринимателей в целом, налоговые стимулы для обновления фондов, развитие производства современных материалов и т. д.

      Мы не можем идти азиатским путём (через сборку электроники), и восточноевропейский (тесная кооперация с развитыми соседями в рамках интеграционного блока) нам тоже не подходит. Поэтому нужно предпринимать гораздо больше усилий. Не все на «верху» пока это осознали.

  • 4
    Иван Чубов Иван Чубов
    23.03.1911:27:31

    Порадовали турбореактивные двигатели… по реактивным тоже приятно… ведь основной их покупатель — США XDXDXD

  • 1
    Александр Фантом Александр Фантом
    23.03.1913:16:07

    Спасибо!

  • 3
    Нет аватара AGRas2008
    23.03.1915:37:08

    просто удовольствие получаю, читая такие отчеты (и по работе связан с аналитикой в машиностроении, так что имею пример для подражания    

    Но вот один момент не смог найти/оценить

    «Экспорт упаковочного оборудования в 2018 г. вырос в 2,1 раза» — это за счет кого же из производителей РФ?

    • 2
      Нет аватара nabludatel71
      23.03.1916:56:37

      Спасибо!

      Производителя упаковочного оборудования навскидку не вспомню — позже постараюсь покопаться. Но точно помню, что это реальный производитель и там интересная география — не только и даже не столько СНГ, сколько дальнее зарубежье, в том числе Европа и Тайвань.

    • 1
      Нет аватара nabludatel71
      25.03.1911:10:10

      Да, похоже по этой позиции всё-таки существенная доля б/у оборудования. По 2017 г. получилось примерно 1:4 новое и б/у + реэкспорт, а по 2018 г. наибольший рост из Питера, где в 2017-м была распродажа табачного оборудования. Но наши производители-экспортёры есть:

      "Стеклопак" (Орёл)

      "Бестром" (Красногорск, Моск. обл.)

      "Нотис" (Бердск, Новосибирская обл.)

      "Сигнал-Пак" (Екатеринбург)

      и другие.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,